- Астафьев Виктор
- Фотография, на которой меня нет краткое содержание
- Пересказ в кратких тезисах
- Анализ образов
- Список и краткая характеристика героев рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
- Главные герои
- Второстепенные персонажи
- Главные герои
- Молодая семья учителей
- Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»
- Сюжет и композиция рассказа
- Организация сельской школы
- Основные персонажи рассказа
- Дружба
- Память об учителях
- Болезнь Вити
- Идея
- Отношение к учителям
- Тема и проблематика
- Вариант 3
- Болезнь Вити и Санькина поддержка
- Деревенские дома и окна
- Отзывы читателей
- Основная мысль
- Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет«
- Детство Вити
Астафьев Виктор
Дом, в котором располагалась школа, снесли прадед Вити, и он там родился. Но вскоре родители были переселены им, а прадед был экспроприирован. Этих людей просто вывели на улицу, а родственники устроили дома. В деревне было полно пустых домов. Жители иногда возвращались к ним, но не оседали в ожидании повторного выселения. Остальные кулацкие дома заселили новые жильцы — сельские вредители. Они быстро довели дом до разрушения и заселили новый.
Выселение прошло в отставке, но один из жителей, глухонемой Кирила, встал на защиту прадеда Витина. Инспектор, привыкший к послушанию и не ожидавший сопротивления, получил удар ножом по голове. Кирила был арестован, а его прадед и вся семья отправлены в Игарку, где он почти сразу скончался. Сначала совет колхоза располагался в избе семьи Виктора, затем поселились новые жильцы. Все, что они не уничтожили, позже передали школе.
Фотография, на которой меня нет краткое содержание
Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году. Произведение описывает ту главу в жизни автора, когда из-за болезни он не мог сфотографироваться со всем классом и своим лучшим другом. Он поддержал его. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать онлайн-резюме «Фотография, на которой меня нет». Перечитывание книги также будет полезно при работе с читательским дневником.
Главный герой Витя — сирота, жившая с бабушкой и дедушкой, неудачник, большой злодей и озорной человек. Остальные персонажи Саня — лучший друг Вити, неудачник и хулиган, верный соратник. Екатерина Петровна — бабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина. Евгений Николаевич — школьный учитель, добрые, внимательные и любящие дети. Резюме Однажды зимой скромную сельскую школу «взволновало неслыханное крупное событие» — приехал городской фотограф, чтобы сфотографировать весь класс. Ребята сразу начали спорить о том, кто останется на фото. На общем собрании было решено поставить отличников в первые ряды, а бедных студентов и хулиганов в последний ряд. Среди последних были лучшие друзья — Витя и Санька. Из-за гнева и разочарования они поссорились, затем пошли к колодцу и «начали скатываться со скалы, с которой ни один разумный человек никогда не поднимался». Все друзья ушли домой по снегу, в мокрых валенках.
Ночью Вите придется расплачиваться за свой необдуманный поступок — очень болели ноги. Мальчик страдал ревматизмом, унаследованным от умершей матери. Проснувшись от стонов Витьки, бабушка Екатерина Петровна сначала отругала его за глупость, а потом стала лечить: натереть ноги нашатырным спиртом, укутать пушистой шалью. Но ничего не помогло — от сильнейшей слезной боли Витя «дрался и кричал на весь дом». Бабушка разбудила дедушку и отправила топить баню. Он распарил своего больного племянника, снова растер и обернул ему ноги, дал ему «ложку отвратительной водки, настоянной на борце, чтобы согреть его внутренности». Витя крепко спал до полудня. Проснулась от того, что бабушка спорила с Санькой, которого отправили к Вите сделать общее фото класса. Витя попытался встать, но упал как упавший. Увидев подругу за столом в плачевном состоянии, Саня принял смелое решение: остаться с Витей и не идти фотографироваться. Он пообещал, что вскоре после его выздоровления они вместе поедут в город и сделают лучшее фото.
Витя целую неделю провел дома. Бабушка относилась к нему и всячески его баловала. Мальчик от скуки весь день сидел на скамейке и смотрел в окно. Окно в деревенском стиле, закрытое на зиму, — «своеобразное произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Потом бабушкины рамы были вставлены «с простой и ненавязчивой красотой» — между ними был только мох от влажности, уголь из матового стекла и рябина на фоне мусора. Через несколько дней в дом пришел важный гость — школьный учитель Евгений Николаевич, который привез с собой фотографию, на которой Вити и Сани не было. Мальчик стал разглядывать лица своих одноклассников. Ему было очень горько не оказаться среди них в тот день.
Учителя и его жена, тоже учительница, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, клюкву. Учителя очень хорошо учились: отремонтировали школу, принесли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе молодежь обучали танцам и играм, ставили развлекательные театрализованные представления. Автор сохранил фото школы. «Он пожелтел, по углам ломался», но лица мальчиков все же можно было узнать. Многие из них не вернулись с войны.
Заключение Несмотря на простой и незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть многие важные темы, в том числе верность, дружбу, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл жизнь довоенной сибирской деревни, показал характеры и отношения местных жителей. Прочитав небольшой обзор «Фотография, на которой меня нет», рекомендуем прочитать рассказ Астафьева в полной версии
Пересказ в кратких тезисах
Вместе с преподавателем рекомендуется уделить внимание тезисам. Основные моменты рассказа помогут студентам выделить основные моменты по всему тексту:
- Приезд фотографа в довоенное село обрадовал всех жителей, он должен был сфотографировать школьный класс.
- Все мечтают быть в авангарде фотографии, но Вити и Саша не смогли обыграть призовые места.
- Затаив обиду, Витя долго играл с другом на улице и заболел.
- Бабушка любила внука и всеми силами пыталась поставить его на ноги, но из-за болезни мальчик не смог поехать на фотосессию.
- Санька проявила уважение и поделилась проблемой со своей лучшей подругой, даже отказавшись от фотографии.
- Школьная учительница оценила действия детей и пришла на чаепитие в дом Вити.
- Школьные друзья навсегда останутся в фотографии. Сохраните теплые воспоминания о тех, кто не вернулся с войны.
Фотография из музея, посвященная автору
Анализ образов
Главный герой произведения — Витя Потылицын. Он олицетворяет самого автора. Реинтерпретация событий, которую ведет от ее имени Витя, — детские воспоминания писателя. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна проживают в селе Овсянка. После смерти родителей Витя живет с бабушкой и дедушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать следующую характеристику: он не проявлял особого прилежания или хорошего поведения.
Екатерина Петровна — внешне строгая женщина, ухаживающая за любимым племянником. Всю ночь он заботится и пытается поставить Витю на ноги, чтобы он мог сфотографироваться с классом на фоне дома, где он родился. У этой героини забавная речь с разговорной лексикой и даже типичной для этой местности нецензурной бранью.
Санька — лучший друг главного героя, неугомонный, как Витя. Это была его идея — прокатиться на холме, поэтому он не может не поддержать больного товарища. Но в 1930-е годы фотографирование было действительно большим событием.
С большой любовью и уважением автор описывает еще одного героя рассказа — своего учителя Евгения Николаевича и его жену. Молодая пара ютится с ребенком на половине полуразрушенного дома, но каждый раз старается помочь школьникам. Когда детям не о чем писать, учителя водят их на познавательные прогулки. Учителя отличает не только доброта, но и смелость. Он защищает своих учеников от змеи, встреченной в лесу.
Список и краткая характеристика героев рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Главные герои
- Витя Подтылицын растет без матери, которая умерла преждевременно, и без отца, поэтому она живет в доме бабушки и дедушки. Добрый, понимающий, внимательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддается влиянию друзей.
- Бабушка — настоящая хозяйка и хозяйка семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.
Второстепенные персонажи
- Санька — друг и сосед Вити, бесстрашная, во всех шутках обманывает, только уважительно относится к бабушке Катерине.
- Молодые учителя сельских школ, бывшие горожане. Они увлечены своей работой, решительны, добры, образованы, любят своих учеников.
- Дедушка — человек добрый, доброжелательный, трудолюбивый.
- Тетя Авдотя — помощница по хозяйству в педагогической семье. Решительный, понимающий, доброжелательный, экономный.
Главные герои
Витя — сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шутник и озорной человек, в школе плохо учится.
Бабушка Вити — добрая, любящая, строгая, но справедливая женщина.
Санька — лучший друг Вити, такой же озорной и бедный ученик, верный и преданный товарищ.
Воспитатель — уважаемый в деревне человек, внимательный, добрый и искренне любящий детей.
Молодая семья учителей
Через несколько дней Евгений Николаевич пришел к больному Вите, поинтересовался его здоровьем и принес готовую фотографию.
Евгений Николаевич — сельский учитель, 25 лет, волосы зачесаны назад, оттопыренные уши, лицо бледное, неприметное, доброе и умное, самоотверженное
Несмотря на молодость, Санька выглядел старым и очень респектабельным.
Продолжить после объявления:
Витя долго смотрел на фотографию, на которой запечатлены деревенские дети. Среди мальчиков был Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и почти ничему не улыбались.
Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне
Только Вити и Саньки не было…
Бабушка тем временем окружила хозяина заботой и вниманием, угостила его чаем. Учителя, молодые молодожены, тоже были вежливы с ссыльными и всегда были готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и все жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже отец Саньки, многодетный пьяница и «проходимец», Евгений Николаевич успокоился, заговорив с ним всего один раз.
Половину полуразрушенного дома занимала семья молодых учителей. Жители села помогали им, чем могли: кто позаботится об их новорожденном ребенке, кто оставит ему молоко, сметану, творог или клюкву, кто возьмет дрова.
«Руководителями банд» в деревенском клубе были учителя: они учили детей петь и танцевать, устраивали веселые игры и интерпретировали их как священников и мирных жителей. На деревенских свадьбах учителя были самыми почетными гостями, но во время торжеств вели себя строго и учили людей «не заставлять их пить».
Словом, существует благодаря рекламе:
Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»
В середине зимы в нашей школе произошло невероятное событие: к нам приезжал городской фотограф. Он будет фотографировать «не жителей села, а нас, учеников Овсянской школы». Возник вопрос: где остановиться такому важному человеку? Юные учителя нашей школы занимали половину полуразрушенного дома и родили ребенка, который вечно кричал. «Учителям было неуместно держать такого человека в качестве фотографа». Наконец, фотографа приставили к мастеру рафтинга, самому культурному и уважаемому человеку в селе.
Остаток дня школьники решали, «кто где будет сидеть, кто во что будет одеваться и по какой программе». Все казалось, что нас с Санкой Левонтьевским поставят в последний, последний ряд, так как «мы не удивили мир трудолюбием и поведением». Даже драться не получилось, ребята нас просто оттолкнули. Затем мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я собрал катушки, набитые снегом.
Ночью отчаянно заболели ноги. Я простудился и у меня началась болезнь, которую бабушка Катерина назвала «греблей» и утверждала, что я унаследовал ее от покойной матери. Бабушка ухаживала за мной всю ночь, а я заснул только утром. Утром за мной приехал Санька, но я не могла пойти фотографировать, «сломались мои тонкие ноги, как будто они не мои». Тогда Санька сказал, что тоже не поедет, но успеет сфотографироваться, а потом — жизнь долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав отвезти меня к лучшему фотографу города. Мне это просто не понравилось, потому что нашей школы не будет.
Я не хожу в школу больше недели. Через несколько дней к нам пришла учительница и принесла готовую фотографию. Бабушка, как и все жители нашего села, относилась к учителям с большим уважением. Они одинаково вежливо относились ко всем, даже к ссыльным, и всегда были готовы помочь. Даже Левонтия, «учитель жуликов», наш учитель умел успокаиваться. Жители села помогали им, чем могли: кто позаботится о младенце, кто оставит в хижине кастрюлю с молоком, кто понесет дров. На деревенских свадьбах почетными гостями были учителя.
Они начали работать в «доме с печами для угарного газа». В школе не было даже парт, не говоря уже о книгах и тетрадях. Дом, в котором располагалась школа, снес мой прадед. Я родился там и смутно помню и своего прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители поселились в зимней хижине с протекающей крышей, а через некоторое время выгнали моего прадеда.
Обездоленных затем выгнали прямо на улицу, но родственники не дали им погибнуть. Бездомные семьи «незаметно» раздали по чужим домам. Нижняя часть нашей деревни была заполнена пустыми домами, оставленными раскулаченными и изгнанными семьями. Их заселили люди, изгнанные из домов накануне зимы. В этих временных убежищах семьи не поселились: они сидели связками и ждали второго выселения. Остальные кулацкие дома заняли «пришельцы» — сельские паразиты. В течение года опорному дому довели статус лачуги и переехали в новый.
Людей безропотно выселяли из домов. Только однажды глухонемой Кирила заступился за моего прадеда. «Те, кто знал только мрачное рабское послушание, не были готовы к сопротивлению, инспектор даже не успел вспомнить кобуру. Кирилл осторожно ударил себя по голове ржавым тесаком. Кирила была передана властям, а ее прадед и семья отправлены в Игарку, где она умерла в первую же зиму.
В моей родной избе сначала был колхозный стол, потом жили «пришельцы». То, что от них осталось, отдано школе. Учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а жители деревни бесплатно сделали для нас парты и парты. Весной, когда закончились тетради, учителя повели нас в лес и рассказали «о деревьях, цветах, травах, реках и небе».
Прошло много лет, а я до сих пор помню лица своих учителей. Фамилию забыл, но осталось главное — слово «учитель». Эта фотография тоже сохранилась. Я смотрю на нее с улыбкой, но никогда не смеюсь. «Сельская фотография — это своеобразная летопись нашего народа, истории его кладки, и это до сих пор не смешно, потому что фотография сделана на фоне разрушенного семейного гнезда».
Рассказ Виктора Астафьева «Мальчик в белой рубашке», написанный в 1968 году, очень серьезен и трагичен. Сюжет повествования вращается вокруг семьи: матери и ее троих детей. При подготовке к уроку литературы предлагаем прочитать аннотацию «Мальчик в белой рубашке» для читательского журнала.
Сюжет и композиция рассказа
Произведение рассказывает о жизни в глухой сибирской деревне накануне Великой Отечественной войны. В стране закончилась коллективизация, полным ходом идет экспроприация зажиточных крестьян, среди которых были родственники писателя. В результате семья потеряла дом, построенный много лет назад прадедом главного героя.
Работа написана в 1968 году. История — это глава «Последнего поклона», в которой поднимаются важные темы:
- дружба;
- доброта;
- фермерская работа:
- жизнь в деревне;
- отношения между односельчанами;
- любовь к Родине;
- человеческая память.
Автобиографический очерк ярко и красочно описывает жизнь простых людей. Автор подробно описывает жителей села, особенности простой жизни и простые вещи, наполняющие жизнь радостью и счастьем. Повествование ведется от первого лица и построено на воспоминаниях главного героя о его детстве с бабушкой.
Организация сельской школы
Учителя начали работать в загородном доме с неисправными печами, построенном прадедом Витина. Прадед был раскулачен и сослан, а разделительные стены его хижины были снесены, и в результате образовался большой класс.
Потом школе было передано здание получше, а в прадедовской избе устроили совет колхоза, который быстро развалился. Потом там поселились местные бедняки, после чего ветхое жилище со временем разобрали на бревна. Изба прадеда Витина, в которой родился мальчик, осталась только на фотографии: на заднем плане снимались школьники.
Вначале в школе не было парт, учебников с тетрадями, карандашей. На протяжении первого класса у нас был букварь и красный карандаш, которыми дети попеременно писали. Затем учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а жители деревни бесплатно сделали парты и парты. Учителя поделились и с соседями: сельские женщины раздобыли иголки, нитки и пуговицы, а дети сначала попробовали петушков на палках.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Витя — мальчик, который из-за болезни потерял такое знаменательное событие, как приезд фотографа. Он живет с бабушкой и дедушкой.
Другие персонажи:
- Санька — верный и преданный друг Вити. Когда он увидел, что Витя не может встать, он пошел в школу не один.
- Бабушка Вити — добрая старуха. Он очень любит своего внука.
- Евгений Николаевич — учитель, уважаемый в деревне человек, к мнению которого прислушиваются даже закоренелые хулиганы.
Дружба
Так начался синтез. Литературное произведение «Фотография, в которой меня нет» рассказывает о том, что из-за болезни мальчик Витя все еще пропускает одно из важнейших событий — фотографирование с классом. Он очень жалеет об этом, а между тем бабушка утешает внука и говорит, что как только он выздоровеет, они сами поедут в город к «лучшему» фотографу Волкову, и он сделает любую фотографию, даже для портрета, даже для «патчпорт» тоже в «самолете», хоть на коне, хоть на чем-нибудь.
И вот сюжет подходит к самому главному моменту. В аннотации («На фото меня нет») говорится, что друг Витьки Санька приходит утром за своим другом и видит, что тот не выносит, и поэтому сразу решает даже не идти фотографироваться. Санька ведет себя как верный друг, который не хочет больше расстраивать Витьку и потому проигрывает и это мероприятие. Хотя Санька собирался и в новой куртке, он начинает уверять Витьку, что фотограф не приедет к ним в последний раз, и в следующий раз они будут в кадре.
Память об учителях
Весной, когда записывались тетради, учитель водил учеников в лес и рассказывал им «о деревьях, цветах, травах, реках и небе». Он много знал о природе, но дети знали и о лесу, о котором учитель не догадывался. Дети научили его хитростям тайги. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил ее палкой, и только потом дети объяснили ему, что бить змей, раскачиваясь на плече, нельзя — змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.
Прошли годы… И вот каким я запомнил деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового бежать вперед и защищать своих учеников, помогать им в беде…
Виктор повзрослел, имена и лица учителей стерлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Работая над книгой, он узнал от своих соотечественников, что не только именами, но и внешне они похожи на брата и сестру. Этих добрых и самоотверженных людей запомнили и такие нерадивые ученики, как Витя и Санька.
Сохранилась и школьная фотография. Многие дети, снятые на него, погибли во время Великой Отечественной войны. Взрослый Витя смотрит на нее с нежной улыбкой, без насмешек, потому что эта «фотография — своеобразная летопись нашего народа, его каменной истории», сделанная «на фоне разрушенного родового гнезда».
Болезнь Вити
Ночью у главного героя отчаянно болели ноги: он простудился, обострился ревматизм. Катерина Петровна назвала эту болезнь «рематизацией» и считала, что она передалась мальчику от умершей матери. Бабушка всю ночь ругала и лечила внука: натирала ноги нашатырным спиртом, давала им отвары, а утром с помощью деда залетела в ванну.
Ничего не помогло быстро вылечиться. Когда Санька утром пришел за Витей пофотографировать, он понял, что не может — ноги не ходят. Тогда и Санька в знак солидарности решил не ехать, потому что у него еще будет время сфотографироваться не раз в жизни, и его друга нужно поддержать. Бабушка одобрила решение подруг и пообещала потом отвести ее к лучшему фотографу, но Витя все еще был расстроен в своих мыслях: она знала, что школы на снимке не будет.
Мальчик болел больше недели. Однажды к нему пришел учитель Евгений Николаевич и принес фото одноклассников на фоне разорванного семейного гнезда.
Идея
В рассказе есть образ учителя, уважаемого в селе человека. Он умный, воспитанный, вежливый и приветливый человек. Жители села относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские сладости, помогают жене с маленьким ребенком, делают это незаметно и незаметно. Шьют валенки учителю, помогают с дровами. Житель города, он полностью посвятил себя своему делу, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских детей. Именно учительница принесла Вите фотографию, на которой были запечатлены деревенские школьники, а сам Витя — нет. Это тоже пример доброты и сочувствия.
Повзрослев, Витя смотрит на это фото, на котором школьники запечатлены на фоне его прародины, а перед ним возникают образы тех людей, которые жили рядом с ним, учились и работали. Фотография хранит события тех далеких дней, являясь летописью истории.
Это то, что хотел сказать автор в своем произведении, что прошлое необходимо свято хранить в памяти, потому что без него нет будущего.
Отношение к учителям
Главный герой, его бабушка и другие жители села очень уважают учителей. Супруги, которые преподавали в школе Витины, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и отказывали в помощи ни от кого, в том числе от ссыльных. Учитель смог успокоить даже главного деревенского злодея Левонтия. И местные жители помогли паре учителей в ответ:
- ухаживал за ребенком;
- общие продукты;
- принесли дрова.
Считалось обязательным приглашать учителей на деревенские свадьбы, где они были почетными гостями. Не зря их чествовали. Эта умная молодая пара начала работать в школе, когда не было парт, особенно книг и тетрадей, а комната отапливалась печами с угарным газом. Дети приносили из дома табуреты и стулья и слушали учителей, сидя в кругу. Приходилось писать красным карандашом всем, сидя на подоконнике, и учиться считать — на занозах или спичках.
Евгений Николаевич, чтобы хоть как-то помочь студентам, изобрел и организовал пункт сбора мусора. Собирали во дворах и на чердаках тряпки и старые железяки. На полученные деньги купили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и накинули на палочки пуговицы для женщин и петушков.
Позже крестьяне села в свободное время строили парты и скамейки. Когда весной чистых тетрадей не было, учительница водила школьников гулять в лес и много рассказывала о природе. Автор удивлен, как много интересного он знал, например, из какой древесной бумаги делают и для чего используется сера из сосны, но он также слушал ребят, когда они рассказывали что-то о них о лесу.
Тема и проблематика
Историческая тема
, тема семейных отношений, о которой должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви — все эти вопросы освещены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
Умение ради дружбы отказаться от всего дорогого, важного и уникального (Санька и Витя — пример самоотверженности и великодушия).
Проблемы в отношениях
это касается не только главного героя, но и всех жителей села.
Вариант 3
Сюжет автобиографического рассказа В.П. Астафьева очень прост (фотограф приезжает в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя сфотографировать школьников), но, несмотря на кажущуюся простоту, не исчерпывает содержания произведения. Читателю, который с неутомимым вниманием следит за повествованием, становится важно не столько то, как рассказ заканчивается фотографией, сколько описание сибирского села, его традиций и обычаев, которое рисует автор.
С первых же строк спектакля мы знаем главных героев повести: автора-рассказчика Витю Потылицына и ее лучшего друга Саньку. Именно они по всем канонам старой фотографии должны были сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. И мальчики не отличались ни этой зимой, ни предыдущей, ни учебой, ни поведением. Расстроенные друзья спустились с горы, и это развлечение обернулось для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Всю ночь мучившись невыносимыми болями в ногах, он заснул утром и проснулся только тогда, когда Санька последовал за ним в школу, чтобы пофотографировать. Но больные ноги не слушались, и мальчик был вынужден остаться дома. Санька, пожалев друга, решил никуда не ехать. А бабушка Катерина Петровна после того, как выздоровел внук, пообещала отвезти обоих друзей на местность, чтобы там сфотографироваться в фотостудии.
Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму открытку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было написано «Овсянская начальная школа 1 ступени», школьный учитель принес в дом Вите. Итак, следуя лирическим отступлениям автора, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых много. И Овсянка предстает перед нами не как абстракция, а как живая деревня, где люди ругаются, спорят, иногда пьют, дети болеют и злобны, собаки лают, вечером в дома замерзшего гостя стучат, самый уважаемый человек в селе — учитель, а главным событием для всего села обязательно станет приезд фотографа. И вот, спустя годы, автор бережно сохраняет уже пожелтевшую фотографию, на которой нет ни его, ни Саньки, разглядывая растерянные лица без намека на иронию или насмешку. Это живая память, которая пробуждает душу воспоминаниями. Многие из его одноклассников давно умерли, погибли на фронте, но остались навсегда живыми и молодыми в душе автора.
Болезнь Вити и Санькина поддержка
Витя похолодел, у него началась болезнь, которую бабушка Катерина Петровна назвала «греблей». Он утверждал, что его внук унаследовал его от покойной матери.
Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, любит внука, но держит его в тесных перчатках
В ту ночь я не заснул. Ни молитва бабушки, ни нашатырный спирт, ни обычная шаль, особенно сладкая и целительная, потому что она была моей мамой, не приносили облегчения. Я дрался и кричал на весь дом.
Словом, существует благодаря рекламе:
Бабушка натерла Витиной ноги нашатырным спиртом, завернула ее в шаль, согрела у плиты, парила в ванне, окунув веник в хлебный квас. Затем он дал внуку ложку водки и дал ему кипяченого молока с маковыми головками. К утру Витя окончательно заснул и проспал до полудня.
Днем Санька приехал за Витей, но мальчик не смог пойти фотографироваться: «у него были сломаны тонкие ноги», как будто они были чужими. Вид друга опечалил Саньку, и он сказал, что тоже не поедет, но успеет сфотографироваться, а потом — жизнь была долгой. Бабушка их поддержала, пообещав отвезти внука к лучшему фотографу города. Только Вите это не понравилось, потому что в картине не было бы школы, и она долго рычала «от горькой беспомощности».
Деревенские дома и окна
Автор с большим знанием дела описывает дома села, а особенно их окна. По местному обычаю, хозяйки утепляли и одновременно украшали окна своих домов. Сочиненные композиции могли многое рассказать о характере женщины. Роспись окна, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и сдержанной красотой. На белой ватной палочке между окнами горницы Катерина Петровна разложила несколько веток рябины с листьями. Больше никаких излишеств.
В центральном и внешнем помещениях между каркасами на смешанный с клюквой мох клали березовые угли и груду безлистной рябины. Все это было сделано не зря:
- мох впитывает влагу;
- карбон предотвращает замерзание стекла;
- рябина защищает от испарений из дымящейся печи.
Витя долго не мог понять, дразнит ли его бабушка или действительно подчиняется народным приметам, пока, будучи взрослым, он не прочитал от писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от выгорания.
Отзывы читателей
История создания «Фотографии, на которой меня нет» и сюжет рассказа не оставляют читателей равнодушными. О книге много положительных отзывов.
Я получил огромное удовольствие от рассказа. Он маленький и быстро читает, но надолго не отпускает душу и заставляет задуматься. В век современных технологий радость от приезда фотографа может показаться невероятной, но 80 лет назад это было большим событием. Люди собрались, облачились в лучшую одежду. Фотографии для них были не бумажками, а важными фрагментами памяти.
Екатерина
Прочитала в Интернете много отзывов об истории В. Астафьева и решила написать свой отзыв. В этой работе для меня много трогательных моментов. Например, из-за жестокого обращения с бабушкой главного героя из-за ее болезни ее любовь и забота кажутся искренними. Или возьмите описание зимнего декора окон. Затем перед моими глазами возникает образ, как мы с мамой когда-то собирали веточки и елочные игрушки, чтобы пространство между бокалами было красивым. Атмосфера рассказа приветливая и даже знакомая.
Наталья
На протяжении всей истории мне казалось, что я касаюсь мимолетных, но трепетных и ярких деталей, каждая из которых несет свой смысл. Я с особым удовольствием читал на бабушкином диалекте и был поражен тем, на каком языке разговаривал Астафьев. Здесь мы также затрагиваем серьезную проблему: темные точки истории. Особенно это касается Сибири, где проживает много людей, предки которых были сосланы. В целом, история замечательная.
Сергей
На специализированных интернет-ресурсах вы можете скачать рассказ полностью или в сокращенном виде, а также послушать аудиокнигу онлайн.
Основная мысль
Центральную идею этого произведения можно понять из его последних строк, в которых автор вспоминает, как дорого было к нему отношение учителя, а также как его запомнили: застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людей и как-то облегчить им жизнь. Автор желает всем, кто выбирает профессию учителя, достойно соответствовать этим почестям и надолго остаться в памяти людей.
Школьное фото до сих пор цело, хотя уже давно пожелтело, а уголки отклеились. Спустя много лет писатель с любовью вспоминает своих сверстников и учителей, глядя на сохранившуюся фотографию. В. Астафьев узнает всех ребят на нем и тех сибиряков, которые не вернулись с войны. Основная идея, выраженная автором в рассказе: фотография — это не просто интересное изображение. Это своего рода популярная летопись, повествование, развешенное на стенах. Историческая память состоит не только из политических событий и войн. Главное — это судьба людей, живущих в этой стране.
Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет«
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в изданную в Перми книгу «Последняя арка», состоящая из 15 глав.
Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году. Произведение описывает ту главу в жизни автора, когда из-за болезни он не мог сфотографироваться со всем классом и своим лучшим другом. Он поддержал его.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать онлайн-резюме «Фотография, на которой меня нет». Перечитывание книги также будет полезно при работе с читательским дневником.
Детство Вити
В глухой сибирской деревне приезжий учитель открывает школу. Здесь учится озорной и веселый мальчик Витя. Ожидается, что в село приедет фотограф. Семья учителя думает, как поприветствовать хозяина. Решают договориться с односельчанином по имени Чехов, которого все считали человеком образованным и культурным.
Школьники представляют, как они будут сидеть на фотографии. Мальчики решили, что отличники будут размещены в первом ряду, хорошие ученики будут размещены во втором ряду, а плохие ученики будут размещены в последнем ряду. Это решение не устроило Витю и ее друга Саньку, ведь именно они должны были занять места на заднем ряду. Выразив недовольство общим решением, мальчики на санях скрылись с высокой горы.
Вернувшись домой, Витя почувствовал, что ей плохо. От матери он унаследовал серьезное заболевание: ревматизм, связавший его ноги и причинявший сильную боль. Бабушка его долго ругала, но потом пошла за лекарством. Натирал Витиной ноги красителями, водил в баню, но болезнь не отступала. Витя не мог ходить.
В день приезда фотографа он был вынужден остаться дома, так как не мог сделать ни единого шага в одиночку. Санька тоже отказался пойти фотографироваться из солидарности или из чувства вины. Этим поступком он доказал, что ради друга готов пожертвовать своей мечтой, даже если это стоило мальчику невероятных усилий.
Витя много времени проводил дома. Единственное, что у него оставалось, это смотреть на картину из окна и на то, что было между рамами: мох, угли и гроздья рябины. Он чувствовал себя одиноким и забытым всеми.
Через некоторое время мимо Виты прошла учительница, которая принесла фотографию, на которой не запечатлены главный герой и его лучший друг. Мальчик с особым трепетом вспоминает визит учителя. Евгений Николаевич понимал, насколько важна фотография для мальчика, и поэтому посетил его.
Прошли годы. Мальчик вырос, но не забыл своего учителя. У него сохранилась старая пожелтевшая фотография, лица на которой едва видны. Многие одноклассники Виктора погибли во время войны, но фото хранит память о его детстве, проведенном в глухой сибирской деревне, и ее жителях.