Человек В Футляре Краткое Содержание (Чехов Антон Павлович) ⚡️ Читать На Ryfma

Чехов Антон Павлович

Другие персонажи

  • Буркин — учитель физкультуры, сосед Беликова, который рассказал свою историю Ивану Ивановичу.
  • Чимша-гималайский Иван Иванович — ветеринарный врач.

Свежий ветер в уездном городке

Новый учитель Михаил Коваленко и его сестра Варенька были полной противоположностью грустному Беликову. Веселые, открытые к новым ощущениям и людям, эти двое вскоре завоевали расположение жителей города.

Однажды директор гимназии отметил именины. Варенька своей песней сумела разбудить даже человека по делу. Увидев это, местным матронам сразу пришла в голову идея жениться на паре. Беликова начали мучить разговорами о том, что такой человек, как он, не должен жить как кабан и что ему нужно жениться.

сама 30-летняя Варя была не против замужества. Он явно одобрял хмурого учителя. Но случайный мужчина, осознавая необходимость жениться, не спешил просить ее руки. Как однажды признался рассказчику Буркин, у Вари очень живой характер, «но брак — дело серьезное».

Первый удар

Остроумный мужчина распространил рисунок, на котором Варджа и Беликов вместе гуляют под зонтиком. Милый трюк всех просто позабавил. Но не человек дела! Для него карикатура с подписью «Влюбленный Антропос» стала настоящим эмоциональным ударом. Сюжет оперы внезапно становится трагичным.

Но нашего героя ждало еще одно испытание: выйдя из спортзала на улице, он неожиданно увидел своих брата и сестру Коваленко, которые бегают, крутят педали на велосипедах и наслаждаются разговором друг с другом. Мужчина в футляре выпрямил ноги из-за этой непристойности. Всю ночь он не мог заснуть и на следующий день рано сделал перерыв.

'Краткое содержание повести Чехова
Беликов сталкивается с братом и сестрой Коваленко на велосипеде

Второй удар

Ярый поклонник форм решил аргументировать Коваленко, что езда на велосипеде неприемлема для учителя физкультуры, а тем более для женщины. Майкл не вмешивался в брачные планы сестры, но мужчина в деле ему не понравился с первой встречи.

Он даже дал ему новое прозвище — «Глитай или Павук» («Упырь или Паук» — намек на одноименную книгу украинского писателя Марка Кропивницкого). Вареньки дома не было, и Михаил, чувствуя, что у него развязаны руки, высказал все, что думал о взглядах этого человека по делу. Он угрожал подать в суд на директора. В ответ Михаил просто опустил дыру со ступенек лестницы.

Человек в футляре краткое содержание

Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в 1898 году. Произведение является первым рассказом писателя «Маленькая трилогия» — цикла, в который также вошли рассказы «Крыжовник» и «О любви». В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает о погибшем учителе языка Беликове, которого всю жизнь пытался заключить в «дело». Автор по-новому интерпретирует образ «маленького человека». Беликов амбициознее гоголевских персонажей, он становится воплощением целого социального явления: «случайности». Вы можете прочитать краткое содержание главы «Человек в кейсе» на нашем сайте. Главные герои Беликов — учитель греческого и латыни («мертвые языки»), «человек в футляре», преподававший в одной гимназии с Буркиным, соседом рассказчика. Варенька — сестра Коваленко, «за тридцать», «высокая, стройная, с черными бровями, красными щеками», «не девочка, а варенье». Коваленко Михаил Саввич — учитель географии и истории, «от украинцев», «молодой, высокий, темнокожий, с огромными руками».

Другие персонажи Буркин — учитель гимнастики, сосед Беликова, который рассказал свою историю Ивану Ивановичу. Чимша-гималайский Иван Иванович — ветеринарный врач.

Резюме

«На окраине села Мироносицкое, в сарае начальника Прокофия, ночевали поздние охотники» — Иван Иванович и Буркин. Мужчины не спали и рассказывали разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как шелушащийся краб или улитка, пытаются залезть в их раковины». Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликова. Его отличало то, что в любую погоду он всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом ватном пальто. На все у Беликова было свое прикрытие: и зонтик, и часы, и перочинный ножик, и даже лицо «казалось в футляре», потому что «спрятал в воротник-стойку» и в очках. «У этого человека было постоянное и непреодолимое желание окружить себя оболочкой, создать, так сказать, футляр от внешних воздействий». Даже его предмет — «мертвые языки» был для учителя своеобразным способом уйти от реальности. Для Беликова понятными были только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от правил приводило его в отчаяние, и его любимым выражением было «что бы ни случилось». Учитель своим недоверием и осторожностью угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка: он бродил по квартирам учителей, сидел тихо и уходил, считая такие посещения своим «комнатным дежурством». Беликов был соседом из Буркины, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в ящике» тоже были «ставни, защелки, целый ряд всяких запретов и — ох, что бы ни случилось!».

Однако Беликов, несмотря на свой характер, чуть не женился. В их школу назначили нового учителя истории и географии: Михаил Саввич, приехавший с сестрой Варенькой, смеющейся женщиной, певицей. Как-то в день рождения директора, увидев рядом Варю и Беликова, учителя подумали, что «хорошо бы на них жениться». Все начали убеждать учительницу в необходимости выйти замуж. Варя тоже не прочь выйти замуж и оказала Беликову «явную услугу». Решив пожениться, Беликов все чаще бывал в Коваленке, но откладывал предложение, поделившись с Буркиным опасениями, что Варя слишком бодр и «брак — это серьезно». Брат Вари с первого дня ненавидел учителя греческого языка, дав ему имя «глитай абож павук», но он не вмешивался в их отношения.

Однако один случай перевернул все с ног на голову. Какой-то шутник нарисовал карикатуру со словами «Влюбленный антропос», изобразив Беликова и Варю, идущих с ним за руку. Розыгрыш при невыясненных обстоятельствах закончился всеми учителями, чиновниками и самим Беликовым. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». Однако, когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был еще мрачнее, так как считал, что женщинам и учителям физкультуры на велосипедах не прилично.

На следующий день Беликов почувствовал себя неважно и тоже впервые ушел из класса. Вечером он поехал в Коваленки, где нашел только своего брата. Беликов пытался объяснить, что езда на велосипеде неприлична, что только разозлило Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить директору о содержании разговора, Коваленко не удержался и позволил Беликову спуститься по лестнице. В этот момент в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что сам Беликов упал, он не удержался и громко засмеялся. Мысль о том, что весь город узнает о случившемся, была так ужасна для учителя, что он, «вернувшись в свой дом, лег и больше не вставал». Через месяц Беликов скончался. Когда он лежал в гробу, выражение его лица было приятным и добрым, «как будто он был рад, что его наконец поместили в ящик, из которого он никогда не выйдет». После его смерти все почувствовали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по-прежнему», «не стало лучше».

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иванович, размышляя над рассказом Беликова, говорит: «Неужели мы живем в городе в удушливом и тесноте, пишем бесполезные документы, играем в жизни — не случайно ли это?».

Заключение В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из главных тем своего творчества: тему «случайности». По мнению автора, это социальное явление отражается в страхе перед окружающим миром, в недоверии, в застенчивости перед лицом чего-то нового и в нежелании впускать это новое в свою жизнь, потому что «что бы ни случилось». На примере Беликова автор гротескно осуждает все недостатки «случайности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

Предлагаемый краткий обзор «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке уроков и тестов по русской литературе.

Короткий пересказ «Человека в футляре» с цитатами

«На окраине села Мироносицкое, в сарае начальника Прокофия, ночевали поздние охотники» — Иван Иванович и Буркин. Мужчины не спали и рассказывали разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как шелушащийся краб или улитка, пытаются залезть в их раковины».

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликова. Его отличало то, что в любую погоду он всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом ватном пальто.

На все у Беликова было свое прикрытие: и зонтик, и часы, и перочинный ножик, и даже лицо «казалось в футляре», потому что «спрятал в воротник-стойку» и в очках. «У этого человека было постоянное и непреодолимое желание окружить себя оболочкой, создать, так сказать, футляр <…> от внешних воздействий». Даже его предмет — «мертвые языки» был для учителя своеобразным способом уйти от реальности.

Для Беликова понятными были только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от правил приводило его в отчаяние, и его любимым выражением было «что бы ни случилось». Учитель своим недоверием и осторожностью угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка: он бродил по квартирам учителей, сидел тихо и уходил, считая такие посещения своим «комнатным дежурством». Беликов был соседом из Буркины, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в ящике» тоже были «ставни, защелки, целый ряд всяких запретов и — ох, что бы ни случилось!».

Однако Беликов, несмотря на свой характер, чуть не женился. В школу был назначен новый учитель истории и географии: Михаил Саввич, приехавший с сестрой Варенькой, смеющейся женщиной, певицей. Как-то в день рождения директора, увидев рядом Варю и Беликова, учителя подумали, что «хорошо бы на них жениться».

Все начали убеждать учительницу в необходимости выйти замуж. Варя тоже не прочь выйти замуж и оказала Беликову «явную услугу». Решив пожениться, Беликов все чаще бывал в Коваленке, но откладывал предложение, поделившись с Буркиным опасениями, что у Варьи вспыльчивый характер и «брак — это серьезно».

Брат Вари с первого дня ненавидел учителя греческого языка, дав ему имя «глитай абож павук», но он не вмешивался в их отношения.

Однако один случай перевернул все с ног на голову. Какой-то шутник нарисовал карикатуру со словами «Влюбленный антропос», изобразив Беликова и Варю, идущих с ним за руку. Розыгрыш при невыясненных обстоятельствах закончился всеми учителями, чиновниками и самим Беликовым. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». Однако, когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был еще мрачнее, так как считал, что женщинам и учителям физкультуры на велосипедах не прилично.

На следующий день Беликов почувствовал себя неважно и тоже впервые ушел из класса. Вечером он поехал в Коваленки, где нашел только своего брата. Беликов пытался объяснить, что езда на велосипеде неприлична, что только разозлило Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить директору о содержании разговора, Коваленко не удержался и позволил Беликову спуститься по лестнице.

В этот момент в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что сам Беликов упал, он не удержался и громко засмеялся. Мысль о том, что о случившемся узнал весь город, была настолько ужасна для учителя, что «еще в своем доме <…> он лег спать и не вставал». Через месяц Беликов скончался. Когда он лежал в гробу, выражение его лица было приятным и добрым, «как будто он был рад, что его наконец поместили в ящик, из которого он никогда не выберется». После его смерти все почувствовали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по-прежнему», «не стало лучше».

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иванович, размышляя над рассказом Беликова, говорит: «Разве это не тот факт, что мы живем в городе, в душном и многолюдном пространстве, пишем бесполезные документы, играем в концерты — это не совпадение?»

Это интересно: Чехов написал рассказ «Анна на шее» в 1895 году. Теория литературы относит произведение к традиции критического реализма. Краткое содержание «Анны на шее» вы можете прочитать на нашем сайте. Несмотря на драматизм сюжета, история не лишена юмора и иронии.

Композиция и конфликт

Состав рассказа не отличается какой-либо сложной формой, напротив, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человек в футляре» не в разделении на главы, а в изложении: это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, о чем рассказывает другу Беликова.

Что касается конфликта, то он присутствует в истории.

  1. Во-первых, это конфликт между «человеком в одном случае» и обществом: они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живет в своем мире, отдельно от окружающего его общества.
  2. Во-вторых, Чехов представляет такого героя, как Михаил Коваленко (веселый, сильный и веселый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они тоже не понимают друг друга, жизнь друг друга расстраивает, в конце концов Беликов не выдерживает сравнения.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Беликов — учитель греческого и латинского языков («мертвые языки»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, соседом рассказчика.
  • Варенька — сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, с черными бровями, красными щеками», «не девочка, а варенье».
  • Коваленко Михаил Саввич — учитель географии и истории, «от украинцев», «молодой, высокий, темнокожий, с огромными руками».

Другие персонажи:

  • Буркин — учитель физкультуры, сосед Беликова, который рассказал свою историю Ивану Ивановичу.
  • Чимша-гималайский Иван Иванович — ветеринарный врач.

Чехов «Человек в футляре» кратко

Конец 19 века Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель физкультуры Буркин после целого дня охоты устраиваются на ночлег в сарае хозяина. Буркин рассказывает Ивану Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтом и обязательно в теплом пальто с ватой». Часы, зонтик и перочинный нож Беликова были упакованы в ящики. Он носил темные очки и запирал все замки дома. Беликов стремился создать себе «футляр», защищающий его от «посторонних влияний».

Ему были понятны только проспекты, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от нормы вызывало у него замешательство. Своими «случайными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть не женился.

так получилось, что в гимназию был назначен новый учитель истории и географии, Михаил Саввич Коваленко, жизнерадостный юноша украинцев. С ним поехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хорошенькая, высокая, раскрасневшаяся, веселая, бесконечно пела и танцевала. Варенька очаровала всех в зале и даже Беликова.

Тогда учителям пришла в голову идея поженить Беликова и Вареньку. Беликов начал убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явное одолжение», а он пошел с ней гулять и твердил, что «брак — это серьезное дело».

Беликов часто навещал Коваленок и в конце концов сделал бы предложение Вареньке, если бы не случайность. Озорной человек нарисовал карикатуру на Беликова, где он был изображен с зонтиком под мышкой с Варенькой. Копии фото были разосланы всем учителям. Это произвело на Беликова очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленка, катавшегося на велосипеде. Его крайне возмутило это шоу, так как, по его мнению, учительнице физкультуры и женщине нельзя ездить на велосипеде. На следующий день Беликов поехал в Коваленки «просветить душу». Вареньки дома не было. Его брат, будучи свободолюбивым человеком, не любил Беликова с первого дня.

Не вынося своих занятий велоспортом, Коваленко просто позволил Беликову спуститься по лестнице. В этот момент Варенька и двое знакомых как раз входили в подъезд. Увидев, как Беликов скатывается по лестнице, он громко засмеялся. Мысль о том, что весь город узнает о случившемся, привела Беликова в такой ужас, что он вернулся домой, лег спать и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение его лица было счастливым. Казалось, он достиг своего идеала, «его поместили в футляр, из которого он никогда не выберется. Похоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь стала течь точно так же: «скучная и глупая жизнь, не запрещенная циркуляром, но и не разрешенная полностью».

Буркин заканчивает свой рассказ. Размышляя над услышанным, Иван Иванович говорит: «Неужели мы живем в городе в душной и тесной атмосфере, пишем бесполезные документы, играем в концерты — разве это не совпадение?».

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь два героя расходятся, и автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей стороне встать.

В отличие от замкнутого, неуверенного в себе, мрачного Беликова, автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии с сильным голосом и суровым характером. Уверен, откровенен, нетерпим ко лжи и лицемерию. На новое место работы Михаил Саввич приехал из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодрами», а атмосферу в коллективе характеризует как «душную».

Беликов относится к нему подозрительно, видя в нем «налогового типа» и «мерзость», но в личные отношения сестры не вмешивается, давая ей возможность самой выбрать супругу. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных учителей и с нетерпением ждет возвращения на родину, где будет ловить рыбу и учить «хохлять».

Краткий пересказ рассказа «Человек в футляре» тезисно

Учитель гимнастики Буркина и ветеринар Иван Иванович любили охоту. Побродив по лесу у села Мироносицкое, друзья остановились на ночлег в доме сельского старосты. Они поужинали, но спать было еще рано. Чтобы провести час или два, друзья-охотники заводят разговор о нелюдимых чудаках, которые «как улитки или раки-отшельники, прячутся в своих раковинах». Эта тема напоминает учителю физкультуры инцидент с его коллегой Беликовым. И предложите ветеринару послушать эту очень познавательную историю.

Введение в тему

Мужчина в деле — это не полностью самостоятельная работа. Он является частью «Маленькой трилогии», написанной автором за один раз в 1898 году. В сборник, помимо «Человека в футляре», вошли рассказы «О любви» и «Крыжовник». Трилогия была написана, когда Чехову поставили диагноз туберкулез. Писатель работал быстро, словно боялся не успеть выразить все мысли. Краткое содержание этой работы займет всего две минуты, а полная презентация — около получаса.

«Человек в футляре»: анализ произведения

Теперь вы знаете, кто написал «Человек в деле» и какую цель преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остро социальный рассказ на злободневную тему, и поставленные в произведении вопросы не теряют своей актуальности. Анализ поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре:

История создания

История создания «Человека в футляре» незначительна, но это нисколько не умаляет значимости произведения. «Человек в футляре» — часть известной авторской «Маленькой трилогии». Антон Павлович Чехов уже знал о своей смертельной болезни (туберкулезе) и старался побыстрее дочитать книгу.

Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. В произведении полностью выражен талант Чехова как тонкого психолога. Рассказ понравился многим читателям и критикам и стал образцом психологической прозы.

Тема и конфликт

Повесть «Человек в футляре» насыщена подробностями, описывающими жизнь главных героев. Автор поступил так, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из персонажей. В работе одновременно поднимаются два важных вопроса:

  • «Маленький человек»;
  • «Футализм».

Они нашли отражение в раскрытии проблемы «Человек в футляре»:

  1. Конфликт между интровертом и обществом. Следует помнить, что люди — существа социальные, для полноты жизни им нужно быть на виду, иметь друзей и врагов, влюбляться и разлучаться. Сознательно ограничивая себя, человек становится равнодушным, апатичным и скучным.
  2. Конфликт активной и пассивной жизненных позиций воплощен в образах Михаила Саввича Коваленка и Беликова. Оптимизм, смелость и смелость выражать мысли и чувства сталкиваются с изоляцией и страхом осуждения. В результате Беликов проигрывает бой, попадая в кейс, который навсегда скроет его от посторонних глаз.

Композиция
Кульминация человека в кейсе: YouTube / MyBook

Особенности композиции и жанр

Человек в футляре — отличный пример истории в истории, поскольку он является частью знаменитой Маленькой трилогии. Некоторые особенности также способствуют этому определению:

  • краткость изложения;
  • динамичность сюжета;
  • отсутствие четкой кульминации (акцент на психологическом состоянии героя);
  • главный герой всего один, и ему посвящена история.

Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и прогрессивным, все больше увлекают читателя и погружают его в конкретную проблему.

Характеристика главных героев

Для лучшего понимания идеи произведения следует более подробно охарактеризовать главных героев:

Беликов

Беликов невероятно скучный человек:

  • даже в хорошую солнечную погоду мужчина не выходил на улицу без резиновых сапог, зонта и ватного пальто;
  • работал учителем «мертвого» греческого языка, изо дня в день послушно спешил в гимназию;
  • все в педантичном человеке было на своих местах, имело свое место. Казалось, Беликов тоже «закутывал» лицо маской равнодушия.

Экранизация мультфильма «Человек в футляре»
Мультфильм «Человек в футляре» по произведению Чехова: YouTube / InternetUrok

Михаил Саввич Коваленок

Коллега Беликова, учитель географии гимназии Михаил Саввич:

  • полный антипод Беликова, человека инициативного и мужественного;
  • мобильный, ездить на велосипеде;
  • любопытно и иронично;
  • открытый, не боится осуждения, в нем есть внутренняя сила.

Смысл названия

Почему рассказ называется «Человек в футляре»? Действительно, в смысле названия нет ничего необычного и можно понимать буквально. Главный герой — Беликов живет в своем «футляре», в котором ему комфортно. Персонаж категорически не желает контактировать с окружающим миром, поэтому окружает себя вещами, не имеющими практического смысла: пальто, зонтик и калоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом случае у него свои правила, своя структура, жизнь, в которой герой очень любит. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нем нет места никому, кроме владельца этого футляра, поэтому Беликов ожидает уединения и ограниченного пространства, которое он сам создал вокруг себя. Наконец, он находит идеальный футляр: гроб.

Чему учит?

Какую мораль можно вывести из рассказа «Мужчина в деле» и какой вывод можно сделать? Вам просто нужно попытаться преодолеть страхи, вам нужно попробовать что-то новое для себя, познакомиться с новыми людьми — выйти из своей зоны комфорта. Если этого не сделать вовремя, вся жизнь пройдет по инерции, как и у Беликова.

Чехов заставляет задуматься, что означает слово «счастье»? Это просто удовлетворение и покой? Скорее, это духовное просветление, состояние блаженства, которое не могут дать ни пальто с воротником, ни калоши.

Несостоявшаяся женитьба

Словно глоток свежего воздуха, «душную» атмосферу местных учителей разбавляет сестра Михаила Коваленко. Он привлекает и очаровывает главного героя своим темпераментом, непринужденной манерой поведения и мелодичными песнями.

Веселая молодая женщина, с которой коллеги Беликова надеялись выйти за него замуж. Варвара Саввишна имела необыкновенную внешность: черные брови, стройные, красные щеки, по словам автора, «не девочка, а варенье». Он любит петь и весело смеяться, кататься на велосипеде, читать книги и оживленно обсуждать. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая на его претензии, так как, как пишет Чехов, он не прочь жениться, создать семью и уйти от брата.

Варенька

Второстепенный персонаж, возлюбленная Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати, высокая, стройная девушка. Варенька приехала с украинского хутора, где осталась ее мать. Он любил петь песни, и это привлекало Беликова. Ей было все равно, хотя это был не лучший вариант, но она была многолетней и постоянно ссорилась с братом. Варенька стала принимать авансы Беликова и продолжала ждать, пока он их предложит, но как только брат спустил его с лестницы, он засмеялся и нанес Беликову такой моральный ущерб, что тот лег и умер через месяц.

История создания

Творческая история повести «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил свою работу. Затем работа была опубликована в журнале «Русская мысль». Этот рассказ — первая часть из серии «Маленькая трилогия», в которую, помимо этого текста, также вошли «Крыжовник» и «О любви». Это был тяжелый период в творчестве и жизни Чехова, потому что именно тогда он заболел туберкулезом.

Современники Чехова изо всех сил пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей разошлись, но споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что прототипа не было, образ главного героя рассказа собирательный, а словосочетание «человек в футляре» уже стало нарицательным.

Впрочем, авторская идея «Человека в футляре» прослеживается по записям в дневнике Чехова. Так говорил известный публицист М.О. Меньшиков:

В сухую погоду М ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не умереть от солнечного удара, боится умыться холодной водой, жалуется на то, что у него перехватило сердце»

Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.

«Мелкий бес» — краткое содержание романа Федора Сологуба

Проблемы

Обобщая и анализируя все написанное ранее, можно выделить несколько основных проблем, затронутых Чеховым. Прежде всего, это моральные проблемы в рассказе «Человек в деле»:

  • Эгоизм
    — почти каждый персонаж в истории эгоистичен и думает исключительно о себе и своих проблемах. Варя хочет наладить независимую жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, чтобы уехать. Режиссер цинично отмечает, что в тридцать выбор не из лучших, и в свое удовольствие она посвящает себя сватовству. Сам Беликов думает только о том, чтобы все соответствовало его представлениям о мире, и усиленно адаптирует жизнь к устоявшейся модели.
  • Проблема счастья
    и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны судить, что делает счастливым другого человека. Однако мы сами часто ошибочно принимаем мираж за нечто большее и энергично его преследуем. Так Беликов видел счастье в уюте и укрытии, игнорировании любви, свободе, радостях жизни без бесконечных запретов.
  • Жизнь «футляр» и «футляр
    — герой повествования полностью отгородился от общества и внешних проблем, из-за этого не был готов к серьезной жизни и решительным действиям. Даже любовь не вывела его из мрачного изумления одиночества. Он защищался от всех положительных явлений страхами и сомнениями, и, следовательно, все хорошее ускользало от него.
  • Личная деградация и незащищенность
    — это «следует» из предыдущего пункта, Беликов не просто отделился от общества, он не хотел развиваться, что-то менять к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже научил мертвому языку, который больше никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, но он существовал.
  • «Беликовщина»
    — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий борьбу за прошлое, игнорирование настоящего и жизнь в узких рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Это явление типично для людей, которые защищаются от реальности, убегая в сторону спасительных иллюзий.
  • Вульгарность истории «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди ухаживают за совершенно незнакомыми людьми, рисуют карикатуры, слушают и боятся самодовольных самодовольных людей — все это очерчивает пустоту их существования и его филистерскую скуку.
Оцените статью
Блог про краткое содержание книг