Куприна «Олеся»)

История создания

История, описанная в рассказе, возникла не случайно. Однажды А.И. Куприн посетил на Полесье помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю его отношений с некой ведьмой. Именно эта история, обогащенная фантастикой, легла в основу творчества Куприна.

Первая публикация рассказа произошла в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение имело подзаголовок «Из воспоминаний Волыни», в котором подчеркивалась истинная основа событий, развернувшихся в повести.

Александр Иванович Куприн (1870-1938). Вопросы и задания

«Великая тайна любви» в произведениях Александра Ивановича Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет»

1. Какой конфликт находится в центре сюжета повести «Олеси»? В чем новизна рассказа при внешней простоте сюжета?

2. Почему Ивана Тимофеевича привлекает история о местной ведьме?

3. Прочтите сцену появления Олеси. Что ожидал ее увидеть Иван Тимофеевич?

4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как его характеризует это недоверие?

5. Чьими глазами показаны события истории? Кому из персонажей даны характеристики? А кому НЕ дана фича?

6. Какова функция эпизода хиромантии Олеси? Что Олеся говорит о доброте Ивана Тимофеевича? Он прав?

7. Какие действия Ивана Тимофеевича позволяют судить о его чувствах к Олесе?

8. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси?

9. Каково значение концовки рассказа?

10. Сравните изображения Олеси и княгини Веры из рассказа «Гранатовый браслет». Что подчеркивает Куприна в облике Веры Николаевны?

11. Из каких источников читатель узнает о любви Желткова?

12. Какие детали можно использовать для воссоздания психологического портрета Желткова?

13. Что значил браслет для Желткова? Зачем он его Вере послал? Какая реакция окружающих на подарок?

14. Был ли трагический эпилог предрешен? Кто виноват в этом?

15. Почему самоотверженная и беззаветная любовь ушла от Веры? Изменится ли это после опыта?

16. Что генерал Аносов говорит о любви? Ты с ним согласен?

Повесть «Куст сирени»

17. Каково символическое значение названия рассказа «Куст сирени»?

18. Какое событие является сюжетом рассказа?

19. Как в рассказе отражены страдания Николая Алмазова и сочувствие Веры? Нарисуйте таблицу и включите не менее пяти цитат в каждый столбец:

Переживания Николая Алмазова Реакция и сочувствие Веры

20. Основываясь на цитатах, которые вы написали в таблице, дайте краткое связное сравнительное описание Алмазова и его жены (том 8-10 предложений).

21. Какой выход из ситуации предлагает Вера? Как меняется отношение Николая к идее жены?

22. Какой вывод можно сделать о роли Веры в жизни и карьере мужа на основании истории, описанной в рассказе?

23. Вы осуждаете Николая Евграфовича за обман профессора? Почему Алмазов сожалеет о том, что обманул профессора?

24. Как выражено отношение автора к героям рассказа?

25. Чему учит эта история?

26. Дайте развернутый письменный ответ на один из вопросов А или Б. Важно: ответ должен быть написан от имени Николая или Веры.

А) Почему «Куст сирени» — это история любви?

Б) Почему брак Алмазовых можно считать счастливым?

27. Какие произведения русской и зарубежной литературы со схожим сюжетом / сходными мотивами вам известны?

Лекция по творчеству Куприна А.И

Особенности характера

Жизнь в лесу закалила характер Олеси. Девушка отличается смелостью и умеет постоять за себя. Об этом свидетельствует цитата из истории:

Чего мне бояться? Я ничего не боюсь.

Героиня гордая и уверенная в себе. Особенности цитирования Олеси позволяют составить описание основных черт ее характера:

  • независимость;
  • храбрость;
  • гордость;
  • определение;
  • самоуверенность;
  • любопытство;
  • чувствительность.

Обращает на себя внимание не только внешний вид Олеси. Окружающие очарованы ее ясным, детским и наивным умом. Несмотря на отсутствие образования и адекватного воспитания, героиня отличается тактичностью и деликатностью. Она не умеет читать, но говорит хорошо, как настоящая барышня. Девушка любознательна и обладает яркой фантазией. Об этом свидетельствует цитата из произведения:

Вы даже не подозреваете, насколько вы обладаете врожденным интеллектом и наблюдательностью.

Жанр и направление

Александр Иванович работал в конце 19 — начале 20 веков, когда постепенно стал разгораться спор двух направлений — реализма и модернизма, который только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции русской литературы, поэтому повесть «Олеся» смело можно отнести к реалистическим произведениям.

С точки зрения жанра произведение представляет собой рассказ, поскольку в нем преобладает сюжетная линия, воспроизводящая естественный ход жизни. Читатель переживает день за днем ​​все события, происходящие вокруг главного героя Ивана Тимофеевича.

Суть

Действие происходит в небольшом поселке Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодому мастеру писателя скучно, но однажды судьба уводит его на болото в дом местной ведьмы Мануилихи, где он встречает прекрасную Олесю. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но юная ведьма видит, что умрет, если свяжет свою судьбу с неожиданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Ради Ивана Тимофеевича в церковь ходит юная ведьма, хотя ей запрещен род занятий и происхождение. Он дает понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может привести к непоправимым последствиям, но Иван этого не понимает и не успевает спасти Олесю от разъяренной толпы. Героиня сильно избита. В отместку он насылает проклятие на деревню, и в ту же ночь случается ужасная буря. Зная силу человеческого гнева, Мануилиха и ее ученица быстро покидают дом на болоте. Когда молодой человек приходит утром в этот особняк, он находит только красные бусы, как символ их короткой, но настоящей любви с Олесей.

«Олеся», анализ повести Куприна

Трагедия двух сердец на опушке леса

«Олеся» — одно из первых великих произведений автора и, по его словам, одно из самых любимых. Имеет смысл начать анализ истории с предыстории. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим недвижимостью в Ровенском уезде Волынской губернии. Юношу поразила красота Полесья и непростая судьба жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стал рассказ «Олеся».

Несмотря на то, что произведение создано молодым автором, оно привлекает литературоведов своими сложными проблемами, глубиной характеров главных героев и невероятными зарисовками пейзажей. Композиция повести «Олеся» — ретроспектива. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.

Интеллигент Иван Тимофеевич приехал из большого города в глухое село Переброд на Волыни. Эта заповедная земля кажется ему очень странной. На пороге двадцатого века технические и естественные науки быстро развиваются, и в мире происходят огромные социальные преобразования. И вот, кажется, время остановилось. И люди на этой земле верят не только в Бога, но и в гоблинов, дьяволов, воду и других потусторонних персонажей. Христианские традиции на Полесье тесно переплетаются с языческими. Это первый конфликт в истории: цивилизация и животный мир живут по совершенно другим законам.

Из их противостояния следует другой конфликт: люди, выросшие в таких разных условиях, не могут быть вместе. Поэтому Иван Тимофеевич, олицетворяющий мир цивилизации, и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на разлуку.

Близость Ивана и Олеси — кульминация истории. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание у персонажей любви и долга существенно различается. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо более ответственно. Ей не страшны дальнейшие события, важно только, чтобы ее любили. Иван Тимофеевич же слаб и нерешителен. В принципе, он готов жениться на Олесе и взять ее с собой в город, но совершенно не представляет, как это возможно. Влюбленный Иван на поступок не способен, так как привык плыть по течению жизни.

Но кто-то на поле не воин. Поэтому даже жертва молодой ведьмы, когда она решает пойти в церковь ради своего избранника, не спасает положение. Красивая, но короткая история взаимной любви заканчивается трагедией. Олеся и ее мать вынуждены бежать из дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В его памяти осталась только красная коралловая нить.

История трагической любви интеллигента и ведьмы вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его фильме «Олеся» (1971) исполнили Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по повести Куприна снял с Мариной Влади фильм «Ведьма.

Персонажи повести А. И. Куприна «Олеся» и их характеристика

Сюжетный жанр предполагает небольшое количество героев и второстепенных персонажей. В произведении два главных героя, три второстепенных и один эпизодический.

Основные герои

Иван Тимофеевич
Иван Тимофеевич — начинающий писатель, молодой дворянин (паныч), от его имени рассказывается история. По долгу службы он приехал в Малороссийскую пустыню. Умный человек, ему не нравится выражение раболепной преданности крестьян, он не принимает всерьез колдовство местной ведьмы.

Иван Тимофеевич как образованный человек пытается дать научное объяснение своим сверхъестественным способностям, но безуспешно. По предсказанию, герой — добрый, но слабый человек, и доброта его не сердечная, а сердце у него лениво, холодно, он никого особо не полюбит.

Олеся
Олеся — девочка 24 лет, живет в лесу с бабушкой-ведьмой, тоже владеет колдовством. Она очень красивая, добрая, умная, не умеет читать, но речь у нее правильная, как у молодой женщины. Она благородна и величественна, что проявляется как в том, как она сидит за столом, так и в ее любви. У девушки сильный характер: в отношениях с мужчиной она берет все на себя, освобождая возлюбленного от заботы о ней.

Олеся гордится своим таинственным даром и одновременно тяготится им. Иногда в его глазах застывает ужас потустороннего мира. Девушка знает, что способность призывать ей дал (лукавый). Это родовое проклятие передается по женской линии.

В лачуге Олеси нет фотографий, они с бабушкой в ​​церковь не ходят, и красавица не выходит замуж, потому что она должна венчаться в церкви. Однако влюбившись, девушка готова измениться. Ради любимого она ходит в церковь, но сталкивается с недопониманием, насмешками и жестокостью со стороны местных крестьян, которые ее избивали.

Второстепенные герои

Ярмола
Ярмола — лесоруб, временный «слуга, повар и товарищ по охоте» Ивана Тимофеевича. Этот персонаж — браконьер, пьяница, равнодушный к своей семье, который голодает. Его считают самым бедным и ленивым человеком в деревне, но он прекрасно знает лес, повадки животных, молча появляется из рощ и исчезает в них тоже.

Ярмола вдруг загорелся страстным желанием овладеть грамотой ради родного села: уметь расписываться на правительственной бумаге. Усилия мастера по просветительству ни к чему не привели, только механическое написание фамилии как-то уступило ему. Неожиданную принципиальность герой проявил в связи со знакомством Ивана Тимофеевича с ведьмами на болоте: сначала отругал, а потом и вовсе отвернулся от полюбившегося ему хозяина.

Мануэлиха
Мануилиха — бабушка Олеси, в деревне она считается старой ведьмой. С годами ее колдовская сила поубавилась, старуха занята сбором трав, лечением, иногда гаданием. Вам дано видеть судьбу людей. Однажды Мануилиху изгнали из села, обвинив в смерти ребенка женщины, которой пригрозила ведьма.

Старая ведьма — загадочный персонаж. Неизвестно, как Мануилиха оказалась в этих местах. Из его разговора видно только, что он родом из Амченска (Мценск Орловской области). Литературная речь племянницы идет от нее. Олеся сказала, что ее бабушка много знает и многое видела.

Евпсичий Африканович
Евпсичий Африканович — местный сержант, милиционер, обладатель чудовищного трупа, занимающего две должности. Персонаж известен своей слабостью к выпивке. Поддерживает порядок в поселке и окрестностях. Сам он происходит из духовного.

Видимо поэтому Мануилиха и Олеся не дают ему покоя, не посещая церковь и колдовство. Сержант сказал им, что в двадцать четыре они должны будут покинуть помещичью хату.

Неприкосновенность Эпсицио Африкановича пошатнулась перед двумя бутылками Старки и старинным пистолетом, подаренным Иваном Тимофеевичем.

Эпизодический герой

Никита Назарыч Мищенко — писарь в соседнем имении, бывший унтер-офицер. Я рассказал Ивану Тимофеевичу о приезде Олеси в церковь и о ее избиении местными жителями.

Глава 1

Иван Тимофеевич по служебным делам приехал в село Волынской губернии. Начинающему писателю было интересно познакомиться с обычаями местных жителей, сделать некоторые наблюдения для своих литературных экспериментов. К его большому разочарованию, жители деревни были крайне неразговорчивы. Крестьяне просто бросались к их ногам и пытались поцеловать их руки — наследие польского крепостного права.

Перечитав все книги, он отправился на охоту в сопровождении своего слуги, лесоруба Ярмолы. Плохая погода заставила их сидеть в четырех стенах и томиться от скуки. Для развлечения Иван Тимофеевич начал использовать местную карболовую кислоту и йод, но быстро отказался от этого занятия по причине его бесполезности. Столь же тщетной была его попытка научить Ярмолу читать и писать. Крестьянину было недоступно осмысленное чтение, он с трудом осваивал графическое изображение букв своей фамилии.

Глава 2

В зимнюю вечернюю метель Ярмола неожиданно завела разговор и рассказала о делах пятилетней давности, когда в селе жила колдунья Мануилиха со своей внучкой. Это были пришельцы: кацапы или цыгане. Местные жители выяснили, что старуха была волшебницей. Так было решено, потому что умер сын женщины, которая не давала Мануилихе денег. Смерть ребенка считалась его местью.

Фото по мотивам рассказа

Мальчики выгнали ведьму с внучкой из села, разбили их дом. Пожилая женщина едва избежала возмездия. С тех пор бабушка и внучка живут в лесу. Рассказчик заинтересовался этой историей, намерен навестить ведьму в лесу и просит Ярмолу отвести его к себе. Дровосеку такая идея не нравится и категорически отказывается.

Глава 3

Вскоре на охоте, преследуя зайца, Иван Тимофеевич заблудился. Он очутился в болоте, долго вышел и увидел хижину на сваях. В надежде, что это дом лесничего, он вошел и увидел старуху, похожую на бычью-ягу. Нет сомнений, что он попал в Мануилиху. Старуха хотела поскорее избавиться от злоумышленника, но предложила деньги за предсказание.

Как только гадалка закончила свои предсказания, в дверях появилась высокая девушка с зябликами в руках. Это совсем не походило на «чудеса» деревни, закрывавшие лица бинтами. Высокая черноволосая, с необычайно красивыми темными глазами девушка произвела впечатление на мастера. Олеся (так ее звали) рассказала Ивану Тимофеевичу, как идти домой. Очевидно, девушке понравился ведущий и она поздоровалась с ним. Она также позволила своему хозяину вернуться, но без ружья не любила охотиться: она жалела животных.

Попутно он рассказал о притеснении сержанта, который постоянно требовал от них денег. Когда ее спросили, беспокоится ли она, она с надменной самоуверенностью ответила, что торжество зла в ее глазах было торжеством зла. С улыбкой он вспомнил геодезиста, искавшего его ласки, и еще не вспомнившего их.

Дома Ивана встретила недовольная Ярмола. Причина недовольства — визит паныча к ведьмам.

Глава 4

С наступлением весны тропинки в лесу пересохли, и рассказчик снова направился к избе на болоте. Старуха Мануилиха не обрадовалась его приезду, Олеся, напротив, относилась к нему дружелюбно. Рассказывая с ней о гадании в целом, Иван Тимофеевич просил девушку сказать ему удачу, но она отказалась, так как она уже гадала на него, а судьбу дважды не искушать.

Фото по мотивам рассказа

Олеся не сразу согласилась раскрыть мастеру то, что ей сказали карты. Оказалось, что приятного ему было мало: слабый, не хозяин, голодный по женщинам, холодное сердце, он никого не полюбит, жизнь будет грустной. Но тому, кто его любит, придется горько. Девушка сказала, что в этом же году клубная дама полюбит его, и это обернется для нее долгой грустью и позором.

Иван не может поверить, что он может быть причиной таких неприятностей для дамы, но гадалка заверила, что все сбудется. По ее словам, она много знает без карт. Таким образом, по лицу он видит, что человек скоро умрет дурной смертью. Он взял это имущество у своей матери, а она — у бабушки. Так в их семье.

Глава 5

Женщины пригласили героя поужинать с ними на тушенке, а после этого Олеся предложила к хозяину. По пути она рассказала ему о своей бабушке, которая заботилась о людях, знала, где найти клад, и знала гораздо больше. Иван скептически отнесся к словам девушки, сомневался в существовании колдовских навыков и просил Олесю кое-что показать на практике.

Юная чародейка вытащила свой нож, сделала разрез на его руке и быстро заговорила о кровотечении. От раны осталась только царапина. Затем она сказала ему идти впереди нее и не оглядываться. Дважды герой неожиданно споткнулся о что-то и упал. На прощание Олеся спросила мастера, как его зовут, и тот ответил: «Иван Тимофеевич». Впервые в истории указывается имя рассказчика.

Глава 6

Иван часто бывает в избе Мануилихи, много времени проводит с Олесей. Все больше и больше молодых людей привыкают друг к другу. Каждый вечер девушка сопровождает Ивана Тимофеевича в дорогу, и в это время у них происходят интересные беседы. Олеся расспрашивает героя городской жизни о людях, задает вопросы о естествознании. Не только красота, но и живой ум, независимость девичьей натуры привлекают юношу.

Иван как-то сказал Олесе, что если она полюбит мужчину, ей придется венчаться в церкви. А как еще выйти замуж? Он ответил, что не может жениться и вообще появляться в церкви, так как с детства ему была предана душа (нечистый дух). Она уверена, что это придало сил ей, маме, бабушке.

Фото по мотивам рассказа

Иван ее отговаривает, говорит, что у него очень древние знания, раньше науки. Сам он не может привести убедительных аргументов, и Олеся не убеждена. Такие споры всегда вызывали раздражение, но Иван все же стал больше любить девушку. Но отношения с Ярмолой ухудшились. Лесоруб с панычем почти не общался, а держал его только из жалости к голодающей семье.

Глава 7

Однажды, придя, как обычно, к дому на болоте, рассказчик заметил, что бабушка и внучка на что-то рассердились. Олеся ничего не хотела говорить, но Мануилиха не выдержал и сказал мастеру, что у них есть местный сержант, приказал им убираться отсюда в один день. В противном случае он угрожал отправить ее домой в сопровождении двух солдат. Старуха не выплатила долг.

Дом, в котором жили Маниха и Олеся, принадлежал старому помещику. Он умер, и новый хозяин собирался осушить болота и не нуждался в гостях. Паспорта женщин не выпрямляли, им некуда было деваться. Иван обещал заступиться за них, но не был уверен в успехе.

Глава 8

Иван Тимофеевич пригласил к себе в гости сержанта Евпсичия Африкановича, соблазнил двумя бутылками старки, не экономя на характеристиках. Во время трапезы герой завел разговор о двух бедных женщинах, живших в лесу. Сначала Евпсихий Африканович был непреклонен, он ссылался на запретное искусство женщин, их злобу в обществе, их непричастность к храму Божьему. Однако герою удалось уговорить маршала оставить их в покое до тех пор, пока он не достиг договоренности с помещиком, но в обмен на услугу он получил отличное старинное ружье, корзину редиски и масло для жены.

Глава 9

После решения проблемы с милиционером отношения между Иваном Тимофеевичем и Олесей обострились, больше не было чудесных вечерних прогулок, которые они оба любили. Он всегда думал об этой необычной девушке, но рядом с ней был застенчив, неуклюж и неохотно.

Вдруг героя поразила болезнь. Шесть дней его мучила полесская лихорадка.

Глава 10

Прошло еще пять дней после того, как Иван Тимофеевич выздоровел и ушел в лес, к Олесе. Увидев ее, Иван понял, насколько она ему дорога. В тот вечер Олеся поприветствовала гостя и объяснила свою холодность страхом перед будущим. Он надеялся «избежать судьбы». Во время разлуки девушка пострадала и решила не убегать от судьбы, принять ее мучения, а испытать радость любви.

Герои признаются в своих чувствах и проводят волшебную ночь. Олеся пообещала любимому не ревновать и не сдерживать его. В эту ночь пусть живет только любовью. Она сказала о себе, что счастлива и готова встретить судьбу. Дурное предчувствие холодно закралось в душу Ивана.

Глава 11

История их любви длилась целый месяц, но на этом все заканчивается. Пора было уходить Ивану Тимофеевичу. Все чаще он думал о женитьбе на Олесе. Он вспоминал примеры, когда образованные люди женились на горничных и швеях и были счастливы. Однако Иван не мог представить себе лесную девушку в компании жен коллег, в другом платье и в другой обстановке.

Фото по мотивам рассказа

Возлюбленная героя признается возлюбленной, что ему нужно уйти, и предлагает ей выйти за него замуж. Олеся понимает невозможность этого шага. Она незаконнорожденная, невежественная, а он джентльмен, умный. Тогда ему будет стыдно за нее, он возненавидит ее. И он не может бросить бабушку. Лучше следовать за ним, но не жениться.

Иван подозревает, что его возлюбленная боится замужества и убеждает девушку, что Бог ее примет. Олеся же брак не приемлет, но для того, чтобы любимому было хорошо, она готова пойти в церковь. Иван чувствовал, что это может плохо кончиться, но он не послушался порыва сердца и не отговорил Олесю от этого шага.

Глава 12

На следующий день была Троицкая, Иван Тимофеевич уехал утром на работу в соседний город и не состоял на службе в церкви. Он вернулся уже в пять. Люди праздновали Троицу непристойными распитиями. Герой заметил, как люди меняются по отношению к нему: не было поклонов, только враждебные взгляды и любопытство. Один из алкашей произнес длинную отвратительную фразу о связи Ивана и Олеси. Схватив хлыст, Ивана смутило странное чувство меланхолии, которое когда-то уже случилось с ним… Он скакал домой.

Дома его ждал писарь Мищенко, от него Иван узнал, что Олеся в церкви. Крестьяне заметили ее приезд, посмотрели на нее, женщины перешептывались, а после мессы местные «девчонки» окружили ее, стали насмехаться и оскорблять. В конце концов, это было избиение. Он был почти измазан смолой, но девушке удалось спастись, камни полетели за ней. Убежав на безопасное расстояние, Олеся повернулась к толпе и с ненавистью закричала, что они еще раз пожалеют об этом. Услышав все, Иван Тимофеевич поскакал в лес.

Глава 13

Он застал Олесю без сознания, Манулиха напал на него, обвинив в случившемся. Именно из-за него племянница чуть не погибла, из-за него она ходила в церковь. Олеся пришла в себя и сказала любимому, что им нужно расстаться. Она и ее бабушка должны покинуть это место, потому что теперь любая проблема в деревне будет их виной, и люди будут приходить и убивать. Иван возражал, рисовал Олесе картины безмятежного счастья, но она была непреклонна: судьба помешала их счастью, разлука неизбежна. С наступлением ночи Олеся под предлогом усталости попросила Ивана уйти. С бабушкой они попрощались, не скрывая своей любви.

Глава 14

Вечером над городом бушевала страшная буря, град ударил по зерну, как будто его затоптали. Утром Ярмола подбежал к панычу и посоветовал ему как можно скорее бежать из села. Люди уверены, что грозу испортили ведьмы, они позаботятся об этом и ему, Ивану Тимофеевичу, тоже будет неуютно.

Герой быстро встал и рысью поскакал в лес, чтобы предупредить женщин о надвигающейся катастрофе. Когда он приехал, хижина была уже пуста, были следы поспешного отъезда. Иван собирался уходить, но вдруг заметил на оконной раме нитку красных бус, явно оставленную специально. Бусы — единственное, что ему осталось на память о щедрой любви Олеси.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести — писатель-мастер Иван Тимофеевич и лесная ведьма Олеся. Совершенно разные, они хорошо ладили, но не могли быть счастливы вместе.

  1. Описание Ивана Тимофеевича. Этот человек добрый, чуткий. Он смог увидеть в Олесе живое и естественное начало, потому что сам еще не был окончательно убит светским обществом. То, что он уехал из шумных городов в деревню, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная целительница верит в заговоры, гадает, общается с духами — ведьма. И все это привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальсификацией и надуманным этикетом. Но при этом сам Иван по-прежнему во власти мира, думает жениться на Олесе, но смущается, как она, дикарь, появляется в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «натурального» человека. Она родилась и жила в лесу, ее воспитательницей была природа. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, это гармонирует с его внутренним миром. Можно отметить следующие качества главной героини: она бунтарская, прямолинейная, искренняя, не умеет притворяться и притворяться. Юная волшебница умна, добра, достаточно вспомнить первую встречу с ней читателя, ведь она нежно несла цыплят на полях. Одной из главных черт Олеси можно назвать неповиновение, которое он унаследовал от Мануилихи. Оба вроде бы против всего мира: живут в сторонке в собственном болоте, официальной религии не исповедуют. Даже зная, что от судьбы не уйти, юная чародейка снова пытается, льстит себе надеждой, что с Иваном все наладится. Он оригинален и непоколебим, хотя любовь еще жива, он уходит, он все бросает, не оглядываясь. Изображение и характеристики Олеси доступны здесь.

Символы в повести

Автор обращает внимание на главный символ рассказа «Олеся» только в конце рассказа. Они становятся бусинками лесной волшебницы. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олеся, как и ее бусы, сложно не заметить. И причина тому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и отвага, идущие из самого сердца ведьмы.

Красный как символ

Красный — символ страстной любви, которая захватывает Олесю, делает ее еще более смелой и красивой. Однако красный имеет и другие значения: кровь, самоотречение. Любовь заставляет девушку бросать вызов другим и ходить в церковь, куда она не решалась ходить раньше, опасаясь «возмездия». Смелый поступок привел к несчастью (крови).

Авария заставляет Олесю принять непростое решение: отказаться от самого близкого ей человека. Дальнейшие отношения мастера только с лесной девушкой, имеющей репутацию волшебницы, не могут иметь хэппи-энда. Олеся жертвует своими интересами, прежде всего, ради Ивана Тимофеевича.

«Великая тайна любви» в произведениях Александра Ивановича Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет»

1. Какой конфликт находится в центре сюжета повести «Олеся»

? В чем новизна рассказа при внешней простоте сюжета?

2. Почему Ивана Тимофеевича привлекает история о местной ведьме?

3. Прочтите сцену появления Олеси. Что ожидал ее увидеть Иван Тимофеевич?

См. Также: Краткое содержание: Дикая собака Динго, или Сказка о первой любви

4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как его характеризует это недоверие?

5. Чьими глазами показаны события истории? Кому из персонажей даны характеристики? А кому НЕ дана фича?

6. Какова функция эпизода хиромантии Олеси? Что Олеся говорит о доброте Ивана Тимофеевича? Он прав?

7. Какие действия Ивана Тимофеевича позволяют судить о его чувствах к Олесе?

8. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси?

9. Каково значение концовки рассказа?

10. Сравните изображения Олеси и княгини Веры из рассказа «Гранатовый браслет»

… Что подчеркивает Куприна в облике Веры Николаевны?

11. Из каких источников читатель узнает о любви Желткова?

12. Какие детали можно использовать для воссоздания психологического портрета Желткова?

13. Что значил браслет для Желткова? Зачем он его Вере послал? Какая реакция окружающих на подарок?

14. Был ли трагический эпилог предрешен? Кто виноват в этом?

15. Почему самоотверженная и беззаветная любовь ушла от Веры? Изменится ли это после опыта?

16. Что генерал Аносов говорит о любви? Ты с ним согласен?

Состав

В своем первом рассказе «Олеся» (1898) А.И. Куприн выразил мечту о существовании человека, не испытавшего никакого влияния противоречивой среды, общества и живущего только своими искренними порывами.

Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Он не знаком с цивилизацией, с детства живет в лесу, окруженный древними верованиями предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды социальные нормы поведения, она распознает только зов души, ее истинные потребности, которые умеет слушать и различать.

По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совершенно другого мира: она знакомится с человеком, рожденным и выросшим в городе, испытавшим на себе все «развратное» влияние цивилизации. Между персонажами возникает искреннее чувство, раскрывающее сущность персонажей обоих.

В рассказе, полном бытовых подробностей, Куприн выразил свои мысли о внутреннем преображении личности через любовь. Сама природа подарила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родственными душами. В то же время это ограничивало их возможности. Кто-то может преодолеть этот предел, кто-то не способен…

На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли: любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. К тому же это может закончиться настоящей трагедией.

В чем причина такого развития событий? Я думаю, в основном, о характере героя, о его характере, который сформировался под влиянием городской интеллектуальной среды. Иван Тимофеевич обладает положительными качествами: он добрый, вежливый, образованный. Однако ему не хватает главного — цельности натуры, искренности, умения слушать свое сердце и не бояться следовать его зову. В герое преобладают всевозможные социальные предрассудки, преодолеть которые он не может. Недаром автор характеризует Ивана Тимофеевича как человека с «ленивым» сердцем, эмоции которого подавляются разумом и стереотипами.

Мы чувствуем, что в душе «цивилизованного» героя есть некий моральный изъян, который мешает ему быть счастливым и дарить счастье другому человеку. Этот человек психически глухой и равнодушный, он просто не умеет думать и заботиться о других.

Итак, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает, чем закончится желание Олеси пойти в церковь. Кроме того, герой дает возможность любимой убедить себя в необходимости их разлуки.

Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки и даже самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть село, поскольку им угрожает серьезная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев во многом разрушена, не говоря уже о сердце Олеси, искренне любившей Ивана Тимофеевича.

Таким образом, мы видим, что главный конфликт истории заключается в столкновении и противостоянии двух человеческих типов: «естественного» и «гражданского». По мнению писателя, они явно связаны с противоречием между «естественным» обществом и «социальным» обществом».

Мир, из которого были изгнаны Олеся и старуха Мануилиха, — деревенский мир — олицетворяет в истории общество современного писателя. Куприн показывает, что он лишен поэзии и гармонии, жесток и уродлив. Автор подчеркивает необычайную неразвитость его жителей (Ярмола, деревенские женщины), их раболепные привычки (желание при каждом удобном случае целовать руку «хозяина»), ужасную клевету, темноту, совмещенное невежество с невежеством почти звериная жестокость (убийство конокрада Яшки, готовность побить камнями Мануилиха с Олесей).

Коллективный портрет этого мира — пьяная деревенская толпа на праздник Пресвятой Троицы: «Невыносимо горячий воздух, казалось, весь пропитался отвратительным смешанным запахом подгоревшей водки, лука, овчины, тулупов., Крепкого бакуна махорка и пары грязных человеческих тел. Осторожно пробираясь сквозь людей и с трудом сдерживая Таранчика, качая головой, я не мог не заметить, что меня со всех сторон сопровождают бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды».

Эта ревущая, необузданная и вонючая безликая масса была готова на все: искалечить, уничтожить, убить любого постороннего, и не только Олесю, но и Ивана Тимофеевича.

Мы видим, что те, кто ходят в церковь и считают себя христианами, хуже зверей. Олеся это поняла давно, исключив саму возможность общения с миром, неся зло: «Нам не нужны люди». Но она готова их понять и простить, и даже уйти, отказавшись от своего счастья, чтобы не доводить людей «до греха». Но село хочет не примирения, а разрушения и насилия.

Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, — рассказывает Куприн своей историей. Современная цивилизация рождает таких людей, как Иван Тимофеевич — он убивает в них душу, лишенную самого главного — трепещущего и жаждущего сердца. Вот почему истинные сантименты в человеческом мире обречены на трагическую смерть.

Темы

  • Основная тема рассказа — любовь Олеси, ее готовность пожертвовать собой — является фокусом произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретить настоящее чувство.
  • Еще одна важная смысловая ветвь — тема противостояния обычного мира и мира естественных людей. Жители деревень, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденной мысли, пронизанной предрассудками, условностями и клише. Мировоззрение Олеси и Мануилихи — это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями возникает тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главного героя, незаменимый помощник, благодаря которому Мануилиха и Олеся без нужды живут вдали от людей и цивилизации, природа дает им все необходимое для жизни. Эта тема более подробно освещена в этом эссе.
  • Роль пейзажа в истории огромна. Это отражение чувств персонажей, их отношений. Итак, в начале романа мы видим солнечную весну и, в конце концов, разрыв отношений сопровождается сильной бурей. Подробнее об этом мы писали в этом эссе.

Проблемы

Тематика рассказа разнообразна. Во-первых, писатель резко очерчивает конфликт между обществом и теми, кто в него не вписывается. Потом, зверски изгнав Мануилиху из села, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи не проявили агрессии по отношению к сельчанам. Общество не готово принять тех, кто чем-то отличается от него, кто не пытается притворяться, потому что они хотят жить по своим правилам, а не по образцу большинства.

Проблема отношения к Олесе наиболее ярко проявляется в сцене ее похода в церковь. Для русских православных села было настоящим оскорблением то, что служитель нечистой силы, по их мнению, пришел в храм Христа. В церкви, где люди просят милости у Бога, они сами совершают жестокий и беспощадный суд. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе искажены представления о справедливости, добра и честности.

Отношения Олеси и Ивана Тимофеевича по повести Олеся (Куприн А. И.)

Олеся — человек природы, выросший в лесу под опекой бабушки. Девушка наделена мистическими способностями. Очарование героини заключается в ее естественности и абсолютном единении с природой. В произведении неоднократно говорится, что Олеся не могла существовать вне своего леса. В этом нет никакой искусственности. Все, что есть у девушки, дано ей природой. Это естественно, в нем безграничное очарование и чистота помыслов.

Такой человек далек от плетения козней, но в то же время перед ними он беззащитен.

Олеся и «паныч» не могли быть вместе, так как выросли в разных условиях. Девушка не будет ладить с людьми, которых избегает с детства, а герой не променяет свои услуги и образ жизни на лесные просторы. Конечно, в поведении Олеси по отношению к Ивану Тимофеевичу нельзя не отметить благородство: ради любимого человека героиня фактически жертвует собой. К тому же в каждом действии кроется нравственная красота: сначала девушка пытается спасти героя и себя от беды, жертвуя своими чувствами; он также никогда ни в чем не обвиняет близких.

До зарождения чувств была зима: герои не знали друг друга, на душе было холодно. Знакомство, сближение происходит весной — в традиционную пору любви. Пик ощущений приходится на лето, самое жаркое и яркое время года. И, наконец, прощание сопровождается грозой и сильнейшим градом, разбивающими надежды на будущее. Поэтому состояние природы и этап отношений между главными героями неразрывно связаны.

Основная идея повести «Олеся» передана через рассказ о взаимоотношениях героев. Никогда не нужно переделывать, «поправлять» человека под себя: такие попытки могут привести к непоправимым последствиям. Необходимо принять позицию, образ жизни любимого человека, как он есть.

Конец рассказа, как и конец отношений Олеси и Ивана Тимофеевича, обозначен серией красных бус — это главная художественная деталь конца рассказа, главный символ. Украшение — это последние новости от Олеси, память о ней и выражение пламенной любви. Бусинки красного цвета неслучайно — они символизируют всю силу и полноту чувств. Эта нить — своеобразная часть души Олеси, которая осталась в руках Ивана Тимофеевича.

Смысл

Идея рассказа состоит в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются гораздо более благородными, деликатными, вежливыми и добрыми, чем само «цивилизованное» общество. Автор предполагает, что жизнь стада размывает личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и распущена, часто подавляется худшим, а не лучшим. Примитивные инстинкты или приобретенные стереотипы, такие как неверно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Таким образом, жители деревни оказываются более дикими, чем две колдуньи, живущие в болоте.

Основная идея Куприна — люди должны снова обратиться к природе, они должны научиться жить в гармонии с миром и самими собой, чтобы их холодные сердца растаяли. Олеся пыталась открыть Ивану Тимофеевичу мир истинных чувств. Она не могла понять это вовремя, но таинственная ведьма и ее красные бусы навсегда останутся в ее сердце.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг