КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО – краткое содержание

Содержание
  1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  2. ПРОЛОГ — краткое содержание
  3. Глава 1. Поп – краткое содержание
  4. Глава 2. Сельская ярмонка – краткое содержание
  5. Глава 3. Пьяная ночь – краткое содержание
  6. Глава 4. Счастливые – краткое содержание
  7. Глава 5. Помещик – краткое содержание
  8. Список и краткая характеристика персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
  9. ЧАСТЬ I
  10. Пролог
  11. Глава 1. Поп
  12. Глава 2. Сельская ярмарка
  13. Глава 3. Пьяная ночь
  14. Глава 4. Счастливые
  15. Глава 5. Помещик
  16. ЧАСТЬ II
  17. Последыш
  18. ЧАСТЬ III
  19. Крестьянка
  20. ЧАСТЬ IV
  21. Пир на весь мир
  22. Пир на весь мир
  23. История Матрены
  24. «Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения
  25. История создания
  26. Суть и проблематика поэмы
  27. Часть третья
  28. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
  29. Последыш – краткое содержание
  30. Глава 2. Сельская ярмонка
  31. Другие персонажи
  32. Какого живется попу
  33. Случай на ярмарке
  34. Глава 3. Пьяная ночь
  35. Пролог
  36. Читательский дневник по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
  37. Сюжет
  38. Часть 2. Последыш – краткое содержание
  39. Несчастные барины и помещики

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРОЛОГ — краткое содержание

В каком году — неважно,

В какой стране — угадай

На полярном пути

Собралось семь человек:

Семь временно ответственных

Узкая провинция,

Терпигорьевский уезд,

Пустой приход,

Из соседних деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова —

Плохой урожай тоже,

Согласился — и утверждал:

Кто развлекается

вам комфортно в России?

В романе сказано: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: жопа.

К пузатому купцу! —

Братья Губины сказали,

Иван и Митродор.

Старый Пахом боролся

И он сказал, глядя на землю:

Благородному боярину,

Государственному министру.

И Пров сказал: царю…

Человек-бык: его взорвет

Какая прихоть в голове —

Коломла оттуда

Выкидывать нельзя: отдыхают,

Каждый на своей позиции!

Мужчины спорят и не замечают, как наступает вечер. Они разожгли костер, пошли за водкой, перекусили и начали спорить, кто живет «счастливо, свободно в России». Спор перерос в драку. В этот момент к костру подлетела цыпочка. Ее промежность зацепила его. Появляется певчая птица и просит освободить птенца. Вместо этого в нем объясняется, как найти скатерть, собранную самостоятельно. Пах отпускает цыпленка, мужчины идут по указанному пути и находят самодельную скатерть. Крестьяне решают не ехать домой, пока не обнаружат «наверняка»: «Кто живет счастливо // В России вольно».

Глава 1. Поп – краткое содержание

Мужчины вышли на улицу. Они встречают крестьян, ремесленников, ямщиков, солдат и путешественников, понимают, что жизнь этих людей нельзя назвать счастливой. В конце концов он встречает попу. Покажите крестьянам, что у священника нет мира, нет богатства, нет счастья: сыну священника трудно получить письмо, священство еще дороже. Священника можно вызвать в любое время дня и ночи, в любую погоду. Священник должен увидеть слезы сирот и смертоносное горло умирающего. И нет чести для попа — про него слагают «шутливые сказки // И нецензурные песни // И всякое богохульство». Богатства у священника тоже нет: богатые помещики в России почти не живут. Мужчины соглашаются со священником. Вперед, продолжать.

Глава 2. Сельская ярмонка – краткое содержание

Крестьяне повсюду видят жалкую жизнь. Мужчина купает лошадь в реке. Иностранцы узнают от него, что на ярмарку пошли все люди. Туда ходят мужчины. На ярмарке можно поторговаться, повеселиться, погулять, выпить. Мужчина плачет на глазах у людей: он все деньги пропил, а настоящая внучка ждет дома. Павлуша Веретенников по прозвищу «хозяин» купил туфли племяннице. Старик очень доволен. Бродяги смотрят шоу у будки.

Глава 3. Пьяная ночь – краткое содержание

Люди напиваются после ярмарки.

Люди идут и падают

Как будто из-за роликов

Враги с виноградом

Они стреляют в мужчин.

Мужчина зарывается под девушку, уверяя себя, что хоронит ее мать. Женщины ссорятся в канаве: чей дом хуже. Яким Нагой говорит, что «русскому хмелю нет меры», но измерить боль людей тоже невозможно.

Далее следует история о Якиме Нагоме, который раньше жил в Санкт-Петербурге, а затем попал в тюрьму из-за судебного процесса с торговцем. Потом он переехал жить в родное село. Он купил картины, которыми оклеил хижину и которые очень любил. Был пожар. Яким бросился спасать не накопленные деньги, а картины, которые потом повесил в новой избе. Люди, возвращаясь, поют песни. Бродяги грустят по дому, по женам.

Глава 4. Счастливые – краткое содержание

По праздничной толпе ходят бродяги с ведром водки. Они обещают это тому, кто убедит их в том, что они действительно счастливы. Первым пришел пьяный, который сказал, что счастлив верить в Царство Небесное. Водки ему не дают. Подходит старушка и говорит, что у нее в саду очень большая репа. Они смеялись над ней и ничего ей не давали. Приходит солдат с медалями, говорит, что счастлив, что остался жив. Они принесли его ему.

Подошедший каменщик говорит о своем счастье — о большой силе. Его противник — худой мужчина. Он говорит, что однажды Бог наказал его за такое же хвастовство. Подрядчик похвалил его на стройке и остался доволен: он взял груз из четырнадцати пудов и отнес на второй этаж. С тех пор он исчез. Он уходит домой умирать, в карете вспыхивает эпидемия, мертвых выгружают на станциях, но он все равно выжил.

Приходит во двор, хвастается, что он любимый раб князя, который облизывал посуду остатками изысканной еды, пил иностранные напитки из стаканов, страдает благородной болезнью подагры. Они прогоняют его. Подходит белорус и говорит, что его счастье — в хлебе, которого он никогда не может насытиться. Дома в Беларуси ел хлеб с мякиной и корой. Пришел человек, страдающий от медведя, и сказал, что его товарищи по охоте мертвы, но он остался жив. Мужчина получил водку из бродяг. Нищие гордятся тем, что счастливы, потому что их часто обслуживают. Бомжи понимают, что водку тратили на «мужичье счастье». О счастье советуют спросить у Ермиля Гирина, который руководил мельницей. По решению суда мельница продается на аукционе. Ермиль выиграл сделку с купцом Алтынниковым, сотрудники потребовали сразу треть стоимости вопреки правилам. У Ермиля не было с собой денег, которые нужно было внести в течение часа, а дорога домой была долгой.

Он вышел на площадь и попросил людей занять столько, сколько они могут. Мы собрали больше денег, чем нужно. Ермиль отдал деньги, мельница перешла в его собственность и в следующую пятницу раздал долги. Бродяги недоумевают, почему люди поверили Гирину и дали деньги. Ему говорят, что он добился этого правдой. Гирин работал в имении князя Юрлова. Прослужил пять лет и ни у кого ничего не брал, ко всем был внимателен. Но его выгнали, а на его место пришел новый сотрудник: негодяй и похититель. После смерти старого князя новый хозяин выгнал всех старых прихвостней и приказал крестьянам избрать нового мэра. Все Ермилы избраны единогласно. Он служил честно, но однажды совершил преступление: «отгородился» от своего младшего брата Митрия, и вместо него к солдатам присоединился сын Ненилы Власьевны.

С тех пор у Ермиля депрессия: не ест, не пьет, говорит, что он преступник. Он сказал, что его следует судить по совести. Сына Ненилы Власавны вернули, Митрия забрали, а Ермилу наложили штраф. Еще через год он больше не был самим собой, а затем ушел со своего поста, как бы его ни просили остаться.

Рассказчик рекомендует съездить в Гирин, но другой фермер говорит, что Ермиль сидит в тюрьме. Вспыхнуло восстание, потребовались правительственные войска. Чтобы избежать кровопролития, Гирина попросили обратиться к народу.

Повествование прерывается криками пьяного официанта, страдающего подагрой, который теперь страдает от побоев за воровство. Странники уходят.

Глава 5. Помещик – краткое содержание

Помещик Оболт-Оболдуев был

… «розовый,

Достойный, коренастый,

Шестьдесят лет;

Седые усы, длинные,

Буксиры в порядке.

Он принял мужчин за воров, даже вытащил пистолет. Но они сказали ему, в чем проблема. Оболт-Оболдуев смеется, выходит из кареты и рассказывает о помещичьей жизни.

Сначала он говорит о древности жанра, потом вспоминает былые времена, когда

Не только русские,

Сама природа русская

Он покорил нас.

Так что помещики жили хорошо: роскошные вечеринки, целый полк слуг, их актеры и так далее».

Теперь упадок повсюду — «Благородное поместье // Как будто все спрятано, // Мертвы!» Помещик никак не может понять, почему «праздные писцы» толкают его учиться и работать, ведь он дворянин. Он говорит, что прожил в деревне сорок лет, но не может отличить початок ячменя от початка ржи. Крестьяне думают:

Великая цепь разорвана,

Разорвано — пропущено:

Конец для мастера,

Другой для фермера!..

Список и краткая характеристика персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

  • Семь путешественников:
  1. Роман: в стихотворении нет сведений о нем, нет характеристики;
  2. Демьян — самый «культурный» путешественник, умеет читать по слогам;
  3. Лука — глупый и бородатый человек;
  4. Иван Губин и его брат
  5. Митродор Губин — пьяницы, знаешь лошадей;
  6. Старый Пахом — пчеловод, умный старец;
  7. Пров — сварливый мужчина крепкого телосложения.
  • Матрена Тимофеевна — Жизнь Матрены трудна, вскоре она потеряла родителей, пережила смерть сына. Твердо встречает происки судьбы, но его точно нельзя отнести к счастливчикам.
  • Богатырь Савелий — Матрена тоже рассказала путешественникам о печальной судьбе Савелия.
  • Поп — священник с непростой службой в деревенской церкви.
  • Ермиль Гирин — молодой, умный, добрый и трудолюбивый фермер. Он был бургомистром, но ошибся и не мог с ней смириться.
  • Оболд Оболдуев — помещик, очень лишенный крепостного права.
  • Князь Утятин — старый князь, не признавший отмены крепостного права.
  • Гриша Добросклонов — пятнадцатилетний сын служащего, умный и добрый парень, живущий в бедности, вынужденный постоянно умирать с голоду.

ЧАСТЬ I

Пролог

Встретились семь крестьян — Демьян, Роман, Лука, Митродор, Иван, Пахом и Пров — из соседних сел Терпигорьевского района с «говорящими» именами: Дыряево, Разутово, Заплатово, Знобишино, Неелово, Горелово, Неурожайко.

Крестьяне затеяли спор, «кому лучше жить: священник, чиновник, помещик, царь». Они все вместе спорили, дошли до леса и дрались. А потом у них появился цыпленок. Ее маленькая птичка-мать, чтобы «выкупить» своего щенка, рассказала фермерам, где была спрятана собранная самим скатерть, и заколдовала их одежду, чтобы она никогда не изнашивалась. Путешественники развернули скатерть, ели и пили и обменялись словом, что не вернутся домой, пока не найдут кого-нибудь, кто хорошо живет в России. Так началось их долгое путешествие…

Глава 1. Поп

Путешественники долго гуляли по березкам. По пути встречались крестьяне-попрошайки и прочие «маленькие» люди. Глупо было спрашивать их о счастье: откуда оно взялось?!

В конце концов, соперники встретили попу. Лука спросил его, сладка ли его жизнь. Поп посчитал греховным жаловаться на жизнь и просто рассказал, как и для чего она существует. Для него счастье — это «мир, богатство и честь». Но из рассказа священника семеро мужчин пришли к выводу, что все три названные ценности абсолютно недостижимы для нового знания. В жизни священника в России нет ничего хорошего.

Глава 2. Сельская ярмарка

По пути фермеры сталкиваются с множеством заброшенных деревень. Оказывается, в одной самой богатой деревне есть ярмарка. Путешественники решают побродить там в поисках счастливых жителей деревни. Но ничего хорошего не находят: только грязь, нищета и безудержное пьянство.

Глава 3. Пьяная ночь

На стоголосой дороге крестьяне встречают пьяных и разговорчивых людей. Один из них, Якин Голый, рассказывает свою историю: как он спас популярные гравюры из горящего дома и потерял все свои сбережения. Затем путешественники останавливаются отдохнуть и снова «присоединяются» к толпе в поисках счастливчиков.

Глава 4. Счастливые

Странники пошли на хитрость. Они начали кричать на людей, что если к ним подойдет «счастливый», они за это предложат им водку. Люди мгновенно выстраиваются в очередь. И все счастливы, как будто их выбрали: солдат рад, что едва вернулся из адской службы, бабушка рада урожаю репы и так далее. Потом раздали целое ведро водки, но счастливой не нашли.

Один из крестьянина в очереди рассказал историю Ермилы Гирина, которому, возможно, повезло. Ермиле удалось подняться до государственного ранга, ее уважают и любят все простые люди. Но где? «Счастливчик» сидит в тюрьме, о чем священник обещал рассказать, но в толпе поймали вора и все бросились кричать.

Глава 5. Помещик

Следующим по пути искателей счастливых людей был помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. И рассказал о своей судьбе случайным знакомым. Как хорошо он жил в крепостном праве и как тяжело было без него. В конце рассказа помещик заплакал.

ЧАСТЬ II

Последыш

Новый день мужчины встретили на берегу Волги. Впереди лежал огромный луг с скошенным сеном. На берегу пришвартованы три лодки, в них — дворянская семья. У самого старшего из них все вокруг были рабами, в том числе и освобожденные от крепостного права крестьяне.

Оказалось, что это было не случайно. Князь Утятин, или последний (прозвище), когда узнал, что слуг отпускают, пообещал лишить его детей наследства, так как они не защищали помещичьи идеалы. Боярские дети уговорили крестьян поиграть с ними и вскоре объявили священнику, что все наладилось. Крестьянам для спектакля обещали много величественной земли. Старик умер, крестьяне остались ни с чем.

ЧАСТЬ III

Крестьянка

Бомжи навещают губернатора Матрёну Корчагина, которой 38 лет, но она называет себя пожилой женщиной. Женщина рассказывает им о своей непростой судьбе. Она была счастлива долго и только тогда, когда жила в девочках с отцом и мамой. Потом вышла замуж, муж пошел работать, а она осталась жить в семье. Обслужил всех, и пожалел только старый дед Савелий. Первенца Матрёнина съели свиньи, тогда были еще дети, да еще муж умел дома попрошайничать с военной службы. Резюмируя свое выступление, Матрена призналась путешественникам, что понятия «женское счастье» в России просто не существует.

ЧАСТЬ IV

Пир на весь мир

праздник проходит для всего села Вахлачено. Здесь: Клим Яковлич, директор Влас и молодые семинаристы Саввушка и Гриша поют красивые песни. За столом снова рассказываются сказки, например о верном слуге Якове. Он служил хозяину и любил его, все терпел, пока не отдал племянника на военную службу. Раб выпил, а когда умер, вернулся к своему хозяину и через некоторое время жестоко отомстил. Постепенно разговоры переходят в печальные и кровавые истории, люди начинают петь грустные песни.

Но наступит день, когда Россия будет петь только хорошие песни и не будет нужды искать счастья — все будут счастливы. Первые кирпичи этого дня заложены, и это два семинариста за общим столом. Гриша, сын служащего, с самого раннего возраста решает посвятить себя борьбе за счастье народа. Родное село любит не меньше матери. И ходит по Родине с песней на губах. Его планы и мечты сбудутся, у этого парня будет непростая, но благородная жизнь. Жаль, что путешественники не слышат, как Гриша поет о России, поэтому они не пошли бы дальше, а пошли бы домой, потому что знали бы, что нашли то, что искали.

так закончилась поэма Некрасова, но даже из ее незаконченных глав читателю становится ясно, как тяжело было людям после реформ в России.

Пир на весь мир

Вечеринка прошла по всей деревне Вахлачина. Сюда прибежали все: паломники, Клим Яковлевич и Влас вождь. Сюда приехали и двое семинаристов Саввушка и Гриша — хорошие ребята. Люди просили их исполнить забавную песню, от которой они не отказались.

время рассказывать истории. Все слышат историю о «образцовом слуге — Якове Верном», который всю жизнь следовал за хозяином, потакая всем его прихотям. Его все устраивало, даже легкое избиение.

Когда пришло время сдавать внука Якова в солдаты, он запер его. А также, вернувшись в хозяйский дом, Яков рассердился на мастера. А однажды он даже отомстил ему: отвел мастера, у которого отняли ноги, в лес и повесился на нем на сосне.

Крестьяне ссорились, кто самый грешный. Божий странник Иона рассказал историю двух грешников и разбойника Кудеяра. Благодаря Господу его совесть проснулась, и ему пришлось срубить дуб, огромный, огромный, чтобы его грехи были прощены.

Но дуб упал только тогда, когда Кудеяр пролил кровь злого пана Глуховского.

Прохоров Игнатий спорит с Ионой: мол, крестьянин грех — величайший. Его рассказ был о начальнике, который не объявил последнюю волю хозяина. И хозяин приказал освободить своих крестьян. Но дирижер не хотел тратить деньги зря и вырывал свободу.

Те, кто воссоединились, подавлены. Играются песни: «Голодный», «Солдат». Придет время более красивых песен. Например, два семинариста, братья Савва и Гриша. Гриша — сын дворника, с 15 лет он уже решил посвятить свою жизнь народному счастью. Она любит свою деревню Вахлачина, как свою мать. Мальчик поет песню о России:

«Вы несчастны,
Вы в изобилии
Ты и могучий
Ты беспомощен
Мать Россия!»

Ее мысли никуда не денутся: Гриша уже приготовил ей судьбу — славный путь и знаменитое имя защитника, потребителя и Сибири народа. Тем временем мальчик поет свои песни. Но бродяги, к сожалению, этого не слышат. В противном случае они бы поняли, кому в России хорошо живется, и вернулись бы домой с правильным ответом.

Заключение

На этом история заканчивается. Действительно, это даже не заканчивается, а останавливается. Некрасов мертв, и мы никогда не узнаем продолжения истории тех, кто хорошо живет в России.

Но по сохранившимся и опубликованным частям уже можно понять, что в пореформенной России были муки, прежде чем люди научились жить по-новому. Проблемы, раскрытые автором в стихотворении, показали, что самым большим счастьем фермера было ведро водки. Многие вопросы актуальны и по сей день, поэтому стихотворение пользуется популярностью, а многие цитаты из него также используются в разговорной речи.

Автор задумал и реализовал описание стихотворения, как в приключенческом романе, что делает чтение стихотворения легким и увлекательным.

Здесь мы представили лишь краткую интерпретацию «Кому хорошо живется в России». Если кому-то понравился сюжет, кто хочет больше узнать о произведении и главных героях, обязательно прочтите полную версию стихотворения.

История Матрены

Крестьяне продолжают узнавать, кто живет в России счастливым и свободным. Почему-то они решают спросить у женщин. В конце концов, они вряд ли найдут счастливого мужчину. Помнят женщину из села Клин, все считают ее по-настоящему счастливой. Ее зовут Матрена Тимофеевна Корчагина.

Кому хорошо живется в России персонажи

Сама женщина говорит, что несчастна, и рассказывает свою историю. Она родилась в крестьянской семье, ее отец был богатым человеком, никто не пил. Потом пришло время свадьбы. Единственной ее счастливой ночью была та, когда Филипп Корчагин убедил ее выйти за него замуж. Он был пекарем из другой деревни. Впоследствии женщина стала жить обычной деревенской женщиной.

Муж ее не сильно обидел, только раз поднял руку, но через некоторое время уехал работать в Петербург. В доме свекра Матрену не приняли. Единственным, с кем он нашел общий язык, был дед Савелий. Он жил в доме после принудительных работ и в конечном итоге убил там немецкого менеджера.

Женщина родила первенца — Демушку. Жизнь наладилась и, кажется, тоже стала счастливее. Тогда свекровь сказала, чтобы ребенка больше не брали в поле. Он остался дома с дедом Савелием. Он был стар, не мог уследить за малышом и случайно отдал его свиньям с кормом. Вскрытие ребенка производилось в присутствии Матрёны. Он никогда этого не забудет.

После этого родились еще пять мальчиков. Один из них, Федот, стал пастырем. Однажды он пренебрег, и волчица увела их овец. Вместо сына наказали Матрёну.

Когда она была беременна Лиодором, она уехала в город, а ее муж был призван в армию. Тогда ей помогла жена губернатора, которую звали Елена Александровна. Казалось бы, жизнь Матрены в целом складывалась неплохо. Для многих фермеров это могло быть радостью. Но в душе Матрены были такие раны, которых никто не видел. Она не была счастлива в своей жизни и была уверена, что крестьянки в России совсем не могут быть счастливы.

«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения

Какие мысли вложил в работу Некрасов? «Кому хорошо живется в России» (ясно из содержания произведения) — дневник крестьянской жизни пореформенного периода. Разобраться в глубине замысла автора поможет аналитическая справка:

История создания

Некрасов начал писать произведение после реформы 1861 года. Люди были освобождены от крепостного права, что привело к ряду других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушло много лет, все из-за тяжелой болезни, заставившей писателя остановиться.

Незадолго до смерти Некрасову удалось закончить только четвертую главу, хотя он планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что не успел закончить стихотворение.

Более того, Некрасов изначально задумал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что реализовать задуманное не успеет, писатель в итоге отложил раскрытие образа героя, тем самым подчеркнув главную идею стихотворения.

Суть и проблематика поэмы

Главный герой творчества Некрасова — люди. Он получил долгожданный выпуск и теперь сталкивается с новыми проблемами:

  • научитесь строить собственное счастье;
  • думать о будущем;
  • взращивайте в себе любовь к свободе.

Главный вопрос, поднятый автором, — что такое человеческое счастье? Для большинства героев это достаток, спокойная жизнь и уважение к остальным. Пытаясь найти эти так называемые индикаторы счастья, многие готовы к обману, убийствам и подлости, зациклены на собственной выгоде. Другие предпочитают забыться в пьяном виде и роптать на судьбу, они заняты своим несчастьем.

Но Некрасов вводит по-настоящему счастливого персонажа. Гриша Добросклонов любит свою Родину, она готова изменить ее к лучшему и работать на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею — счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и об общем благополучии.

Часть третья

Крестьянка

Паломники решили открыть для себя женское счастье. Они указали на крестьянку Клин, «губернатора» Матрёну Тимофеевну Корчагина. Вокруг собирают пшеницу (для богатых) и рожь (для бедных). Кунео: деревня бедная, хозяин далеко, имение разграблено. В поле среди жнецов они нашли Матрену, красивую темнокожую женщину, сильную, с суровыми и умными глазами, густыми ресницами, с седыми волосами в волосах. Фермеры начали помогать собирать рожь — и Матрёна (называющая себя «старухой», но ей 38 лет) пообещала взамен рассказать о своем счастье.

Его семья была дружной, он не пил, много работал. Еще она искала красивого жениха: пекаря Филиппа. «Холи счастливой девушки в аду!» Матриона пришла. Пока муж работает, она работает на свою большую семью, радует свекровь, свекровь, невестку. Филипп вернулся — радость в доме. И только раз избил из-за родственников. Первенец, ясноглазая Демушка, родился, когда Филиппа не было. Только столетний дед Савелий, истинный богатырь русского святого (по внешнему виду — как Сусанин с памятника), пожалел невестку и внука. В юности он был на принудительных работах за убийство немецкого менеджера, оторвавшего у крестьян три шкуры. Савелий был приговорен к 20 годам принудительных работ.

Он позаботился о том, чтобы свекровь ребенка ушла от деда, чтобы Матрена не отвлекалась в поле. И однажды старик заснул, и свиньи проглотили мальчика. Так мать чуть не упекли за убийство. Это часть глебской женщины. Дед от горя поехал в Песочный монастырь помолиться за ребенка и за русских крестьян. Так дедушка жил с Матреной. Она уже была многодетной матерью. За 8-летнего пастушьего сына Федотушку однажды выпороли (овечка украла овцу). Произошел неурожай, и Филиппа исключили из очереди как солдата. С молитвой Матрена бросилась в город к самому правителю.

Она упала в своем доме к ногам губернатора Елены Александровны и родила. Добрая леди помогла Филиппу. Из-за этого в домах стали уважать Матрену и прозвали ее «губернаторской женой». Однако «не в том дело — ищите среди женщин счастливую женщину!»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Последыш – краткое содержание

Путники идут, видят сено. Берут косы у женщин и начинают косить. С реки доносится музыка — помещик ведет лодку. Седовласый Влас подстрекает женщин: хозяину нельзя беспокоить. К берегу пришвартованы три лодки, в них помещик с семьей и слугами.

Старый помещик обходит сено стороной, критикует то, что сено влажное, делает вид, что оно высохшее. Он уходит на завтрак со своей свитой. Бродяги спрашивают Власа (оказалось, это был бургомистр), почему помещик был ответственным, если крепостное право было отменено. Влас отвечает, что у них особый помещик: когда он узнал об отмене крепостного права, у него случился инсульт: у него отняли левую половину тела, он оставался неподвижным.

Приехали наследники, но старик выздоровел. Дети рассказали ему об отмене крепостного права, но он называл их предателями, трусами и т.д. Дети из страха лишиться наследства решают потакать ему во всем.

Вот почему они уговаривают крестьян прервать игру, как будто крестьян вернули помещикам. Но некоторых крестьян уговаривать не нужно. Ипат, например, говорит: «А я слуга Утиных принцев — и в этом вся история!» Он вспоминает, как князь запрягал его в колесницу, как он окунул его в прорубь — окунул в одну прорубь, вытащил из другой — и тут же подал водку.

Князь положил Ипата на ложу, чтобы он играл на скрипке. Конь споткнулся, Ипат упал и нарты его завалили, но князь ушел. Но через некоторое время он вернулся. Ипат благодарен князю, который не дал ему замерзнуть. Все соглашаются делать вид, что крепостное право не отменено.

Влас не приемлет быть бургомистром. Клим Лавин соглашается.

У Клима совесть глиняная,

И бороды Минина,

Посмотришь, так подумаешь

Что не найти фермера

Классный и трезвый.

Старый князь ходит и приказывает, крестьяне втайне смеются над ним. Крестьянин Агап Петров не захотел подчиняться приказам старого помещика и, увидев его расчищающим лес, прямо обо всем рассказал Утятину, назвав его гороховым шутом. Утка получила второй удар. Но вопреки ожиданиям наследников старый князь выздоровел и стал требовать публичной порки Агапа.

В последнем убеждает весь мир. Они отвели его в конюшню, поставили перед ним бутылку вина и приказали кричать громче. Он крикнул, что и Утятин пожалел. Пьяного Агапа привезли домой. Вскоре он умер: «Бесстыдный Клим погубил его, анафема, виной!»

Утятин сейчас сидит за столом. Крестьяне идут на крыльцо. Комедию, как всегда, ломают все, кроме одного мальчика — смеется. Мужчина новенький, местный порядок ему смешон. Утятин снова требует наказания мятежника. Но паломники не хотят винить. Крестный отец Бурмистровой спасает положение — он говорит, что его сын смеялся, — неразумного мальчика. Утятин успокаивается, развлекается и развлекается за ужином. После обеда он умирает. Все вздохнули с облегчением. Но крестьянская радость была преждевременной: «Со смертью Последователя ушла ласка джентльмена».

Глава 2. Сельская ярмонка

Крестьянский путь продолжается. Они идут дальше, и на пути встречаются только пустые деревни. Вдруг они встречают рыцаря и спрашивают, куда делись жители деревень?

«Ездили в село Кузьминское,
Сегодня ярмарка…»

Туда пробирались мужчины — на ярмарке вдруг кто-то там счастливо живет.

Кузьминское — богатое, хоть и грязное село. Есть две церкви, закрытая школа, грязный отель. Также в селе есть фельдшер. Как деревня такая ярмарка, она тоже богатая. Наибольшее богатство страны — это столько таверн, больших и малых, не успевающих налить, сколько желающих выпить.

«О, православная жажда,
Где ты молодец!»

Куда ни глянь, куда ни глянь — пьяные лица. Того, кто упрекает его топор в том, что он сломался, опечалился дед Вавиля: он обещал внучке туфли, а все деньги потратил на выпивку. Все утешают его, жалко, а помочь ему некому: все разорены. Только мастер Павлуша Веретенников сжалился и получил возможность: купил внучке Вавилы туфли.

Кто не торгует только на ярмарке. И они продают книги, но спрос только на книги, которые больше «нет», и портреты генералов, которых больше накормили. И неизвестно, когда они наконец купят Белинского и Гоголя.

Как только наступила ночь, все напились до ушей, даже церковь кажется такой пьяной, что вот-вот рухнет.

Мужчины уезжают из села.

Другие персонажи

  • Ермиль Гирин — первый «кандидат» на звание счастливца, честный администратор, пользующийся большим уважением среди крестьян.
  • Матрена Корчагина (жена губернатора) — крестьянка, слывшая в своем селе «счастливчиком».
  • Савелий — дедушка мужа Матрены Корчагиной. Столетний мужчина.
  • Князь Утятин (последний) — старый помещик, тиран, которому его семья в сговоре с крестьянами не говорит об отмене крепостного права.
  • Влас — фермер, дворецкий некогда принадлежавшего Утятину села.
  • Гриша Добросклонов — семинарист, сын служащего, мечтающий об освобождении русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Какого живется попу

Следующим на подходе Поп. В «Кому в России хорошо живется» мужчины спрашивают его, хороша ли его жизнь. Поп утверждает, что счастье состоит из трех компонентов: мира, богатства и чести. Но, по его словам, ничего этого у него нет.

резюмировал кто хорошо живет в россии

В любую погоду он вынужден ехать, когда его вызывают на похороны, крещение, где человек болен. Поп каждый раз видит самые счастливые моменты людей, но также присутствует в их ужасные моменты жизни.

У него болит душа, когда герой слышит крик на могиле усопшего. За эту работу он даже не берет медных грошей. Те помещики, которые когда-то за это платили, теперь разъехались по России и в ближнее зарубежье. Что ж, для священника нет чести.

Люди поют о них нецензурные песни, а иногда чувствуют оскорбления в его спину. Мужчины понимают, что священник живет не лучше всех в России.

Случай на ярмарке

Герои отправляются в село Кузьминское. Сейчас там проходит ярмарка, на которую собирается много людей. Они задают людям их вопрос. Деревня большая и богатая, но грязная. Местные прибили свою школу, не желая учиться. Еще в селе есть фельдшер, две церкви, в основном места, где можно выпить. В них не найдешь места, особенно в этом селе есть питьевые дома.

Краткий рассказ о тех, кто хорошо живет в России

Мужчины весь день живут в селе, все видят до вечера. Большинство жителей напиваются и дерутся. Местные жители считают, что человек не может жить в России, не выпив. Мужчина не выдерживает доверенной ему изнурительной работы без алкоголя. Путешественники обещают угостить тех, кто по-настоящему счастлив. Но за бесплатными напитками приходят все: нищие, бомжи и паралитики.

Кто-то заводит рассказ об Эрмиле Гирин, дворецком князя Юрлова. Все уважали Ермилу, даже когда ей требовались деньги, чтобы выкупить мельницу.

Мужчины отдали их ему без расписки. Путешественники обрадовались, что наконец-то в России появился счастливый человек. Но Ермила попал в тюрьму после крестьянского восстания, теперь он недоволен.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночь. Крестьяне идут по дороге и вдруг слышат, как кто-то говорит о чиновниках и о том, как они торгуют взятками.

«А нам пятьдесят долларов за сотрудницу: мы сделали запрос», мы слышим женские песни с просьбой «любить».

Затем они видят, что мальчик, пьяный до смерти, закапывает свою одежду, как если бы он хоронил свою мать.

Достигнув уличного места, путешественники снова встречаются с Павлом Веретенниковым, который пишет поговорки и песни крестьян. Он уже много написал и начинает ругать слишком много пьяных крестьян. Те в ответ утверждают, что пьют только за боль, и осуждают или завидуют этому греху.

Тот, кто возражает Веретенникову, Яким Голый. У нее есть своя история, которую Павлуша тоже пишет для себя.

Яким в молодые годы покупал маленькому сыну картины популярных гравюр. Я ими тоже восхищался, как ребенок. Однажды в избе загорелась, возник пожар. Первым делом Яким бросился сохранять изображения, а тем временем все его сбережения, до 35 рублей, были сожжены. Деньги растаяли и оказались комом, за что ему сейчас дают 11 рублей.

Выслушав рассказы, путешественники сели есть. Мы ели и пили. А потом снова пошли искать счастливого, хорошо жившего в России, а Роману оставили присматривать за ведром водки.

Пролог

кому хорошо жить в россииКому хорошо живется в России? начинается с пролога, краткое содержание которого таково: семь главных героев — обычные русские мужчины из выходцев из Терпигорьевского района.

Каждый происходит из своего села, название которого, например, было так: Дыряево или Неелово. После знакомства мужчины начинают активно спорить друг с другом о том, кому действительно хорошо в России. Это предложение станет лейтмотивом произведения, его основным сюжетом.

Каждый предлагает вариант поместья, которое сейчас процветает. Это были:

  • священники
  • хозяева,
  • должностные лица,
  • торговцы
  • бояре и министры,
  • царь.

Крестьяне так много спорят, что ситуация выходит из-под контроля, начинается драка: крестьяне забывают, что собирались сделать, идут в неизвестном направлении. В конце концов, они забредают в пустыню, решают никуда не идти до утра и ждут, когда он проведет ночь на поляне.

Из-за поднявшегося шума птенец вываливается из гнезда, один из путешественников ловит его и мечтает, что если бы у него были крылья, он бы облетел всю Россию. Остальные добавляют, что можно обойтись без крыльев, было бы выпить и хорошо перекусить, потом можно путешествовать до старости.

Внимание! Маленькая птичка — мать птенца в обмен на своего детеныша сообщает фермерам, где можно найти сокровище — скатерть, собранную своими руками, но предупреждает, что вы не можете просить больше, чем ведро алкоголя в день — иначе будет беда. Крестьяне действительно находят клад, после чего обещают друг другу не расставаться, пока не найдут ответ на вопрос, кому хорошо жить в таком государстве.

Краткое содержание глав даст представление о том, к кому обратились герои поэмы. Кому хорошо жить в России? надеясь получить ответ на ваш вопрос.

Читательский дневник по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Сюжет

Семь крестьян из бедных деревень уверены, что в России счастлив либо священник, либо помещик, либо купец с министром и чиновником, либо только один царь. Вместо принадлежностей у них есть скатерть, которую можно собрать самостоятельно. Получается, что священник бедный, издевается над народом и стыдится брать с крестьян гроши. Попутно они видят, как люди пьют, но меньше не работают. Сами бродяги поят счастливчиков: выжившего в боях солдата, а после них сильного каменотеса, в руках которого счастье родных. Они узнают историю Ермиля Гирина, честного человека, которого люди собрали на копейки, чтобы купить мельницу. Путники хотят его видеть, но счастье предает его: он сидит в тюрьме за защиту восставших крестьян. Видят счастливого помещика Оболт-Оболдуева, но после отмены крепостного права он потерял все и всех, а сам ничего не умеет.

Бродяги мучают женщин к счастью. Крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает им свою историю: она неустанно работала в семье мужа, потеряла первенца, но спасла мужа от призывников, нашла покровителя перед женой губернатора. Сейчас Матрёну называют «губернаторской женой». Возле села Вахлачина мужчины слушают песни и истории из жизни. Они поют и говорят о голоде, нужде, злом хозяине, жадном крестьянине. Бродяги не знают, что рядом находится семинарист Гриша Добросклонов. После встречи с ним они могли пойти домой. Гриша посвятила себя борьбе за счастье людей. Перед ним ждет слава заступника крестьян, болезней и тюрем. Но она верит в матушку-Россию, в силу своего народа и связывает свое счастье только с ними.

Часть 2. Последыш – краткое содержание

В этой части стихотворения рассказывается об экстравагантном князе Утятине, который, узнав об отмене крепостного права, заболел сердечным приступом и пообещал лишить своих детей наследства. Напуганные такой судьбой уговорили крестьян подыграть старому отцу, подкупив обещанием подарить села луга.

Важно! Характеристика князя Утятина: эгоистичный человек, любит ощущать власть, поэтому готов заставлять других делать совершенно бессмысленные поступки. Он чувствует полную безнаказанность, думает, что это будущее России.

Одни крестьяне охотно выполняли просьбу хозяина, другие, например Агап Петров, не могли считаться с тем, что в природе им приходилось кому-то поклоняться. Попав в ситуацию, когда невозможно постичь правду, Агап Петров умирает от совести и душевных страданий.

В конце главы князь Утятин радуется возвращению крепостного права, рассказывает о его справедливости на своем празднике, на котором присутствуют семь путешественников, и в конце концов тихо умирает в лодке. При этом никто не отдает луга крестьянам, и суд по этому поводу, как выяснили крестьяне, не закончен и по сей день.

Несчастные барины и помещики

Мужчины знакомятся с Гаврилой Оболт-Оболдуевым. Он бывший помещик, ему шестьдесят. У него никогда не было слуг. Герой рассказывает, как хорошо было в старину, когда так хорошо было жить. Вспомните его слуг, актеров и музыкантов. Считает себя хорошим учителем. Каждый двадцатый праздник он призывал всех слуг к молитве в своем доме.

правда, ведь женщины мыли полы еще несколько дней. Крестьяне понимают, что крепостная жизнь была не такой радужной, как ее описывал бывший помещик. Но становится ясно, что с разрывом отношений пострадали обе стороны. Даже хозяева, которые теперь не могут жить так, как жили все годы назад, стали несчастными.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг