Краткое содержание оперы Тоска Пуччини за 2 минуты пересказ сюжета

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини-Норма
  • Бородин — князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Смерть богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и Бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовное зелье
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-оперы
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Пальяччи
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из Сераля
  • Моцарт — Женитьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский-Хованщина
  • Музыкальные кошки
  • Пуччини — Богемия
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоскана
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петух
  • Римский-Корсаков — псковичка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Легенда о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авоса
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Начало третьего действия

Финальный акт начинается довольно спокойно. За кулисами звучит утренняя песня, которую поет пастушок. Третье действие происходит на крыше римского замка Сант-Анджело. Вот куда нужно привести Каварадосси на казнь. Ему дается немного времени на подготовку к смерти. Используйте это время, чтобы написать последнее письмо Тоске. Это очень трогательная сцена, которая предстает перед публикой в ​​третьем действии (опера «Тоска»). Ария «Тоска», которую поет в этот момент Каварадосси, называется «В небе горели звезды».

Допрос Каварадосси и Тоски

Поскольку голос Флории играет сольную партию, ее любовник допрашивается в офисе Скарпиа, но безрезультатно. Когда появляется Флория, Каварадосси успевает прошептать ей, что шеф полиции ничего не знает и что он не должен рассказывать о том, что видел в своем доме. Скарпиа приказывает отвести художника в камеру пыток. Жандармы выполняют этот приказ, а с ними и палач Роберти.

сюжет меланхолической оперы

После этого Скарпиа начинает расспрашивать Тоску. Женщина сохраняет самообладание, но только до тех пор, пока не услышит стоны Каварадосси, доносящиеся из камеры. Не в силах вынести это, он выдает местонахождение Анджелотти. Это колодец в саду. Измученный пытками, Каварадосси доставлен в офис Скарпиа. Артист сразу понимает, что возлюбленная предала друга. Вскоре приходит известие, что Бонапарт одержал победу в Маренго. Каварадосси не может сдержать своей радости. Спой песню, восхваляющую свободу. Скарпиа приказывает отправить его в тюрьму и казнить на следующее утро.

итальянские композиторы

Финал

В начале последнего акта ставятся знаменитые арии Марио, в которых он, приговоренный к смерти, прощается со своей жизнью и грустит по любимой. Этот номер — один из самых душераздирающих в мировом оперном репертуаре, как и уже упоминавшаяся ария Тоски, которую часто можно услышать на концертах.

автор оперы «Меланхолия

Затем появляется героиня и сообщает любовнику о своем преступлении, а также посвящает его деталям плана по инсценировке казни. Оба поют замечательный по выразительности дуэт, в котором выражают надежду на будущую яркую жизнь. Далее следует сцена казни, которая раскрывает все подводные камни Скарпиа: последний приказал действительно застрелить Марио. Героиня, увидев умершего возлюбленного, кидается с башни. Опера «Тоска», отзывы о которой в начале ее спектакля были не очень положительными, сейчас по праву считается шедевром мирового музыкального театра. Лучшие сопрано и теноры мечтают петь в партиях этого спектакля. Номера этого произведения Пуччини часто входят в концертные программы крупнейших исполнителей мира.

Исторический фон действия

Произведение «Тоска», синтез которого следует охарактеризовать в контексте истории начала XIX века, отличается динамичным и драматичным сюжетом. Действие происходит в июне 1800 года во время наступления наполеоновских армий на Итальянскую республику, занятую войсками Неаполитанского королевства. Этот фон позволяет лучше понять мотивы и действия персонажей. Характерной чертой этого произведения является тесная связь любовной линии с политической. Джакомо Пуччини умело поместил главную интригу в контекст эпохи.

Развитие действия

Опера «Тоска», либретто которой основано на пьесе Сарду, отличается быстрым, почти стремительным развитием действия. Сразу после ухода героини Марио помогает Анджелотти незамеченным покинуть храм.

оперное либретто

После этой сцены появляется Скарпиа, главный антагонист пьесы. Он начальник римской полиции; он тоже влюблен в главную героиню и всеми силами пытается ее покорить. Он понимает, что беглец скрывался в церкви, и решает выследить его, используя ревнивую натуру Тоски.

Ризничий приходит к Каварадосси

Ризницу заняты своими мыслями. Поговорите о чем-нибудь про себя, идя к рабочему месту художника. Ризница недовольна тем, что лицо одного из прихожан проявляется в образе святого. Возможно, сам дьявол управляет рукой этого дерзкого художника. Приезжает сам художник, Марио Каварадосси. Начните работу над образом Марии Магдалины. На мольберте — наполовину законченная картина. Каварадосси поет арию «Измени его лицо навсегда». В нем он сравнивает наброски своего портрета с чертами своей возлюбленной Флории Тоски (знаменитой певицы.

Завязка интриги

Когда последний возвращается, Скарпиа намекает на возможность, что Марио увлекся другой женщиной. Эти слова доводят героиню до отчаяния, и она устремляется в загородный дом художника, чтобы выяснить свои подозрения. Скарпиа приказывает им следовать за ней, не сомневаясь, что тот, кого он искал, прятался в этом убежище. В то же время Скарпиа понимает, что у нее есть хорошая возможность обвинить Марио в государственной измене и приговорить его к смертной казни за прием у республиканского мятежника. Конец первого акта музыкальной оперы «Тоска» оказался очень тяжелым. Сюжет работы построен по принципу контраста. В конце акта раздаются песнопения в честь победы над армией Наполеона. Прямо сейчас Скарпиа замышляет уничтожить своего противника.

Появление в церкви Флории Тоски

Вы хотите знать, как продолжается опера «Тоска»? Аннотация информирует читателя о дальнейших событиях. Флория Тоска просит открыть дверь церкви. Каварадосси, едва слыша женский голос, толкает своего друга в часовню, чтобы спрятаться. Входит Флория. Она необычайно красивая женщина, красиво одетая. Она, как и большинство других красоток, легко поддается ревности. Теперь это чувство возбуждает в ней портрет, который пишет Каварадосси. Узнай красавицу-блондинку. Артисту приходится потрудиться, чтобы успокоить любимую. Флория не может долго сердиться на Марио, и после разговора они соглашаются встретиться на вилле художника после вечернего выступления Флории в Палаццо Фарнезе. Анджелотти после своего ухода снова выходит из своего укрытия. Его забирают из Каварадосси, чтобы он спрятался в своем доме.

Избранные записи

(солисты располагаются в следующем порядке: Тоска, Каварадосси, Скарпиа)

  • 1938 — Олень. Оливеро де Фабритис; солисты: Мария Канилла, Бениамино Джильи, Армандо Борджоли.
  • 1953 — Олень. Виктор де Сабата; солисты: Мария Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Тито Гобби.
  • 1957 — Олень. Эрих Лайнсдорф; солисты: Зинка Миланова, Юсси Бьёрлинг, Леонард Уоррен.
  • 1959 — Олень. Франческо Молинари Праделли; солисты: Рената Тебальди, Марио дель Монако, Джордж Лондон.
  • 1960 — Олень. Фульвио Вернуцци; солисты: Магда Оливеро, Альвинио Мишано, Джулио Фиораванти
  • 1962 — Олень. Герберт фон Караян; солисты: Леонтин Прайс, Джузеппе Ди Стефано, Джузеппе Таддеи.
  • 1966 — Олень. Лорин Маазель; солисты: Биргит Нильссон, Франко Корелли, Дитрих Фишер-Диескау.
  • 1978 — Олень. Никола Ресиньо; солисты: Мирелла Френи, Лучано Паваротти, Шерил Милнс.
  • 1990 — Олень. Джорджио Шолти; солисты: Кири Те Канава, Джакомо Арагал, Лео Нуччи

Шеф полиции ищет беглеца

Сюжет оперы «Тоска» стремительно развивается. Поступают новости о том, что Наполеон потерпел поражение в северной Италии. Священники церкви готовятся к богослужению по этому поводу. Скарпиа находится на полной тренировке. Начальник полиции ищет беглеца Анджелотти. Вместе со Сполеттой, ее детективом, она находит достаточно доказательств того, что именно здесь скрывается беглец. Среди свидетельств эти персонажи комедии находят, например, веер с гербом Аттаванти. Скарпиа ловко использует это, чтобы вызвать ревность Флории, к которой она горит страстью.

Основа истории

В 1900 году была написана опера «Тоска». Краткое содержание нового шедевра Пуччини основано на популярной в то время пьесе В. Сарду. Драмой интересовались и другие композиторы, в том числе знаменитый Дж. Верди. Однако после долгих переговоров именно Пуччини получил право использовать сюжет оперы в своей новой опере. Либретто написали К.Л. Иллике и Дж. Хакоза. Однако автор не принял произведение в первоначальном виде. По его настоянию в текст произведения были внесены существенные изменения. Сюжет спектакля сильно упрощен; второстепенные линии были вырезаны, все внимание было сосредоточено на трех главных героях, образовавших любовный треугольник. Произведение «Тоска», синтез которого интересно не только с драматической, но и с исторической точки зрения, не сразу было оценено по достоинству. Автора упрекали в повторении музыкальных номеров и в натуралистичности сцен (это прежде всего эпизод истязаний главного героя). Но со временем произведение приобрело огромную популярность в музыкальном бизнесе.

Пуччини. Опера «Тоска». Сюжет

Опера в трех действиях. Либретто Л. Иллики и Д. Якосы по драме Сарду.

Мировая премьера — 14 января 1900 года в Риме.

Персонажи: Флория Тоска, певица — сопрано; Марио Каварадосси, художник-тенор; Бароне Скарпиа, начальник полиции — баритон; Чезаре Анджелотти, бывший губернатор Рима — бас; Сакреста — баритон; Сполетта, информатор полиции — тенор; Скьяроне, жандарм — низкий; Пасторелло — меццо-сопрано; тюремщик — низкий; Следователь, прокурор, офицер — глупые роли; солдаты, граждане, люди.

Действие происходит в Риме в 1800 году.

Действие первое

Церковь Сант-Андреа в Риме. В одну из боковых дверей, дрожа от страха, в рваной одежде, шатается Анджелотти, бывший консул Римской республики, сбежавший из заточения в крепости. Его сестра, маркиз Аттаванти, спрятала ключ от семейной часовни в церкви под статуей Мадонны. Он сообщил арестованному Анджелотти, что в случае побега найдет убежище в часовне Аттаванти церкви Сант-Андреа.

Анджелотти лихорадочно ищет ключ, наконец находя его, открывает решетчатую дверь часовни и спешит спрятаться от нее.

Как только он исчез, входит старый ризничий с едой и провизией для Каварадосси. Вскоре появляется сам художник. Она снимает покрывало с картины, на которой изображена раскаявшаяся Магдалина. Прототипом для него стала неизвестная белокурая женщина, увиденная художником во время молитвы. Затем Каварадосси достает медальон с портретом своей возлюбленной Флории Тоски. В его душе живут два женских образа: белокурая красавица, вдохновлявшая его кисть, и Тоска, которую он любил всей душой.

При выходе старика дверь часовни открывается и входит Анджелотти. Он подумал, что церковь пуста, и с ужасом смотрит на художника. Однако страх тут же сменяется радостью: Каварадосси — его давний друг и соратник. И теперь артист не оставляет друга в беде. Однако их разговор прерывается нетерпеливым стуком в дверь: это Тоска. Художник вкладывает в руки Анджелотти корзину с едой и толкает ее в часовню. Певец недоверчиво входит, слушая объяснения Каварадосси. Он слышит слухи и думает, что там была красивая незнакомка-блондинка, черты которой изображены на картине Каварадосси. В конце концов артисту удается успокоить любимую. Она оставляет. Анджелотти и Каварадосси продолжают подготовку к побегу.

Внезапно церковь дрожит от выстрела. Именно в крепости был обнаружен побег Анджелотти; выстрелом из пушки охранник предупреждает, что в городе скрывается беглец. Нет времени думать.

Каварадосси немедленно принимает решение: он дает Анджелотти ключ от своего загородного дома и советует в случае опасности хорошо спрятаться в глубине сада. Анджелотти хотел бы снова измениться, но Каварадосси боится тратить время зря. Он сам приветствует своего друга, чтобы обеспечить безопасность побега.

Священники готовятся к торжественной службе по случаю поражения Наполеона. Ризница призывает людей в церковь.

В церковь входит всемогущий глава римской полиции барон Скарпиа: здесь, внутри церкви, проходят поиски; похоже, что здесь укрылся беглый Аттаванти. Ризница находит в часовне Аттаванти пустую корзину с продуктами, один из следователей находит веер с гербом Аттаванти, а начальник полиции узнает черты маркизы Аттаванти в лице Магдалины. Теперь ему все ясно: свободно мыслящий художник «враг государства» и маркиз Аттаванти, сестра беглеца, помогли Анджелотти скрыться от полиции. Когда Тоска возвращается в церковь, расследование все еще продолжается. Она хочет сообщить Каварадосси, что приедет сегодня вечером, так как ее заставляют петь на праздновании победы, но с удивлением обнаруживает, что артиста больше нет в церкви. В ней снова вспыхивает ревность. И у Скарпиа до сих пор возникают подозрения: какое-то время его привлекала красивая певица.

В церкви полно прихожан. Торжественная служба начинается. Во время церемонии Скарпиа приказывает следовать за Тоской, потому что ее шаги, вероятно, приведут к Каварадосси, а затем к Анджелотти. Начальник полиции склоняет голову перед кардиналом, переходя церковь, но его мысли заняты Тоской: он надеется с помощью певицы найти артистку и сделать ее своей любовницей.

Скарпиа принял решение: он казнит революционеров и заберет Флорию Тоску.

Действие второе

Палаццо Фарнезе. Скарпиа ждет своих следователей. В часовне дворца правители празднуют победу, и Тоска также участвует в празднике. Начальник полиции отправляет Тоске записку с просьбой подойти к нему после празднования.

Приезжают следователи из Скарпиа и сообщают, что они тщетно обыскивали загородный дом Каварадосси: они не нашли Анджелотти. На всякий случай они взяли с собой Каварадосси, видимо, зная, где прячется его друг. Пока Скарпья и его приспешники расспрашивают художника, из часовни доносится «гимн благодарения» Тоски.

Художник все отрицает. Входит Тоска, которую Каварадосси жестом предупреждает: заткнись, не говори ни о чем.

Скарпиа отправляет арестованного в камеру пыток, затем начинает допрашивать Тоску. Певица молчит, но стоны Каварадосси слышны из камеры пыток громче, и она не может этого вынести. Влюбленная женщина показывает, где находится Анджелотти.

Цель достигнута. Начальник полиции приказывает прекратить пытки. Представляется измученный и кровожадный художник, которому сразу становится ясно, что Тоска добилась освобождения дорогой ценой: она предала Анджелотти. Он в гневе отталкивает любимую женщину.

В этот момент в комнату врывается посыльный с известием о вторичном сражении при Маренго: он победил Наполеона, он победил австрийскую армию. Каварадосси, которого нельзя было заставить признаться даже в пытках, на этот раз выдает себя. Он не может скрыть своей радости.

Скарпиа приказывает отправить художника в тюрьму и расстрелять на рассвете.

В отчаянии он хочет спасти жизнь любимой. Она умоляет начальника полиции, но он непреклонен. В конце он предлагает: из любви к Тоске он вернет свободу Каварадосси.

После трагической внутренней борьбы Тоска принимает предложение.

Но начальник полиции не намерен соблюдать договоренность. Вместо того, чтобы отпустить художника, он обещает Тоске, что во время завтрашней казни солдаты будут стрелять холостыми патронами, задача Каварадосси — разыграть комедию казни. Чтобы отвести подозрения Тоски, он немедленно отдает приказ: «Вместо бревна — пуля! Так же, как и в случае с Палмьери! » Тоска считает, что эти слова относятся к пустым картриджам. Но Сполетти, приспешник Скарпиа, понимает, что слова шефа полиции означают смерть. Скарпиа любезно соглашается также оформить паспорт для влюбленных.

Писая свой паспорт, Тоска осторожно прячет приготовленный ею нож на столе. Когда Скарпиа с готовым паспортом в руках подходит к Тоске, пытаясь обнять ее, она убивает злодея ножом.

Скарпья молча падает на землю. Желание убегает. Но она вынуждена вернуться от двери: паспорт остался в руках погибшей.

Дрожа, он возвращается и вынимает спасительную карту из мертвых пальцев — затем ставит свечи на голову трупа .. и приносит освобождение Каварадосси!

Действие третье

Площадка на башне крепости.

Наступает день. Сквозь пелену тумана вдали вырисовываются очертания города. Где-то вы слышите звук колоколов стада, затем вы слышите песню пастыря и звук колоколов Рима.

Каварадосси выходит из тюрьмы. Его последняя просьба: он хочет написать любимой несколько строк. Художник отдает тюремщику свое единственное кольцо, и тот кивает: пусть пишет…

Пен Каварадосси нерешительно делает вывод:

Звезды горели, ночь благоухала… Дверь бесшумно отворилась. Я услышал шорох одежды. Моя любимая вошла и упала мне на грудь… О, сладкие воспоминания, Объятия, ласки и страстные поцелуи, Как легкий дым, все так быстро исчезло… Мое время пришло, и вот я умираю… Но я Никогда так не хотел жизни.

Появляется Тоска и, сияя от радости, сообщает своему возлюбленному, что казнь будет только видимостью. Он дает указания артисту: при залпе он должен упасть на землю — после того, как палачи уйдут, паспорт, выданный Скарпиа, откроет путь на свободу. Проходит колонна.

За одной из колонн прячется меланхолия, отсюда следует трагическая сцена. Раздается залп — Каварадосси падает. Как только солдаты уходят, Тоска тихо зовет его и с ужасом видит, что его возлюбленная мертва. Рыдая, он падает на свой труп. Слышны шумы и голоса: найдя тело Скарпиа, ищут убийцу. Желание, не дожидаясь преследователей, устремляется с вершины крепостной башни.

Интересные факты

В силу особенностей сюжета: драма, предательство, эпизод казни — «Тоска» является любимым изображением в произведениях, посвященных деятельности спецслужб, шпионажу, детективным рассказам и т.д.

  • Сын Лионеля Кантора принимает участие в премьере «Тоски» в «Суррогатах».
  • Встречи Квантико в Quantum of Solace происходят во время модернизированного производства Tosca».
  • Убийство парижской оперной певицы, репетирующей роль «Тоски», и ее возлюбленного — посла США в Ватикане — является сюжетом второй миссии игры «Hitman: Blood Money».
  • В романе «Angelo a tre braccia» специального агента под прикрытием спрашивают, является ли он одним из тех агентов, которые «решают текущие проблемы, или тем, кто слушает Тоску и сам создает проблемы».
  • «Тоска» стала главной темой фильма «22 пули. Бессмертный» (L’immortel, 2010)
  • Фрагменты «Тоски» использованы в анимационном фильме «Розовая кукла» 1997 г. (режиссер В. Ольшванг, сценарий Н. Кожушаная) — тема страдания ребенка от одиночества.

Убийство Скарпиа

Затем шеф полиции снова начинает деликатный разговор с Флорией. Во время этого диалога он включается в такие произведения, как опера «Тоска», ария Тоски. Флория поет: «Я только пела, я только любила». Это страстное обращение к музыке и любви, двум силам, которым Тоска посвятила всю свою жизнь. Женщина решает пожертвовать собой, чтобы спасти любимого.

Скарпиа теперь объясняет, что, поскольку он уже приказал казнить Каварадосси, по крайней мере, должны быть сделаны фиктивные приготовления к казни. Он звонит Сполетте и отдает ему необходимые приказы, а также дает пропуска, чтобы Каварадосси и Тоска могли покинуть Рим. Однако, когда Скарпиа поворачивается к ней, намереваясь обнять женщину, Тоска вонзает кинжал в шефа полиции. Оркестр играет сейчас три аккорда Scarpia, но сейчас очень тихо.

краткое изложение меланхолии оперы

Флория моет руки, затем берет пассы из руки Скарпиа, ставит свечу по обе стороны от головы убитого и кладет ему на грудь распятие. Занавес опускается, когда Флория исчезает из офиса.

Место действия: Рим.

Кульминация

В этот момент он играет одну из лучших арий оперы в исполнении героини: она жалуется на свою судьбу и впадает в отчаяние в результате продолжающейся трагедии. Показательно, что сам композитор изначально не хотел включать это число в перформанс, так как, по его мнению, это замедляло динамическое действие перформанса, но ария получилась настолько хорошей, что в итоге была вставлена ​​и Со временем он стал знаменитым: многие известные певцы исполняют его на концертах.

рецензии на оперу меланхолия

Тоска принимает условия Скарпиа, получает разрешение покинуть страну, после чего в припадке гнева и негодования убивает своего мучителя.

Страстный дуэт возлюбленных

опера Пуччини ностальгия

Появляется Флория. Покажи любовнику пропуска и расскажи, как ей удалось убить начальника полиции. Страстного любовного дуэта ждет счастливое будущее. Затем Тоска говорит, что Каварадосси должен пройти фарс ложной казни, и тогда они сбегут вместе.

Время действия: июнь 1800 года.

Краткая характеристика творчества композитора

Джакомо Пуччини — один из самых известных итальянских композиторов. Многие из его работ до сих пор регулярно ставятся в крупнейших театрах мира. Он был величайшим автором великих опер после Верди. В то же время он отличался от своего знаменитого предшественника тем, что придерживался нового направления в искусстве — реализма. Этот стиль предполагал упор на социально-психологические конфликты между персонажами.

Это определило особенности музыкальных произведений композитора («Богема», «Манон Леско» и др.). Он считал, что мелодия и действие на сцене должны быть неразрывно связаны, поэтому в его произведениях нет увертюр, исполняемых без сценического исполнения. Музыка в произведениях Пуччини звучит непрерывным потоком, без переходов, разделяющих музыкальные номера в произведениях его предшественников. Такое нововведение не сразу нашло понимание не только общественности, но и профессиональных критиков. Однако многие из них уже тогда отмечали смелость музыкальных решений композитора, его оригинальный и несравненный стиль, оказавший влияние на более поздних авторов (И. Кальман, И. Дунаевский и др.). Произведения композитора отличаются яркой драматичностью и сложной оркестровкой, поэтому далеко не все певцы могут петь его музыку. Несмотря на оригинальность многих открытий автора, он многое позаимствовал у своих предшественников, в основном у Верди (динамичный сюжет, драма).



Действующие лица

Флория Тоска, известная певица сопрано
Марио Каварадосси, художник тенор
Бароне Скарпиа, начальник полиции Рима баритон
Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики низкий
Сакристан баритон
Сполетта, полицейский тенор
Шарроне, еще один агент низкий
Тюремщик низкий
Пасти альт
Кардинал, Судья, Роберти (Палач), Секретарь, Офицер, Сержант, Солдаты, Гвардейцы, Карабинеры, Рыцари, Дамы, Люди

История создания

Комедия «Тоска» была написана В. Сарду специально для Сары Бернар, и актриса имела огромный успех. Премьера состоялась 24 ноября 1887 года в парижском театре Порт-Сен-Мартен. Пуччини посмотрел спектакль в Миланском театре Филодрамматико

… В письме от 7 мая 1889 года композитор поручает своему издателю Джулио Рикорди провести все необходимые переговоры, чтобы получить разрешение Сарда написать оперу по его опере. Произведение также вызвало интерес как источник либретто Верди и Франкетти. Последний получил права писать произведение и даже приступил к работе. Однако, благодаря Рикорди, эти права в конечном итоге были переданы Пуччини. Впервые композитор обратился к новому проекту в 1895 году во время короткой паузы в работе над партитурой для «Богемы». Дж. Джакоза (1847–1906) присоединился к Л. Иллике (1859–1919), написавшему либретто для Франкетти. 13 января 1899 года в Париже Пуччини встретился с Сарду и получил его согласие на использование произведения. Впоследствии композитор согласился с автором пьесы и некоторыми изменениями в сюжете. Пуччини настаивал на том, чтобы все мелкие детали были удалены, сюжет предельно упорядочен, а действие максимально ускорено.

Первый состоялся в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года. Партии исполнили: Хариклея Даркле (Тоска), Эмилио де Марчи (Каварадосси), Эухенио Хиралдони (Скарпиа), Руджеро Галли (Анчелотти), режиссер Леопольдо Муноне. В зале присутствовали: королева Маргарита, председатель Совета министров Луиджи Пеллу, министр культуры Баччелли, Пьетро Масканьи, Франческо Чилеа, Франкетти, Джованни Сгамбатти. Сначала работа была встречена без энтузиазма. Ее упрекали в оригинальности мелодических идей, повторяя предыдущие открытия Пуччини, в натурализме особой критике подвергалась сцена пыток.

17 марта 1900 года опера вышла в эфир в театре Ла Скала. Режиссер Артуро Тосканини, «Тоска» была интерпретирована Дарклом, Скарпиа — Хиралдони, Каварадосси — Джузеппе Боргхатти.

Согласно либретто, действие оперы происходит в июне 1800 года. Даты, указанные Сарду в его пьесе, более точны: день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года.

Действие происходит на фоне следующих исторических событий. Италия долгое время была серией независимых городов и земель, в центре которой находилось Папское государство. В 1796 году французская армия под командованием Наполеона вторглась в Италию, вошла в Рим в 1798 году и основала там республику. Республикой управляли семь консулов; один из этих консулов, Либеро Ангелуччи, возможно, был прообразом Чезаре Анджелотти. Защищавшие республику французы покинули Рим, который был оккупирован войсками Неаполитанского королевства .

В мае 1800 года Наполеон вернул свои войска в Италию, и 14 июня его армия столкнулась с австрийцами в битве при Маренго. Главнокомандующий австрийцев Мелас, уверенный в своей победе, послал гонца в Рим, но Наполеон вечером получил подкрепление и сумел победить, а Меласу пришлось послать второго гонца после первого. После этих событий неаполитанцы покинули Рим, и французы захватили город на четырнадцать лет.

Действие первое

Анджелотти, беглый республиканец, находит убежище в романской церкви Сант-Андреа делла Валле. Он прячется в часовне Аттаванти, ключ от которой оставил под статуей Мадонны его сестра, маркиз Аттаванти. Не заметив беглеца, ризничий входит в церковь, принося еду художнику Марио Каварадосси, который здесь работает. Позади ризника появляется сам Марио: картина с изображением Марии Магдалины закончена только наполовину. Каварадосси исполняет арию Reconditaharmony, в которой сравнивает внешность своей возлюбленной, певицы Флории Тоски, с чертами святого. Ризница покидает Марио. Анджелотти, думая, что в церкви никого нет, покидает часовню и встречает Каварадосси, своего старого друга. Их разговор прерывается стуком в дверь: Флория Тоска просит, чтобы ее открыли. Анджелотти снова прячется. Входит Тоска. Ревнивой красавице кажется, что Марио изобразил на портрете свою соперницу. Каварадосси успокаивает его подозрения, и они соглашаются встретиться с ним вечером, после выступления Тоски в Палаццо Фарнезе. Флория уходит. Каварадосси вместе с Анджелотти также покидает церковь — художник решил спрятать друга в своем доме.

В этот момент в Рим приходит весть о поражении Наполеона в северной Италии. По этому случаю церковь готовится к торжественному богослужению. Появляется Скарпиа, начальник полиции, влюбленный в Тоску. Вместе с детективом Сполеттой он обнаружил доказательства того, что Анджелотти скрывался здесь. Свидетельством тому является веер с эмблемой Аттаванти, которую Скарпиа использовал, чтобы вызвать ревнивые подозрения Тоски.

Во время службы в церковь входит много людей. Пока Te Deum играет в честь победы над Наполеоном, Скарпиа остается в церкви, полностью поглощенный коварным планом отправить своего соперника Каварадосси на виселицу.

Действие второе

Палаццо Фарнезе. В этот же вечер здесь празднуют победу над французами. Скарпиа в своем кабинете в полицейском управлении в здании слышит далекие звуки музыки и размышляет о том, что произошло в течение дня. С жандармом Скьярроне отправляет записку Тоске. Сполетта обыскал дом Каварадосси, он не нашел там Анджелотти, но нашел там Тоску. Каварадосси арестован и доставлен во дворец. Его допрос оказался безуспешным. Появляется Тоска, и Каварадосси удается тайно сказать ей, что она должна молчать о том, что она видела в своем доме. Скарпиа отправляет художника в камеру пыток.

Скарпиа спрашивает Тоску. Она спокоена, но только до того момента, пока не услышит из камеры крики замученного Каварадосси. В отчаянии она выдает укрытие Анджелотти: она прячется в колодце в саду. Каварадосси возвращается в офис Скарпиа. Он понимает, что Тоска все рассказала. Неожиданно приходит весть о победе Наполеона в Маренго. Каварадосси не скрывает своей радости. Скарпиа приказывает казнить его на следующее утро.

Чтобы спасти свою любимую Тоску, он соглашается пожертвовать собой. Скарпиа убеждает ее, что она должна создать видимость подготовки к казни Каварадосси. Он отдает Сполетте необходимые заказы и в то же время оформляет пропуски для Тоски и художника, чтобы они могли сбежать из Рима. Однако, когда Скарпиа поворачивается, чтобы обнять ее, Тоска наносит ему удар кинжалом. Он поспешно покидает дворец, забирая с собой пропуска.

Действие третье

Тюремная зона Сант-Анджело. Каварадосси переносят на крышу тюрьмы, где он будет казнен. Он пишет свое последнее письмо Тоске. Воздух Каварадосси И звезды сияли

… Вдруг появляется Флория. Он рассказывает об убийстве Скарпиа, показывает любовнику пропуск и сообщает ему, что казнь будет ложной. Флория и Марио уверены, что их спасут.

Появляются солдаты во главе со Сполеттой. Каварадосси спокойно стоит перед ними. Раздаются выстрелы, Марио падает, солдаты уходят. Только сейчас Тоска понимает, что ее обманул Скарпиа: пули были настоящими, а Каварадосси мертв. Женщина, потрясенная болью, не чувствует, что солдаты вернулись. Обнаружив смерть Скарпиа, Сполетта пытается остановить Тоску. Он бросается с крыши замка.

Противостояние героев

Опера «Тоска» отличается особенно острой драматичностью. В этом произведении композитор Пуччини продемонстрировал незаурядный талант автора психологически напряженной музыки.

Действие игры принимает новое направление с появлением главного героя. Скарпиа приказывает истязать своего возлюбленного, прося признания ревнивого певца. Последний, как и ожидал начальник полиции, посетил дом художника и узнал тайну Марио. Начальник полиции приказывает подвергнуть заключенного пыткам, и Тоска, не в силах вынести вид мучений своего любовника, раскрывает тайну местонахождения беглеца. Затем Скарпиа приказывает арестовать Анджелотти и подписывает приказ о казни Марио. Однако в ответ на просьбу героини пощадить Марио она обещает спасти его, устроив сценический спектакль, но взамен просит Тоску о свидании.

Начало второго действия

Победа над Бонапартом празднуется в Палаццо Фарнезе вечером того же дня. Звуки музыки доносятся через открытые окна полицейского участка, расположенного прямо в здании. Скарпиа в своем офисе думает о событиях дня. Он отправляет Скиарроне, своему жандарму, записку Тоске, а также получает сообщение от детектива Сполетты. Он поискал дом Каварадосси, но Анджелотти не нашел его, но увидел Тоску. Сполетта была арестована Каварадосси, находившимся во дворце.

Художник обнаруживает беглеца

Ризница уходит. Художник обнаруживает Анджелотти, который считает, что церковь пуста, и решает выйти на открытое пространство. Его страх при виде художника тут же сменяется радостью: они с Марио старые друзья. Художник больше не оставит беглого узника в беде. Однако их разговор прерывается стуком в дверь.

Богослужение

Служба начинается. В храм входит большая процессия. Пока Te Deum играет в честь победы над Бонапартом, Скарпиа стоит на стороне. Начальник полиции надеется, что сможет избавиться от конкурента, и использует для этого ревность Флории. Если его план окажется успешным, Каварадосси окажется на эшафоте и получит Тоску. Прежде чем занавес опускается, Скарпиа преклоняет колени в молитве перед кардиналом, но ее мысли поглощены дьявольским планом.

ДЕЙСТВИЕ II

Палаццо Фарнезе
Вечером того же дня торжественно празднуется победа над Наполеоном в Палаццо Фарнезе; через открытые окна полицейского участка, который находится здесь, в здании, можно услышать звуки музыки. Скарпиа, один в своем офисе, размышляет о событиях дня. Со своим жандармом Скиарроне отправляет записку Тоске и теперь получает сообщение от Сполетты. Этот детектив обыскал весь дом в Каварадосси, но не нашел там Ангелотти, но увидел там Тоску. Он арестовал Каварадосси и отвел его во дворец. В то время как во дворце слышен голос Тоски, исполняющей сольную партию в победоносной кантате, ее возлюбленного отводят в кабинет Скарпиа и допрашивают, но безуспешно. После появления Тоски Каварадосси удается шепнуть ей, что Скарпиа ничего не знает и что она не должна ничего говорить о том, что она видела в своем доме. Скарпиа приказывает отвести художника в другую комнату, камеру пыток, что и делают с ними жандармы и палач Роберти.
Затем Скарпиа начинает расспрашивать Тоску. Он сохраняет самообладание, пока из камеры не доносятся стоны Каварадосси. Не в силах вынести это, он показывает место, где прячется Анджелотти — в колодце в саду. Каварадосси, измученный пытками, доставляется в офис Скарпиа. Он сразу понимает, что Тоска предала своего друга. В следующий момент приходит известие о победе Наполеона при Маренго. Артист не скрывает своей радости и поет хвалу свободе. Скарпиа пренебрежительно приказывает отправить художника в тюрьму и казнить на следующее утро.
Затем Скарпиа возобновляет свой коварный разговор с отчаявшейся Тоской. Во время этого диалога он поет арию «Vissi d’Arte, Vissi d’amore» («Solo sung, solo amato») — его страстное обращение к любви и музыке, двум силам, которым он посвятил свою жизнь. В конце концов, он соглашается пожертвовать собой, чтобы спасти жизнь своей возлюбленной.
Скарпиа теперь объясняет, что, поскольку он уже отдал приказ о казни Каварадосси, для этого должны быть сделаны по крайней мере фиктивные приготовления. Он вызывает Сполетту, чтобы отдать необходимые приказы и составляет пропуска, чтобы Тоска и ее любовник могли покинуть Рим. Но в тот момент, когда он поворачивается к ней, чтобы обнять ее, она вонзает в него кинжал: «Тоска по крепким поцелуям.)
Флория быстро моет окровавленные руки, берет значки Скарпиа из его безжизненной руки, ставит свечи по обе стороны от его головы и кладет распятие ему на грудь. Занавес опускается, и она тихо исчезает из кабинета.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг