- История создания
- Как закрепляют откосы?
- Сюжет
- Интересные темы
- Начало действий
- Тема произведения
- «Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова
- Композиция и жанр
- «Котлован»: краткое содержание повести Андрея Платонова
- Главные и второстепенные герои
- Другие персонажи
- Короткий пересказ «Котлована» Платонова
- Котлован
- История человечества от первых мамонтов до сотворения коммунизма
История создания
Повесть «Котлован» — одно из ярких произведений Андрея Платонова. Текст был написан в период отказа от старого образа жизни и начала строительства новой жизни. Пришедшие к власти большевики не всегда действовали по-человечески, часто переусердствовали, действовали опрометчиво, поэтому не все изменения были к лучшему. Писатель не мог спокойно наблюдать за ним и отразил переживания и размышления в фундаментальном произведении.
Сначала рассказ публиковали только в самиздате, потому что цензоры не пустили его в печать. Однако власти выследили тех, кто хранил машинописные версии Фосса в виде брошюр. Противоборствующие граждане были сурово наказаны.
Время работы над главами рассказа указано в одном из экземпляров самиздата: с декабря 1929 г по апрель 1930 г литературоведы считают даты не совсем правильными. Вероятно, произведение было написано раньше и что годы отражают период, когда коллективизация проводилась наиболее активно.
Отношение к «Котловину» в СССР и постсоветской России неоднократно менялось в зависимости от настроений, которые господствовали в сознании людей. Впервые цензура позволила опубликовать произведение в начале 1980-х годов, а сам рассказ был опубликован в 1987 году.
Как закрепляют откосы?
Отсутствие ограждающих конструкций по откосам траншеи допускается при:
- имеет временную командировку;
- уменьшенная глубина;
- угол наклона исключает разлет почвы в рабочей зоне.
В остальных случаях откосы необходимо укрепить. Чаще всего это происходит при строительстве в городских условиях, где нет возможности выйти за пределы ограниченного участка земляных работ.
Крепление образовавшихся стенок котлована может осуществляться несколькими способами. Чаще всего используются:
- стальные элементы (трубы или двутавры) в скважинах, пробуренных с подборщиками (стальными листами или деревянными досками);
- шпунт — применяется за чертой города в основном при строительстве гидротехнических сооружений;
- забор железобетонный — сборный или монолитный;
- бурение свай.
Способ усиления выбирается заранее, исходя из существующих гидрогеологических и геологических условий, геометрических параметров строительного объекта, близости соседних построек и коммуникаций.
Сюжет
История начинается с того, что 30-летний рабочий Вощев уволен с механического завода за патологическую «задумчивость». В поисках пропитания он приезжает в соседний город и нанимается землекопом, чтобы выкопать котлован под строительство будущего «общепролетарского дома». Руководит земляными работами Никита Чиклин, инженер-строитель Прушевский. Ремесла, в которых работает Вощев, «существуют без излишков жизни». Строители без энтузиазма. Мрачный рабочий артели Козлов «любит себя ночью под одеялом», а инженер Прушевский мечтает о смерти, жалуется на то, что его используют, но «с ним никто не доволен». Чтобы поднять настроение, Сафронов зажигает радиотрубку, созданную по инициативе Окрпрофсовета, «чтобы услышать результаты и директивы». По предложению Жачева, безногого инвалида, который кормит артель, Сафронов принимает на баланс строителей сироту Настю, которая, несмотря на юный возраст, идеологически знаток и знает «товарища Ленина». Строители балуют девочку, а Чиклин выделяет гроб из ближайшего села для хранения игрушек.
Зимой работы на котловане приостанавливаются. Товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, приехавший на машине, отправляет Сафронова и Козлова в соседнее село для «классовой борьбы с деревенскими оковами капитализма», где их убивают незнакомцы, что ужесточает «меры по коллективизации» Чиклина и Вощева везти телегу в злополучный «колхоз имени генеральной линии». Скот социализируется, а оставшиеся фермеры-единоличники либо зачисляются в колхоз, либо на охоту сплавляются по реке. Волшебный медведь помогает строителям фермы. Тем временем из района приезжает рыцарь с директивой, критикующей местного активиста, который увел колхоз в «левое болото правого оппортунизма». Чиклин и Вощев забили местного активиста до смерти живое воплощение надежды на светлое будущее для строителей lla котлован, заболевает и умирает.
Интересные темы
- Дойл — Горбун
Семья Барклай уже несколько лет ведет тихую и размеренную жизнь в маленьком городке. Джеймс Барклай служит полковником, а его жена Нэнси работает в - Симак — Когда в доме одиноко
Когда человек часто бывает один, возникает привычка. Но когда в доме такого человека все равно появляется что-то живое, это становится довольно странным. И именно это заметил главный герой - Гримм — Король Холодная Борода
В одном из королевств жила прекрасная принцесса. Хотя ее лицо было красивым, оно имело тревожный характер. Сначала король все прощал любимой дочери, но со временем и его терпению пришел конец. - Белый — Оранжевый воротник
Пришла весна. Вся природа просыпается и оживает. Стая куропаток, вместе впадающих в спячку, начинает разбегаться, чтобы строить гнезда.
Начало действий
В день 30-летия Вощёва их отчислили с механического завода за постоянную озабоченность и недостаточное рвение к работе. Это событие вызвало сомнения в его собственной душе, он не понимал, как дальше существовать. Мужчина уезжает в другой город. После долгого времени в дороге он крепко засыпает в большой яме. Главного героя разбудила газонокосилка и отправила отдыхать в хижину. Рабочий сказал, что на месте этой ямы будет построено огромное здание.
Мужчина просыпается от каменщиков, которые говорят ему, что строят жилой дом, в котором будет жить местный пролетариат. Вощев решает присоединиться к работе, полагая, что в таких условиях он сможет выжить. Пашкин, председатель районного совета профсоюзов, очень часто приезжает на стройку и бросается к рабочим, призывая их увеличить темпы строительства. Вечером после тяжелого дня главный герой много размышляет о блестящем будущем пролетариата.
Чиклин подходит к плиточному комбинату и видит плачущую девушку рядом с умирающей матерью. В молодой женщине он с трудом узнает дочь хозяина этого предприятия, страстно целовавшую его много лет назад. Он умирает, и мужчина забирает ребенка с собой к себе домой.
Тема произведения
В начале ХХ века писатели не игнорировали соответствующие аргументы, а завуалированно излагали аргументы, чтобы пройти цензуру. Атаки на социальные проблемы скрывались в романах и рассказах за выразительными образами и средствами выражения. Но если другие писатели анализировали проблемы отдельно, Платонову удалось создать реальный слепок советской действительности.
При желании можно рассмотреть, что автор хотел спрятать за символами. В то же время герои рассказа «Котлован» настолько гротескны, что нельзя сказать, что писатель открыто очерняет власть и выступает против социалистического строя. Сюжет построен вокруг строительства новой системы. Обзор показывает, что большая часть текста занята раскопками и коллективизацией. Проблемы, поставленные Платоновым:
- конфликт между старым и новым;
- принудительная регистрация в колхозе;
- влияние изменений на общество;
- сложности городской и сельской жизни в начале 20 века.
Проблема «Ямы» основана на противопоставлении общественного строя и моральных ценностей. Первая сущность меняется, вторая остается непоколебимой. Образно говоря, котлован можно считать главным героем повести, ведь вокруг него построен весь сюжет. События начинаются с того, что 30-летний уволенный Вощев уезжает в другой город на поиски работы и устраивается на ночлег в яме. Это котлован здания, где планируется создание пролетариата. Вощев остается с рабочими, чтобы построить символ новой жизни. В дальнейшем становится ясно, что дальше котлована работы не пойдут.
Второй символ — образ сироты Насти, отражающий жизнь и положение крестьян в первые десятилетия после прихода Советской власти. Пожилой рабочий по имени Чиклин подобрал девушку под лестницей и отвез на стройку. Гробы, украденные у крестьян рабочими, превратились в кровать и ящик для игрушек. Этот эпизод показывает, как тяжело было сельскому населению в период становления социализма: оно не могло контролировать не только свою жизнь, но и смерть.
Анализ «Ямы» Платонова помогает понять, почему котлован использовался как главный символ. Автор уверен, что на развалинах старого нельзя построить новое и построить здание для пролетариата. Более широкий смысл сводится к тому, что невозможно создать счастливое общество на руинах прежней системы, на человеческой боли и чужой крови.
«Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова
Вощев работал на механическом заводе и был на хорошем счету у начальства, пока не начал «решать» философские вопросы прямо на рабочем месте. Это занятие сильно снизило качество его работы и привело к печальному результату: Вощев был уволен с завода на тридцатилетие.
Напившись от боли в пивной, Вощев направляется в соседний город. По пути он встречает Жачева, безногого инвалида, который зарабатывает на жизнь попрошайничеством, и спорит с ним. После утомительного дня Вощев ночует на пустыре, но газонокосилка его отталкивает, так как на этом месте планируется грандиозное строительство. Косилка советует безработным отдыхать в бараках, где живут рабочие, которые приехали копать котлован — важнейшую строительную площадку в городе. Планируется строительство «общепролетарского дома». Все представители рабочего класса будут жить в огромном доме и просто покинут свои бывшие дома.
***
Утром мастера просыпаются и приглашают Вощева вместе позавтракать. Затем все идут на объект. Пустошь уже размечена по параметрам котлована. Вощеву дают в руки лопату, и он вместе с другими строителями приступает к работе.
Среди его новых знакомых главным идейным вдохновителем является профсоюзный активист Сафронов, человек искренний и добрый, но недалекий. Также в бригаде выделяется сильный и трудолюбивый Чиклин, а мастера не любят больного и слабого Козлова.
***
Ведущий инженер и разработчик проекта Прушевский мечтает, что через несколько десятилетий посреди света построят башню, в которой будут счастливо жить рабочие со всего мира. Но, как и всех интеллектуалов, Прушевского терзают сомнения. Если рост производства увеличивается, будет ли увеличиваться вместе с ним рост души? Из-за ежедневных мучений инженер перестает спать по ночам, его начинают посещать мысли о самоубийстве.
На следующее утро мастера продолжили рыть котлован под фундамент. Чтобы укрепить дух работы, приезжает председатель облсовета профсоюзов Пашкин. Он говорит диггерам, что темп их работы по-прежнему низкий, не социалистический. Козлов оказывается первым информатором и с клеветой бежит за президентом.
Чиклин проводит обследование местности и убеждается, что яму начали рыть не в том месте. Лучше было использовать для этого естественный овраг, а не начинать все работы с нуля. Прушевский делает образцы грунта и убежден, что Чиклин прав: лучше расширить близлежащий овраг и сделать из него котлован.
Инвалид Жачев на своей колеснице подъезжает к дому президента Пашкина. Он глубоко возмущен изобилием денег у президента и его скудной пенсией. Пашкин не хочет портить отношения с рабочим классом, поэтому просит толстую жену накормить инвалидов. Жачев берет еду, которую делится с Чиклиным и Сафроновым в казарме.
Вощев все еще надеется найти смысл жизни, но его попытки остаются безуспешными. Даже тяжелая работа, такая как рытье котлована под фундамент, не продвинула его в этом философском поиске. Вощев весь вечер проводит в печали.
В то же время Прушевский и Чилкин предаются приятным воспоминаниям о своей юности. Чиклин любит вспоминать дореволюционный период, когда он неожиданно получил поцелуй от дочери владельца фабрики, на которой он работал. Прушевский вспоминает красивую неизвестную девушку, однажды проходившую мимо ее дома. Инженер уже забыл черты ее лица, но девушка захватила его сердце так, что с этого момента она сканирует каждого постороннего, пытаясь найти именно это…
***
Козлов устал от тяжелой выемки котлована под фундамент. Он хочет заниматься «общественной работой». Остальные мастера продолжают работу на основной стройке. Однако инженер Пашкин по-прежнему не доволен темпами работы.
Чиклин в сладких воспоминаниях о поцелуе красавицы приходит к тому же растению, которое сейчас лежит в руинах. Он бродит среди заброшенных зданий и случайно натыкается на потайную комнату. Там лежит женщина, которая умирает. Рядом с ней маленькая девочка, смазывающая губы умирающей цедрой лимона. Несчастный Чиклин узнает дочь хозяина завода, которая поцеловала его. Женщина умирает на его глазах, и Чиклин забирает с собой дочь.
***
Для рабочих бараков проводят радиопередачу, по которой просят всех мастеров полностью мобилизовать внутренние ресурсы для строительства основного строения. Вощев и Жачев — противники радио, но Сафронов не позволяет его выключать. Он считает, что каждый сознательный гражданин должен прислушиваться к социалистическим лозунгам и проникаться правильными идеями. А капиталистические лозунги должны быть навсегда выброшены из головы.
Девушка Настя, которую привел с собой Чиклин, поселяется в лачуге. Всем мастерам это очень понравилось. Насте со склада подарили два гроба. В одном он теперь спал, а в другом хранил свои игрушки. Сафронов пытается воспитать девушку в духе коммунистической идеологии.
***
Президент Пашкин по собственной инициативе распорядился увеличить котлован в шесть раз. Козлов пробился среди профсоюзных активистов. Управляйте автомобилем с президентом и кричите на рабочих. Через некоторое время Козлов и Сафронов уехали коллективизировать соседнее село, но оттуда так и не вернулись. В селе их убивают «кулаки». Узнав о трагедии, Вощев и Чиклин отправились в деревню. Сельский активист, ответственный за создание колхоза, вербует прибывших рабочих в «мобилизованные кадры».
Тела Козлова и Сафронова лежат в сельсовете, прикрытые красным знаменем. Чиклин остается с покойным до утра. Среди ночи в сельсовет зашел фермер из села. Чиклин решает, что это убийца его друзей, и убивает самого фермера.
В селе задержано много людей. Активист ищет «передовых крестьян», которым он приказывает вести кампанию под флагами за объединение и коллективизацию села. Крестьянам уже не нужны колхозы. Некоторые из самых храбрых лежат в гробах и пытаются умереть. Сельское население очень напугано грядущими репрессиями. Чтобы хоть как-то умилостивить сторонников новой жизни, он подает заявку в круг неверующих и жертвует все церковные доходы на покупку тракторов. А вчерашний священник пишет активисту жалобу, в которой указывает имена всех, кто крестился в его церкви.
***
Активист приказывает Вощеву, Чиклину и еще троим сельчанам построить плот. По нему «кулак» будет отправлен в реку. Активист собирает местных жителей и призывает их перестать мешать построению коммунизма. Все должны вступить в колхоз. Крестьяне просят передышки еще на одну ночь, чтобы хорошенько подумать. Активист не желает так долго ждать, а только дает время подумать, пока плот не будет построен. Он обещает всем, кто идет против колхозов, «путешествие» на плоту по открытому морю.
В деревне царит хаос. Жители села долго не кормили лошадей и забивали коров, переедая их мясо, пока те не умерли. Они делают это для того, чтобы не отдавать свой скот в общественное пользование. На Организационной площадке жители деревни приветствуют друг друга, как перед смертью.
***
Жачев и Прушевский приезжают в новый колхоз. Берут Настю с собой. Девушка уже ходит в детский сад, убеждена, что всех «кулаков» надо истреблять.
Чиклин идет к местному кузнецу, которого в паре с медведем. Зверь умеет бить молотком по наковальне. Чиклин и медведь заглядывают в дома, где живут кулаки. Медведь рычит, и Чиклин сейчас всех «раскидывает». Непокорных сельчан, брошенных на плот, спускают в реку.
***
Крестьяне, оставшиеся на берегу, счастливо топчут двор под маршем великой деревни. Это веселье продолжается, пока Жачев не укладывает их спать.
Вощев собирает брошенный мусор, разбросанный по деревне. Ставит все по списку, потом раздает маленькую Настю вместо игрушек. Медведя настолько воодушевляет перспектива новой жизни, что он начинает работать с тройной силой.
***
Утром все сельчане собираются возле кузницы. Там медведь и Чиклин работали всю ночь и продолжают усердно ковать железо. Однако мужчины замечают, что ковку делают неправильно. Но только угроза исключения из колхоза заставила Чиклина и медведя перестать работать.
Прушевский вместе с местной молодежью идет в читальный зал избы, чтобы совершить культурную революцию.
***
Настя тяжело заболела. Активиста объявляют врагом пролетариата и убивают. Вместо него был избран Вощев. Тело активиста после плота «кулаками» выбрасывают в реку.
Прушевский, Жачев, Чиклин и Настя возвращаются в город. Яма была засыпана снегом, а хижина пуста и заброшена. Несмотря на все старания мужчин, девушку не спасти. Чиклин сам хоронит Настю. Пытаясь смягчить душевную боль, он всю ночь роет котлован под фундамент.
- «Фосса», анализ рассказа Платонова
- «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
- Возвращение, анализ рассказа Платонова
- «Тайный человек», анализ рассказа Платонова
- «Песчаный учитель», анализ рассказа Платонова
- «Чевенгур», анализ романа Платонова
- «Фро», разбор рассказа Платонова
- «Юшка», анализ рассказа Платонова
- «Корова», анализ рассказа Платонова
- «Неизвестный цветок», анализ творчества Платонова
- «На заре туманной юности», краткое содержание глав рассказа Платонова
- Никита, анализ рассказа Платонова
- «Сомнение Макара», анализ рассказа Платонова
- «Сомнение Макара», краткое содержание рассказа Платонова
- «Чевенгур», краткое содержание глав романа Платонова
По произведению: «Яма»
От писателя: Платонов Андрей Платонович
Композиция и жанр
Рассказ «Котлован» разделен на 2 части: первая посвящена событиям в городе: раскопке котлована, жизни рабочих, а вторая показывает, как проходила коллективизация в российской деревне. Чтобы понять, почему Платонов использовал такой прием, стоит вспомнить речь Иосифа Сталина, произнесенную им в 1929 году. Премьер-министр подчеркнул, что между городским и сельским населением существуют противоположности, которые становятся причиной конфликтов и эксцессов.
Композицию можно назвать круговой, так как текст начинается описанием ямы и заканчивается им. Такое обрамление придает истории трагическую и философскую глубину. Язык оперы особенный. Это сочетание бюрократии и медитативных текстов. В жизни этого не говорят, и от этого возникает комический эффект.
Жанр «Ямы в фундаменте» А. Платонова — это рассказ, по направлению литературоведов, классифицируемый как антиутопия. Типичные признаки повествовательного произведения:
- большой объем;
- сложная и разветвленная имиджевая система;
- несколько текстур.
Главная особенность антиутопии — невозможность реализовать идеи и проекты, предложенные существующей властью.
«Котлован»: краткое содержание повести Андрея Платонова
Коллективизация — главное слово, которое полностью характеризует повесть Андрея Платонова «Котлован». Синтез произведения позволяет понять, какой была Россия в довоенный период. Рабочий Вощев в день своего тридцатилетия становится безработным, потому что на работе задумался о будущем. Несмотря на все его извинения, руководство заводского комитета решает его уволить. В конце концов Вощев уезжает из города и отправляется искать правду.
По пути герой видит, как муж и жена спорят друг с другом, и примиряет их, говоря, что смысл их жизни заключается в ребенке, которого нужно ценить и уважать. По дороге Вощев находит спутницу в лице калека Жачева, который ведет хулиганский образ жизни и не считает зазорным заниматься вымогательством.
Герой попадает в бригаду мастеров, что дает ему возможность работать в бригаде, занимающейся строительством котлована под новый жилой дом. Чиклина назвали старшим землекопом, который для многих является оплотом тепла и умиротворения, а его самого неоднократно подводили люди. Вот как это показано в «Яме под фундамент». Краткое содержание произведения, к сожалению, не передает всех тонкостей характера Чиклина.
Еще один член бригады — Козлов, который, несмотря на хрупкое здоровье, работает вместе со всеми, желая жить в прекрасном будущем. Однако состояние здоровья не позволяет ему этого сделать, и он думает о том, как получить пенсию, на которую полагается по инвалидности, а затем выбирает для себя наиболее подходящую профессию. Пожалуй, лучшая работа из всего, что создал Андрей Платонов — «Яма в фундаменте», краткое содержание которой пользуется популярностью до сих пор.
Инженер Прушевский, проводя все предварительные расчеты, с юных лет понимал, что его сознание постепенно приходит в упадок. В его голове все чаще возникают мысли о самоубийстве, он пишет о них сестре. Иногда на стройке появляется местный профсоюзный лидер Пашкин, постоянно обещая экскаваторам какие-то преимущества. Поэтому суть советского строя раскрылась в рассказе «Котлован». Краткое содержание произведения поможет понять, что чувствовали люди, жившие в то время в России.
Жачев шантажирует главу профсоюзной организации и его жену, требуя взамен качественную продукцию. После этого инвалид в инвалидной коляске подъезжает к рабочим, которые не могут оставить его голодным. Вечером в казармы приезжает Прушевский, который просто не может оставаться дома одному, ищет поддержки у Чиклина.
Прушевский рассказывает Чиклину, что в молодости он видел девушку, черты которой он давно не помнит, но любит ее на всю жизнь. Главный копатель предполагает, что речь идет о дочери плиточника, оставившей ему похожие воспоминания, обещает Прушевскому, что сможет ее найти. Вообще, тема женского исследования становится одной из главных тем рассказа «Котлован», краткое содержание которого затрагивает лишь самые основные из них.
Чиклин находит умирающую женщину, но выясняется, что у нее есть маленькая дочь Настя. Землекопу удается поцеловать дочь плиточника, прежде чем она умрет, и узнает ее. Оставшись одна, Настя решает взять с собой в бараки, где живут рабочие. Те охотно принимают это и по возможности начинают себя баловать.
Вощев видит в Насте символ будущего и поэтому изо всех сил борется за него. Вскоре он становится президентом колхоза и призывает его жителей вместе разрабатывать яму. Но потом Настя умирает, и Вощев теряет смысл жизни. Чиклин хоронит девушку в одиночестве, надеясь на светлое будущее для всех погибших оперных героев. Краткое содержание рассказа «Котлован» пользуется большим спросом у студентов, изучающих русскую литературу.
Главные и второстепенные герои
В рассказе «Котлован», помимо главных героев, есть несколько второстепенных персонажей. Они необходимы автору, чтобы максимально полно раскрыть творческий замысел. Главные герои:
- Вощев. Рабочий, 30 лет, уволен. Этот человек много думал о смысле жизни, истине, счастье, своей и чужой судьбе. Цитаты из произведения, составленные из его слов, показывают всю несостоятельность коммунистической идеи.
- Чиклин. Пожилой, физически крепкий рабочий, мастер экскаваторов. Чиклин нашел девушку, сидящую рядом с умирающей матерью, и отвез ее на стройку.
- Жачев. Безногий мастер. Он передвигался на импровизированной повозке, ненавидел буржуазию.
Второстепенных персонажей мало, но каждый из них важен. У одного нет имени: читатели представлены в селе как активист. У остальных персонажей есть имена или прозвища. Список персонажей:
- Настя. Внучка владелицы кафельной фабрики, найденная Чиклиным рядом с умирающей матерью. По словам девушки, она очень боялась стать «мещанкой». Рабочий взял сироту с собой в артель.
- Прусевский. Инженер, у которого была идея общего дома для всех пролетариев. Бригадир в артели.
- Сафронов. Профсоюзный деятель, ремесленник, склонный к поучительным и абстрактным рассуждениям. У него «вежливое и добросовестное лицо», озаренное «улыбкой загадочного ума». Он предлагал установить в бараке радио, чтобы слышать речи и распоряжения, но позже согласился на предложение одного из рабочих привезти девочку-сироту, которая будет заменять радиоприемник.
- Козлов. Образцовый активист, физически слабый, но занявший пост президента и главкома кооператива. Он прошел путь от простого экскаватора до чиновника.
- Лев Ильич Пашкин. Чиновник-бюрократ, председатель районного совета торговли, получивший свое имя в честь двух известных большевиков — Владимира Ильича Ленина и Льва Давидовича Троцкого.
- Молоток медведя. Почерневшее от копоти животное — полноправный член коллектива. Медведь подчиняется всем командам, понимает слова, даже вытирает пот со лба, как человек. Между медведем и Настей сложились особые отношения: он развлекает ее, закрывая глаза и похлопывая себя по животу.
Другие персонажи
- Настя — девочка, которую Чиклин нашел возле своей умирающей матери (дочери владельца кафельной фабрики) и забрал с собой.
- Прушевский — инженер, начальник труда, придумавший генеральный пролетарский дом.
- Сафронов — один из карьерных мастеров, профсоюзный деятель.
- Козлов, самый слабый из мастеров на яме, стал председателем кооперативного главкома.
- Пашкин — президент Окрпрофсовета, чиновник-чиновник.
- Медведь-молот в кузнице, бывший «колхозник».
- Активист в селе.
Короткий пересказ «Котлована» Платонова
«В день тридцатилетия личной жизни Вощев получил расчет с небольшого механического завода, где собирал средства на свое существование. В документе об увольнении ему написали, что он снят с производства в связи с нарастающей в нем слабостью и озабоченностью общим ритмом работы».
Вощев уезжает в другой город. На свободной земле в теплой яме устраивается на ночлег. В полночь его будит мужчина, косящий траву на пустыре. Косар говорит, что здесь скоро начнутся стройки, и отправляет Вощева в казарму: «Иди туда и спи до утра, а утром узнаешь».
Вощев просыпается с артелью мастеров, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается строительство одного здания, в которое войдет весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает ее руками, как будто хочет извлечь правду из праха земного. Инженер уже нарисовал котлован и говорит рабочим, что нужно послать на обмен еще пятьдесят человек, а пока нужно начинать работу с головной командой. Вощев копает со всеми, «он посмотрел на людей и решил как-то жить, как они сопротивляются и живут: это случилось с ними, и он в свое время умрет неразлучно с людьми».
Экскаваторы постепенно настраиваются и привыкают к работе. На яму часто бывает товарищ Пашкин, президент Окрпрофсовета, который контролирует темп работы. «Темп спокойный, — говорит он рабочим. — Почему вы сожалеете о повышении производительности? Социализм обойдется без вас, и вы будете жить напрасно и умереть без него».
Вечером Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует в будущее, когда все станет общеизвестным и помещено в мелкое чувство счастья. Самый сознательный работник Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтобы слушать завоевания и директивы. Жачев, инвалид и без ног, возражает: «Лучше сироту за руку, чем свое радио».
Экскаватор Чиклина находят в заброшенном здании черепичного завода, где его когда-то поцеловала дочь хозяина, умирающая женщина с маленькой дочерью. Чиклин целует женщину и по остаткам нежности в ее губах узнает, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать велит девочке никому не признаваться в том, что она дочь. Девушка спрашивает, почему умирает ее мама: почему пузатая печь или от смерти? Чиклин берет ее с собой.
Товарищ Пашкин устанавливает в казарме радиорога, из которого ежеминутно раздаются просьбы в виде лозунгов — о необходимости собрать крапиву, отрезать хвосты и гриву лошадям. Сафронов слушает и сожалеет, что не может ответить в трубке, чтобы они узнали о его ощущении активности там. Вощев и Жачев безосновательно стесняются длинных выступлений по радио, а Жачев кричит: «Хватит играть! Послушав радио, Сафронов смотрит на бессонных спящих людей и болезненно выражает: «Ой, ты, масса, масса. Организовать костяк коммунизма вне вас сложно! И что ты хочешь? Такая сука? Ты замучил весь авангард, гад!»
Девушка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает его о характеристиках меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это буржуазные заборы. Вечером землекопы не включают радио, но после еды садятся посмотреть на девушку и спросить, кто она. Девушка вспоминает, что говорила ей мать, и говорит, что не помнит своих родителей и что она не хотела рождаться при буржуазии, а как Ленин стал — и она стала. Сафронов заключает: «А наша Советская власть глубока, потому что даже дети, не помнящие матери, уже чуют товарища Ленина!»
На собрании рабочие решают отправить Сафронова и Козлова в деревню для организации жизни колхоза. Их убивают в селе, и на помощь активистам села приходят другие копатели во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных фермеров, Чиклин и Вощев вместе куют плот рядом.
Активисты назначают людей по списку: бедняки — в колхоз, кулаки — в экспроприацию. Чтобы точнее опознать всех кулаков, Чиклин берет на помощь медведя, который молотком работает в кузнице. Медведь хорошо помнит дома, в которых работал — по этим домам опознают кулаков, которых водят на плоту и отправляют по течению реки в море. Бедняки вышли в Оргдвор маршем на месте под звуки радио, затем танцуют, приветствуя приход колхозной жизни.
Утром люди идут в кузницу, где слышат работу медведя-молота. Колхозники сжигают весь уголь, чинят мертвые инструменты и, желая, чтобы их работа закончилась, сидят у забора и с недоумением смотрят на деревню о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут жителей села в город.
Ближе к вечеру путешественники подходят к яме и видят, что она засыпана снегом, а бараки пусты и темны. Чиклин разводит костер, чтобы согреть больную Настю. Люди проходят мимо бараков, но к Насте никто не приходит, потому что все, склонив головы, постоянно думают о тотальной коллективизации. Утром Настя умирает. Вощев, стоя над спокойным ребенком, думает, зачем ему теперь смысл жизни, если нет этого верного человечка, в котором правда стала бы радостью и движением.
Жачев спрашивает Вощёва: «Зачем ты в колхоз привез?» «Крестьянство хочет быть зачисленным в пролетариат», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дно ямы. Оглядываясь по сторонам, он видит, что весь колхоз неумолимо роет землю. Все бедняки и середняки трудятся с таким рвением, будто хотят навсегда спастись в бездне котлована. Лошади тоже не стоят: колхозники несут на них камни.
Один Жачев не работает, в трауре по покойной Насте. «Я чудовище империализма, а коммунизм — детское дело, поэтому я любил Настю… Пойду убью товарища Пашкина на прощание», — говорит Жачев и ползет на своей колеснице в город, чтобы больше никогда не вернуться яма.
Чиклин роет для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не беспокоил шум жизни с поверхности земли.
Это интересно: Платонов написал рассказ «Юшка» в 30-е годы. Краткое содержание «Юшки» вы можете прочитать на нашем сайте. В повести Платонов затрагивает темы всеобщей любви и сострадания. Главный герой произведения, безумный святой, становится воплощением человеческой доброты и милосердия.
Котлован
История человечества от первых мамонтов до сотворения коммунизма
Любой человек — неудержимый источник энергии. Энергия может быть разрушительной, она может быть конструктивной, она может бесцельно кипеть внутри человека, не причиняя никакого вреда или пользы, пока на этого человека не упадет метеор или машина случайно не раздавит его. Хорошо известный факт об этой энергии. Поэтому из года в год, из века в век люди занимаются разной чушью. Кто-то свергает королей, совершает революции и в состоянии, граничащем с эпилепсией, показывает, что политика здесь ворует меньше, чем другие, а это значит, что это лучше, и в целом принцип эксплуатации людей лучше, чем это. Другие бегают марафоны и размахивают бицепсами на шестьдесят сантиметров, едят обезжиренный йогурт, пьют мягкий зеленый чай и вообще веганы. Третьи вышивают крестом и рожают детей, чтобы не прекращалась преемственность поколений и не перестала происходить глупость на Земле. Четвертый сидит в позе лотоса и не двигается, не думает, не дышит и обычно ом мелафефон бва кха ша. Пятые просто пьют пиво после работы и смотрят, как мяч катится по зеленому полю, обсуждают, как правильно и под каким углом бить его, в те редкие моменты, когда рот не касается стакана. И тебе не нужно никакого смысла. Вот он! Думаю, не все так плохо, даже если бы это было навсегда, хорошо, в конце концов, все ли в порядке? В конце концов, каждый выбирает сам, и тогда он несет ответственность за свой выбор перед Богом, перед сатаной или перед вечной пустотой космоса. Но все было бы слишком просто, если бы все было так просто, и люди пришли бы к Смыслу. То есть не они изобрели, они как цыплята Пелевина, которые знали слово «летать», но понятия не имели, что, как и почему. Итак, значение таково: слово есть, но нет значения. Вперед, продолжать…
Из года в год, из века в век обуздать эту неудержимую энергию пытаются другие предприимчивые люди, у которых может быть не больше энергии, чем раньше, но в то же время больше ума и харизмы. Поэтому они смотрят на это и думают — там должна быть серия длинных непечатных слов в очень элегантной и узорчатой форме, просачивающихся в неистовый фонтан через пальцы ладони, — что так быть не должно, все это исчезает бесполезно и без надобности, сердце уже истекает кровью из-за этого хаотичного движения биомассы по планете. Говорят, энтропия. Надо самоорганизоваться! И они пытаются направить чью-то энергию в каком-то направлении, чтобы она могла принести пользу кому-то, чему-то, или, по крайней мере, она просто не исчезла, ничего не сделав. Зачем тратить энергию? Пусть будет полезно. Одна проблема в том, что нельзя заставить людей быть полезными таким образом. А потом они говорят этим людям, что есть та или иная идея, есть смысл, есть более высокие цели, будет великое будущее (на земле или на небесах), но для этого нужно работать, и вот оно. ты копаешься в грязи и давишь клопов, какое будущее, если у тебя даже нет подарка? Так нельзя прийти к великому будущему, но оно не приходит само по себе. Что ж, работайте и быстро развивайтесь в том или ином направлении, служите Идеям и ищите Смысл! К тому же люди обычно глупы и сами не совсем понимают, что делать с этой энергией, а потом им говорят — и как убедительно они это говорят! — что делать означает, что тебе не нужно думать самостоятельно — но это такое благословение, когда тебе не нужно думать! — Ответственность, следовательно, тоже не на себе, ну к этому они и ведутся, так как все будет так просто и хорошо, а делать все равно нечего. А чтобы люди работали и не терялись в разного рода размышлениях, они заранее готовят программу и то и дело вливают себе в мозг. Коммунизм! Капитализм! Раскулачивание! Светлое будущее! Рабочий класс! Социализм! Опера! Печенье с трюфельной начинкой! Ну и все, что между ними. Лозунги должны быть громкими. Лозунги абсурдны по своей сути, но это хорошо: тогда их никто не понимает и не принимает на веру, так как, раз непонятно, значит, это сложно и умно, и должно быть хорошо, потому что у нас просто так ни к чему это не приводит, ну мы так сказали то же самое. Так мы живем.
В конце концов, полтора миллиарда лет назад люди были обезьянами и бросали кокосы с деревьев мамонтам, если верить науке. Эти ужасные миллионы лет прошли, но они были обезьянами и обезьянами, и они остались (некоторые действительно накрасились и причесались, побрили ноги и так далее), хотя взяли в руки гранату вместо кокоса, откуда ситуация только накалилась. И так что с этим надо было что-то делать, и еще хорошо, что были те, кто сказал, что именно нужно было сделать, иначе все этими гранатами бросили бы эти гранаты друг в друга, и история закончилась бы полностью, но не так, поскольку этот конец провозглашен всеми постмодернистами. Итак, это все. Эти предприимчивые люди изобрели религию, огромное церковное учреждение, они изобрели государство и другие структуры, они обозначили всевозможные иерархии, в то время как другие изобрели революцию и контрреволюцию, гуманизм, идеализм и другие ценности, только не для того, чтобы работать на первых одни, и, в общем, для баланса и силы баланса, и отчасти из-за безделья и необходимости время от времени менять парадигму, иначе, знаете, это надоест, вы хотите новую. И тогда в этой ситуации кажется, что у вас есть какой-то свободный выбор, и это демократия, что вообще невероятно красиво! Прогресс! Им обоим удалось многое изобрести, мы давно живем на планете. Итак, в двадцатом веке идеи социализма созрели и бурно улетучились сквозь смеющуюся буржуазию, которая после стольких столетий спокойствия развязала мешки и перестала следить за ситуацией, так что это не иллюзорно и получил тяжелое пятнышко пролетарского сапога. Царю на всякий случай сняли голову, отменили религию, упразднили богатство .. в общем, многое упразднили, освободили, так сказать, место для маневра. Что ж, начали придумывать, чтобы он не оставался пустым.
Казалось бы — шикардос! Но ад был там. Мы прожили много лет и не горюем, все было по полочкам: богатые толстеют, бедные работают. Это кажется идеальным миропорядком, столько веков он функционировал без особых сбоев. Но вдруг социализм. Коммунизм. Царь бежит, мы делим имущество, и отряд духов ушел, выпив все имеющиеся у него предметы и ведя бедняков к руинам древних богатств. Только проблема есть. Многие годы бедняки привыкли находиться под крылом богатых, под их чутким и жестким руководством, которые, оставшись без этого крыла, были немного сбиты с толку. Глупцы, их никто не учил и некогда было учиться самостоятельно. Что-то нужно делать, а что непонятно. Ходят, чешут в затылке, броуновским движением бьют себя по лбу. Так получилось, как в той сказке: иди туда не знаю куда, возьми, не знаю что. А потом уже не было старых мастеров указывать величественным перстом, и люди стали непонятно уходить куда и так непонятно что делать. Но потом для этого места быстро организовывались новые, на случай, если их называли по-другому, чтобы не постигла участь прежних, а так как у них не было опыта, им тоже удалось очень не очень хорошо их направлять, но Все равно делать то, что они делали, это было необходимо, поэтому они все равно начали топить людей массой мелочей, пока они были заняты, а они, в свою очередь, не выходили из головы. Все, что нравится пролетариату, лишь бы он не рассердился.
Логика такая, значит: у нас куча прерываний с неудержимой энергией, хлестающей как дерьмо при падении из канализации. И мы должны что-то с этим делать, иначе они уничтожат нас, самих себя и все остальное ради этой проклятой матери. А что делать — непонятно, но что-то делать нужно, потому что иначе все посыпается коричневой массой, а значит, если показывать, куда бить, может что-то удобрить и вырастить. И их новые хозяева стали направлять их во всевозможных задачах, лишь бы энергия тратилась и это не было опасно. Типа сублимации, да. Ну иди туда и построи коммунизм в глухой провинции или выкопай могилу. За что? Что ж, Господи, сатана и великий космос, откуда мы знаем, почему, и даже не задумываясь, делаем главное, а почему мы узнаем позже, а вообще мир, труд, май, коммунизм, речь! . и уже приступить к работе. А может, дом построим позже. Достаточно вырыть большую яму, очень и очень большую, чтобы собрать и заселить пролетариев всего мира и всех грязных капиталистов на плоту и в море. Что ж, тварь простая. Ему сказали — он пошел делать, но он не думает о смысле, потому что никогда не думал об этом. Строим коммунизм? Бог его знает, что это, но мы обязательно попробуем! Какой смысл, когда есть работа? Наверное, смысл коммунизма в работе, а если нет, то все равно попробуем, а там посмотрим. Человеку вообще не свойственно думать, когда его рукам есть чем заняться, что, собственно, и сыграли эти хитрые руки. Это бездельники, которые думают, а те, у кого есть работа, — не думают, потому что им уже есть чем заняться и в целом они очень счастливы и довольны, вот здесь массы, чтобы не плыть на плоту, решили не думать иначе, если подумать, то — бездельник и весь хан для тебя.
Таким образом, труд превращается в смысл, а вера в светлое будущее коммунизма заменяет церковные догматы, прочно укоренившиеся в этих странах. Коммунизм не терпит конкурентов (замените «коммунизм» любым другим словом, если необходимо)! И заменяет все. Это занятие имеет смысл, тогда как эта формула действительно работает, пока человек не теряет это занятие и не задумывается над ним. И прямо сейчас, когда он думает об этом, он становится опасным человеком. Потому что вся система подвергается сомнению, а это означает, что даже смысл как таковой становится очень нестабильным и нереальным. И снова мужчина у разбитого корыта. Как будто Достоевский был с великим инквизитором. Также существует тема, что если человек усиленно занят бизнесом, то он не сможет толком разглядеть разницу и не будет читать, чем текущие дела отличаются от тех, — бизнес есть бизнес, и неважно, что именно вы делай, почему ты делаешь то же самое. Но это неважно. Главное, чтобы человек был занят.