- Что представляют собой «Петербургские повести»?
- Краткие сведения о произведении
- Портрет
- Образ маленького человечка
- Сбежавший «Нос»
- «Нос»
- Записки сумасшедшего
- Невский проспект
- Сюжетные и идейные линии
- Основная мысль
- «Портрет»
- Другие персонажи
- Список и краткая характеристики героев повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
- Главные герои Невский проспект
- Второстепенные персонажи
- Шинель
- Главная тема повести «Портрет»
- «Шинель»
- История создания сборника «Петербургские повести»
- Сюжетная линия произведения «Нос»
- Петербургские повести (кратко)
- Первый сюжет сборника «Петербургские повести» — «Невский проспект».
- Второй сюжет из сборника «Петербургские повести» — «Нос».
- Третий сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Шинель».
- Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет».
- Пятый сюжет «Петербургских повестей» — «Записки сумасшедшего».
- Посыл
- Главные герои
- Петербург
- Маленький человек
- «Невский проспект»
- «Портрет»
- «Нос»
- «Шинель»
- Нос
- Картинка или рисунок Петербургские повести
- Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет»
- Гоголь. Все произведения
Что представляют собой «Петербургские повести»?
Основная тема — изображение маленького человечка, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений классической русской литературы настоящей изюминкой являются «Рассказы Петербурга».
Краткое содержание этих творений освежит в памяти известные изречения и высокий слог Гоголя. Статья будет полезна студентам и кандидатам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских рассказов» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на суть автора.
Краткие сведения о произведении
«Рассказы Петербурга» Николая Васильевича Гоголя — общее название многих рассказов писателя, а также название сборника, составленного из этих рассказов. Действие в них — Петербург 30-40-х годов XIX века. Все рассказы объединяет тема унижения «человечка». В сборник вошли следующие рассказы:
- «Невский проспект»;
- «Нос»;
- «Портрет»;
- «Пальто»;
- «Дневник сумасшедшего».
Некоторые из этих историй описывают поистине фантастические происшествия, произошедшие в Санкт-Петербурге, где, судя по всему, жизнь продолжается вечно в установленном порядке.
Портрет
Краткая оригинальная деталь
Талантливый молодой художник Чартков купил в дешевом магазине портрет старика с ужасными глазами, словно живыми. На портрете обнаружен тайник для золотых монет. Вместо того, чтобы использовать найденное богатство для улучшения своих навыков, Чартков стал модным портретистом.
В течение многих лет он рисовал стереотипные портреты людей из высшего общества Санкт-Петербурга, пока в конце концов не обнаружил, что потерял свой талант и навыки. Чартков начал завидовать талантливым художникам, покупать и уничтожать их картины, на которые потратил все накопленные богатства. Зависть свела с ума Чарткова, который умер от приступов ярости и мимолетного чахотки.
Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет богатого ростовщика, деньги которого вызывали у людей зависть, жадность, зависть. Когда ростовщик умер, его душа переместилась в портрет, что негативно повлияло на всех владельцев, сводя их с ума.
Образ маленького человечка
Проанализировав рассказ Гоголя «Шинель», читатель сразу же сравнит образ Акакия Акакиевича с пушкинским смотрителем. Маленький человечек — основной герой русской литературы, который впоследствии появляется во многих произведениях прозаиков.
Маленький человек — довольно сложный человек. Это как если бы человек был превращен в вещь этим великим городом, что несопоставимо с потребностями конкретного персонажа. Либо он нуждается в сочувствии, либо он справедливый человек, угнетенный внешней реальностью, которая ему чужда и холодна.
эта метафора — ключ к истории. А может, это просто примитивный человек, которому нужно простое потакание. Действительно, это простой человек, которому, как и всем существам, наполняющим мир, нужен кусочек тепла и внимания. И, не найдя его, к сожалению, умирает.
Сбежавший «Нос»
Цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в хлебе, испеченном женой, человеческий нос своего клиента, советника колледжа Ковалева, и бросает странную находку в Неву.
Проснувшись, комиссар видит отсутствие носа и поворачивается к начальнику полиции, желая сообщить о потере. Вдруг из ниоткуда появляется нос, одетый в мундир, шляпу статского советника и к тому же с мечом. Ковалев пускается в погоню, но его нос не хочет с ним разговаривать, выражая неуважение к младшему чиновнику.
Даже попытка разместить рекламу в газете ни к чему не приводит. Редакция отвергает безносого чиновника, опасаясь потерять репутацию. Итак, Ковалев обращается к частному приставу, но коротко отвечает, что порядочному человеку не вытащат нос.
После множества приключений Нос таинственным образом возвращается на свое место своим законным владельцем.
«Нос»
В рассказе использована техника сатиры, с помощью которой автор высмеивает жадность, скупость, коррупцию. Один из шедевров петербургских рассказов — «Нос».
Резюме таково: однажды коллежский советник Ковалев просыпается в своей квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него оставалось только одно «гладкое пятно». В панике Ковалев бросается к разным представителям власти, чтобы разрешить эту ситуацию, но все его игнорируют, потому что дело им кажется крайне странным и несерьезным. Поэтому Ковалев решает действовать самостоятельно.
Он находит свой нос и просит его вернуться на свое место. Нос отклоняет предложение и заявляет, что это он сам, один человек. Это произведение входит в цикл «Петербургские сказки». Краткое содержание рассказа позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.
Записки сумасшедшего
Кратко подробный рассказ
Маленький чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в определенном отделе и пошел к директору чинить перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблен в красивую дочь шефа Софи и считал, что девушка ему тоже небезразлична. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генеральского звания.
Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красивого комнатного наркомана. Из-за несбывшихся мечтаний и амбиций психическое здоровье Поприщего стало ухудшаться. Сначала ему показалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил короля Испании.
В конце концов Поприщев оказался в приюте, где ему побрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный сумасшедший не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.
Невский проспект
Кратко подробный рассказ
Петербург. Два друга, артист и лейтенант, приехали на Невский проспект, чтобы пофлиртовать с девушками.
Артисту Пискареву понравилась очень красивая брюнетка. Он последовал за ней и вскоре понял, что она проститутка. Разочарованный Пискарев вернулся домой, заснул и мечтал, что брюнетка не проститутка, а дворянка с некой тайной.
Впоследствии Пискарев пытался больше поспать, чтобы увидеть во сне брюнетку, в результате у него развился нервный срыв и бессонница. Тогда Пискарёв стал принимать опиум, чтобы видеть чудесные сны с участием брюнетки.
После одного из снов, в котором брюнетка предстала в образе жены Пискарева, артист подошел к ней и предложил замужество и честную трудовую жизнь. Девушка отказалась, сказав, что работать не будет, и Пискарев в отчаянии покончил жизнь самоубийством.
Лейтенант Пирогов выбрал красивую блондинку, которая оказалась немкой и женой немецкого жестянщика. Пирогов заказал шпоры у жестянщика, стал посещать мастерскую и гоняться за блондинкой.
Немецкая женщина оказалась очень глупой и не понимала, чего от нее хочет лейтенант. Тогда Пирогов попытался сам поймать блондина и стал отпускать его руки. За это его поймали жестянщик с друзьями и жестоко избили. В синяках Пирогов хотел пожаловаться генералу, но потом передумал и с легким сердцем пошел на вечеринку.
Сюжетные и идейные линии
Какие идеологические линии содержатся в «Рассказах Петербурга» Гоголя? Анализ рассказов говорит о том, что в них очень четко указана причина соблазнения. Например, на «Невском проспекте» один из его героев, художник Пескарёв, следуя красоте, вдруг понимает, что его внешнее обаяние вовсе не означает добродетели. Милая мишура не означает внутренней сущности.
В человеке разобщены поверхностные и глубокие свойства. И это очень хорошо видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где ежечасно ходят разные люди: то смотрители, то высшие чиновники, то бедняки. И в этом парадоксальная суть этого центра российской столицы.
Основная мысль
В этом произведении талант Н. В. Гоголя как сатирик. Осуждает нездоровое общество, в котором положение и положение человека выше, чем сам человек, важнее его потребностей и желаний: у того, у кого более серьезный титул, у кого больше денег, голос выше.
Комическая позиция Ковалева подчеркивает абсурдность ситуации, когда индивидуальность человека попирается и подавляется внешними обстоятельствами.
«Портрет»
«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла случиться с героями оперы «Петербургские сказки».
«Портрет» (краткое содержание мы представим ниже) — история неординарная. Некий малоизвестный художник Чартков на свои последние деньги купил в художественном магазине странный портрет. Он не мог объяснить, почему это творение так его привлекло, но его влияние на человека оказалось значительным. Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать, потому что ему снились глаза старика, изображенного на портрете повсюду. Когда пришло время платить за комнату, Чартков обнаружил на портрете много денег: он случайно увидел слова «тысяча сердец». Этих средств, по расчетам, при скромном сроке жизни должно было хватить на три года.
Виртуозный голос художника побудил его замкнуться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал еще один слух с мрачного начала: жить стильно, позволить себе все, на что есть деньги. Чартков купил дорогую одежду, обедал и обедал в ресторанах, начал рисовать на заказ. Ему диктовали сроки и сроки, ему платили большие деньги и он должен был выполнить эти требования. Люди, знавшие его раньше, были удивлены: куда пропал его талант? Он начал работать по образцу, живость постепенно исчезла с полотен.
Однажды Чартков был на выставке неизвестного художника и был поражен талантом молодого дарования. Придя домой, она попыталась так же изысканно и оригинально начать писать, но рука не слушалась: душа была пуста, больше ничего не беспокоило. Чартков понял, что по-настоящему счастлив он был тогда, когда он был еще бедным художником и имел смелые мечты о будущем. Ни деньги, ни слава не принесли того, чего они хотели. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, вызвала в нем зависть. Он покупал работы талантливых художников и уничтожал их. Через некоторое время Чартков тяжело заболел и умер. Это произведение входит в цикл «Рассказы Петербурга». Мы представили резюме выше.
Другие персонажи
- Брюнетка — молодая проститутка, очень красивая, эгоистичная, высокомерная.
- Блондинка — немка, жена немецкого жестянщика, довольно глупая молодая женщина.
- Шиллер — немец, жестянщик, пунктуальный, консервативный, дотошный.
- Иван Яковлевич — цирюльник, пьяница неряшливый.
- Ростовщик — темнокожий старик с пронзительным взглядом, изображенный на портрете, принес своим хозяевам только горе.
- Заведующий отделом важный, немногословный и амбициозный человек.
- Софи — дочь директора ведомства, юная легкомысленная красавица, в которую был влюблен Поприщин.
Список и краткая характеристики героев повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Главные герои Невский проспект
- Пискарев — плохой художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, я последовал за ней. Влюбившись в девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от распутства. Однако действительность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил жизнь самоубийством.
- Пирогов — лейтенант, взирающий на жизнь поверхностно и веселым цинизмом. Связанный с блондинкой лейтенант оказался в деревне немецких мастеров. Пирогов решил устроить еще одну связь и стал ухаживать за блондинкой. Это закончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом жестоко наказал наглого мужчину. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную проделку немцев, но в конце концов передумал.
Второстепенные персонажи
- Шиллер — немецкий жестянщик, муж блондинки. Его настоящий предшественник — поляк Ф. В. Булгарин (он же Фиглярин, Фаддей Выжигин).
- Хоффманн — друг Шиллера, немецкий сапожник. Настоящий предшественник — немец Н.И. Греч, редактор газеты «Северная пчела» (эту газету также пренебрежительно называли «плохой пчелой).
- Блондинка — жена Шиллера, глупая немка (а, как говорится, все блондинки глупы).
- Брюнетка — проститутка, сознательно выбравшая путь праздности и разврата.
Шинель
Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный и униженный государственный служащий лет пятидесяти, обнаружил, что его ветхое пальто изношено по плечам и совсем не согревает. Отремонтировать пальто оказалось невозможно — ткань стала настолько редкой, что пятна на ней не удерживались.
Башмачкин стал копить на новое пальто. Возможность осуществить мечту сделала его характер более живым и сильным. Через полгода была накоплена необходимая сумма и сшито пальто, но Башмачкин не носил его целый день. Вернувшись домой поздно вечером, он столкнулся с ворами, которые сняли с него пальто.
Словом, существует благодаря рекламе:
Полиция этим делом не занималась. Башмачкин обратился к значительному человеку, но тот тоже не послушал, накричал на несчастного и выгнал его.
По дороге домой Башмачкин попал в метель, простудился и умер. В образе вернувшегося к жизни мертвого человека он стал появляться на месте, где его ограбили, и снимать с людей шубы. В конце концов, он снял пальто со значительного лица, остался доволен и больше никогда не появлялся на улицах Петербурга.
Помимо этих рассказов, в цикл иногда входят два «непетербургских» произведения: «Коляска» и «Рим»
Один источник
- Резюме
- Гоголь
- Истории Петербурга
Это сборник из 7 историй, ниже вы найдете краткий обзор включенных в него историй:
- Невский проспект
- Нос
- Портрет
- Пальто
- Бродяга
- Дневник безумца
- Рим
Главная тема повести «Портрет»
В этом произведении Гоголь показывает конфликт между подлинным талантом и демоническими принципами. В ужасных глазах изображенного на портрете старика художник видит себя. Он сам отдал душу дьяволу, поэтому портрет, однажды купленный за бесценок в художественной лавке, стал ему так ненавистен. Когда Бог наделяет человека талантом, он в то же время возлагает на него огромную ответственность за то, чтобы он смог правильно применить этот талант в жизни. Чем исключительнее человек, тем больше соблазнов он встречает на своем пути.
«Шинель»
Эта история была известна всем еще со школы. Он включен в цикл «Рассказы Петербурга».
«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) — очень известное произведение. В ведомстве служил титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. На службе он был настолько незначительным человеком, что иногда откровенно его не замечали, дразнили, не могли поприветствовать и пройти. Его не уважали чиновники, его оскорбляли, могли снизить зарплату или как-то иначе обидеться.
Акакий Акакиевич ни с кем не сплетничал, но предпочитал мириться с таким отношением к себе. Однажды он пошел к портному поправлять пальто, но мастер ответил, что одежда изношена, поэтому лучше ее сменить. Поэтому титулярный советник решил накопить на это достаточно денег. Это было непросто: полученной зарплаты едва хватало на то, чтобы прокормить себя. У него не было ни семьи, ни детей, ни друзей.
Более года Башмачкин буквально отказывал себе во всем, чтобы собрать необходимую сумму: часто недоедал, ходил только в тряпках. Когда запрашиваемая сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе пальто. Коллеги поздравили его с новинкой и предложили отметить это событие. Он возвращался домой поздно, когда к нему подошли двое незнакомцев и сняли новое пальто. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенной боли титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней скончался. Иногда, как говорят очевидцы, в этом месте появляется призрак человека, который срывает с обидчиков шубы, не давая им возможности оправдаться. Это произведение входит в цикл «Петербургские сказки». Краткое содержание рассказа позволяет понять, что автор хотел донести до читателя.
История создания сборника «Петербургские повести»
Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в подобный сборник; Название цикла появилось позже, после смерти автора. Рассказы были написаны в разное время и опубликованы отдельно. Затем «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголя созданы в 1833–1834 годах. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», изданный в 1835 году. В него также вошли «Записки сумасшедшего», изданные в то время под названием «Отрывки из записок сумасшедшего».
История носа была создана в 1832-33 годах, но первая публикация состоялась только в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал Moscow Observer, куда приехал Николай Васильевич, отказался публиковать рассказ, назвав его «плохим, пошлым и банальным».
Н. Гоголь посвятил созданию Шинели несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор называл ее «Повесть об офицере, ворующем пальто».
К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные рассказы, изменил названия некоторых и включил в обновленном виде в третий том своего первого полного собрания сочинений. К ним он добавил рассказы «Карроцца» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Сказкой».
Впервые название «Петербургские рассказы» появилось в имени известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович разработал «Материалы к биографии Гоголя», и одна из частей этого произведения называлась «Петербургские сказки Гоголя». Эта фраза сразу прижилась и стала активно использоваться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений по великому классику были изданы отдельным сборником под привычным сегодня названием «Рассказы Петербурга».
Сюжетная линия произведения «Нос»
Анализируя рассказ Гоголя «Нос», читатель сталкивается с еще более причудливым миром. Здесь мы говорим об абсолютно невозможных событиях. Нос, разлучившись со своим хозяином, чиновником, называющим себя майором, начинает бродить по улицам. Этот текст очень трудно читать.
Например, понять фразу типа «Нос спрятал подбородок в воротник». Это удивительное свойство гоголевской реальности, приводящее к самым разным размышлениям.
Какой бы необычной ни казалась читателю жизнь, изображенная в «Петербургских сказках» Гоголя, анализ произведений говорит о том, что почти в каждом рассказе этого цикла есть притча. В «Носе», например, это достигается через гротеск. Само это слово обозначает нечто фантастическое, комичное, плохое начало, которое заложено в самой реальности, но не проявляется в явном обличье.
Анализ повести Гоголя «Нос» заставляет задуматься, где та мера, которая заставляет человека чувствовать себя несовершенным. Что вам нужно потерять, чтобы перестать чувствовать себя собой: репутацию, родственников, карьеру? В произведении «Нос» персонаж, потерявший эту часть тела, теряет свое достоинство, вес в глазах общества, и именно этот недостаток автор передал через гротеск.
Петербургские повести (кратко)
Цикл рассказов Н. В. Гоголя включает несколько рассказов небольшого содержания, связанных определенными мыслями и идеями. Это произведение изучается на протяжении всей школьной программы, поэтому так важно вкратце знать содержание произведения «Петербургские сказки.
Первый сюжет сборника «Петербургские повести» — «Невский проспект».
Содержание произведения связано с похвальным адресом на Невском проспекте. Гоголь в прямом смысле этого слова подробно раскрывает образы картин, которые появляются на этой парадной и праздничной петербургской улице. Глубокий читатель может узнать из такого наброска много интересного. Главные герои картины — лейтенант Пирогов, очень веселый, но несколько поверхностный мальчик и очень восприимчивый живописец Пискарев, с тонким восприятием бытия. Герои преследовали объекты собственного неудержимого почтения и страсти. Первый посочувствовал густой блондинке, второй бросился за брюнеткой, одетой в яркий плащ. Пискарев обращается к молодой женщине, однако, как безмерно ее сожаление, после того, как он обнаруживает, что его возлюбленная — падший человек. После долгих и невыносимых сомнений он хочет защитить ее от такой жизни и делает ей предложение стать его женой, в ответ на что испытывает презрительный отказ. Не в силах вынести настоящие страдания, он совершает самоубийство. С Пироговым произошло совершенно обратное приключение. Лейтенант обогнал девушку, а возлюбленный, как выяснилось, жена немецкого мастера. На следующий день Пирогов отдает немцу несколько приказов подряд и никак не прерывает откровенное преследование жены специалиста. В результате немец и его товарищи избили лейтенанта и вытолкнули его из собственного дома. Вышеперечисленные инциденты объединяет то, что оба героя не получили того, чего ожидали, к чему они прилагали с неподдельным упорством. Рассказ заканчивается рассуждением писателя о тщетности человеческих усилий. Несмотря на контраст между идеализмом Пискарева и непристойностью Пирогова, они становятся смутным примером символа единства.
Второй сюжет из сборника «Петербургские повести» — «Нос».
Удивительная история с оттенком сатиры, рассказывающая о разобщенной сущности человека, шутовстве, двойной чертовщине, существовании, полном абсолютной расточительности. Персонаж — коллежский советник, который обнаруживает, что его нос исчез. Гладкое белое пространство — это все, что Ковалев наблюдает вместо своего носа. Главный герой идет к начальнику полиции с докладом о пропаже и встречает его носом в форме, с мечом и шляпой. Нос, не жалея сил, отправляется молиться в Казанский собор. Несмотря на волнение Ковалева, нос вернется к хозяину только через определенный срок. В этом произведении Н. В. Гоголь показал человека, настоящего манекена, стремящегося только к внешней красоте. Для героя повести положение в обществе является высшей ценностью его собственной личности, имеющей достойный статус.
Третий сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Шинель».
История показывает перевоплощение человека, уходящего в нереальность. Акакий Акакиевич Башмачкин был рядовым титулярным советником, задачей которого было просто переписывать документы. Жизнь сыграла с ним злую шутку, сделав человеком без малейшего чувства собственного достоинства. Герой переполнен смирением и кротостью, он полностью лишен тщеславия. Благодаря перенапряжению и общей экономии этот персонаж, не жалуясь, покупает себе новенькое пальто. Окружающие его знакомые без исключения торжественно встречают его. Однако счастливая жизнь была мимолетной и вскоре была разрушена неприятным затруднением. Однажды вечером Башмачкин выходит на улицу, а там его грабят и забирают пальто. Главный герой бросается к руководству за поддержкой, однако, получив полный выговор, уходит. Старое пальто никак не помогает Акакию Акакиевичу от лютого мороза, он тяжело заболевает и вскоре умирает. После его смерти некий призрак преследует прохожих, снимает пальто. Казалось, ничто не могло успокоить обезумевшее привидение. Так продолжается до тех пор, пока умерший не встречает человека, сыгравшего решающую роль в жизни Акакия Акакиевича. Только после этого призрак умиротворяется.
Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет».
Эта история — эталон взаимоотношений дьявола и художника. Бедный художник Чартков от случая к случаю покупает портрет некоего упавшего азиатки. Посреди ночи из рамы выходит старик, изображенный на купленной картине, с деньгами, а главному герою повезло, что он схватил пачку денег. Утром 1000
червонцев. Жизнь Черткова стала налаживаться, успехи ему во всем сопутствовали, но характер его оставлял желать лучшего. Исчезает дар искусного артистизма, Чертков, не понимая, что с ним происходит, теряет голову и умирает. Спустя какое-то время выясняется, что источником всех проблем был сам портрет, а точнее изображенный на нем старик. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами. Идея рассказа связана с тем, что власть денег безжалостно убивает все, что только может быть положительным в одном человеке.
Пятый сюжет «Петербургских повестей» — «Записки сумасшедшего».
Изложение рассказа представлено в виде заметок в дневнике героя Поприщина Аксентий Ивановича. По мнению многих рецензентов, имя Аксентий Ивановича было явным доказательством того, что любой сумасшедший ищет свое «поле». При описании основных событий читатели наблюдают, как со временем героя поглощает безумие, повседневная жизнь становится чуждой. Автор «Петербургских рассказов» указывает на обычаи и образ жизни людей разных слоев общества, разоблачает моральную несправедливость и предрассудки.
Посыл
В образе Акакия Акакиевича присутствует образ маленького человечка, униженного и оскорбленного беспощадной судьбой. Гоголевский герой пожертвовал собой: он не занимается личным развитием, не выполняет своих желаний, а занимается только переписыванием документов. Все его мысли сосредоточены на служении. Жертвуя собой, он ничего не получил. В образе Башмачкина Гоголь рисует образ маленького человечка, который не умеет брать на себя ответственность за благополучие своей жизни: любой может его обидеть, но он даже не пытается защищаться.
Главные герои
Петербург
Так что В.И. Шенрок дал такое название сборнику не по прихоти, а потому, что действие всех этих рассказов Николая Васильевича происходит в Санкт-Петербурге. Более того, город не только является фоном для описываемых событий, но и, кажется, становится одним из главных героев. И это не случайно.
Колокольня Владимирского собора
Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, а столица Российской Империи — Санкт-Петербург — такой далекой и соблазнительной, он всегда видел красивое, яркое, изящное. Однако, когда Гоголь приехал в Петербург в 1828 году, город открылся ему не только своей праздничной стороной, но и повседневным, непривлекательным лицом. Наряду с сияющим Невским проспектом были маленькие улочки, грязные тупики и темные зловонные колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедные. Кроме того, не только открыто нищие и нищие, но и мелкие бюрократы, служащие, рабочие, ремесленники: все они жили во много, во много раз беднее дворян, помещиков и крупных купцов и составляли основную часть населения города.
Маленький человек
И именно эти «человечки» стали главными героями «Петербургских сказок». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то степени он относил себя к этой категории, а также видел таких персонажей в изобилии, работая чиновником на государственной службе. Кто такой «человечек»? Он застенчивый, неуверенный в себе, неспособный избежать череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно страдает от унижений со стороны начальства, самых успешных коллег и вообще всех, кто стоит выше его по социальной лестнице. Их шутки, издевательства, халатность ранили этих героев, заставляя их еще больше замкнуться в себе, потерять надежду, потерять веру в себя, в справедливость и в жизнь в целом.
В результате герои Гоголя сходят с ума, кончают жизнь самоубийством или умирают — тихо и незаметно, как и жили. Никто даже не замечает, что их нет. А интеллигентный и светлый Петербург продолжает жить парадной жизнью…
Нет сомнения, что весь этот цикл — протест Гоголя против трагического беспорядка жизни и против тех, кто так поступил: жестокого, несправедливого, бесчеловечного.
«Невский проспект»
Рассказ о бедном художнике Пискарёве. Однажды артист с другом гуляли по Невскому проспекту и увидели привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая встретиться с ней, но вскоре понял, что она в борделе, а молодая женщина, которая ему нравилась, была жрицей любви, хотя ей было всего 17 лет. Осознав это, художник быстро вышел на пенсию. Разочарованный, он вернулся домой и в ту же ночь увидел во сне любимую. Там все было совсем по-другому: вместе они прибыли на бал, где девушка объяснила, что все, что она видела, неправда и что она должна раскрыть тайну Пискарёву…
«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)
Утром мужчина понял, что это всего лишь сон, но настолько красивый, что начал принимать опиум, чтобы как можно чаще возвращаться к этим видениям. В конце концов измученный художник действительно решил предложить девушке свою руку и сердце, убедить ее отказаться от позорной профессии, выйти за него замуж и честно жить жизнью работы и любви. Однако очаровательная брюнетка даже не послушала его, объяснив, что не хочет быть ни прачкой, ни швеей, ни служанкой. В отчаянии Пискарев покончил жизнь самоубийством.
Его друг Пирогов, который в тот же день решил ударить блондинку, получил наручники от мужа той же блондинки, но решил не сердиться на это и в тот же вечер весело потанцевал.
«Портрет»
Молодой и бедный чартковский художник получит необычный мужской портрет. Изображение привлекло его тем, что глаза мужчины выглядят живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чарткову снится сон, в котором старик трясет перед собой деньги с портрета, а художник крадет сверток, а утром он обнаруживает этот же сверток в рамке картины и с с помощью этих денег он оплачивает долги за квартиру.
Облик старика в Чарткове в иллюстрациях Алексея Кравченко
С тех пор начинается совсем другая жизнь: с деньгами у Чарткова нет проблем, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидующий «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако на этом история не заканчивается. Читателю открывается история появления того самого портрета, который разрушил жизнь Чарткова. И здесь не обошлось без нечисти…
«Нос»
Сюжет этой истории весьма нетривиален: однажды коллежский советник Ковалев теряет нос, а его парикмахер находит этот нос. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой безуспешно ищет свой нос, а второй столь же неудачно от него избавляется.
«Нос». Иллюстрация Геннадия Спирина
На первый взгляд это произведение может показаться забавным фэнтези. Но если между строк прочитать сообщение автора, становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам, как внешний образ, под которым нет особого содержания, предшествует самому человеку. А сам герой, внезапно потеряв имидж, не может даже пойти на службу, так как без внешней оболочки он никто. Гоголь издевается над обществом, в котором ранги ценятся выше людей.
«Шинель»
Герой этой истории, наверное, самый яркий и типичный пример «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин — действительный советник Санкт-Петербурга. Он очень прилежный, честный человек, но поскольку его единственная обязанность — переписывать карты, на службе его не особо уважают и постоянно высмеивают, поэтому он может только воскликнуть: «Оставьте меня, почему вы меня обижаете?» .. Однажды Башмачкин замечает, что его пальто полностью изношено, и начинает копить на новое.
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказу «Шинель»
Поскольку зарплата у него низкая, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы накопить нужную сумму. Когда ему это удается и, наконец, он сшивает новое пальто, его крадут в первую ночь. Судебный пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному человеку», но тот даже не послушал несовершеннолетнего офицера, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. И с тех пор на улицах столицы появилось привидение, снявшее шубы с богатых и высокопоставленных людей.
Нос
Советник Ковалев проснулся утром и обнаружил, что с его лица исчез нос. Попытки разместить в газетах объявления о пропаже ни к чему не привели, даже судебный пристав не обратил внимания на его заявление. Печально блуждая по улице, Ковалев видит, что его нос идет в дорогом пальто. Напуганный нелепой ситуацией, мужчина уговаривает свой нос вернуться на законное место, но делает вид, что не понимает, что это такое. Еще пара дней отчаянных и безуспешных попыток Ковалева вернуть себе нос. В одно доброе утро мужчина просыпается и понимает, что его нос снова оказывается на его лице. (Кроме того)
Картинка или рисунок Петербургские повести
Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет»
Эта история — эталон взаимоотношений дьявола и художника. Бедный художник Чартков иногда покупает портрет некоего упавшего азиатки. Посреди ночи из рамы выходит старик, изображенный на купленной картине, с деньгами, а главному герою повезло, что он схватил пачку денег. Утром в кадре портрета появляется 1000 дукатов.
Жизнь Черткова стала налаживаться, успехи ему во всем сопутствовали, но характер его оставлял желать лучшего. Пропадает дар искусного артистизма, Чертков, не зная, что с ним происходит, теряет голову и умирает. Спустя какое-то время выясняется, что источником всех проблем был сам портрет, а точнее изображенный на нем старик. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами.
Идея рассказа связана с тем, что власть денег безжалостно убивает все, что только может быть положительным в одном человеке.
Гоголь. Все произведения
- Накануне Ивана Купала
- Вечера на хуторе у Диканьки
- Вий
- Девяносто третий год
- Свадьба
- Заколдованное место
- Дневник безумца
- Иван Федорович Шпонька с тётей
- Игроки
- История создания комедии Ревизор
- История создания повести Тараса Бульбы
- История создания поэмы Мертвые души
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Бродяга
- Король удивлен
- Майская ночь или утонувшая женщина
- Мертвые души
- Мертвые души по главам
- Миргород
- Невский проспект
- Нос
- Канун Рождества
- Истории Петербурга
- Сказка о капитане Копейкине
- Портрет
- Пропавшее письмо
- Аудитор
- Рим
- Сорочинская ярмарка
- Землевладельцы Старого Света
- Ужасная месть
- Тарас Бульба
- Пальто