- Время и место сюжета
- Пересказ очень кратко
- Образы героев пьесы и их краткая характеристика
- Главные герои
- Характеристика Катерины
- Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи)
- Характеристика Тихона Ивановича Кабанова
- Характеристика Варвары
- Характеристика Бориса Григорьевича
- Характеристика Савела Прокофьевича Дикого
- Характеристика Ивана Кудряша
- Другие персонажи
- Действие 1
- Действие 2
- Действие 3
- Действие 4
- ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
- ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
- ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
- Действие четвертое
- Сжатый пересказ пьесы «Гроза»
Время и место сюжета
Произведение погружает нас в реальность российской провинции накануне великих реформ Александра II. События происходят в конце 50-х годов XIX века на берегу Волги. Местом действия стал провинциальный купеческий город Калинов — вымышленный поселок. Выявлены характерные черты среднерусской губернии того периода. Несколько городов Волги, в том числе Кострома, претендуют на роль географического прототипа Калинова.
интересно, что реальная история Александры Клыковой, среднего класса из Костромы, переплетается с содержанием спектакля «Гроза». Правда, произошло это практически сразу после того, как драматург закончил свое произведение, и поэтому не могло быть первоисточником.
Это «совпадение» говорит лишь о том, что Александр Николаевич удивительно точно прочувствовал атмосферу того времени и изображенную им территорию. Он создал сюжетную линию, которая вполне могла разворачиваться в реальности. Свидетельство тому — получившее широкую огласку «дело Клыково». Но в глубине российской глубинки было много женщин, судьба которых оказалась похожей на судьбу Катерины. О чем эта история? Перейдем к подведению итогов по содержанию работы.
Пересказ очень кратко
Спектакль «Гроза» — это опера о неудавшейся любви. По сути, это семейная история, представленная автором как социально-психологическая драма. Главная героиня спектакля Катерина живет в семье со свекровью и нелюбимым мужем. Свекровь по кличке Кабаниха постоянно толкает ее, стараясь сохранить в семье порядок строительства дома, который не любят, но не любят ни сын, ни дочь, ни невестка осмеливаются противостоять им. Катерина влюбляется в Бориса, внука купца Савеля Прокопьевича Дикого.
Когда муж главной Катерины Тихон уезжает на время в столицу, влюбленные начинают тайно встречаться. Героиня счастлива с Борисом, но счастлива недолго, пока муж отсутствует. Любовь становится настолько сильной, что женщина не может ее скрыть. Она признается мужу, и ее свекровь и дядя Борис узнают. Дикой отправляет внука далеко от дома в Сибирь. История заканчивается трагически: Катерина бросается в Волгу со скалы.
Образы героев пьесы и их краткая характеристика
Действие происходит в меркантильной и буржуазной среде. Всего в игре двенадцать персонажей, а в сценах на улице и на берегу Волги автор задумал несколько массовок. Шесть главных героев — члены семей Кабановых и Дикий.
Главные герои
Характеристика Катерины
В критике образ главного героя «Грозы» вызвал наибольшие споры. Добролюбов, который характеризует Катерину, назвал ее «лучом света в темном царстве». Темное царство — это семейный порядок, основанный на не самых удачных постулатах Домостроя, атмосфере города Калинова, живущего в скуке и сплетнях. Калинов по замыслу автора представляет всю провинциальную Россию. Катерина здесь своей честностью и искренностью душит.
Катерина
Николай Добролюбов считал Катерину «преимущественно творческим, любящим, идеальным» персонажем, сравнивал ее с большой и полноводной рекой. По его словам, Катерина из тех, кто может противостоять всему, преодолеть любые препятствия, «а когда ей не хватит сил, она умрет, но не изменится». Н.А. Добролюбов считал героиней драмы обреченной на борьбу. В то же время, подчинится ли он обстоятельствам или пойдет на обман, в любом случае «ему придет конец». Николай Александрович высоко ценит протест Катерины против общепринятых в семье Кабановых представлений о морали, точнее, против подмены морали. Критик видит в Катерине героиню, которая «не хочет терпеть и пользоваться жалкой растительностью» (Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»).
Другой, не менее известный критик Д.И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» излагает иную точку зрения на характер Катерины. Дмитрий Иванович, в отличие от Добролюбова, отходит от общего впечатления и подвергает образ Катерины спокойному анализу. Он не видит цельности ее характера, а наоборот подчеркивает противоречивый характер Катерины. В душе героини «постоянно сталкиваются две разные женщины». По словам критика, он «запутывает собственную жизнь» и, запутав ее до конца, решает проблему «самым простым и глупым способом: самоубийством».
Поэтому Писарев не считает Катерину «лучиком света в темном царстве». Обратите внимание на неординарность, крайнюю впечатлительность характера героини.
«Во всех действиях и чувствах Катерины, прежде всего, прослеживается явное несоответствие причин и следствий. Каждое внешнее впечатление сотрясает весь его организм; самые незначительные события, самые пустые разговоры производят целые перевороты в его мыслях, чувствах и действиях. Кабан ворчит, Катерина томится по нему; Борис Григорьевич кидает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара мимоходом говорит о Борисе, Катерина заранее считает себя мертвой, даже если до этого момента даже не разговаривала со своим будущим возлюбленным; Тихона уже несколько дней нет дома, Катерина преклоняет колени перед ним и требует, чтобы он дал страшную клятву супружеской верности».
Критик видит в героине незрелую личность, сравнивает ее с Ильей Обломовым. При всей своей душевной красоте, чистоте и честности у Катерины слабый характер, она живет порывами, в ней нет стабильности.
«Что это за любовь, возникающая при обмене множеством взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первой же возможности? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими проблемами, которые с радостью переносятся всеми членами всех русских семей? «(Писарев).
Великий знаток человеческих душ Ф.М. Достоевский в статье «Гроза». Пятиактная драма А. Н. Островского «называет личную драму Катерины естественной, он не связывает ее с идеей« пагубности патриархального деспотизма », которую многие видели в« Грозе ». Писатель считает Катерину самым слабым человеком.
«Хитрость, мучившая ее искушением, любит такие натуры. Они очень подвержены любовным искушениям и мало с ними борются, как будто заранее знали, что им не одолеть врага. Они заранее знают, что не выдержат своего падения, что долгие годы слез и раскаяния потянутся после дней волнений и что лучшее, чем может закончиться их горькая жизнь, будут высокими монастырскими стенами или долгими и искренними блужданиями по ним различные молитвенные дома, если не водоворот какой-нибудь реки или дно ближайшего пруда. А они падают »(Достоевский Ф.М).
Федор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, яркий поэтический мир Катерины, созданный ее творческой душой. Он испытывает угрызения совести из-за романтических отношений с Борисом именно из-за его честности и чистоты. На ужасный шаг Катерину толкнул не патриархальный строй, а осознание своей греховности: она не считает возможным себе жить.
Катерина выросла в той же коммерческой среде, что и Кабанова, но родительский дом остался для нее приятным воспоминанием: «жила, совсем не горевала, как птица на природе». В доме Кабановой вроде все так же, но дух другой: все «как в рабстве». Ее муж полностью подчиняется издевательствам матери и не думает о другом положении дел. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живет, как хочет.
Катерина убеждена, что выйти замуж — это как похоронить себя. Ее стремительная и поэтичная натура жаждет любви, она готова любить мужа, но он не понимает ее состояния. Героиня находит выход своим чувствам в любви к Борису, тем самым разрушая многовековые устои. Кроме того, Катерина вступает в конфликт с христианской верой. Предательство мужа становится для нее страшнее самоубийства.
Счастье запретной любви было недолгим, он ответил тяжелым внутренним разладом, депрессией. Моральные мучения усугубляла теща. Попрощавшись с Борисом, Катерина уже не может идти домой: «… я даже не хочу думать о жизни… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера лицемерия, антипатии, прощения даже по отношению к раскаявшемуся грешнику в доме Кабанихи, в том же городе Калиново, завершает хрупкую натуру Катерины.
К образу Катерины можно относиться по-разному, можно объяснять ее действия слабостью характера, но нельзя не пожалеть эту героиню редкой красоты.
Исторический прототип, послуживший основой для образа Катерины, иногда называют актрисой Любовью Косицкой, поскольку воспоминания детства и юности Катерины — это воспоминания самой актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, ее внешности, голоса драматурга сформировался образ Катерины. Она одна из первых воплотила эту роль на театральной сцене.
Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи)
Марфа Игнатьевна Кабанова — жена богатого купца, вдова, проживающая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марте Ивановне нравится, что все делается по ее правилам: все в доме должны жить по тем законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи растет не только из-за бунтарства его характера. Его взгляды и действия определяются законами Домостроя.
Кабаниха
При этом в семье явно не хватает любви, уважения и взаимного доверия. Когда Тихон отправляется в путешествие, он говорит: «Грозы на мне две недели не будет, этих цепей нет на ногах». Кабанова имеет сухую душу, не умеет воспринимать красоту жизни, любить. Она противоположность Кэтрин.
Характеристика Тихона Ивановича Кабанова
Тихон
Тихон — сын Кабанихи. У него есть сестра и жена. Он застенчивый, неуверенный в себе человек, привыкший жить по велению матери. Он не может встать на сторону жены и защитить ее от матери, потому что сам ее боится.
Высказывания других персонажей игры характеризуют Тихона как глупого человека. Например, Кулигин: «Пора вам, сударь, жить своим умом». Обсуждая действия Катерины, Кудряш говорит: «Хотя ее муж дурак, свекровь сильно страдает».
Тихон — образ противоречивый. Он добрый, но бесхребетный, жалеет о жене Катерине, но не может ее защитить. По слабости воли, когда он уезжает из города, вдали от заботы матери, он начинает пить. В пятом акте в разговоре с Кулигиным он говорит о себе следующее: «Я ездил в Москву, понимаете? На улице читала мама, она читала мне инструкции, но как только я ушел, я устроил вечеринку. Я очень рада, что избавилась от него. А он всю дорогу пил и пил все в Москве…»
Возраст героя автором не указан, но сколько бы ему ни было лет, он остается «мамой», беспомощной в ситуациях, когда необходимо принять самостоятельное решение, например, покинуть дом, в котором он глубоко несчастен. Когда его жена умирает, он обвиняет во всем свою мать, не чувствуя за собой греха.
Характеристика Варвары
Варвара и Катерина
Варвара — сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Она, как и Тихон, стала «жертвой» жестокости матери, терпит его упреки и унижения. Но в отличие от Тихона Варвара проницательна, познала лицемерие, находчивость и не балует мать.
У него более настойчивый характер, в разговорах с Катериной учит ее быть умнее. Варвара тайно встречает дикого купца Ивана Кудряша. Зная, что мама не одобрит ее выбор, она ходит на свидания по ночам и не страдает, как Катерина, от угрызений совести. Он решает сбежать с Кудряшем из дома, чтобы избавиться от материнского деспотизма. Тёплой любви к Ваньке Кудряшу он, судя по наблюдениям автора, не испытывает: целуется холодно.
Варвара умеет приспосабливаться к жизни, она, в отличие от мамы, не жестока, симпатизирует Катерине. Но это обычная природа, а не фантазия.
Характеристика Бориса Григорьевича
Борис и Катерина
Борис Григорьевич — единственный персонаж пьесы, характеристику которого автор дал уже в начале, в списке персонажей. Островский писал: «Молодой человек, прилично образованный». Борис — внук Дикого, приехал в город Калинов из Москвы. Он одевается по-столичному моде, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей.
Но он приехал сюда, потому что его родители умерли от холеры, а бабушка оставила наследство, которое он может получить, только обратившись к дяде. Получение наследства зависит от того, насколько уважительно Борис будет относиться к дяде Савелю Прокопьевичу.
Образ Бориса столь же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев игры дает ему свои характеристики. Кулигин говорит: «Он хороший человек». По словам Варвары, это скучно. Кудряш характеризует это как легкое.
Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на дядю, даже не зная, заплатит ли он. Борис любит Катерину, но материальные пристрастия делают его рабом. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он отказывается, опасаясь гнева дикарей.
Борис не герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «наедине».
Отсутствие позвоночника, слабость Бориса и Тихона также поспособствовали тому, что Катерина покончила жизнь самоубийством.
Характеристика Савела Прокофьевича Дикого
Влиятельный и богатый купец, почитаемый в Калинове. Критики считают Дикого «блестящим представителем темного царства». Друг Кабанихи представлен в виде типичного тирана, верящего в то, что деньги дают ему право не совершать обряды с людьми.
Савель Прокопьевич угрюм, груб, склонен к ненормативной лексике. Он часто «играет» со своим внуком, которому ничего не остается, кроме как мириться с «странностями» старика. Он не дает ни гроша рабочим и слугам. Терпя отвратительное отношение к себе, рабочие не уверены в получении вознаграждения за свой труд — этот персонаж известен своей жадностью.
Савель Прокофьевич Дикий
Островский дает своему герою говорящую фамилию, показывая в его образе «человеческую жестокость». Это заведомо отрицательный персонаж. «Итак, вы знаете, что вы червяк. Хочу — помилую, хочу — раздавлю »- такие высказывания Дикого часто встречаются в игре. Влиятельное положение Дикого в городе подчеркивает несовершенное мировоззрение калиновцев: они уважают не достойного человека, а «толстый кошелек».
Характеристика Ивана Кудряша
Иван Кудряш
Сотрудник Дома Дикой природы — единственный персонаж, который не боится своего хозяина. Он понимает, что нужно дикарю, и может позволить себе отреагировать. Кудряш неплохо с собой, поет, на гитаре играет, доволен. Ему нравится успех у противоположного пола, и он сам «очарователен для девушек». Кудряшка грубый, но добрый, умеет сочувствовать. С Барбарой она похожа по характеру в плане ловкости и веселости, но не стоит надеяться на продолжительность их отношений с ее легкомыслием. Керлу нельзя отказать в решимости: он убегает с Барбарой, оставив все позади.
Другие персонажи
Второстепенные персонажи создают фон, хотя они не играют особой роли, но они важны для замысла автора и для придания колорита работе.
Автохтонный механик Кулигин — торговец по национальности, ему около 50 лет. Добавлен в работу как носитель новых видений и идей прогресса, которые не находят поддержки в застойной консервативной среде провинциального городка. Мечтатель, поэтично выглядящий человек, стремящийся изобрести «вечный двигатель», показан на заднем плане добрым, умным и культурным. Драматург отводит ему второстепенную роль, показывая, что эти люди очень часто остаются незамеченными. Хотя идеи Кулигина кажутся обманчивыми, этот герой вызывает симпатию. Неслучайно его фамилия похожа на фамилию Кулибина, известного изобретателя, вышедшего из народа.
Странник Феклуша, на первый взгляд, неприметный персонаж, никак не определяющий поворотов. Это было добавлено к работе, чтобы расширить контекст. Сам образ странника восходит к фольклорной традиции. Популярное мировоззрение проиллюстрировано на примере Феклуши, его функция — поддержание «цвета темного царства» и мифа о всемогуществе торговцев. Эта героиня — антипод Кулибина. Его суждения примитивны и ограничены. По возрасту она ровесница Кабанихи, а по уровню умственного развития — ребенок. Эту черту характера также подчеркивает уменьшительно-ласкательная форма имени. Это не Фекла, а Феклуша.
Дворница Глаша — заметный экземпляр, выделяемый «общей массой» слуг. Оперативная, отзывчивая и тактичная, как и положено работнику, Глаша одновременно проявляет черты яркой личности, во всем имеет свое мнение. Героиня иронизирует о себе, Глаша общительна, внушает доверие.
Такие герои, как Шапкин и безымянная старушка, добавляют фигуральному ряду красок и объема. Первый появляется уже в начале произведения и служит для раскрытия образов других персонажей, проявляет себя как обычный человек, невысокий инициативный. Семидесятилетний старик, обозначенный в списке «персонажей» как «дама с двумя лакеями», иллюстрирует «дряхлость» предрассудков и в то же время «человек злой судьбы».
Создавая разных персонажей, Островский показал читателю и зрителю целый ряд русских персонажей, которые отражают разное отношение человека к несвободе. Одни смиряются с ней и теряют свою личность, другие вступают во внутреннюю борьбу, сохраняя человеческую природу, третьи стремятся преодолеть структуру, выйти за границы несвободы.
Действие 1
Первая сцена начинается с диалога Кулигина и Кудряша. Разговор о природе, которым первый восхищается, а второй выражает равнодушие, продолжается заметной вдалеке личностью Савеля Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Дикимом и узнают историю Бориса. Благородный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остается единственным родственником. Суровый тиран не желает делиться с Борисом деньгами, завещанными его внуку бабушкой.
Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, потому что он не знает местного порядка и обычаев. Герои моют кости своему дяде Дикарю. Кулигин рассказывает о том, как сложно честно заработать состояние, и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества. Найдите сочувствие в Борисе, которому жаль «гнить» в этой отсталости в молодые годы. Борис рассказывает о своей любви к Катерине.
На втором фото — Кабаниха и Тихон, Варвара и Катерина
Мать «ругает» сына, говоря, что «жена стала ему дороже матери», и он плохо к ней относится. Будет ли жена бояться такого бездельника и подчиняться ему? Тихону надоели наставления Кабанихи, но он продолжает их слушать. Чувствуется, что герой разрывается между мамой и женой.
Сновидица Катерина в разговоре с Варварой сравнивает себя с птицей. Раньше летал бесплатно. Девушка вспоминает свою прошлую жизнь, которая так сильно контрастирует с сегодняшней. Теперь он «вянет» в пустыне. Женщина думает о смерти и говорит, что больше не любит своего мужа. Старушка предсказывает смерть Катерине, указывая на воды Волги. Но тогда никто не воспринимает его слова всерьез.
Действие 2
Варвара понимает, что Катерина любит другого. Ей только жаль мужа, она по натуре не ухажер и готова его бросить. Варя все помнит, но никому ничего не говорит. Скрытие, ложь и уклонение — обычное дело для семьи Кабановых.
Тем временем Тихон уезжает по делам. Для него это возможность хотя бы на несколько дней вырваться из-под материнского крыла. Перед отъездом проинструктируйте своего супруга. Дублируя слова стоящей рядом с ним Марфы Игнатьевны, он велит ей хорошо себя вести, слушаться матери и не смотреть на других мальчиков. При упоминании других мужчин Катя смущается, Тихону стыдно. Они оба выглядят униженными. На прощание Кабаниха заставляет Катерину склониться к ногам мужа.
Кабан ругает современные обычаи, ругает молодежь. Она недовольна своей невесткой и обеспокоена тем, что не плачет, когда разлучается с мужем.
Катерина наконец осталась одна, но она больше не чувствует себя свободной. Печально. Женщина мечтает о другой жизни, представляя, как она будет жить свободно, работать и делать людям добро. Катерина считает Кабаниху виноватой во всех своих проблемах.
Варвара хитро пытается устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина сомневается, что порядочность не позволит ей совершить измену. Борис не уверен, есть ли у женщины взаимные чувства к нему, но он желает ее видеть.
Действие 3
Диалог Феклуши и Глаши очерчивает нравственные устои общества и образ жизни, представляя происходящее в доме Кабановых как норму и даже «рай» на фоне всеобщего содома.
Пьяный Дикой ведет беседу с Кабанихой, приехав к ней. В поисках дяди Борис приезжает в дом Марфы Игнатьевны. Ему жаль, что, находясь так близко к своей возлюбленной, он лишен возможности лицезреть ее. Борис знакомится с Кулигиным. Идут гулять, говорят о богатстве и бедности. Собеседники становятся свидетелями поцелуя Барбары с Кёрли. Варя сообщает Борису о месте и времени тайной встречи с Катериной.
Кудряш поет возле дома Кабановых, Борис делится с ним чувствами к замужней женщине. Варвару забирает Кудряш. Появляется Катерина. Боится встречи с Борисом, хочет его прогнать, пытается ее успокоить. Женщина дает волю чувствам. Осознавая греховность своего поступка, он не боится чужой цензуры. Катя и Борис признаются друг другу в любви. Мимолетное свидание подходит к концу. Они договорились встретиться снова на следующий день.
Действие 4
Через десять дней после предыдущих событий Тихон возвращается. Он прибыл немного раньше, чем ожидалось.
Над Волгой сгущаются тучи, надвигается гроза. Дикой и Кулигиным происходит увлекательный разговор. О своих идеях рассказывает вдохновенный механик. В ответ на просьбу о материальной помощи получает оскорбления от Савеля Прокофьевича.
Раздается открытый гром. У Кати есть предчувствие скорой смерти. Странное поведение жены беспокоит Тихона. Кабан подстрекает его, побуждая заставить жену признаться во всех своих грехах. Появляется Варвара и с ней Борис. Увидев возлюбленного, Катя бледнеет.
Кулигин призывает не бояться грозы. Люди верят, что это природное явление обязательно кого-нибудь погубит. Катя считает это своей судьбой и рассказывает об этом мужу. Варвара и Тихон пытаются ее успокоить, но не могут понять мучений женщины.
Снова появляется сумасшедшая старуха, повторяя слова о том, что красота уничтожит Катерину, уведет ее в вихрь. Катерина признается в измене. Все десять дней, что муж отсутствовал дома, она встречалась с Борисом. Радуется кабан.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
Действие происходит летом в городе Калинов, на берегу Волги. Сквер на высоком берегу, сельский вид на Волгу. Кулигин сидит на скамейке и смотрит через реку. Кудряш и Шапкин идут.
Кулигин поет «Посреди долины, ровно, на ровной высоте…». Прекратите петь и полюбуйтесь красотами Волги. Разговор с Кудряшем. Рядом Дикой ругает племянника, размахивая руками. Оба характеризуют это отрицательно: клятва без всякой причины порежет человека, жертвой ее стал Борис Григорьевич. Сразу говорят о Кабанихе — что он это делает из жалости, а Дикой взбесился и некому его успокоить. Кудряш высказывает мысль о том, что Дикого нужно преподать урок: разговаривать в переулке лицом к лицу, чтобы он стал шелком. «Недаром он хотел бросить тебя как солдата», — замечает Шапкин.
«Он не сдается: он носом чувствует, что я не продам свою голову по дешевке. Это он тебе страшен, но я знаю, как с ним говорить .. это слово, а мне десять лет; он плюнет и уйдет. Нет, я не стану ему рабом», —
кудряш отвечает. Кулигин отмечает, что лучше всего терпеть. Проходят Дикой и Борис, Кулигин снимает шляпу. Шапкин говорит Кудряшу: «Отойдем в сторону: может быть, еще нападут». Они покидают. Те проходят. Дикой называет внука тунеядцем, в эти выходные он постоянно попадает под ноги. Дикой уходит, Борис остается на своем месте. Кулигин спрашивает, почему Борис живет с дядей и терпит его издевательства.
Борис говорит: его бабушка не любила отца, потому что он женился на знатной женщине, поэтому они жили в Москве. Потом бабушка умерла и оставила дяде завещание выплатить часть его племянникам только при условии, что они будут уважительны. Кулигин отмечает, что при таком состоянии наследства никогда не будет. Борис соглашается, но ему жаль больную сестру, оставшуюся в Москве. Он выполняет любую работу для своего дяди и не знает, сколько ему будут платить. Он дико придирается ко всем, и когда его обижает такой человек, которому он не решается ответить, он выносит зло из своей семьи.
Мимо вечерней службы проходит несколько человек. Кудряш и Шапкин кланяются и уходят. Борис жалуется Кулигину, что никогда не привыкнет к местным обычаям. Кулигин отвечает, что никогда не привыкнет, обычаи в городе жестокие, нищета и хамство.
Входят Феклуша и другая женщина. Феклуша рассказывает женщине о щедрости купцов, особенно Кабановой. Борис спрашивает Кулигина о Кабановой и слышит в ответ: «Зуд, сударь! Он одел нищих, но съел весь дом ». После перерыва Кулигин говорит Борису, что хочет изобрести вечный двигатель, продать его британцам и на вырученные деньги дать работу среднему классу.
Борис, оставшись один, размышляет о своем собеседнике и думает о женщине, в которую влюбился. Он сразу это видит. Идет семья Кабановых: Кабаниха, Тихон, Катерина и Варвара.
Кабан строг с сыном, он все в своей воле, со всем согласен. Ее сестра Варвара ворчит на мать про себя. Кабанова говорит, что суровость родителей проистекает из любви, но дети и невестки этого не понимают. Он упрекает сына в том, что жена ему дороже матери, забирает его из Кабанихи. Катерина говорит ей, что он почитает ее как мать, на что свекровь отвечает, что, если ее не попросят, она не должна выпрыгивать. Катерина обижается, а Кабаниха ругает сына. Он тоже в шоке. Для этого мать заявляет, что жена не будет бояться такого мужа и, если так, не будет бояться свекрови. С женой нужна не ласка, а крик — научи Тихона. Иначе поедет жена и любовник. И даже Тихон не должен подавать сестре плохой пример, она девушка. Назвав сына дураком, Кабаниха возвращается домой, юноша еще немного гуляет. Тихон начинает ругать жену, которая из-за него досталась ему от матери. Кабаниха сначала приставал к нему женитьбой, а теперь не дает ей разрешения из-за жены. Варвара защищает Катерину, говорит, что Тихон и ее мать нападают на нее одни, а сам брат думает только о выпивке с Дикимом. Тихон признает, что его сестра все поняла. Варвара отпускает его к купцу, Катерина и Варвара остаются одни. Катерина спрашивает Варвару, пожалел ли он ее, любит ли он ее. Услышав утвердительный ответ, он признается ей:
«Знаешь, что я придумал? .. Почему люди не летают, как птицы? Знаешь, иногда я чувствую себя птицей. Когда ты на горе, тебя тянет к полету. Я бы разошлась, Я бы поднял руки и полетел бы. Что теперь доказывать?»
Катерина вспоминает свою жизнь до замужества: жила без забот, мать одевала ее, дом был полон мотыльков в молитвах, она ходила в церковь, слушала Вите, пела стихи. Барбара говорит ей, что у них то же самое. Но Катерина возражает: в доме Кабанихи она чувствует кабалу, даже мечтает, что ей редко снятся, и это не то же самое, но раньше она мечтала о полете. Катерина думает, что скоро умрет, потому что чувствует что-то необычное, как будто снова начинает жить; она чего-то боится, как если бы она стояла на пропасти и ее толкали туда, но держаться не за что. Варвара переживает, здорова ли Катерина, на что Катерина отвечает, что лучше бы она была больна. Снятся теплые разговоры, чужие объятия, любовь другого. Барбара ее не осуждает. Напротив, он обещает завтра, как только Тихон уйдет, помочь Кате познакомиться с мужчиной.
(Сзади заходит дама с палкой и два лакея в треугольных шляпах. Дама говорит девушкам, что красота ведет к бассейну и все закипят в смоле. Листва. Катерина напугана. Варвара говорит, что все ерунда, госпожа сама согрешила, теперь это всех пугает.Но Катерина не успокаивается, а становится еще больше боится приближающейся грозы. Она боится быть убитой и предстанет перед Богом после такого разговора со всеми лукавыми мыслями, спеша К дому на молитву подходит Кабанов, спешит домой.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
В доме Кабановых Глаша собирает вещи Тихона в связки и входит в Феклушу. В разговоре со служанкой он пугает ее наказанием за грехи, говорит, что только здесь закон прав, а другие не правы, пугает землю, где все люди — собачьи головы, потому что наказаны за неверность. Сказав это, Феклуша уходит.
Входят Катерина и Варвара. Варвара приказывает принести вещи в повозку, оставшись наедине с Катериной, разговаривает с ней. Катерина рассказывает, какой была в детстве:
«Вот такой я родился, горячий! Мне было еще шесть лет, не старше, так что я сделал это! Меня чем-то в доме обидели, но было уже ближе к вечеру, было уже темно; Я побежал к Волге, сел в лодку и столкнул ее с берега. На следующее утро они нашли ее примерно в десяти милях отсюда!»
Варвара говорит ей, что Тихона не любит, Катерина его жалеет, но жалость — это не любовь. Варвара догадывается, в кого она влюблена, потому что не раз видела, как меняется лицо Катерины, когда она видит Бориса Григоровича. Варвара кланяется ему и учит: не выдавай себя, научись лгать, дом об этом. Катерина отвечает, что не хочет думать о нем, что любит мужа, а Варвара ее смущает и напоминает о Борисе. Ночью Катерина «смутилась перед врагом», она даже хотела выйти из дома. Варвара считает, что можно делать все, что угодно, только по секрету, Катерина не видит в этом ничего хорошего и решает терпеть. А если он не выдержит, он уйдет. «Куда пойдешь? Ты жена мужа», — говорит ей Варвара.
«Если я здесь сильно заболею, меня не удержат никакими силами. Я выкинусь из окна, брошусь в Волгу. Я не хочу здесь жить, не хочу, даже если ты меня переберешь!» —
катерина отвечает. После перерыва Варвара предлагает Тихону уйти, переночевать в саду, в беседке. Катерина из-за нерешительности говорит, что ей это нужно.
А Тихона переворачивает мама. Даже вне дома он связан по рукам и ногам и думает только о том, как поскорее сбежать от материнской заботы и питья. Перед отъездом Кабанова говорит своему сыну приказать жене подчиняться свекрови, не грубить, уважать ее, как свою мать, не сидеть, как дама, скрестив руки, не смотреть в окна и не смотреть на мальчиков. Кабанов смущенно повторяет все. Катерина строго смотрит на него. Кабанова с дочерью уезжают. Катерина как бы ошеломлена. Тихон разговаривает с Пей, просит прощения. Катерина, качая головой, говорит, что свекровь ее обидела, бросается мужу на шею и просит его не уходить. Кабанов, он не может ослушаться матери, а сам хочет поскорее убраться из дома, даже жене:
«Но откуда мне теперь знать, что две недели на мне не будет гроз, нет цепей на ногах, поэтому я беспокоюсь о своей жене?»
Катерина ищет поддержки мужа, средства спастись от соблазна, и он говорит, что ей не о чем беспокоиться, если она останется с матерью. Жена просит Тихона дать ей страшную клятву верности, но Тихон ее не понимает.
Входят Кабанова, Варвара и Глаша. Тихону не время ехать. Он прощается с Кабанихой — она приказывает ему поклониться ее ногам. Приветствуя Катерину, она бросается Тихону на шею. Кабаниха велит поддерживать порядок и преклоняться перед ногами главы семейства. Кабанов целует Варвару и Глашу, уходит, за ними Катерина, Варвара и Глаша.
Кабанова, оставшись одна, вслух размышляет о глупой молодежи, не знающей порядка, и о былых временах, на которых держится мир. В нее входят Катерина и Варвара. Свекровь продолжает учить Катерину:
«Вы хвастались, что очень любите своего мужа; Теперь я вижу твою любовь. Другая добрая жена, поприветствовав мужа, полтора часа воет, лежит на крыльце; а вам, по-видимому, ничего».
Варвара выходит со двора, Кабаниха идет молиться, — размышляет Катерина. Хотела бы иметь детей, сожалеет, что не умерла так быстро, думает, как скоротать время до приезда мужа. Он принимает решение по обещанию сшить белье и раздать его бедным. Потом снова появляется Варвара, идет гулять. Он сообщает Катерине, что мать разрешила ей ночевать в саду, а за малиной — запертая калитка, Варвара сменила ключ, и теперь Катерина может встретиться с Борисом. Варвара дает ключ Катерине, она растеряна, хочет бросить ключ, а потом заявляет, что не стыдно посмотреть на Бориса и поговорить с ним, возможно, такого случая больше не будет. Она решает себя не морочить — признается, что очень хочет видеть Бориса.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Кабанова и Феклуша сидят на скамейке перед воротами возле дома Кабановых. Они говорят. Феклуша воспевает «добродетель» хозяйки, жалуясь на суету народа. Она осуждает внешний вид поезда, для нее это змей огненный, который напрасно люди кажутся машиной, только праведники видят его в истинном виде. Время, по словам Феклуши, сокращается за человеческие грехи. Кабанова говорит, что будет только хуже. Подходит Дикой. Он начинает спорить с Кабанихой, она его расстраивает, не хочет спорить, собирается домой. Поэтому Дикой просит ее остаться и поговорить, чтобы успокоиться, он утром рассердился. Те, кому он должен, придираются, а он это возбуждает, вся семья боится. Кабаниха приглашает его на обед, они уходят.
Глаша остается у ворот и замечает Бориса. Он подходит и спрашивает о своем дяде. Глаша отвечает и уходит, но Борис страдает невозможностью для непрошеных людей войти в дом и посмотреть на Катерину: «За что вы вышли замуж, за что похоронили — то же самое». Кулигин идет навстречу Борису, заходит на бульвар. Кулигин рассуждает: бульвар пустой, бедным некогда гулять, а богатые сидят дома, тирании семьи:
«Все зашито и покрыто: никто ничего не видит и не знает, видит только бог! Вы, говорит он, смотрите на меня в людях и на улице, но вам наплевать на мою семью; для этого, говорит он, у меня есть кудри и кудри, и собаки злятся. Семья, говорит он, — это секрет, секрет! Мы знаем эти секреты! .. Грабить сирот, родственников, внуков, избивать членов семьи, чтобы они не осмелились пискнуть обо всем, что он там делал. В этом весь секрет».
Видят Кудрявого и Варвару, идут целоваться. Затем Кудряш уходит, а Варвара идет к его воротам и зовет Бориса. Это подходит.
Кулигин выходит на бульвар. Варвара приглашает Бориса в овраг за садом Кабаниха. Кулигин следует.
Ночью Кудряш с гитарой подходит к заросшему оврагом, сидит на камне и поет. Приходит Борис. Кудряш ждет Варвару и не понимает, что здесь нужно Борису. Он признается, что влюбился в замужнюю женщину. Кудряш предупреждает: для этого, если они узнают о его возлюбленной, их проведут в гроб.
«Послушайте, не попадайте в беду и даже не доставляйте ей неприятностей! Допустим, даже если ваш муж дурак, а его свекровь до боли свирепа».
Барбара выходит из ворот, поет, Кудряш отвечает песней. Варвара идет по тропинке и, закрыв лицо платком, подходит к Борису и говорит ему подождать.
Пара обнимается и уезжает на Волгу. Борис как во сне, его сердце бьется, он ждет Катерину: она молча идет по тропинке, прикрытая большим белым платком.
Борис говорит с ней о любви и хочет взять ее за руку. Катерина пугается и просит не трогать ее, прогоняет его. Катерина говорит Борису, что он ее погубил, только она подчиняется его воле, у нее больше нет власти над собой, она бросается ему на шею. Влюбленные обнимаются. Сейчас Катерина просто хочет умереть, Борис ее успокаивает, но она думает о том, чтобы справиться со своим грехом, о человеческом осуждении. В конце концов она решает: что бы ни случилось, мы прогуляемся, пока не приедет мой муж, а если их потом запрут, то еще будет возможность увидеться,
Кудряш и Варвара возвращаются, отправляют их гулять, сидят на камне одни. Кудряш опасается, что Кабаниха их пропустит. Варвара говорит, что если он проснется, то не сможет войти в сад, он закрыт. А Глаша на страже, только один голос подаст. Кудряш молча играет на гитаре. Пора домой, первый час ночи. Кудряш свистит Борису. Передай привет, согласись встретиться с нами завтра.
Действие четвертое
Приближается буря. Горожане прогуливаются по старой сгоревшей галерее. На стенах изображены исторические сцены. Также есть фреска с огненным адом, местом будущих мучений для грешников. Дикой также укрывается от дождя под сводами здания. За ним гонится Кулигин в надежде получить деньги на починку городских громоотводов. Дикой называет его самозванцем и прогоняет.
Между тем, всего через десять дней после отъезда Тихон вернулся. Катерина в шоке. Варвара до сих пор находится в той же галерее и советуется с Борисом, что делать. Какая польза от этого «сумасшедшего», который будет подчиняться мужу и разоблачать себя. С грохотом семья Кабановых спешит под своды. Катерина в ужасе от бури и от того, что Борис стоит в галерее. Люди смотрят на ползущее грозное облако. Они уверены, что эта буря «не пройдет даром»: она кого-то убьет. Катерина принимает их слова на свой счет. Последняя капля — угроза ада для сумасшедшей. Так Катерина признается мужу перед всеми в своем грехе. Тихон со слезами слушает жену. Ему даже стало ее жалко. Кабан узнает имя своей возлюбленной и торжествующе объявляет сыну: «Так он ждал!»
Сжатый пересказ пьесы «Гроза»
События происходят в первой половине 19 века в вымышленном волжском городе Калинов. Первый акт — в сквере на верхнем берегу Волги. Местный слесарь-самоучка Кулигин рассказывает молодым людям — Кудряшу, работнику богатого купца Дикого и купца Шапкина — о грубых выходках и произволе Дикиев. Затем появляется Борис, внук Дикого, который, отвечая на вопросы Кулигина, утверждает, что его родители жили в Москве, учили его в Коммерческой академии, и оба умерли во время эпидемии.
он приехал к Дикому, оставив сестру родственникам матери, чтобы получить часть бабушкиного наследства, которое Дикой должен передать ему по его завещанию, если Борис будет уважать его. Все его уверяют: в таких условиях Дикой ему денег никогда не даст. Борис жалуется Кулигину, что не может привыкнуть к жизни в доме дикарей, Кулигин говорит о Калинове и заканчивает свое выступление словами: «Жестокие способы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, восхваляющая город за «бла-а-лепи», а дом Кабановых — за особую щедрость по отношению к странникам. «Кабанов?» — Борис просит: «Зуд, сударь, нищих одевать и всей семьей кушать», — поясняет Кулигин. Кабанова уходит в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но в конце концов уходит, позволяя детям пройти по дороге. Варвара позволяет Тихону подкрасться к маме, чтобы выпить на вечеринке, и, оставшись наедине с Катериной, рассказывает ей о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о ее горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, о том, как ангелы в луче солнечного света падают с купола, мечтает распростереть руки и полететь, и наконец признается, что что-то есть с тобой что-то не так».
Варвара догадывается, что Катерина в кого-то влюбилась, и обещает записаться на прием, когда Тихон уйдет. Это предложение приводит Кэтрин в ужас. Появляется безумная дама, грозящаяся тем, что «красота ведет к тому же бассейну», и пророчит адские муки. Катерина ужасно напугана, а потом «приближается буря», она убеждает Варвару помолиться дома за картины. Второе действие, которое происходит в доме Кабановых, начинается с разговора Феклуши с официанткой Глашей. Странник расспрашивает о домашних делах Кабановых и передает сказочные истории о далеких странах, где люди с головой собаки «за измены» и т.д. Появляясь Катерина и Варвара, которые забирают Тихона на улице, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, кланяется ему и убеждает Катерину переспать с ней в беседке в саду после ухода Тихона.
Кабаниха и Тихон выходят на улицу, мать велит сыну жестоко наказать жену, как жить без него, Катерина унижена этим формальным приказом. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять ее в путешествие, после его отказа она пытается принести ему страшные клятвы верности, но Тихон не желает их слушать: «Никогда не знаешь, что приходит тебе на ум ум .. «ноги. Тихон уходит.
Варвара, уходя на прогулку, сообщает Катерине, что они проведут ночь в саду, и дает ей ключ от ворот. Катерина не хочет брать его, потом, долго колеблясь, прячет его в карман. Следующее действие происходит на скамейке у ворот Кабановского дома. Феклуша и Кабаниха говорят о «последних временах», Феклуша говорит, что «за наши грехи» «пора умалить», говорит о железной дороге («огненную змею запрягали»), о суете и суете Москвы жизнь похожа на дьявольскую одержимость. Оба ждут еще худших времен. Появляется Дикой с жалобами на семью, Кабаниха ругает его за беспорядочное поведение, пытается грубить ей, но она быстро прерывает его и ведет домой, чтобы выпить и перекусить. Пока Дикой лечится, Борис, посланный семьей Дикий, приходит узнать, где находится глава семьи. Выполнив задание, он с тоской восклицает за Катерину: «Если бы он только взглянул на нее одним глазом!»
Вернувшаяся Варвара велит ему прийти ночью к воротам в овраге за Кабановским садом. Вторая сцена представляет собой ночные вечеринки молодых людей, Варвара выходит на свидание с Кудряшем и говорит Борису подождать — «ты чего-нибудь подождешь». Встреча Катерины и Бориса. После колебаний, помыслов о грехе Катерина не может устоять перед пробудившейся любовью. «Чего жалеть меня — никто не виноват», — сказала она себе. Не раскаивайся, погуби меня! Пусть знают, всем покажут, чем я занимаюсь (обнимает Бориса). Если бы я не боялся греха за тебя, не побоюсь ли я человеческого суда? »Все четвертое действие, которое происходит на улицах Калинова, — на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, изображающей огненное ад, а на проспекте — буря происходит на фоне митинга и наконец рейда.
Начинается дождь, и Дикой с Кулигиным заходят в галерею, что начинает уговаривать Дикого дать немного денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески ругает и даже угрожает объявить вором. Выдержав издевательства, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут Дикой уверенно заявляет, что грех защищаться от грозы, посланной в наказание «какими-то шестами и прутьями, да простит меня Бог.
Сцена пуста, затем Варвара и Борис встречаются в галерее. Она сообщает о возвращении Тихона, о слезах Катерины, о подозрениях Кабанихи и выражает опасения, что Катерина признается мужу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные КАБАНОВЫ. Катерина с ужасом ждет, что та, которая не раскаялась в своем грехе, будет убита молнией, появится сумасшедшая, грозящая адским пламенем, Катерина уже не может удержаться на своем месте и публично признается мужу и свекрови .. который «гулял» с Борисом. Кабаниха радостно заявляет: «Что, сынок! Куда это приведет; … Так что я ждал! » Последняя акция снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на ее семейную боль, на то, что мать говорит о Катерине: «Ее надо заживо закопать в землю, чтобы казнить!» «И я люблю ее, мне жаль трогать ее пальцем». Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабаных это невозможно.
Он не без милосердия говорит о Борисе, которого его дядя отправляет в Кяхту. Входит официантка Глаша и сообщает, что Катерина пропала из дома. Тихон боится, что «от меланхолии она сама себя накажет!», И вместе с Глашей и Кулигиным отправляется на поиски жены. Появляется Катерина, жалуется на безвыходное положение дома и, прежде всего, на ужасное желание Бориса. Его монолог заканчивается страстным заклинанием: «Моя радость! Моя жизнь, моя душа, я люблю тебя! Отвечать! Входит Борис. Она просит взять ее с собой в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван полной невозможностью уехать с ней. Он благословляет его по дороге, жалуется на угнетающую жизнь дома, на свое отвращение к муж.
Вечно поздоровавшись с Борисом, Катерина одна начинает мечтать о смерти, могиле с цветами и птицами, которые «взлетят на дерево, споют и заберут детей». «Оживить?» — в ужасе восклицает он. Подойдя к обрыву, он здоровается с умершим Борисом: «Друг мой! Моя радость! Прощай! »И уходит. Сцена переполнена встревоженными людьми, в толпе и Тихон с мамой.
За сценой раздается крик: «Женщина прыгнула в воду!» Тихон пытается к ней бежать, но мать не пускает его со словами: «Прокляну, если ты уйдешь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин привозит тело Катерины. «Вот твоя Катерина. Делай с ней что хочешь! Его тело здесь, возьми его; и душа теперь не твоя; теперь он перед судьей более милосердным, чем ты! ». Бросившись к Катерине, Тихон обвиняет маму: «Мама, ты ее испортил!» и, не обращая внимания на угрожающие крики Кабанихи, падает на труп своей жены.
«Молодец, Катя! А потому что мне осталось жить на свете и страдать! »- этими словами Тихона заканчивается драма.