Что Делать Краткое Содержание (Чернышевский Николай) ⚡️ Читать На Ryfma

Немного о теории разумного эгоизма

чернышевский что делать по главам
Желание измениться не только для себя, не только для близких, но и для всех остальных проходит красной нитью на протяжении всего романа. Это полностью отличается от теории расчета собственной выгоды, которую раскрывает Тургенев в «Отцах и сыновьях». Во многом Чернышевский согласен с коллегой по писательству, считая, что каждый человек не только может, но и должен разумно просчитать и определить свой индивидуальный путь к собственному счастью. Но в то же время он говорит, что вы можете наслаждаться этим только тогда, когда вас окружают такие же счастливые люди. В этом принципиальная разница между сюжетами двух романов: в героях Чернышевского, выковывающих благополучие для всех, в Тургеневе Базаров творит свое счастье, не оглядываясь на других. Чем ближе мы подходим к нашему роману Чернышевский.

Глава 1: Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

Автор начинает рассказ о событиях, предшествовавших трагическому исходу. В нем рассказывается история жизни Веры Павловны. Она выросла в доме на Гороховой в семье директора дома Павла Константиновича Розальского и его жены Марьи Алексевны. Также у Веры был брат: девятилетний Федя.

Детство девочки было насыщенным. С 12 лет она пошла в пансионат, умела играть на пианино, хорошо шила и вскоре начала шить одежду для всей семьи. Вера привыкла думать, что она не красавица. У девушки была смуглая кожа, чем-то напоминала цыганку. Когда девушке исполнилось 16 лет, она сама начала давать уроки.

Марья Алексевна, злая и эгоистичная женщина, называла свою дочь «чучелом» из-за ее смуглого, лохмотья, экономя на всем, только для того, чтобы врываться в людей и копить капитал. Но Вера выросла, и мама вдруг стала ее наряжать, покупать дорогие билеты в театр, надеясь найти для нее богатого мужа. Вскоре девушкой заинтересовался Михаил Стрешников, сын хозяйки. Он стал часто навещать Розальских, уделяя особое внимание Вере. Марья Алексевна мечтает о таком союзе, поэтому просит дочь нежно относиться к хозяйскому сыну.

Однажды Марья Алексеевна даже купила дочери дорогие билеты в оперу, там же, где сын влюбленного был с друзьями. Но встреча не удалась. Молодые люди что-то обсуждали по-французски, Вера почувствовала себя неуютно и ушла раньше, солгав, что у нее болит голова.

Михаил Иванович Стрешников — видный офицер. За ужином с другими джентльменами после несчастного случая в театре он начинает разговор с мадемуазель Жюли (оставшейся женщиной). Михаил всем рассказывает, что Вера его любовница. Джули ценит девушку, но сомневается в ее связи с офицером.

На следующий день Стрешников пришел к Розальским. Вера начинает разговаривать с молодым человеком по-французски, потому что его мама не понимает этого языка. Девушка говорит, что знает, что вчера Михаил решил познакомить ее со своими друзьями как любовницу. Девушка недовольна и просит Стрешникова больше не появляться в ее доме.

Но Стрешников девушку не послушал. Позже она приехала к Вере с Джули под предлогом того, что ее подруге нужен учитель фортепиано для племянницы. Юлия решила поговорить с Марьей Алексеевной, она сказала, что Михаил сделал ставку на Веру. И все же он богат, поэтому Юлия советует Вере выйти замуж за Стрешникова. Лишенный светской жизни и материального достатка, он хочет соблазнить ее, но убеждается в ее недоступности и делает предложение. Вера понимает истинные намерения Стрешникова, поэтому относится к нему холодно и отказывается. Он просит передышки и начинает усиленно ухаживать за героином.

Родители недоумевают по поводу поведения Веры, поэтому с каждым днем ​​ей становится все труднее находиться в родительском доме. Героиня не хочет «продавать себя» хозяйскому сыну, но при этом не хочет убеждать маму. Ей плевать на чувства и состояние Веры. Честь семьи для нее тоже не важна: и апатичный муж, и дети должны по ее замыслу угождать начальству, чтобы обрести привилегии и перспективы. Из этого неоднозначного положения Веру помог новый персонаж.

Глава четвертая. Второе замужество

Вера Павловна получает письмо из Берлина от человека, называющего себя близким другом Лопухова. В этом сообщении незнакомец якобы передает мысли Дмитрия Сергеевича. Например, они с Верой Павловной очень разные люди. Разлука была лучшим выходом из их положения. Лопухов анализирует все обстоятельства их странной семейной жизни.

Вера Павловна отвечает на письмо. Столь же подробно она анализирует действия своего мужа Александра Кирсанова и своего. Отношения внутри их треугольника характеризовались разумным эгоизмом, что соответствовало образу жизни его друзей, а позже и самой Веры Павловны.

Семейная жизнь Розальской и Кирсанова продолжается в обычном режиме. Пара живет на Сергиевской улице, что ближе к Выборгской стороне. В их доме есть нейтральные и не нейтральные комнаты, в которые можно войти только после стука.

Все работают, потому что открылась еще одна швейная мастерская. Однако Вера Павловна не забывает о себе, ведет образ жизни, который ей нравится. Супруга с радостью поможет в этом. Его глубоко интересуют все дела жены, ее настроение и благополучие. В трудную минуту Александр Кирсанов готов подставить мужское плечо. А любимый супруг помогает жене изучать медицину. Вера Павловна иногда ходит к мужу на работу, в больницу. В XIX веке женщины врачами практически не работали, поэтому решение Веры Павловны было смелым.

Словом, будни и праздники в семье Кирсановых полны интересных вещей и общения.

Четвертый сон Веры Павловны

На этот раз Вера Павловна видит во сне исторические образы, в центре которых — образ женщины в разные эпохи и между разными народами. Но ни в Астарте, ни в Афродите, ни в другой женщине-царице Вера Павловна себя не узнает. Также он не олицетворяется с красивой дамой, за которую сражаются рыцари на турнире. Вера Павловна понимает, что любовь к женщине в прошлом была пламенной, нежной, возвышенной. Но она никогда не была свободна от насилия, это не приносило женщине настоящего счастья.

И вдруг Вера Павловна видит себя в образе женщины-богини. Ее лицо озарено великолепием любви. Затем перед глазами женщины мелькают яркие образы будущего России. Здесь в красивых домах живут счастливые люди, с радостью работают, а по вечерам и в выходные проводят бурное веселье. Именно для такого будущего мы должны плодотворно работать, твердо переносить все трудности и проблемы сегодняшнего дня.

Вскоре Вера Павловна в тандеме со своей соратницей Натальей Мерцаловой открывает свой магазин на Невском проспекте. Женщины мечтают, что через несколько лет у них будет много швейных мастерских, может быть, даже больше десяти. Так прошло еще много лет без особых происшествий.

Глава третья. Замужество и вторая любовь

Вот уже три месяца как Вера Павловна стала жить на съемной квартире с Дмитрием Лопуховым. Однако владелицу и хозяйку квартиры отношения молодоженов удивили. «Мёд» и «мёд» спали в разных комнатах, встречались они только стуком. Они всегда были аккуратно одеты. Вера пыталась объяснить хозяйке, что такие отношения гарантируют долгую семейную жизнь, но он с ней не согласился.

Но дела в новой семье шли хорошо. Вера Павловна тоже внесла свой вклад в семейный бюджет. Она давала частные уроки и вскоре открыла небольшую швейную мастерскую. Джули помогла ей с этим.

Второй сон Веры Павловны

Сначала Вера Павловна увидела поле шипов. Туда гуляли ее муж и Алексей Петрович Мерцалов. У них был философский разговор о грязи. Из их суждений выяснилось, что грязь бывает полезной и вредной, от которой ничего не может вырасти. Все зависит от движения. В противном случае грязь будет застаиваться. А где застой, там нет жизни. Затем герои романа начинают вспоминать свое прошлое. Мерцалов рассказывает о тяжелом детстве, о том, как его маме приходилось день и ночь работать, чтобы обслуживать большую семью. Вспомнила Вера Павловна и свою мать Марью Алексеевну, которая заботилась о дочери, воспитывала ее, одевала и кормила. Вера приходит к выводу, что мать, хоть и плохая, но дала дочери хорошее. И со временем злых людей будет все меньше и меньше, их постепенно заменят хорошие люди.

Кроме того, он подробно рассказывает, как Вера Павловна вела бизнес, по-новому организовала работу в своей швейной мастерской и привлекла всех сотрудников к активному участию в производственном процессе. Девочки, тщательно отобранные Верой Павловной, работали не по заказу, а были совладельцами лаборатории, получая свою долю дохода. Вера Павловна позаботилась и об остальных своих отделах. В свободное время вместе гуляли, ходили на пикники. Три года замужества Верочки и основания лаборатории прошли так удачно и комфортно.

Однажды после пикника Дмитрий Сергеевич заболел и обратился за помощью к Александру Кирсанову. Вместе они определили, что у Лопухова развилась пневмония. Заболевание пока не опасно, но меры необходимо принимать. С тех пор Александр Кирсанов стал часто бывать в доме Лопуховых, ругал Веру Павловну за то, что она очень волновалась, не спала по ночам, что могло нанести большой вред ее здоровью.

Несколько лет назад Кирсанов вдруг понял, что испытывает нежные чувства к Вере Павловне, но сразу решил, что не должен доставлять неприятностей своему другу. Усилием воли он погасил эти чувства. Я практически перестал ходить в дом Лопуховых. Однако теперь Кирсанов опасался, что может вспыхнуть новая искра. На самом деле что-то изменилось в отношениях между молодыми людьми. Они полюбили друг друга. И Кирсанов, и Вера Павловна прекрасно понимали, что «вымышленный» брак женщины с Лопуховым ведет к благополучной и обеспеченной жизни. Но их сердца жаждали любви.

Третий сон Веры Павловны

В этом сне проявляются тайные чувства Веры Павловны, многое из того, в чем она боялась признаться даже самой себе. Вместе со знаменитым певцом Босио Вера Павловна читает свой дневник, который, кстати, никогда не вела в реальной жизни. Из ее записей становится ясно, что у женщины много прекрасных чувств к мужу: уважение, благодарность, доверие… Однако в этот список не вошла любовь Веры Павловны к Александру Кирсанову. Женщина очень хочет любить своего мужа, но она не может командовать его сердцем.

Спустя время Вера Павловна решает рассказать Дмитрию Сергеевичу о своем сне, поэтому она пишет мужу письмо, в котором признается, что любит Кирсанова. Это письмо Вера Павловна оставила в кабинете Лопухова, хотела взять, но не успела. Дмитрий Сергеевич был уже морально подготовлен к такому прорыву, поэтому после признания Веры уехал в Рязань, а оттуда в Санкт-Петербург, где 11 июля поселился в гостинице. Теперь становится понятно, кто застрелился на Литейном мосту в начале романа. Но что случилось с Лопуховым? В конце концов, они нашли только его фуражку.

Вскоре после того, как Вера Павловна узнала о случившемся и начала готовить вещи к поездке, к ней приехал друг ее мужа и Кирсанов, ученик Рахметова. Далее следует подробный рассказ об этом человеке, его отношениях, образе жизни и многих интересных чертах характера. Образ Рахметова загадочен и невысказан, но все критики видят в нем революционное будущее, а автор называет Рахметова «особенным человеком».

На момент написания статьи Рахметову всего 22 года, однако он уже многое повидал. Чтобы развить силу воли и закалить характер, юноша спал на гвоздях, помогал бурлакам в плавании по Волге, а для поддержания физических сил ел только говядину.

Принадлежавший к дворянскому роду и будучи богатым человеком, Рахметов легко расстался с деньгами в пользу бедных, вел спартанский образ жизни, лишь часть своих доходов тратил на себя. Образ Рахметова как нельзя лучше олицетворяет новых людей, которым посвящен роман Чернышевского.

Визит Рахметова к Вере Павловне в тот роковой день не случаен. Студент принес женщине записку от Лопухова. В нем Дмитрий Сергеевич просит свою «избранницу» во всем подчиняться этому человеку. Сам Рахметов спокойно и аргументированно объясняет Вере Павловне, что у Розальской много противоречий с Лопуховым. У них слишком разные характеры, поэтому такой союз долго существовать не мог.

Слова Рахметова успокаивают Веру Павловну, она полностью согласна с такими доводами. Через некоторое время женщина уезжает в Новгород, где знакомится с Александром Кирсановым.

Предисловие: Происшествие на Литейном мосту

Утром 11 июля 1856 года слуга находит в номере одной из больших гостиниц Санкт-Петербурга странную записку:

«Я уезжаю в 23:00 и больше не вернусь. Меня будут слушать на Литейном мосту между 2 и 3 часами ночи. Ни к кому не относись подозрительно».

Милиционер связывает это сообщение со словами очевидцев, которые ночью слышали выстрел на Литейном мосту. Позже они находят обожженную фуражку исчезнувшего из отеля джентльмена.

В тот же день, в полдень, Вера Павловна шила в доме на Каменном мосту и получила письмо. В нем автор сообщения пишет, что больше не намерен «смущать свое спокойствие», просит ни о чем не жалеть и признается, что «любит обоих». Это письмо производит на Веру Павловну сильное впечатление. Вошедший в нее молодой человек не может ее успокоить. Она признается, что чувствует себя виноватой в случившемся: «Это не твоя вина — я одна…»

Затем автор обсуждает «зрелищные сцены», с которых романисты любят начинать свои произведения. Именно эту технику он использовал в начале своего романа.

Основные персонажи романа

Роман Чем заняться Главные герои Чернышевского:

  • Вера Павловна Розальская — целеустремленная и свободолюбивая девушка «с южным типом лица». Она думала по-новому, она не хотела быть просто женой, но хотела заниматься своим делом; открытые швейные мастерские.
  • Дмитрий Сергеич Лопухов — врач, первый муж Веры Павловны. После симуляции самоубийства он взял имя Чарльз Бомонт.
  • Александр Матвеич Кирсанов — друг Лопухова, талантливый врач, второй муж Веры Павловны.

Другие персонажи:

  • Марья Алексевна Розальская — мать Веры Павловны, очень предприимчивой женщины, всегда во всем стремившейся к выгоде.
  • Павел Константинич Розальский — управляющий домом Сторешникова, отца Веры Павловны.
  • Михаил Иванович Стрешников — «важный и красивый офицер», бабник, ухаживал за Верой Павловной.
  • Жюли — француженка, женщина с тяжелым прошлым, она нашла русского любовника, помогала и сочувствовала Вере.
  • Мерцалов Алексей Петрович — хороший друг Лопухова, священник, женивший Лопухова и Веру.
  • Мерцалова Наталья Андреевна — жена Мерцалова, позже подруга Веры.
  • Рахметов, друг Лопухова Кирсанов, был прямолинеен, с дерзкой внешностью.
  • Катерина Васильевна Полозова — жена Бемонта (Лопухова).
  • Василий Полозов — отец Катерины Васильевны.

Кратко об истории создания романа Чернышевского «Что делать?»

Николай Гаврилович написал роман «Что делать?» В плену, в застенках Петропавловской крепости, зимой 1862-1863 гг. Роман разрешили напечатать только потому, что цензор заметил в нем только любовную линию. А когда умы чиновников уловили смысл произведения, цензор был уволен, и роман попал в немилость элиты царской России за свой «революционный характер».

Но факт свершился: в редком объединении молодых и перспективных не обсуждались идеи и содержание романа «Что делать?» по вечерам. Число дворянских акций стало расти в геометрической прогрессии, потому что, по мнению Чернышевского, личная свобода неотделима от высоких моральных убеждений.

Глава пятая. Новые лица и развязка

Катерина Полозова — дочь капитана в отставке. Мать девочки умерла. Отцу удалось неплохо заработать, занимаясь бизнесом, но все его сбережения были потеряны в 60 лет из-за случайной ссоры с человеком.

Катя была благодарна Александру Кирсанову. В свое время он помог ей ценным советом, и она смогла сделать правильный выбор. Ее парень ни в коем случае не был тем человеком, за которого она его приняла.

Обстоятельства вынудили Василия Полозова продать завод. Выгодное приобретение сделал американец Чарльз Бомонт. В общении с иностранцем проблем не было. Мужчина прекрасно говорил по-русски. Он признался, что детство и юность провел в России. Отсюда отличное знание русского языка.

Его роман с Катей начался быстро после того, как его пригласили к ним домой на ужин. В разговоре девушка пожаловалась, что не может найти что-то по душе, и поэтому Чарльз посоветовал ей познакомиться с Верой Кирсановой. Вскоре он их предлагает.

Во время визита Катерины с Чарльзом к Кирсановым раскрылась тайна ее парня. Александр сразу узнал в нем своего друга Лопухова. Все были невероятно счастливы воскресением Дмитрия.

Обе семьи решают жить вместе. Принимают гостей, вместе проводят свободное время. Швейная промышленность расширилась. У Веры впереди медицинское обследование. Все его мечты сбылись. Пройдет несколько лет. Они до сих пор живут вместе, наслаждаясь спокойствием, семейным счастьем и компанией друг друга.

Глава вторая. Первая любовь и законный брак

В доме Розальских стал появляться молодой человек Дмитрий Сергеевич Лопухов. Он был студентом-медиком, который зарабатывал себе на жизнь частным учителем. Поскольку девятилетнему брату Веры Павловны Дмитрию понадобился репетитор, Лопухова пригласили помочь мальчику освоить некоторые дисциплины.

Вера встретила Дмитрия не сразу. Сначала он узнал от Федора, что его учитель занятой человек, он мало внимания уделяет женщинам, даже милым, как его сестра. Эта информация от брата несколько разочаровала Веру, она решила, что Дмитрий довольно скучный человек, хотя и не злой.

Но вскоре в отношениях двух молодых людей произошли кардинальные изменения. Произошло это на дне рождения Веры Павловны, куда был приглашен и Лопухов. Гостей было немного, так как именинница хотела отпраздновать вечеринку в непринужденной обстановке. Верочка станцевала первую кадриль с «официальным» женихом. А по третьей кадрили его партнером был Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми состоялся первый откровенный разговор. За вечер они несколько раз поговорили и остались довольны друг другом.

Лопухов рассказал Вере, что живет на съемной квартире со своим близким другом Александром Кирсановым, у которого темно-русые волосы и темно-синие глаза. Кирсанов уже окончил Медицинскую академию, считается отличным врачом, хотя имеет небольшую врачебную практику и больше склонен к научной работе.

На следующий день Вера Павловна решила, что Лопухову можно полностью доверять, и рассказала студентке о своей ситуации. Дмитрий решил помочь девушке и стал настойчиво подыскивать ей место домработницы.

Первый сон Верочки

Примерно в это же время Вере Павловне приснился первый значительный сон, которых в романе будет четыре. Во сне Вера убегает из душного подвала, в котором лежала и заболела. Прогулка на свежем воздухе, в красивом поле, где он встречает добрую и очаровательную женщину, которая всем помогает. Вера обещает новому знакомому, что освободит на свободу и женщин из темных и сырых подвалов.

А реальность такова, что никто не хочет брать на себя ответственность за девушку, которая собирается покинуть родительский дом. Вера встречает Дмитрия в условленном месте, но каждый раз молодой человек не может сказать ей ничего утешительного.

Вскоре Дмитрий четко понимает, что таким образом не сможет вывести Веру из родительского дома, и решает на ней жениться. Лопухов делает предложение Росальской. Вера Павловна соглашается, но сразу ставит свои условия, так как брак формальный. Они не только будут спать с Дмитрием отдельно, но и проводить большую часть времени в разных комнатах. Более того, Вера Павловна не хочет, чтобы с ними жил Александр Кирсанов.

Лопухов принимает все условия, более того, он старается заработать как можно больше, чтобы новой семье ни в чем не было нужды. Дмитрий понимает, что снимать квартиру ему нужно впервые. Ему удается найти достойное и дешевое жилье на Васильевском острове.

Молодожены венчал знакомый Лопухова священник Алексей Петрович Мерцалов, некогда окончивший курс Духовной академии. Перед этим таинством Дмитрий пригласил Веру поцеловаться, чтобы не испытывать особого смущения во время церемонии. Ведь целоваться там тоже надо, это традиция церкви.

После свадьбы Веру Павловну больше не держали в родительском доме. Только маме надо было как-то объяснить. Девушка решила, что лучше будет сообщить ей об этом вне дома, чтобы Марья Алексеевна не сдерживала дочь силой. Вскоре было найдено подходящее оправдание. Когда Вера Павловна сообщила матери, что идет гулять по Невскому проспекту, Марья Алексеевна предложила составить ей компанию. Возле магазина Рузанова Вера быстро сообщила матери, что уходит из дома, так как вышла замуж за Дмитрия Сергеевича. Девушка быстро прыгнула в первый попавшийся экипаж.

II. Первое следствие дурацкого дела

В то же утро на даче на острове Каменном молодая женщина Вера Павловна сшила платье и спела веселую французскую песню о рабочих. Однако настроение женщины было не из самых радужных, она как будто предчувствовала беду. Вскоре это случилось. Служанка принесла Вере Павловне письмо, из которого стало ясно, что дорогой ей человек покончил с собой.

На рыдания женщины в комнату вошел молодой человек, который тотчас бросился успокаивать Веру Павловну. Однако она стала отвергать утешителя и обвинять его в смерти их общего друга. Потом она винила себя.

В течение часа Вера Павловна сумела справиться со своими эмоциями и решила уехать из Петербурга. Сначала в Москве, а потом в каком-нибудь большом городе, где можно устроиться домработницей. Он объявил об этом молодому человеку, заверив их, что так будет лучше для них обоих. Прощание молодых людей было трогательным и кратким.

«Что делать?»: анализ произведения


«Что делать?» (Телепрограмма, 1971): YouTube / Н.Г. Чернышевский

Чернышевский говорил о любви и не только в своем романе. «Что делать?» он влияет на социальные, экономические и философские аспекты жизни, отношения между отцами и детьми, образование, ценность силы воли. На страницах романа есть даже революционные намеки. При анализе работы важно обратить внимание на следующие аспекты:

«Что делать?»: история создания

Автор начал работу над романом в декабре 1862 года и закончил ее в апреле 1863 года. Затем был арестован за радикальные взгляды, писатель находился в Петропавловской крепости. Роман задумывается как ответ на «Отцы и дети» Тургенева, поэтому в некоторых моментах произведения похожи.

Чтобы осуществить цензуру, Чернышевский обрамил политические нюансы и социальные темы в контексте любви и добавил сны главного героя в качестве сюжета. Поэтому роман был опубликован в «Современнике», но вскоре работа была запрещена. Повторное разрешение на публикацию было выдано только в 1905 году.

Роман «Что делать?»: тема

Необычный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. Основываясь на описанных ситуациях, читатель должен задуматься над:

  • любовь, основанная на общих интересах и взаимном уважении;
  • мечтает о новой жизни в обществе;
  • брак без любви;
  • проблемы дружбы;
  • возможности равенства между мужчинами и женщинами;
  • важность работы в жизни человека.


«Что делать?» (Телепрограмма, 1971): YouTube / Н.Г. Чернышевский

После интригующего начала тема раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере мы видим важность вопросов любви и брака, особенно для женщин, мнение которых в те времена часто вообще не принималось во внимание. Идея равного труда представлена ​​в истории создания главного героя швейных мастерских. Вопросы дружбы, взаимоуважения и понимания остаются в центре внимания автора и читателя на протяжении всего рассказа.

Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом

Благодаря необычному подходу к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и скрыл запретные мотивы. Поначалу кажется, что работа автора — описать историю любви. Но это всего лишь маска, призванная скрыть социально-политическую составляющую романа. Последнее раскрывается в описании сна Веры Павловны.

Автор складывает эпизоды, постепенно раскрывая основные причины поведения персонажей и главную тему произведения. Интересный прием связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это составляет основу истории.

Литературное направление

Направление и жанр книги разные. Произведение «Что делать» относится к социологическому реализму, но это утопия. В этом романе тесно связаны настоящие события и авторские вымыслы, будущее. Из-за этого читатели неоднозначно восприняли книгу, их напугали перспективы, представленные Чернышевским.

Открытая книга

Роман также считается философским и публицистическим. Автор использует в тексте множество скрытых смыслов, тщательно скрывает их в строчке любви. Чернышевский не был профессиональным писателем, он просто выражал свои мысли о будущем общественном устройстве только в литературной форме.

В романе рассматриваются философские вопросы, отмечается публицистический накал страстей. Художественный сюжет лишь скрывает истинные мысли автора от требовательных цензоров. Само название романа Чернышевского «Что делать» состоит в том, что труд — это инструкция для революционеров. Писатель подталкивает их к выполнению определенных действий.

Короткий пересказ «Что делать?» Чернышевского

Что вкратце делать с романом Чернышевского:

11 июля 1856 года записка, оставленная странным гостем, была найдена в номере одной из великих гостиниц Санкт-Петербурга. В записке сказано, что о ее авторе скоро узнают на Литейном мосту и подозрений ни к кому быть не должно. Обстоятельства выясняются очень быстро: ночью мужчина стреляет по Литейному мосту. Его шапка вылавливается из воды.

В то же утро на даче на Каменном острове молодая женщина сидит и шьет, поет живую и смелую французскую песню о рабочих, которые будут освобождены от знаний. Ее зовут Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, Вера Павловна, прочитав его, плачет, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается ее успокоить, но Вера Павловна безутешна. Он отталкивает молодого человека со словами: «Ты весь в крови! Его кровь на тебе! Вы не виноваты — я одна… »В письме от Веры Павловны написано, что писатель уходит со сцены, потому что слишком любит« обоих»…

Трагическому эпилогу предшествует история жизни Веры Павловны. Детство провел в Санкт-Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семеновским мостом. Его отец, Павел Константинович Розальский, является хозяином дома, мать дает деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Вере: как можно скорее выдать ее замуж за богатого человека. Обывательская и злая женщина делает для этого все, что в ее силах: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает ее и даже водит в театр.

Вскоре красивую темнокожую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и сразу же решает ее соблазнить. Надеясь заставить Стрешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь поддержала его, а Вера всячески его отвергает, осознавая настоящие намерения бабника. Ей каким-то образом удается обмануть мать, делая вид, что она привлекает ее парня, но это не может длиться долго. Положение Веры в доме становится совершенно невыносимым. Это разрешается неожиданно.

Учителя, аспиранта-медика Дмитрия Сергеевича Лопухова пригласил брат Верочки Федя. Сначала молодые люди настороженно относятся друг к другу, но потом они начинают говорить о книгах, музыке, правильном мышлении и вскоре начинают хорошо относиться друг к другу. Узнав о тяжелом положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он подыскивает ей место домработницы, которое даст Вере возможность жить отдельно от родителей. Но поиски оказались безрезультатными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дома.

Тогда влюбленный ученик находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы хватило средств, он бросает учебу и, беря частные уроки и переводя учебник по географии, делает Верочке предложение. Прямо сейчас Вере снится первый сон: она видит себя освобожденной из сырого темного подвала и разговаривающей с необыкновенной красавицей, называющей себя любовью к людям. Вера обещает красавице, что она всегда будет вытаскивать из подвала других девушек, запертых так же, как ее заперли.

Молодые люди снимают квартиру, и их жизнь идет хорошо. Правда, их отношения кажутся хозяйке странными: «мёд» и «мёд» спят в разных комнатах, встречаются только после стука, голыми не показываются и т.д. Быть отношения между супругами, если они это делают, им не хочется скучать друг с другом.

Вера Павловна читает книги, дает частные уроки, управляет домом. Вскоре она открывает свой бизнес: швейную мастерскую. Девушки не работают в мастерской, а являются совладельцами и получают свою долю дохода, как Вера Павловна. Они не только вместе работают, но и вместе проводят свободное время: ходят на пикники, разговаривают. Во втором своем сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Он видит в этом поле грязь, а точнее две грязи: фантастическую и настоящую. Настоящая гадость — это забота о самом необходимом (тем, чем всегда была обременена мама Веры Павловны) и из него могут родиться початки кукурузы. Фантастическая грязь — забота о лишнем и лишнем; ничего полезного из этого не рождается.

У Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и близкий по духу человек Александр Матвеевич Кирсанов. Оба «грудью, без связей, без ведома, пробились сами». Кирсанов — человек волевой и мужественный, способный как на решительные действия, так и на тонкие чувства. Он радуется одиночеству Веры Павловны разговорами, когда Лопухов занят, водит ее в оперу, которую они оба любят. Однако вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестает навещать своего друга, что очень обижает и его, и Веру Павловну. Истинная причина его «охлаждения» неизвестна: Кирсанов влюблен в жену своего друга.

Он появляется в доме только тогда, когда Лопухов заболевает: Кирсанов врач, лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна в полном замешательстве: ей кажется, что она влюблена в друга мужа. У него есть третья мечта. В этом сне Вера Павловна с помощью неизвестной женщины читает страницы своего дневника, в котором говорится, что она испытывает к мужу благодарность, а не то спокойное и нежное чувство, потребность в ней так велика.

Ситуация, в которой оказались три умных и респектабельных «новых человека», кажется неразрешимой. В конце концов Лопухов находит выход: выстрел по Литейному мосту. В день получения этой новости к Вере Павловне приехал старый знакомый Кирсанова и Лопухова, Рахметов, «особенный человек». «Высшую природу» в нем пробудил в свое время Кирсанов, познакомивший ученика Рахметова с книгами, «которые надо читать». Выходец из богатой семьи, Рахметов продал поместье, раздал деньги своим собратьям и теперь ведет жесткий образ жизни: отчасти потому, что он считает невозможным иметь то, чего нет у обычного человека, отчасти из-за желания воспитать его характер.

Итак, однажды он решает поспать на ногтях, чтобы проверить свои физические возможности. Он не пьет вино, не трогает женщин. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым, потому что он шел по Волге с бурлаками, чтобы сблизиться с людьми и завоевать любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана завесой тайны с явно революционным смыслом. У него много дел, но это не его дело. Он путешествует по Европе, намереваясь вернуться в Россию через три года, когда ему «понадобится» там побывать. Этот «экземпляр очень редкой породы» просто отличается от «честных и добрых людей» тем, что он «двигатель двигателей, соль соли земли».

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, после прочтения которой она становится спокойной и даже веселой. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство ее персонажа с характером Лопухова слишком велико, поэтому ее и тянет к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель выходит замуж за Кирсанова.

О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое он вскоре получает из Берлина: некий студент-медик, предположительно хороший друг Лопухова, передает свои точные слова Вере Павловне о том, что ей стало лучше после расставаться с ней, потому что у него была склонность к одиночеству, что никак не могло быть при его жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные интриги устраиваются для общего удовольствия. Семья Кирсановых ведет более-менее такой же образ жизни, как и раньше семья Лопуховых.

Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна ест сливки, принимает ванну и занимается в швейных мастерских: теперь у нее две. Точно так же в доме есть нейтральные и не нейтральные комнаты, и супруги могут войти в ненейтральные комнаты только после стука. Но Вера Павловна отмечает, что Кирсанов не только позволяет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не только готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и глубоко заинтересован в ее жизни. Он понимает свое желание сделать то, «что нельзя откладывать». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.

Вскоре ей приснился четвертый сон. Природа в этом сне «льет в грудь аромат и песню, любовь и счастье». Поэт, чей лоб и мысль озарены вдохновением, поет песню о смысле рассказа. Перед Верой Павловной есть образы из жизни женщин на протяжении нескольких тысячелетий. Сначала рабыня повинуется своему господину в шатрах кочевников, затем афиняне поклоняются женщине, по-прежнему не признавая ее равной. Затем появляется изображение красивой дамы, за которую на турнире борется рыцарь. Но он любит ее только до тех пор, пока она не станет его женой, то есть рабыней. Так Вера Павловна видит свое лицо вместо лица богини.

Черты ее лица далеки от совершенства, но она озарена великолепием любви. Великая женщина, знакомая ей по первому сну, объясняет Вере Павловне, что такое равенство и свобода женщин. Эта женщина также показывает Вере Павловне картины будущего: жители Новороссии живут в красивом доме из чугуна, хрусталя и алюминия. Утром они работают, вечером развлекаются, и «у того, кто недостаточно много работал, не хватило смелости ощутить всю полноту веселья». Гид объясняет Вере Павловне, что это будущее нужно любить, что для него нужно работать и переносить все, что можно из него перенести в настоящее.

У Кирсановых много молодых единомышленников: «Недавно появился этот парень и стремительно распадается». Все эти люди респектабельные, трудолюбивые, непоколебимые жизненные принципы, обладающие «хладнокровной практичностью». Среди них вскоре появляется семья Бомонтов. Екатерина Васильевна Бемонт, урожденная Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с ее помощью Полозова поняла, что влюбленный человек ее недостоин.

Затем Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, который называет себя агентом английской фирмы Чарльз Бомонт. Он отлично говорит по-русски, так как якобы прожил в России до двадцати лет. Ее роман с Полозовой развивается спокойно: оба — люди, которые «без причины не злятся». Когда Бомонт знакомится с Кирсановым, становится ясно, что это Лопухов. Семьи Кирсановых и Бомонтов чувствуют такую ​​духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме и вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна также организовывает швейную мастерскую, и круг «новых людей» таким образом расширяется.

Это интересно: роман Тургенева «Рудин» был написан в 1855 году. На нашем сайте мы рекомендуем вам прочитать краткое содержание «Рудина» по главам. В своем произведении автор осветил проблему «лишнего человека», которая была очень актуальна в русской литературе XIX века.

Проблематика книги

Для читательского дневника совершенно необходимо анализировать проблемы романа. Чернышевский умело составил обзор человеческих мыслей того времени, выстроив события в правильном хронологическом порядке. Он использовал множество техник для решения нескольких задач одновременно:

  • ценности женской личности;
  • кризис монархии;
  • моральный выбор;
  • социальное неравенство;
  • бедность.

Первая проблема, о которой идет речь в «Что делать», — это положение женщины в обществе. Девушкам приходится выходить замуж для удобства или даже подрабатывать проституцией. Правителей преследуют их хозяева, которые остаются за это безнаказанными.

Роман что делать с чернышевским

Вера тоже могла стать жертвой офицера, но Дмитрий ее спас. Он относился к девушке так, чтобы она была на него равной. Это стало символом женской независимости.

Впервые декабристы заговорили о несостоятельности монархии в 1825 году. Тогда люди сопротивлялись таким мыслям, но потом проявили тягу к революции. И хотя царское правительство пыталось преодолеть аллегорию и инакомыслие, каждое новое поколение укреплялось в своих убеждениях.

Чернышевский также описывает в своей книге нравственный выбор. Кирсанов разрывается между чувствами к Вере и ответственностью перед другом. Перед Лопуховым тоже стоит выбор: уступить Александру или оставить все как есть. Но все персонажи принимают правильные решения. Автор высмеивает воспитание людей, выросших под игом монархии. Мать Веры даже соглашается, что офицер опозорит ее дочь и позже выйдет замуж. Он считает, что самые богатые могут управлять бедными как рабами. Такая ситуация называется социальным неравенством.

В книге также описывается проблема бедности. Мать в романе из-за материальных проблем начала морально деградировать. Его беспокоит, как выжить в этой ситуации, где найти деньги на существование. Ее не интересуют проблемы людей, смена власти и моральных ценностей. Он сократил список своих духовных потребностей до минимума, так как для них больше нет времени и усилий.

Роман Чернышевского — книга для молодежи. Описывает персонажей, на которых нужно смотреть. Произведение «Что делать» смело можно назвать гимном нового человека, желающего решать проблемы своей страны и ее народа. По мнению автора, настоящий революционер должен жить просто, помогать окружающим словом и делом.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг