Читательский дневник по рассказу «Смерть чиновника» Чехова: главные герои произведения, пересказ сюжета

Основные персонажи

Этот рассказ написан в жанре сатирического рассказа. Из краткого содержания «Смерти чиновника» видно, что автор насмехается над своим персонажем, над его мелочными мыслями и пытается выслужиться перед влиятельным чиновником. Этими действиями он только себя топчет. Одним словом, для мужчины очень важно, что о нем думают другие, поэтому кроме работы ему ничего не интересно.

Главные герои повести Антона Чехова «Смерть офицера:

  • Иван Червяков — мелкий душеприказчик, застенчивый и глупый человек;
  • Бризжалов — влиятельный генерал, кроткий и спокойный старик.

В своем творчестве писатель затрагивает древнюю тему неравенства. Герои считают, что они не равны друг другу, но в этой ситуации звание не имеет особого значения. В рассказе предельно ясна постановка проблемы безразличия. Жена персонажа могла сказать или поддержать мужчину и раскрыть суть случившегося, но она этого не сделала.

Чехов хорошо передал реалии, которые существовали в стране на тот момент. Обычные люди были в основном простыми крестьянами, особенно когда встречались с высокопоставленными чиновниками.

Чему учит рассказ «Смерть чиновника»

Чехов наводит читателя на мысль, что какими бы нелепыми и жалкими ни были сотрудники, их не стоит высмеивать. Вы должны проявить к ним жалость, потому что они глубоко несчастные и несовершенные люди. Их вина — не их вина, а несправедливость общественного строя.

Кроме того, рассказ учит читателя не превращаться в человека, подобного Червякову: не посвящать все свое время работе, больше думать о себе и своей семье, а также не смиряться перед начальством, теряя гордость.

Вообще, повесть Чехова «Смерть чиновника» — одно из самых актуальных произведений сегодня. Он затрагивает ряд важных аспектов, которые помогут не только написать эссе или сдать единичный экзамен, но и осознать роль человека в обществе, понять прошлое и прийти к лучшему будущему.

Главная мысль

Основная идея работы заключается в том, что человек, став маленькой винтикой в ​​бюрократической машине, готов распрощаться с чувством собственного достоинства, чтобы сохранить свое положение. Тирания начальника способна оставить на иждивении маленького работника лишенным средств к существованию, и поэтому последний видит выход из положения только в унижении и чести. Следовательно, этот страх, всячески поощряемый обществом, может достигать абсурдных размеров и привести к смерти.

Антон Павлович демонстрирует, как стремление угодить высшим сословиям, уже ставшее образом жизни, стирает личность человека, убивает его душу. В результате такой человек становится просто серым безликим чиновником, стремящимся любой ценой укрепить свое положение в обществе с помощью лицемерия и подобострастия. Все мысли главного героя заняты тем, чтобы не попасть в глаза окружающим, а тем более высокопоставленным. И жену Червякова тоже больше волнует то, что говорят люди, чем благополучие мужа.

История описывает смерть не человека, а чиновника. И это отражено в самом названии произведения. Оставаясь в иллюзорном мире своих страхов, Червяков доводит свое раболепие перед начальством до такой степени, что собственными руками роет себе могилу. Вместо реальной человеческой жизни он живет придуманной им искусственной жизнью, в которой истинные ценности заменены званиями и званиями, а вместо добродетели — такими пороками, как рабство и лицемерие.

Другие персонажи

Жена Червякова — женщина простая и недалекая, такая же раболепная и подобострастная, как и ее муж.

У нас также есть:

  • для самых общительных — главные герои «Смерти чиновника»
  • для более преданных — Читательский дневник «Смерть чиновника»
  • для любопытных — Анализ «Смерть чиновника» Чехова
  • для самых крутых — прочитайте полностью «Смерть чиновника

События в театре

Червяков чихнул на голову генерала

Попав в местный театр, главный герой в хвосте наслаждался и внимательно следил за действиями популярной комедии. Однако он неожиданно громко чихнул. Это ерунда, потому что такое может случиться с каждым. Сначала мужчина не придал этому значения, но хотел осмотреться, чтобы убедиться, что не брызгает слюной соседей, и к своему ужасу увидел, как сидевший напротив пожилой чиновник вытирал голову от жидкости.

Червяков очень испугался, когда узнал в старике высокопоставленного генерала Бризжалова. Этот человек не был его прямым начальником, но занимал высокое положение. Исполнитель быстро наклонился к офицеру и попросил у него прощения. Он был приятным человеком, поэтому сказал, что все в порядке, и попросил не мешать дальнейшему наслаждению спектаклем.

После этого случая настроение Ивана полностью испортилось, поэтому работа ему уже не была интересна. Он не мог найти себе места до перерыва, думая, что офицер его не простил. Черви на дрожащих ногах снова подошли к Бризжалову и попытались извиниться. На это мужчина ответил, что ничего страшного не произошло, и он уже забыл, что произошло.

Однако исполнитель на этом не успокоился и подумал, что офицер затаил на него гнев, поэтому не хотел с ним разговаривать.

Вернувшись домой, он сразу же рассказал жене об аварии. Но ему не понравилась реакция женщины. Он считал, что его жена не в состоянии оценить весь масштаб случившегося. Он внимательно выслушал рассказ и посоветовал ей еще раз извиниться.

Проблематика

В этой работе отражено множество как вечных, так и актуальных проблем.

  1. Проблема поклонения. В повести «Смерть чиновников» Чехов поднимает проблему ошибочной смены ориентиров: исполнителя больше интересует мнение генерала, а не, например, судьба семьи. Человек меняет личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным превращением из человека в офицера.
  2. Произвол. Другая проблема в том, что начальство представляет реальную угрозу для подчиненных. Любого профессионала могут уволить абсолютно безосновательно, деятельность менеджеров никто не контролирует.
  3. Кроме того, автор не игнорировал безразличие в семье: жена чиновника не оказывала ему должной поддержки.
  4. Неравенство. Героям даже не приходит в голову, что отношения между ними не должны быть иерархическими, каждый из них не признает себя другим, и при таком положении вещей не избежать социальных противоречий.

Вот о чем заставляет задуматься эта история: как не стать просто механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела? Таким образом, проблематика рассказа очень богата, несмотря на сокращенную форму произведения.

Жанр

Демонстрируя ценности в главах, свободу от моделей поведения и авторитет со страстной идеей угодить всем ради их безопасности, что привело к гротеску, Чехов выбирает юмористический жанр и сатиру, чтобы описать свою идею, думая, писать ли рассказ или рассказ.

Жанр юмористического рассказа был выбран не случайно. Это необходимо, чтобы высмеять ложные ценности, которые сформировались в его обществе.

Поэтому писатель высмеивает пороки в виде подобострастия, уважения в речи героев, бремени угождать, оппортунизма и подлости ради другого.

Краткий анализ произведения «Смерть чиновника»

Чехов протестует против подавления человеческой личности обстоятельствами. Таким образом, главный герой вынужден подчиняться начальству, чтобы его не уволили.

«Смерть офицера» изложение и анализ рассказа А.П. Чехова

Его нелепая настойчивость комична, но в то же время вызывает чувство жалости, ведь Червякова часто унижают. Каждый раз, прощая нелепую ситуацию, Иван Дмитриевич отказывается от себя и от гордости, которая должна быть присуща каждому человеку.

Во-первых, писатель прописывает хорошие и плохие стороны Червякова перед генералом. Однако смерть героя — это необычная линия победы зла над добром. Высокопоставленный человек здесь не рассматривается как полное зло: он кричит на героя, как только тот доводит его до агрессивного состояния.

В конце концов, Червяков умирает не от страха и душевных страданий, а от нарушения высокопоставленным лицом его обычных представлений о благоговении перед властью и подавлении подчиненного его начальством. Герой ожидал, что генерал накричит на него из-за его наглости и примет за него наказание, но ничего подобного не произошло.

А. П. Чехов «Смерть чиновника» очень кратко

Смерть официального резюме для читательского журнала:

Однажды в театр приходит мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков, где он вдруг во время спектакля чихает. Он замечает, что сидящий напротив старик, статский генерал Бризжалов, вытирает перчаткой свою забрызганную лысину. Испуганный Червяков сразу приносит извинения за неудобства. Старик принимает извинения и просит оставить его в покое.

Сомневающийся Червяков сомневается, что генерал его простил. В антракте он снова подходит к старику и извиняется. Он отвечает, что уже забыл, что произошло. Однако Червякова это не успокаивает, его беспокоит, что генерал до сих пор на него обижается.

На следующий день по совету жены Червяков идет в приемную генерала и снова просит у него прощения. Генерал отвечает, что все это бессмысленно, но подозрительный Червяков сомневается в его искренности. Червяков ждет, пока генерал закончит прием посетителей, и еще раз извиняется перед ним. На этот раз старик с досадой отмахивается от Червякова, полагая, что она просто смеется над ним.

Эта встреча не приносит Червякову облегчения: он до сих пор переживает, что генерал в глубине души обижен на него. На следующий день подозрительный Червяков снова приходит к генералу и извиняется перед ним. В ответ разгневанный генерал с криком прогоняет его. Разочарованный, Червяков возвращается домой, ложится на диван и умирает.

История создания рассказа Чехова

История создания этой знаменательной истории пока доподлинно неизвестна. Имеет ряд интересных версий. Есть три.

«Смерть офицера» изложение и анализ рассказа А.П. Чехова

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы.

Первая гласит, что младший брат А.П. Чехова Михаил рассказал в своих воспоминаниях, что Антон Павлович однажды посетил усадьбу Бабкино, и там руководитель театра В. Бегичев рассказал ему именно об инциденте в Большом театре, описанном в опере. Однако сегодня эта теория отвергается, поскольку рассказ был написан за два года до начала путешествия.

Вторая версия связана с деятельностью Алексея Жемчужникова, русского поэта, сатирика и юмориста. Антон Павлович часто посещал театральные постановки и видел, как Жемчужников ведет себя неадекватно. Он сознательно наступил на ногу дворянину, чтобы поговорить с ним и получить то, что он хотел.

Третья версия связана с реальными событиями в Таганроге, где один из знакомых писателя после ссоры с местным дворянином попытался извиниться, но извинения не были приняты. В результате его друг умер, покончив с собой.

Рассказ был написан в 1883 году. Всего за день до написания, 25 июня, Чехов сказал главному редактору журнала «Осколки», что пишет для него рассказ и эссе. В итоге издательство прочитало обе работы и обрадовалось, оставив положительную рецензию, которую Чехов, как и читатели, увидел в журнале от 2 июля.

Главные герои рассказа «Смерти чиновника» и их характеристика.

Наиболее важных и важных персонажей в произведении всего два:

  • Иван Дмитриевич Червяков. Ключевой персонаж работы По профессии он незначительный чиновник, который на работе не выполняет важных действий. В одиночестве Иван Дмитриевич — неуверенный и подозрительный молодой человек, готовый выполнить любую задачу на работе.
  • Генерал Бризжалов. Пожилой мужчина с лысой головой. Он почетный генерал, образованный и культурный. Читатель не знает его имени и отчества, в рассказе упоминается только его фамилия. Молодой человек большой любитель культуры и искусства.

Мучения Червякова

Червяков извиняется

На следующий день исполнитель снова отправился на офицерскую службу. Все работало в обычном режиме, к нам приходила огромная очередь посетителей с разными просьбами. Червяков выбрал подходящий момент и снова попытался извиниться, но генерал отмахнулся. Персонаж не успокоился, поэтому поймал генерала в коридоре и принялся за работу. Бризжалову это очень надоело, и он подумал, что этот человек просто издевается над ним. Он сразу сообщил об этом своему собеседнику.

Затем Червяков начал самобичевание. Он решил написать записку с извинениями, но затем передумал и на следующее утро отправился в офис офицера. Услышав мужчину, он очень рассердился, начал кричать, брызгая слюной, и выгнал его из офиса. Иван застыл и вдруг почувствовал, что что-то застряло у него в груди. После этого он ушел домой. Там главный герой, не снимая верхней одежды, лег на диван и вскоре скончался.

Если вы внимательно прочитаете краткое содержание «Смерти чиновника», вы сможете придумать следующий план пересказа сюжета для читательского дневника:

  • неожиданная авария в театре и извинения перед генералом;
  • разговор с женой о случившемся и поездка Червякова в офицерский кабинет;
  • другие покушения и смерть главного героя.

Смерть чиновника

В своем произведении писатель попытался донести до читателя, что у каждого человека должно быть чувство достоинства и самоуважения. Людей вроде главного героя постоянно унижают перед другими, а этого делать нельзя.

Прочитав краткое содержание «Смерти чиновника», вы должны прочитать книгу целиком. Сужение повествования поможет вам хорошо подготовиться к уроку литературы.

Смерть чиновника

Смерть чиновника — это рассказ Антона Павловича Чехова, написанный 25-26 июня 1883 г и опубликованный в журнале «Осколки» (1883, № 27) за подписью А. Чехонте. Произведение вошло в сборник прозы «Цветные рассказы», ​​изданный в 1886 году в Петербурге. При жизни автора он был переведен на немецкий, финский, чешский, болгарский и другие языки. По сюжету были сняты рассказы для альманаха фильма «Звания и люди» Якова Протазанова и телефильма «Это разные, разные, разные лица…» Игоря Ильинского и Юрия Саакова. Сюжет Действие начинается в Театре Аркадия во время исполнения Корневильских колоколов. Унтер-офицер Иван Дмитрич Червяков, нечаянно чихнув, обнаруживает, что потревожил сидящего в первом ряду зрителя статского генерала Бризжалова. Извинившись за смущение и выслушав ответ «Ничего, ничего…», Червяков, однако, продолжает беспокоиться о своей оплошности. В антракте он снова обращается к генералу со словами извинений, а на следующий день, посоветовавшись с женой, приходит к Бризжалову и пытается объяснить, что он случайно обрызгал его. После очередного визита надоедливого посетителя, пытающегося сказать, что его чихание не было злым умыслом, генерал разражается криком. Обезумевший чиновник возвращается домой, ложится на диван и умирает. История создания и публикации. По воспоминаниям младшего брата Чехова, Михаила Павловича, Антон Павлович услышал анекдотический рассказ о чиновнике, чихнувшем во время спектакля во время пребывания в усадьбе Бабкино от директора императорских театров Москвы Владимира Бегичева, который утверждал, что такой случай действительно произошел в Большом театре. Однако литературоведы, воспроизводя эту информацию, оговариваются, что повесть «Смерть чиновника» написана в 1883 году, а Чехов впервые посетил Бабкино два года спустя. Вторая версия, связанная с возможными источниками чеховского сюжета, восходит к сказкам о проделках и шутках поэта и юмориста, одного из создателей широко распространенного в то время образа Козьмы Пруткова Алексея Жемчужникова. В театральной среде рассказали о том, как Жемчужников, придя на спектакль, сознательно наступил на ноги некоему дворянину, после чего стал приставать к нему своими ежедневными визитами и просьбами о прощении. Третья гипотеза относится к реальным событиям, произошедшим в январе 1882 года в родном городе Антона Павловича — Таганроге. По словам одного из знакомых писателя Петрова А.В., после конфликта с директором местной почты старший рекрутер Щетинский попытался извиниться. Их не приняли. В отчаянии Щетинский покончил жизнь самоубийством. Приступая к написанию рассказа, Чехов рассказал редактору литературно-художественного журнала «Осколки» Николаю Лейкину, что для него готовится «импровизация»: «Суббота — твой день». Работа продвигалась стремительно: рассказ начался 25 июня 1883 года и закончился 26. В конце июня Лейкин сообщил писателю, что он получил рукописи двух произведений Чехова одновременно: это была «Смерть одного человека» чиновник », а также очерк из цикла« Фрагменты жизни Москвы ». По словам издателя, «оба восхитительны». Повесть, имевшая подзаголовок «Дело» и подписанная первым литературным псевдонимом Антона Павловича — А. Чехонте, была опубликована в 27-м номере «Осколкова», вышедшем 2 июля 1883 года. Персонажи работа: исполнитель с «говорящей фамилией» Червяков и государственный генерал Бризжалов, причем первый дежурный не зависит от второго — это подчеркивается фразой, которую Иван Дмитрич мысленно произносит после чихания: «Не мой начальник, а незнакомец, но все так стыдно «. Кроме того, начинается череда отговорок, свиданий, объяснений, которая заканчивается тем, что генерал, измученный визитами извиняемого незнакомца, начинает топать ногами. Его фраза «Уходи!» он действительно убивает Червякову — услышав ее, офицер «машинально» возвращается домой и, не снимая новую форму, умирает. По мнению литературоведа Георгия Бердникова, поведение Червякова основано не на страхе перед генералом, а на всеобщем благочестии к высокопоставленным людям. Он как бы извиняется по принципиальным причинам, полагая, что уважение к людям является священной основой общественной жизни, и глубоко разочарован тем, что его извинения не принимаются. Через три года после выхода «Смерти чиновника» Чехов в письме к своему старшему брату Александру Павловичу отмечал, что «забитые коллегиальные канцлеры» (что означало обобщенный образ «маленького человека») постепенно становятся достоянием общественности прошлое: живите ими до вас. «Среди этих новых героев — Червяков, который умирает не от страха перед начальством, а потому, что принципы уважения к важным людям, которые он исповедовал, были отменены. Литературные параллели Исследователи, отмечая тематическую близость Смерти чиновника, с Шинель Гоголя и другие произведения русской литературы, повествующие о судьбе «человечка», вместе с тем указали на то, что Чехов своей сказкой не только переосмыслил, но фактически закрыл эту тему для XIX века По мнению литературоведа Игоря Сухих, небольшая сцена из жизни Червякова и Бризжалова в его пьесе стоит в одном ряду с историей титульного советника Акакия Акакиевича Башмачкина, скончавшегося от ругательства «значимого человека». Однако герои Чеховых уже отличаются от обитатели гоголевского мира. Если персонажи «Пальто» существуют по логике их идеи узаконенной иерархии (лидеры могут они кричат ​​на своих подчиненных и это должно быть две логики, понимание здесь невозможно в принципе ». По мнению литературоведа Михаила Громова, застенчивый и скромный Башмачкин не осмелился бы появиться в зале театра в непосредственной близости от начальства, как это делает Червяков. В то же время чеховский душеприказчик своей настойчивостью выматывает генерала Бризжалова настолько, что в момент гнева он превращается в «настоящего грозного гугольского героя». Писатель Сергей Савинков считает, что Чехов своей тонкой иронией попытался внести элемент пародии в тему взаимоотношений красивых людей и маленьких сотрудников. В русской литературе это часто перерастало в ситуации, когда необъяснимый страх перед начальником приковывал подчиненных с первого взгляда к «божеству». Таким образом, сам Акакий Акакиевич при виде «значимого человека» приходит в полуслабое состояние. В подобном эпизоде ​​«потерял чувства» герой романа Достоевского «Бедные люди» Макар Девушкин. В финале «Смерти чиновника» Червяков так же реагирует на гнев генерала, у которого «что-то сломалось». В то же время знак одобрения высокопоставленных лиц воспринимается «человечками» с благоговением, граничащим с экстазом. По словам Савинкова, Чехов сознательно включил «канонические черты Гоголя-Достоевского» в «Смерть чиновника», но при этом сумел опровергнуть прежние литературные традиции почти в каждом эпизоде. Его генерал не рассердился на чихание сидящего сзади зрителя. Червяков, обрызгав Бризжалова, не испугался, а просто расстроился. Роль рассказчика в смерти чиновника, высота звука во многом определяется голосом рассказчика. Этот невидимый персонаж периодически появляется в произведении и сопровождает происходящее там действие оценочными суждениями и собственными комментариями. Итак, в начале повествования рассказчик не только упоминает, что рассказ начинается «одним прекрасным вечером», но и дает весьма ироничную характеристику Червякова: «не менее замечательный исполнитель». Он пытается внести в текст элемент интриги: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это« но внезапно »». Время от времени рассказчик включает в текст, казалось бы, неуместные восклицания и выводы: «Авторы правы: жизнь полна сюрпризов!» Рецензии и рецензии Критики за три года обходили «Смерть чиновника» — первая рецензия появилась только в 1886 году, после того, как произведение было опубликовано в сборнике «Красочные рассказы». Журналист Владимир Петерсен, выходивший под псевдонимом Н. Ладожский, опубликовал в «Петербургских ведомостях» (1886, № 167) статью, в которой расценил рассказ генерала и исполнителя исключительно как вызывающую улыбку карикатуру. Такое отношение к истории как к занимательному театральному сюжету сохраняется в среде рецензентов давно. Так, писатель Александр Измайлов, подготовивший литературную рецензию для газеты «Биржевые ведомости» (1898, № 200), назвал смерть офицера «карикатурой вдали от жизни». Постепенно в литературной критике начал формироваться новый взгляд на проблему, поднятую в «Смерти чиновника». Историк-литературовед Семен Венгеров, открывший, как и его предшественники, элементы анекдота в истории, одновременно заметил, что в забавном рассказе Чехова есть и «психологическая, и жизненная правда». В статье, опубликованной в «Бюллетене и библиотеке для самообразования» (1903, № 32), он писал, что «притеснение мелкого чиновника, для которого сановник в полном смысле этого слова является своего рода высшим существом». Писатель Платон Краснов обратил внимание на то, насколько глубоко Чехов влез в нерв времени своим рассказом: во-первых, средний современный человек отличается болезненной, чисто нервной тревогой.. Достаточно вспомнить чиновника («Смерть чиновника»), чихнув в театре на лысину сидящего напротив генерала, а этот ужасно встревоженный человек стал надоедать генералу извинениями и в конце концов умер от беспокойства. Киноадаптации В 1929 году вышел альманах немого фильма Якова Протазанова «Ряды и люди», состоящий из трех самостоятельных рассказов, одна из частей ленты снята по мотивам фильма Т он Смерть чиновника. Роль исполнителя исполнил актер Иван Москвин, образ генерала воплотил на экране Владимир Ершов. К открытиям режиссера, показывающим взаимосвязь «людей и званий», кинокритики относят концовку романа, когда реалистичные сцены внезапно сменяются фантасмагорическими образами, возникающими в сознании испуганного исполнителя — гигантского генерала, стоящего на Стол огромный, смотрит на Червякова, съежившегося и съежившегося сверху донизу, как насекомое. Очередная экранизация повести «Смерть чиновника» произошла в 1971 году, когда Игорь Ильинский и Юрий Сааков выпустили для телевидения фильм «Эти разные, разные, разные лица…». Все роли в этой ленте, состоящей из семи рассказов, исполнил Игорь Ильинский. В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале Игорь Владимирович получил первую премию за игру в этом фильме. 1973 — Укрытие от авианалета / Si mamad (Индонезия), режиссер Сьюман Джая нет (по мотивам рассказа) 1988 — Смерть офицера — советский мультфильм киностудии «Киевнаучфильм» режиссера Александра Викена.

Композиция

Комическое и трагическое слились воедино благодаря искусно подобранным художественным средствам чеховского повествования. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог рассказчика, вносящий свою ноту в восприятие происходящего.

Личность рассказчика иногда довольно ярко проявляется в комментариях и эмоциональной оценке событий. В структуре рассказа легко выделить сюжет, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и гениален благодаря лаконичности и точности Чехова. Каждое слово (имена персонажей, описание внешности), каждый звук, каждое предложение точны и выверены: они служат одной цели в творчестве Чехова. Мастер ситуационных зарисовок, умело передает содержание в рамках традиционной композиции. Возможно, поэтому почти все произведения Чехова снимаются, ставятся на сценах театров и пользуются большим успехом у публики.

Главные герои и их характеристика

Действующих персонажей всего два: генерал Бризжалов и местный исполнитель Червяков. Несовершеннолетнее лицо на фото — жена унтер-офицера.

Иван Дмитриевич Червяков — центральный персонаж оперы. Это второстепенный исполнитель, выполняющий делопроизводство в органах местного самоуправления. Его должность мало что значит для отдела, поэтому образ «маленького человека» ему присущ».

Также у Ивана говорящая фамилия. Чеховский герой не любит и не уважает себя, так как абсолютно выполняет все просьбы начальства и делает все, чтобы удовлетворить их прихоти. А когда он приходит в театр и случайно чихает на генерала, то совершенно выходит из себя и постоянно нервничает.

Теперь герой не доволен спектаклем, но недоумевает, извиняясь перед начальством, даже если они не являются его начальством и вообще не знают друг друга. Однако после извинений Иван чувствует себя не лучше. Ему начинает казаться, что генерал его не простил и просто пытается уйти от разговора. Из-за стремления понравиться вышестоящему по позиции герой выглядит и действует нелепо и нелепо, но при этом ему жаль.

интересно посмотреть, как генерал отреагировал на назойливые извинения Червякова. Генерал сходит с ума, выталкивает Ивана Дмитриевича из дома. Это приводит к смерти главного героя от душевных страданий.

Бризжалов — почетный генерал, ответственный и культурный человек. Имя и отчество героя не указываются, в истории его называют только по фамилии. Согласно описанию, это пожилой человек с лысиной на затылке. Обслуживает в Департаменте путей сообщения.

Ему нравится искусство, поэтому он знакомится с Червяковым в театре Корневильских колоколов. Благодаря своему положению он сидит в первом ряду и с удовольствием смотрит шоу. Пока он наблюдает за ним, Черви чихает на него. Как человек образованный и культурный, генерал сразу забывает о случившемся и только перчаткой вытирает лысину.

К тому же, когда Иван Дмитриевич много раз пытается извиниться, он все это воспринимает спокойно. Но иногда заканчивается даже величайшее терпение. Когда Червяков врывается в дом генерала, он уже не выдерживает и с криком прогоняет надоедливого мужчину. Из-за этого происходит нелепая смерть подчиненного.

Жена Ивана Червякова — второстепенный, но ключевой персонаж повести. Он не сопровождает Червякова на спектакль, но когда он приезжает и рассказывает ей, что случилось, ему становится страшно. Потом успокаивается, говоря, что это не его начальник. Она такая же «человечка», как и ее муж, и предлагает мужу еще раз извиниться.

Противопоставление

Анализируя тему «Чехов,« Смерть чиновника »: краткое содержание, анализ», следует отметить, что автор сравнивает в сюжете две личности. Это начальник и подчиненный.

с конфликта начинается рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». В аннотации видно его традиционное развитие: генерал Бризжалов наконец накричал на своего подчиненного, из-за этого Червяков умирает от остановки сердца. Казалось бы, знакомый сюжетный узор. Однако в работе присутствуют некоторые новаторские приемы, потому что генерал накричал на подчиненного только после того, как принес ему себя с досадными извинениями.

Комический и несколько неожиданный поворот обнаруживается в мировоззрении чиновника Червякова, который умер вовсе не от страха, а потому, что генерал, как человек высокого ранга, нарушил свои «святые принципы».

Чехов не изменил своего стиля, его краткость удивляет. В его работах всегда есть глубокий смысл, познать который можно только через художественные детали.

Здесь вы не почувствуете присутствия автора — это тоже чеховский прием, который помогает еще более объективно описывать события.

Короткий пересказ «Смерть чиновника» Чехова

А.П. Чехов Смерть официальной сводки:

Артист театра чихает на генерала штата, начинает преследовать его с извинениями и даже приезжает к нему домой, где генерал его выгоняет. Вернувшись домой, преступник умирает от боли.

Палач Иван Дмитриевич Червяков смотрит в театре спектакль «Колокола Корневиля». Во время шоу Червяков чихает и обрызгивает старика, в котором он узнает государственного генерала Бризжалова, сотрудника Министерства путей сообщения. Смущенный исполнитель начинает шептать извинения. Бризжалов говорит: «Ничего, ничего…» и просит не мешать подслушивать.

В антракте к генералу подходит смущенный Червяков и снова извиняется. Мужчина говорит ему, что уже забыл это недоразумение, но мысли о случившемся исходят не из головы Ивана Дмитриевича. Придя домой, он рассказывает жене, как чихнул на высокопоставленного солдата. Жена сначала пугается, но, узнав, что генерал «иностранец», успокаивается и советует извиниться.

На следующий день Червяков надевает новую форму, стригется и идет к Бризжалову. На приеме исполнитель снова извиняется перед генералом, который говорит: «Что за чушь… Бог знает что!» и ведет дела с подписавшими сторонами.

Иван Дмитриевич считает, что Бризжалов даже не хочет с ним разговаривать, и решает, что его нельзя оставлять в таком состоянии. Когда генерал заканчивает с гостями, Червяков снова пытается извиниться. Бризжалов больше не хочет его слушать, считая это издевательством.

Червяков решает, что больше не будет извиняться, а напишет письмо. Однако письма он не написал и на следующий день сам пошел к генералу. Бризжалов в ярости гонится за Червяковым. Палач возвращается домой, не снимая формы, ложится на диван и умирает.

Заключение:

По сюжету Чехов ироничен до предела: его персонаж, оскорбленный генералом, не в силах справиться со своей рабской натурой, возвращается домой, ложится и умирает. Главные герои настолько разные духовно и морально, что говорят на разных языках. В каждом жесте и взгляде генерала Червяков видит скрытый смысл, обиду, подтекст. Привычка к зависимости, отказ от здорового мышления играет решающую роль в судьбе героя.

Тема «маленького человека» в повести сочетается с ограниченностью, клеветой и уважением к чину, что очень характерно для описываемого автором периода. Сложная и запутанная иерархия превращала людей в подчиненных, лишая их возможности быть личностью. Повесть Чехова звучит очень остро и актуально в наше время.

Это интересно: рассказ А. Чехова «Хамелеон» впервые был опубликован в 1884 году. Произведение вошло в сборник «Красочные рассказы» (1886). Краткое содержание чеховского «Хамелеона» вы можете прочитать на нашем сайте. По сюжету Чехов высмеивает таких беспринципных людей, как Очумелов, «хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение о том, что им наиболее выгодно.

Темы

Создавая свое произведение, Чехов поднимает и раскрывает ряд важных тем, актуальных сегодня:

  1. Тема вмешательства общества в частную жизнь, подмены реальности абсурдной пародией.
  2. Тема духовного рабства с обнищанием этой души, абсурдная государственная жизнь, акцентирующая внимание только на рабочих моментах.
  3. Тема меланхолии из-за отягощенной ситуации, приводящей к разрушению личности.
  4. Тема угождения властям, неправильной организации общества, неравенства из-за религиозного послания, где король — помазанник Бога, а дворяне — его окружение. То есть с детства людям прививаются эти устои, где люди неравны.

В нем также раскрывается тема царского режима, творения Червяковых, «человечка», обреченного на гибель в сложном мире под своим начальством.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг