- Главные герои
- Проблематика в пьесе
- Начало произведения. Первое действие
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Действие четвертое
- Разговоры присутствующих за чаепитием
- Отношение к профессору окружающих
- Родной брат первой супруги профессора
- Имение будет продано, или Как жить дальше его обитателям
- Выстрел, или Заключительные события произведения
- Невозможно скрыть эмоции
- Нарастание конфликта
- История написания
- Последствия надуманных идеалов
- Чехов «Дядя Ваня» в сокращении
- Страсти накаляются, или Брюзжащий профессор
- Короткий пересказ «Дяди Вани»
- Важные признания
- Жанр и направление
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Действие четвертое
Главные герои
Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) — интеллигентный, глубоко респектабельный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.
Серебряков Александр Владимирович — ученый, профессор на пенсии, эгоистичный, капризный, тучный человек.
Астров Михаил Львович — врач, талантливый и думающий человек, заботящийся о своей стране и ее людях.
Софья Александровна (Соня) — дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная и жертвенная девушка.
Елена Андреевна — молодая жена Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая и праздная женщина.
Проблематика в пьесе
Проблема на работе актуальна и для современных людей. Чехов ставит следующие проблемы:
- Пошлость — в вине изображена жизнь, изображенная в произведении. Глупость, лишенная красоты — самое ужасное, что может случиться с людьми. Ни один персонаж не находит своей основной цели.
- Экология: С помощью врача автор выражает озабоченность по поводу вырубки лесов. Работа Астрова по их восстановлению была охарактеризована как доброе дело. Чехов касается не столько материального ущерба природе, сколько ее реального воплощения. В месте без красивых пейзажей живут только несчастные люди.
- Меланхолия — игра буквально пропитана чувством безнадежной меланхолии. Все главные герои устали от нее и скучают, не находя работы, достойной использования своих сильных сторон.
- Безразличие — Герои почти полностью лишены сочувствия. Их совершенно не интересуют чужие проблемы. Все силы направлены на удовлетворение собственных потребностей.
- Разочарование: Практически все герои произведения разочарованы жизнью и недовольны судьбой. Писатель часто поднимает этот вопрос в своих произведениях.
- Адаптация: Герои не пытаются бороться с обстоятельствами, а смиряются с ними. По мнению писателя, такое поведение не может принести счастья.
- Обыватель — в произведении изображены персонажи, потратившие жизнь на бесполезную работу, а время — только на себя. Они закреплены за своей личностью. Осуждение этой буржуазной жизни — лейтмотив многих произведений писателей того времени.
«Дядя Ваня» показывает трудности человеческой жизни. Основная идея писателя неизменна: жизнь — это активное мышление, проявление чувств, а не просто пребывание в стороне.
Начало произведения. Первое действие
Спектакль «Дядя Ваня», аннотация которого начинается с описания чаепития в усадьбе, состоит из сцен из деревенской жизни. Под старым тополем стоит стол, специально накрытый для чаепития. Осенняя пасмурная погода.
За столом сидела пожилая няня Марина, сухая старуха Елена Андреевна, жена владельца имения профессора Серебрякова. Войницкий, или дядя Ваня. Астров нервно оборачивается вокруг стола. Вскоре появляется Телегин, получивший прозвище Вафля. Это разоренный помещик, живет в имении как служащий.
Действие первое
В имении Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая няня Марина и врач Михаил Львович Астров. Они помнят, как давно знают друг друга, и доктор жалуется, что за эти «десять лет он стал другим человеком»: он постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке. Он жалуется внимательному слушателю, что «с утра до вечера все встает», без единого дня отдыха, «жизнь вокруг него скучна, тупая, грязная», и он потерял смысл своего существования.
Выходит Войницкий и говорит, что с приходом профессора Серебрякова их привычный образ жизни не изменился в лучшую сторону. Теперь вся семья вынуждена приспосабливаться к ученому, у которого совершенно отсутствует режим.
Войницкий не устает рассказывать о своем родственнике, который переехал в имение первой жены только потому, что не может позволить себе жить в городе. Четверть века профессор «писал об искусстве, ничего не понимая в искусстве». «Он всегда жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.
Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная жена Серебрякова, любила мужа больше его жизни, а «вторая жена, красивая женщина, умная девушка» добровольно подарила ему молодость, красоту, свободу, его великолепие».
Телегин, жена которого сбежала от него на следующий день после свадьбы, присоединяется к разговору о супружеской верности. Он по-прежнему любит ее и материально помогает ей и ее детям, которых она удочерила от другого мужчины.
Астров остается в усадьбе на ночлег и в разговоре затрагивает любимую тему: сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня утверждает, что «Михаил Львович ежегодно сажает новые леса», и даже получила за это медаль и грамоту.
Елена Андреевна отмечает, что девушка влюблена в интересного врача. Войницкий признается в любви Елене Андреевне и просит не отказывать ему.
Действие второе
Серебряков утомляет молодую жену жалобами на ее возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости в таком тоне», как будто в этом виноваты все.
Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение с скучными людьми, удаленность от яркой светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Только верной старой няне удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, остро нуждается в жалости.
Наедине с Войницким Елена Андреевна жалуется, что ей очень трудно находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь Иван Петрович начинает признаваться молодой женщине в своих чувствах. Заметив, что его собеседник пьян, Елена Андреевна уходит от него.
Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что большая часть его жизни была напрасной и бессмысленной.
Входят Астров и Телегин с гитарой. За бокалом коньяка мужчины начинают обсуждать философские темы.
Соня ругает дядю Ваню за то, что он «снова напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней ее сокровенными мыслями. Его не устраивает, потому что он презирает «соседство, русскую, мещанскую жизнь». Врач признается, что никогда не любил и больше не полюбит.
Действие третье
Войницкий сообщает всем дома, что профессор хочет собрать их, чтобы сообщить важные новости. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно сделать полезное дело — было бы желание. «Скука и праздность заразительны», и бороться с ними нужно изо всех сил.
Соня делится безответной любовью с мачехой: она шесть лет любит Астрова, но он не обращает на нее внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с врачом «осторожно, намеками».
В частной беседе Михаил Львович делится, что абсолютно не испытывает к Соне чувств. Елена Андреевна просит его уезжать и как можно реже появляться в имении, чтобы не беспокоить влюбленную девушку своей внешностью.
Врач признается в любви к Елене и умоляет ее записаться на прием. Войницкий становится невольным свидетелем этой сцены.
Серебряков собирает родственников и объявляет, что намерен продать имение, вырученные деньги «конвертировать деньги в процентные ценные бумаги и купить дачу в Финляндии на оставшиеся излишки». Дядя Ваня возмущается, потому что уверен, что имущество принадлежит Соне. Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, над которым он упорно трудился двадцать пять лет. Охваченный сильными чувствами, он достает револьвер и пытается убить профессора, которого ненавидит.
Действие четвертое
Обсуждая скорый отъезд Серебряковых в Харьков, няня Марина и Телегин счастливы: наконец-то жизнь дома пойдет «как была, как прежде».
Войницкого смущает его меткость: «дважды выстрелить и ни разу не попасть!» Опасаясь, что дядя Ваня не сделает ничего лишнего, Астров постоянно находится рядом с ним. Врач убеждает его вернуть то, что он принял: бутылку морфия.
Войницкий мечтает переписать жизнь с нуля, но понимает, что в сорок семь лет это уже невозможно. Соня предлагает любимому дядюшке последовать ее примеру: живи и держись, пока жизнь «не кончится сама собой». Ей удается убедить его дать врачу морфин.
Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина твердо намерена покинуть имение. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они уверяют друг друга, что «все будет как прежде».
Астров тоже покидает имение. Соня и ее дядя начинают разгадывать запущенные дела. Девушка рассказывает о том, как они будут усердно работать, смиренно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти наконец увидеть «светлую, красивую и изящную жизнь».
Разговоры присутствующих за чаепитием
О чем говорят эти люди, собравшиеся на чай? Спектакль «Дядя Ваня», синтез которого лишь в общих чертах передает настроение всех присутствующих, не пытается анализировать их действия. Автор выражает только мысли каждого из своих персонажей, предоставляя читателю самому судить о правильности их рассуждений и своих действий.
Астров по профессии врач, и пока старушка наливает ему чай, он без устали рассказывает ей о трудностях своей работы. Жалуется на антисанитарные условия в крестьянских избах, различные эпидемии и, как следствие, частые смерти. Его беспокоят российские леса, которые вырубают даже без работы. Однако этот человек не только сочувствует природе, но и находит время для того, чтобы посадить новые молодые деревца.
Отношение к профессору окружающих
Мать дяди Вани, Мария Васильевна, очень тепло относится к зятю и ругает сына за то, что он выразил неуважение к профессору. И Войницкий завидует Серебрякову не только его успехам в карьере, но и популярности среди женщин. Кроме того, ему нравилась молодая жена профессора.
Но Елена Андреевна не отвечает взаимностью на признание Войницкого, а сметает его. Сначала она не понимает, чем вызвано такое отношение к мужу. Ей кажется, что она такая же, как и все. Так описываются герои чеховской пьесы «Дядя Ваня», первая глава которой закончилась. Практически все негативные эмоции сосредоточены вокруг профессора.
Родной брат первой супруги профессора
Дядя Ваня, брат первой жены Серебрякова, ворчит, что с тех пор, как профессор приехал в имение со второй женой, весь семейный образ жизни как бы перевернулся с ног на голову. Войницкий даже не пытается скрыть своей зависти к Серебрякову. Он его критикует за постоянные жалобы. Он высмеивает тот факт, что профессор четверть века пишет об искусстве, но на самом деле он ничего в этом не понимает.
Елена Андреевна, вторая жена профессора, которая намного моложе мужа, бесконечно скучает в этом имении. Жалуется на отсутствие развлечений. Отрывочные предложения и замечания всех присутствующих не связаны друг с другом. За столом нет общего диалога. Но именно по ним можно судить о том, что спектакль «Дядя Ваня» (его краткое описание и дальше будет содержать различные диалоги) прежде всего подчеркивает всю напряженность драмы, которую переживают герои комедии. В этом имении нет ни достатка, ни покоя.
Имение будет продано, или Как жить дальше его обитателям
Профессор собрал всех жителей имения и объявил, что продаст его. Он вложит деньги в ценные бумаги, которые обеспечат ему и его жене дополнительное комфортное существование. Что этим хотел показать Чехов в своей комедии «Дядя Ваня?
Краткое содержание не совсем точно передает все высказывания персонажей, но, основываясь на самой новости, которую сказал профессор, мы можем сделать вывод, насколько подлым и эгоистичным является этот персонаж. Он даже не думал о том, где будут жить его дочери Сонечка и Войницкий.
Хотя есть важный факт, отмеченный автором. Дело в том, что сама усадьба принадлежит Соне. Он унаследовал его от матери. В аннотации к книге «Дядя Ваня» нельзя не упомянуть реакцию главных героев на это высказывание профессора.
Выстрел, или Заключительные события произведения
Войницкого это решение Серебрякова просто потрясло. В конце он рассказывает профессору все, что накопил за долгое время. Начался грандиозный скандал. Во время которого дядя Ваня не сдержался и застрелил наскучившего ему профессора Серебрякова. Но, к счастью, он этого не заметил.
Чем закончился чеховский «дядя Ваня»? Аннотация заканчивается, и остается описать последнюю сцену, во время которой Астров и Войницкий рассказывают о своей жизни. Профессор с женой едут в Харьков. В поместье все осталось по-прежнему. Дядя Ваня и Соня занимаются запущенной семьей. Девушка тоже мечтает о лучшей жизни.
Невозможно скрыть эмоции
Краткое содержание «Дяди Ваня» показывает, насколько плохо сложилась ситуация в усадьбе. У всех персонажей внутри накопилось столько эмоций, что они просто не могут их сдержать. Астров напился и стал ругать всю русскую жизнь.
Вдруг он заговорил о том, как прекрасна Елена Андреевна душой, телом и мыслями. Но, по его словам, он ведет совершенно неправильный образ жизни, паразитируя за счет супруги. Красота этой женщины привлекает врача. Сонечка, в свою очередь, рассказывает мачехе о своих нежных чувствах к Астрову. Так разгораются страсти в спектакле «Дядя Ваня». На этом заканчивается содержание второй главы.
Нарастание конфликта
С героями чеховской пьесы «Дядя Ваня» вроде бы ничего особенного не происходит. Краткое содержание третьего акта, однако, показывает, что между присутствующими на чаепитии назревает конфликт. Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Женившись на профессоре, соблазненный своей ученостью и положением, он не нашел привычного утешения, которого так ждал. Елена хочет настоящих ощущений, она влюблена в Астрова.
Она взволнованно соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина понимает, что доктор влюблен в нее. Астров подтверждает свои предположения. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, опасаясь морального осуждения, говорит, что покинет имение вместе с мужем.
Раскрывается личность профессора: он оказывается эгоистичным и эгоистичным человеком. Ему кажется, что доход от этого имения недостаточен, поэтому он решает его продать. Положите часть денег в банк и живите на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда деваться ему, его старушке и Соне? В конце концов, они работали на него столько лет, они пытались отправить ему больше денег.
Профессор говорит, что подумает об этом позже. Соня не может поверить, что отец выставляет на улицу близких родственников. Потрясенный этой несправедливостью, дядя Ваня дважды стреляет в профессора, но промахивается.
История написания
В 1889 году Чехов пишет пьесу «Леший», но через время решает полностью переделать произведение. Хотя в таком виде спектакль уже был поставлен и первый имел успех, писатель остался недоволен результатом. Так выглядит новый текст спектакля «Дядя Ваня». Автор завершил свою работу в 1896 году.
В обновленной версии использованы отрывки из дневника писателя, который включил наблюдения из жизни, а затем перенес их в свои произведения. Кроме того, это полностью изменило структуру рассказа. Таким образом, история написания «Дяди Ваня» началась с «Лешего», что автору показалось не очень удачным, потому что после премьеры он снял произведение из репертуара, внося в него что-то новое, то, что критики Позже назвали бы «Лучшим произведением Чехова»… Однако произойдет это не сразу.
Новое видение писателя о театре не было воспринято обществом: пьеса «Чайка», например, в том же 1896 году полностью провалилась. Так Чехов превращает «Дядю Ваню» в рассказ, но ему на это некогда, и он уже выпущен как комедия. Но, несмотря на неоднозначную и громкую карьеру писателя, предложения о постановке нового произведения постепенно поступали в его адрес.
Последствия надуманных идеалов
«Дядя Ваня» — это история, которую невозможно прожить во сне. Действовать надо наяву, чтобы спустя годы не оглядываться с горечью в прошлое, сожалеть о потерянном времени. Не только Войницкий, но и остальные герои не смогли воспользоваться предоставленными возможностями для достижения своих целей. По большей части им мешали надуманные идеалы:
- дядя Ваня — образ «ученого-идеала» Серебрякова;
- молодой мачехе — энтузиазм, принятый за любовь;
- Соне — Астров, который ее не любит;
- Серебряков мечтает о жизни в изобилии.
Оставшись одни, Соня и Иван Петрович ничего не меняют в своей жизни. Понимая, что их мечтам о личном счастье не суждено сбыться, они смиренно приступают к привычной скучной работе. Дядя Ваня постоянно жалуется, а Сонечка просто дает свое согласие, соглашаясь, что в этом их судьба и смысл жизни, и что «они обречены не видеть радости до самой смерти, а только работать. На других, а потом усердно умереть». Но это только их вина.
Чехов «Дядя Ваня» в сокращении
Аннотация А.П. Чехова «Дядя Ваня» для читательского дневника:
Россия, конец 19 века. Действие комедии происходит в имении профессора Серебрякова на пенсии, который женат во второй раз на 27-летней Елене Андреевне. Соня, дочь от первого брака, мать его первой жены и зятя Ивана Войницкого, он же дядя Ваня, с ним 47 лет.
Имение Серебрякова принадлежало его первой жене, которая позже умерла. За этим имением много лет ухаживает дядя Ваня, ему помогает племянница Соня. Отношения Сони и мачехи Елены Андреевны нельзя назвать хорошими, Соня уверена, что вышла замуж за отца не по любви.
Также неизвестно, почему в имении живет обедневший гибрид Илья Телегин, крестный отец Сони. Также частенько навещает усадьбу Михаил Астров, врач Серебряковой. У профессора частые приступы подагры, он не доверяет врачу, считая его очень плохим специалистом. Также с ними живет старая няня Марина.
Елена Андреевна больше не любит своего старого мужа, Соня любит доктора Астрова, а дядя Ваня любит Елену Андреевну и ненавидит профессора, хотя она им восхищалась.
Когда-то Серебрякова пользовались большим уважением, все уважали его, его окружали женщины, а теперь он никому не нужен.
Атмосфера в доме очень плохая, лучше всего Елена рассказывает о себе, когда общается с Войницким. Войницкий всегда всем недоволен, ворчит, бегает за Еленой, как собака, что ей очень неприятно. Войницкий сожалеет, что не женился на Елене 10 лет назад, вспоминает их встречу.
Все общение в доме происходит во время грозы, от которой все проснулись. Дядя Ваня сначала разговаривает с Еленой, потом с Астровым. Потом Астров и Соня. Соня с Еленой Андреевной. Соня с мачехой помирились, Елена сказала, что хотела бы молодого мужа, и теперь она недовольна.
Днем Соня сказала Елене, что любит Астрова, Елена обещала поговорить с ним, чтобы она ответила Соне. Астров не любил Соню, она не была красивой, он сказал, что не любит Соню, в отличие от Елены. Астров стал раздражать Елену, целовать ее, но дядя Ваня помешал ему, Астров убежал.
В 13:00 профессор Серебряков собрал всех обитателей дома в гостиной, чтобы что-то им рассказать, он вдруг понял, что ему в усадьбе жилось плохо, он хотел уехать в город, а денег на жизнь нет город. Он хочет продать недвижимость, переехать в город, купить дачу в Финляндии и жить на проценты.
Войницкий этому очень удивлен, он говорит, что его отец купил этот дом для сестры, и теперь он принадлежит Соне. Говорит, им, Соне и маме некуда идти. Но Войницкий продолжает, заявляя, что отказался от своей доли наследства в пользу этого дома и что он много потрудился, чтобы выплатить все долги. Это очень разозлило дядю Ваню, он рассказал ему все, что накопил за несколько лет.
В результате аварии жители дома больше не могли находиться под одной крышей. Войницкий даже пытался застрелить профессора, но безуспешно. Серебряков и Елена быстро уехали в Харьков. Астров безуспешно просил Елену остаться. Войницкий и профессор помирились, а Астров последовал за ними.
Дядя Ваня и Соня остались в имении, сели с газетами, чтобы окончательно их привести в порядок.
Опера Чехова «Чайка» написана в 1896 году. В том же году она была поставлена в Александринском театре. На нашем сайте вы можете прочитать аннотацию «Чайка» по акциям.
Страсти накаляются, или Брюзжащий профессор
Что дальше говорит Чехов в своей комедии «Дядя Ваня»? Резюме теперь полностью посвящено Серебрякову. С каждой минутой чувствуется, как вокруг этого человека накапливается атмосфера ненависти и вражды. Это буквально всех раздражает. А теперь и его жена, которая как-то забыла, что она такая же, как и все.
Профессор постоянно жалуется на различные заболевания. Это требует тщательного ухода за ним. Войницкий наконец понимает, насколько его родственник подл. Он все время помнит, что они вместе с его племянницей Сонечкой, которая тоже живет в имении, работали на него. Часто отказывая себе ни в чем, они старались отправить Серебрякову как можно больше денег, заработанных на имении.
Короткий пересказ «Дяди Вани»
Краткое содержание «Дядя Ваня» Чехова:
Пасмурный осенний день. В саду, в аллее под старым тополем, установлен чайный столик. У самовара есть старая няня Марина. «Ешь, отец», — он предлагает доктору Астрову чай. «Я ничего не хочу», — отвечает он.
Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафель, живущий в поместье в сложном положении: «Погода прекрасная, птицы поют, все мы живем в мире и согласии — что еще мы можем сделать?» Но в поместье нет покоя и согласия. «В этом доме небезопасно», — дважды скажет Елена Андреевна, жена прибывшего в имение профессора Серебрякова.
Эти отрывочные наблюдения, внешне не адресованные друг другу, вторгаются в диалогический спор и высвечивают значение напряженной драмы, пережитой персонажами драмы.
Десять лет в районе Астров подрабатывал. «Мне ничего не нужно, мне ничего не нужно, я никого не люблю», — жалуется она няне. Войницкий изменился, рухнул. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. И сейчас? «Мне <…> стало хуже, потому что я был ленив, ничего не делаю и просто ворчу, как старый хрен…»
Войницкий не скрывает своей зависти к профессору на пенсии, особенно к своим успехам у женщин. Мать Войницкого Мария Васильевна просто обожает своего зятя, мужа ее покойной дочери. Войницкий презирает академические исследования Серебрякова: «Человек <…> читает и пишет об искусстве, абсолютно ничего не понимая в искусстве».
Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться очень частичной: в конце концов, он влюбился в свою красавицу-жену. И Елена Андреевна резонно упрекает Войницкого: «Александра не за что ненавидеть, он такой же, как и все».
Так Войницкий выявляет более глубокие и, как ему кажется, убедительные причины своего нетерпимого и непримиримого отношения к бывшему профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… Я работал на него как вол… Я гордился я жил и дышал им! Боже, что теперь? .. Ничего подобного! Мыльный пузырь!»
Вокруг Серебрякова накапливается атмосфера нетерпимости, ненависти и неприязни. Он раздражает Астрова, и даже жена его терпеть не может. Все как-то прислушивались к заявленному диагнозу болезни, поразившей как героев сериала, так и всех их современников: «… мир умирает не от воров, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих маленьких ссор».
Они, в том числе и сама Елена Андреевна, как-то забыли, что Серебряков «такой же, как все» и, как и все, может рассчитывать на снисходительность, на милосердное отношение к себе, тем более что он страдает подагрой, страдает бессонницей, боится смерть. «В самом деле, — спрашивает он жену, — разве я не имею права на позднюю старость, на внимание людей ко мне?» Да, надо быть милосердным, — говорит Соня, дочь Серебрякова от первого брака.
Но только старая няня прислушается к этому зову и проявит к Серебрякову искреннюю и неподдельную заботу: «Что, батюшка? Уж больно? <…> Старики, которые маленькие, хочется кому-то пожалеть, но никто не чувствует извините за (Целует Серебрякова в плечо.) Давай, батюшка, в постель… Давай, свет… Я дам тебе лаймового чая, согрею твои ноги… Я молись Богу за тебя…»
Но старая няня не могла и, конечно же, не могла разрядить гнетущую атмосферу, чреватую катастрофой. Суть конфликта настолько тесно связана, что происходит климатический взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить на обсуждение придуманную им «меру»: продать маржинальное имущество, конвертировать выручку в процентные ценные бумаги, которые позволили бы ему купить дачу в Финляндии.
Войницкий возмущается: Серебряков позволяет себе распоряжаться имуществом, которое фактически и законно принадлежит Соне; он не думал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за это скудные деньги; не думал о судьбе Марии Васильевны, столь бескорыстно преданной профессору!
Возмущенный, разъяренный Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и не попадает в оба.
Испугавшись смертельной опасности, миновавшей его лишь случайно, Серебряков решает вернуться в Харьков. Он уезжает в свое маленькое имение Астров, чтобы по-прежнему присматривать за крестьянами, ухаживать за огородом и лесным питомником. Происки любви угасают.
Елена Андреевна не решается ответить на увлечение Астрова ею. Однако при расставании она признается, что ее забрал врач, но «немного». Он обнимает его «импульсивно», но взглядом. И Соня окончательно убедилась, что Астров не может в нее влюбиться, такая некрасивая.
Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Мы снова будем жить, как было, по-старому», — мечтает няня. Конфликт между Войницким и Серебряковым также остается без последствий. «Вы получите именно то, что получили», — заверяет профессор Войницкий. «Все будет как прежде».
А перед отъездом Астровых и Серебряковых Соня уговаривала Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давайте что-нибудь сделаем». Лампа горит, чернильница полная, Соня листает служебную книжку, дядя Ваня пишет счет, другой: «2 февраля двадцать фунтов нежирного масла…
Казалось бы, ожидания старой няни оправдались — все стало так же. Но игра настолько структурирована, что постоянно — как большие, так и маленькие — обманывает ожидания как своих героев, так и читателей. Ждешь, например, музыки от выпускницы консерватории Елены Андреевны («Хочу играть… Давно не играла. Играю и плачу…»), а Вафля играет гитара…
Персонажи выстроены таким образом, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и наблюдения сливаются воедино смысловыми, часто субтекстовыми призывами, что и традиционный вопрос «Кто виноват?». Войницкому кажется, что Серебряков испортил ему жизнь. Он надеется начать «новую жизнь».
Но Астров развеивает этот «назидательный обман»: «Наше положение, ваше и мое, безнадежно. <…> Во всем районе было всего два респектабельных, интеллигентных человека: ты и я. Около десяти лет филистимлянской жизни нас привлекала гнусная жизнь; он отравил нашу кровь своими гнилостными парами, и мы стали вульгарными, как и все».
В финале комедии, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но последний монолог Сони источает безнадежную грусть и ощущение бесцельно прожитой жизни:
«Мы, дядя Ваня, будем жить, <…> мы терпеливо перенесем испытания, которые нам судьба нас пошлет; <…> мы послушно умрем и там, за могилой, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что мы были ожесточены, и Бог помилует нас. <…> Послушаем ангелов, увидим все небо в алмазах… Отдохнем! (Стучит сторож. Телегин играет тихо; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Отдохнем! (Занавес медленно опускается.)»
театрализованный анекдот А.П. Чехова «Медведь» интересно читать и по сей день: несмотря на изменившиеся социальные реалии, обычаи людей остались прежними. Краткое содержание «Медведя» можно прочитать на нашем сайте. В спектакле Чехов блестяще продемонстрировал дар психолога и мастерство юмориста.
Важные признания
Дальнейшие действия чеховской пьесы «Дядя Ваня», краткое содержание которой поможет понять смысл и сюжет произведения, продолжаются в столовой Серебряковых. Профессор и его жена живут на доходы от поместья своей первой жены. После того, как Александр Владимирович вышел на пенсию и приехал к Войницким, он жалуется и жалуется только на старость и здоровье. Его урчание уже всех беспокоит, даже жену.
Только няня Марина пожалеет пожилого профессора. Иван Петрович снова признается в своих чувствах к Елене Андреевне, но она его отвергает. Дядя Ваня, Телегин и Астров напиваются и болтают о жизни. Соня пытается признаться в любви Астрову, но он не любит ее.
Елена Андреевна и Соня говорят откровенно. Жена профессора признается, что ее любовь к Серебрякову была всего лишь иллюзией. Девушка признается ей, что влюблена в доктора, но знает, что она некрасивая, поэтому он ее не любит. Елена Андреевна решает ей помочь.
Жанр и направление
Это работа реалистичного направления. В пьесе писатель старается достоверно и четко описать действительность. Его персонажи тщательно продуманы, а различные тонкие детали позволяют создать нужную атмосферу. Ситуация, описанная автором, действительно могла иметь место в обычной жизни.
Но модернизм наложил свой отпечаток на драму Антона Павловича. Для своего времени писатель был новатором, его не воспринимали. Большинство зрителей увидели только точную сюжетную линию и были разочарованы, так как не увидели интриги и конфликта.
Однако вместо этого Чехов, ставший основоположником театра абсурда, предлагает зрителю глубокий социально-психологический конфликт, который главные герои переживают внутри себя. Об этом говорят случайные движения и звуки, жесты и наблюдения. Лишь спустя время авторская работа стала достоянием общественности.
Как и в остальных пьесах писателя, жанр дяди Вани точно определить сложно. Чехов прямо определил это так: «Не комедия, не драма — просто сцены…». Сегодня произведение определяется как трагикомедия. Он наполнен множеством юмористических диалогов, сцен, разборок между персонажами, но все это лишь прикрытие трагического сюжета о разочаровании в жизни и непростой судьбе человека.
Действие первое
В имении Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая няня Марина и врач Михаил Львович Астров. Они помнят, как давно знают друг друга, и доктор жалуется, что за эти «десять лет он стал другим человеком»: он постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке. Он жалуется внимательному слушателю, что «с утра до вечера все встает», без единого дня отдыха, «жизнь вокруг него скучна, тупая, грязная», и он потерял смысл своего существования.
Выходит Войницкий и говорит, что с приходом профессора Серебрякова их привычный образ жизни не изменился в лучшую сторону. Теперь вся семья вынуждена приспосабливаться к ученому, у которого совершенно отсутствует режим.
Войницкий не устает рассказывать о своем родственнике, который переехал в имение первой жены только потому, что не может позволить себе жить в городе. Четверть века профессор «писал об искусстве, ничего не понимая в искусстве». «Он всегда жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.
Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная жена Серебрякова, любила мужа больше его жизни, а «вторая жена, красивая женщина, умная девушка» добровольно подарила ему молодость, красоту, свободу, его великолепие».
Телегин, жена которого сбежала от него на следующий день после свадьбы, присоединяется к разговору о супружеской верности. Он по-прежнему любит ее и материально помогает ей и ее детям, которых она удочерила от другого мужчины.
Астров остается в усадьбе на ночлег и в разговоре затрагивает любимую тему: сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня утверждает, что «Михаил Львович ежегодно сажает новые леса», и даже получила за это медаль и грамоту.
Елена Андреевна отмечает, что девушка влюблена в интересного врача. Войницкий признается в любви Елене Андреевне и просит не отказывать ему.
Действие второе
Серебряков утомляет молодую жену жалобами на ее возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости в таком тоне», как будто в этом виноваты все.
Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение с скучными людьми, удаленность от яркой светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Только верной старой няне удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, остро нуждается в жалости.
Наедине с Войницким Елена Андреевна жалуется, что ей очень трудно находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь Иван Петрович начинает признаваться молодой женщине в своих чувствах. Заметив, что его собеседник пьян, Елена Андреевна уходит от него.
Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что большая часть его жизни была напрасной и бессмысленной.
Входят Астров и Телегин с гитарой. За бокалом коньяка мужчины начинают обсуждать философские темы.
Соня ругает дядю Ваню за то, что он «снова напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней ее сокровенными мыслями. Его не устраивает, потому что он презирает «соседство, русскую, мещанскую жизнь». Врач признается, что никогда не любил и больше не полюбит.
Действие третье
Войницкий сообщает всем дома, что профессор хочет собрать их, чтобы сообщить важные новости. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно сделать полезное дело — было бы желание. «Скука и праздность заразительны», и бороться с ними нужно изо всех сил.
Соня делится безответной любовью с мачехой: она шесть лет любит Астрова, но он не обращает на нее внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с врачом «осторожно, намеками».
В частной беседе Михаил Львович делится, что абсолютно не испытывает к Соне чувств. Елена Андреевна просит его уезжать и как можно реже появляться в имении, чтобы не беспокоить влюбленную девушку своей внешностью.
Врач признается в любви к Елене и умоляет ее записаться на прием. Войницкий становится невольным свидетелем этой сцены.
Серебряков собирает родственников и объявляет, что намерен продать имение, вырученные деньги «конвертировать деньги в процентные ценные бумаги и купить дачу в Финляндии на оставшиеся излишки». Дядя Ваня возмущается, потому что уверен, что имущество принадлежит Соне. Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, над которым он упорно трудился двадцать пять лет. Охваченный сильными чувствами, он достает револьвер и пытается убить профессора, которого ненавидит.
Действие четвертое
Обсуждая скорый отъезд Серебряковых в Харьков, няня Марина и Телегин счастливы: наконец-то жизнь дома пойдет «как была, как прежде».
Войницкого смущает его меткость: «дважды выстрелить и ни разу не попасть!» Опасаясь, что дядя Ваня не сделает ничего лишнего, Астров постоянно находится рядом с ним. Врач убеждает его вернуть то, что он принял: бутылку морфия.
Войницкий мечтает переписать жизнь с нуля, но понимает, что в сорок семь лет это уже невозможно. Соня предлагает любимому дядюшке последовать ее примеру: живи и держись, пока жизнь «не кончится сама собой». Ей удается убедить его дать врачу морфин.
Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина твердо намерена покинуть имение. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они уверяют друг друга, что «все будет как прежде».
Астров тоже покидает имение. Соня и ее дядя начинают разгадывать запущенные дела. Девушка рассказывает о том, как они будут усердно работать, смиренно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти наконец увидеть «светлую, красивую и изящную жизнь».