- История создания
- Читательский дневник по комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера
- Сюжет
- Очень краткий пересказ
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Действие четвертое
- Действие пятое
- Подробный пересказ комедии Мольера Мещанин во дворянстве
- Жанр пьесы
- Действие V
- Действие IV
- Главные персонажи
- Главные герои
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Действие четвёртое
- Действующие лица
- Действие III
- Действие I
- Мольер. Все произведения
История создания
Осенью 1669 года гости Османской империи должны были посетить столицу Франции. Правитель очень помпезно хотел встретить послов, но не смог удивить прибывших, их не тронули ни богатство двора, ни роскошное убранство дворца. Многие из них также заявили, что прием был очень плохим и плохим.
И хотя позже выяснилось, что делегация состояла из толпы самозванцев, репутации короля Людовика XIV был нанесен серьезный удар, чтобы хоть как-то отомстить нарушителям, правитель приказал Мольеру написать комедию, высмеивающую манеры и манеры традиции турок самым жестоким образом.
Талантливому драматургу ничего не оставалось, как начать создавать комедию. А спустя короткое время в Королевском театре состоялась премьера спектакля «Турецкая церемония». Но позже автор переделал пьесу, добавив насмешки дворянства, и дал опере новое название «Буржуа в дворянстве».
Читательский дневник по комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера
Сюжет
Мсье Журден ждет на обед свою любимую маркизу Доримен. Благородство стало его навязчивой идеей. Чтобы не потерять лицо, он нанимает разных мастеров: для обучения танцам, музыке, философии. Он также готовит отличный обед в честь Доримены. Но он не пригласил жену на обед. Граф Доран помогает ему в любовных делах. Но у него самого есть планы на овдовевшую маркизу. Дар Журдена, бриллиант, выдает его за свой собственный.
Безумный Журден отвергает претендента на руку своей дочери Люсиль: ее парня Клеонта общего происхождения. Слуга Клеонта Ковиль обещает уладить дело в удовольствие хозяйки. Жених выдает себя за сына турецкого султана. Журден начинал в мамамуси, то есть в паладине. В конце концов, Журдена обманывают все, кто догадывается, что происходит: Доран с Доримен, Люсиль и даже мадам Журден. Именно мадам Журден без промедления посылает за нотариусом для оформления брака с «турком». Доран и маркиза тоже хотят узаконить свои отношения. Журден уверен, что Доран делает это, чтобы отвести взгляд своей жены. Довольный собой, он приглашает всех полюбоваться балетом.
Очень краткий пересказ
Если вкратце рассказать сюжет «Буржуа в дворянстве» Мольера, получится примерно следующее.
Скромный, но богатый человек, мсье Журден всеми силами пытается войти в «круг избранных» — титулованных маркизов и графов. Но у него нет доступа к высшему свету, несмотря на то, что он получил значительное богатство от отца.
Журден не теряет надежды осуществить задуманное. Чтобы сказать несколько слов о нем в королевской спальне, он берет уроки танцев и философии, шьет себе «благородный» костюм, ссужает большие суммы денег графу-шарлатану. Дурак Журдена выходит за все границы: он флиртует с маркизой Дорименой, поскольку флирт принят в высшем обществе, он даже готов пожертвовать счастьем своей дочери и соглашается жениться на ней исключительно с тем, кто даст ему доступ к вожделенному возвышению общество.
Жена видит, что ее муж совершает абсурдные поступки, что он смешон и жалок в своих попытках подражать высшему свету, смеется над ним, но в то же время ловко использует Журдена в своих корыстных целях. Она пытается направить мужа по верному пути, но безуспешно.
Тем временем Клеонт решает жениться на Люсиль, поскольку они оба уверены в чувствах друг друга и готовы к браку. Но господин Журден категорически отвергает жениха, ссылаясь на его неблагородное происхождение. Затем хитрый слуга Ковиль совершает блестящий ход: одев Клеонту как сына турецкого султана, он уверяет Журдена в пламенной любви этого «турка» к Люсиль. Обманутый Журден немедленно принимает брак, в то время как Доран признается в любви к Доримену и делает ей предложение.
В итоге все герои счастливы: все добились своей цели, ловко играя на нелепом желании Журдена выбраться «из грязи в богатство».
Действие первое
В 1 акте «Буржуа…» всего 2 явления. Автор знакомит читателя с учителями, которые пришли научить старшеклассника всему, что должен знать и уметь настоящий светский человек. Вроде бы искренне пытаются дать ему необходимые знания, но в ходе беседы читатель понимает: главное для учителя — получить деньги на обучение. Учителя предполагают: Журден на самом деле не хочет учиться.
Действие второе
Учитель танцев, затем учитель фехтования и, наконец, эксперт по философии по очереди дают уроки Журдену. Между учителями назревает ссора, каждый из которых пытается показать состоятельному клиенту, что его предмет является самым важным. Завязывается драка, после которой настает очередь философа попытаться дать Журдену хоть какие-то знания. Он хочет научить второй логике, но терпит неудачу: «ученик» только хвастается, что к нему приходят учителя, на самом деле он не хочет утруждать себя изучением какой-либо науки. Философ сдается и рассказывает Журдену самые элементарные вещи. Журден влюблен в Доримену (точнее, считает себя влюбленным), а потому, следуя светским обычаям, пишет этой знатной даме письмо, объясняющее свои чувства. Письмо оказывается глупым, философ пытается его исправить, но Журден настаивает на своей версии.
Приходят портной и подмастерье, одевают Журдена в немыслимый костюм, модный в высшем обществе, но сидеть на «благородном» воображаемом смешно и абсурдно.
Журден одет по последней моде
Действие третье
Официантка Николь, которую Журден вызвал с поручением, решает открыто выразить свои чувства: она открыто дразнит Журдена, называя его смешным, в то время как другие персонажи хвалят платье. Он также раскрывает «успехи» Журдена в фехтовании, легко нанося комический удар мечом.
Появляется мадам Журден, все еще надеясь объяснить мужу, насколько он смешон в ее жалких попытках изобразить благородного лорда. Ничего не помогает, Журден непреклонен.
В середине разговора между мужем и женой на сцене, как обычно, появляется Дорант, чтобы занять еще денег у «дойной коровы». «Как я могу отказаться от такого человека, который говорил обо мне сегодня утром в королевской спальне?» — радуется «благородный» мсье Журден и дает негодяю еще 200 луидоров. За это граф обещает пригласить маркиза Доримену на обед.
В явлениях 7, 8 и 9 начинается новая интрига: мадам Журден говорит Николь сказать Клеонте, что ему пора попросить руки Люсиль. Однако влюбленные ссорятся. Как обычно, небольшой спор разжигает чувства, и теперь Клеонт готов отправиться к отцу красавицы, чтобы объявить себя женатым.
В двенадцатом видении происходит разговор между его отцом и потенциальной девушкой Люсиль. Увы! Низкое происхождение и нежелание Клеонте лгать, чтобы скрыть правду, приводят к естественному результату: Журден категорически отвергает это.
Здесь слуге Ковьелю приходит в голову мысль: нужно сыграть Журдена, временно превратив Клеонта в сына турецкого султана. Такой благородный мистер Журден выдаст свою дочь, даже не спросив ее согласия!
Тем временем наступает час праздничного обеда, на который Журден пригласил Доримен. Граф ведет ее за руку. Начинается балет, за которым следует роскошный банкет. Хитрый Доран с легкостью крутит на пальце тщеславного Журдена, уверяя маркиза, что все дары несостоявшегося «дворянина» на самом деле от него.
Мсье Журден приветствует маркиза Доримена
Действие четвертое
Есть вечеринка. Мсье Журден изо всех сил старается быть добрым к маркизе, будучи уверенным, что ему удалось разбудить огонь любви в своей душе. Умный Дорант намеренно обманывает их обоих, рассказывая Доримен о подарках, сделанных за счет невинного филистимлянина, и Журдену о том, как вести себя в высшем обществе, чтобы доставить удовольствие красивой даме. В разгар веселья неожиданно появляется мадам Журден, которая давно подозревает, что муж пытается ее предать. Он разбрасывает банкет и уходит.
Сюда камердинеры приводят Журдена «переводчика» — трансвестита Ковиля. Он рассказывает хозяину дома о визите сына турецкого султана, а также о том, что этот дворянин влюбился в Люсиль и просит ее руки и сердца.
Ласковый Ковиль умело сочиняет настоящую сказку, уверяя Журдена, что его отец был вовсе не торговцем тканями, а знатным дворянином и имел дело с тканями только потому, что был в них знатоком и «отдал их друзьям за деньги».
Журден готов поверить в любую сказку, даже немного ближе к мечте стать благородным человеком в одночасье. Земля подготовлена: можно продолжать. Ковиль совершает решительную атаку, заявляя, что вот-вот появится «турок.
Действительно, Клеонт входит рано, замаскированный под турка. Он сопровождается антуражем песен и танцев. Далее следует описание обряда, который в спешке превращает нашу буржуазию в «турецкого дворянина» — мамамуши. Теперь он благородный человек, поэтому сын турецкого султана может легко ухаживать за дочерью Мамамуши, не теряя ее достоинства.
«Сын турецкого султана» Клеонт и Журден
Действие пятое
Избитый палками в процессе обряда «обращения в дворянство», Журден, одетый в немыслимый костюм, встречает свою жену, которая уверена, что ее муж «совершенно сумасшедший».
Между тем, у Доранта и Доримены также есть объяснение: маркиза соглашается выйти замуж за Доранта, чтобы контролировать как ее сердце, так и ее состояние. В конце концов, он до сих пор не знает, откуда у графа деньги на большие подарки.
Приглашается Люсиль, которая сразу узнает своего возлюбленного и сразу соглашается на брак, от которого она ранее категорически отказалась. Подходит и мадам Журден, Ковиль спокойно объясняет ей, в чем проблема. К удивлению и восторгу ее мужа, она слишком легко принимает брак Люсиль, хотя ранее она настаивала на своем союзе с Клеонтой.
Люсиль выходит замуж за Клеонта, Доримен выходит замуж за Доранта, Николь выходит замуж за Ковеля. На этом игра заканчивается. Мсье Журден обманут, все счастливы, все получили то, что хотели.
Подробный пересказ комедии Мольера Мещанин во дворянстве
Спектакль «Буржуа в дворянстве» принадлежит к одному из самых значительных произведений классической литературы Франции. Комедия, как и другие произведения Мольера, гротескно показывает человеческое тщеславие и глупость, высмеивая эти качества.
Из истории совести комедии известно, что Мольер в 1670 году приказал написать и поставить ее королем Франции Людовиком XIV и что он должен был публично высмеивать обычаи и традиции турок. Годом ранее делегация из Турции, незаконно выдавая себя за посольство султана, унизила короля, сообщаем, что лошадь их государя украшена лучше и богаче, чем лошадь французского монарха.
В своей комедии, которую Мольер создал за 10 дней, автор не только выполнил заказ, но и расширил круг высмеиваемых людей, включив в него собирательный образ французского буржуа, вынашивающего идею стать аристократией. «Буржуа в благородстве» из первого акта погружает зрителя в мир комедии, где жизнь главного героя превращается в фарс.
Действие пьесы происходит преимущественно в доме богатого купца Журдена, который, будучи в солидном возрасте, решил стать аристократом. Он направляет всю свою напористость на подражание образу жизни представителей высших сословий. Его действия и поведение настолько нелепы и нелепы, что он становится посмешищем перед другими. Честолюбие и попытки быстро превратиться в аристократа превращают Журдена в сумасшедшего, за счет которого комфортно живут портные, учителя танцев, фехтования, музыки и философии. Эти люди включают его опекуна на пути к высшему классу, графа по имени Дорант.
В попытке стать аристократом Журден выступил против планов жениться на своей дочери, которая влюблена в Клеонту, тоже из купеческого сословия. Клеонт, испытывая взаимные чувства к Люсиль, которую зовут дочь Журдена, играет комедию с превращением в богатого турецкого дворянина.
«Буржуа в дворянстве» — одна из самых популярных постановок в театрах мира. Он состоит из пяти действий, не равных по времени. В оригинале постановка представляет собой симбиоз балета-комедии, в котором танец и музыка играют особую роль в сатирическом отношении к Журдену. Сочетание балета, оригинальной музыки и диалогов персонажей, в которых раскрываются характеры героев, создает поистине неповторимую атмосферу театра 17 века.
Комедия представлена серией забавных, комичных и занимательных эпизодов, в которых главный герой Журден предстает перед зрителем сумасшедшим, пытающимся реализовать свои запредельные амбиции.
В первом акте спектакля Журдена окружает лесть учителей музыки и танцев. Поскольку хозяин дома на пути к аристократии выбрал маркиза Доримену как даму сердца, он намерен организовать вечеринку с представлением и таким образом создать о себе благоприятное мнение и очаровать ее. Для этого он нанял учителей танцев и музыки, которые всячески осыпают Журденом комплименты за его чудесную внешность и представляют развлекательную программу. Хозяин, представившийся учителям в яркой и мрачной одежде для их похвалы, предлагает им остаться и оценить его новый костюм, который вот-вот наденут.
Второе действие начинается с того, что на сцене появляется мастер фехтования, с приходом которого между мастерами начинается спор о том, что для аристократа важнее: умение владеть рапирой, танцем или музыкой. Спор перерастает в ссору. Учитель философии, приехавший в дом Журдена, пытается разделить скандалистов, заявляя им, что его наука является наиболее важной для аристократа, за которого он получил пощечину. После того, как измученные учителя прекратили борьбу, довольно избитый философ дает урок Журдену, который делает вывод из услышанного, что он может выражать себя только в прозе. В этот момент доставляется новый костюм, и Журден, одетый в него, продолжает прислушиваться к соблазнам присутствующих учителей, таким образом пытаясь получить больше денег от торговца.
В третьем акте, самом продолжительном в пьесе, действие начинается с того, что жена Журдена пытается убедить мужа, что его поведение — только развлечение незнакомцев. Создавайте проблемы для семьи. Его поведение глупо и глупо, и незнакомцы извлекают выгоду из этого, в том числе его друг граф Дорант. Однако его слова не находят понимания у Журдена, а граф Доран, прибывший в дом купца, ухаживая за ним и осыпая его комплиментами, получает крупную сумму денег в долг. Граф также предлагает Журдену проявить еще большее великодушие, так как вечером его дама сердца, маркиз Доримен, придет к нему, чтобы лично оценить храбрость мастера.
Тем временем жена Журдена одобряет выбор своей дочери Люсиль, молодой буржуа Клеонты, ищущей его руки. Клеонт безуспешно пытается добиться согласия Журдена на брак, что он категорически против, как молодой человек неблагородного сословия. Однако слуга негодяя Ковиль советует Клеонту реализовать план, в соответствии с которым Журден добровольно отдаст за него свою дочь.
В четвертом действии Ковиль воплощает эту идею и ставит турецкий фарс. После того, как жена Журдена сопровождает графа Дорана и маркизу Доремену, обвиняя их в негативном влиянии на ее мужа, переодетый Ковиль приходит домой, изображая из себя аристократа. Он сообщает Журдену, что пришел к хозяину дома с сообщением о том, что пребывающий в городе наследник турецкого султана безумно любит его дочь, и предлагает лично встретиться с предполагаемым зятем. Предлагает свои услуги переводчика.
Ослепленный радостью, Журден приветствует «турецкого аристократа» с распростертыми объятиями и с радостью соглашается выйти за него замуж как Люсиль. Сын турецкого султана, замаскированный под Клеонта, говорит чушь, которую Ковиль «переводит», одновременно приглашая Журдена немедленно вступить в ряды турецкой аристократии, приняв чин мамамуши — благородный титул, придуманный естественным образом.
Пятый акт начинается с того, что Журден одет в турецкую одежду, тюрбан и мантию. Им выдают турецкий меч и просят дать присягу посвящения в ряды турецкой знати, что, конечно, непонятно. После этого радостный Журден вызывает Люсиль и объявляет о своем согласии жениться на ней как на наследнице султана. Девушка, естественно, сопротивляется, пока не узнает трансвестита Клеонту и не примет волю отца.
Жена Журдена, поднявшая шум, возмущена решением мужа, но после того, как Коллин, уводя ее в сторону, говорит о целях плана, соглашается с решением мужа и приказывает немедленно отправить нотариуса для оформления брака.
Комедия «Буржуа в дворянстве» считается одним из любимых произведений мировой литературы, а Журден — наиболее ярким персонажем в творчестве Мольера. Автор с непревзойденным мастерством высмеивает честолюбие и тщеславие, высмеивает нелепые попытки людей занять не то место. В собирательном образе Журдена представлен формирующийся класс французской буржуазии, который умеет зарабатывать, но не имеет образования. В пьесе искусно и сатирически представлены лжецы, льстецы, стремящиеся разбогатеть за чужой счет.
Жанр пьесы
Чаще всего Мольер в своих произведениях пытался показать людям их пороки. Но центральной темой пьесы было высмеивание простого буржуа, который любыми способами пытается стать аристократом.
Написание этой книги было вызвано насущными проблемами, существовавшими в то время в обществе. В то время обедневшая аристократия должна была общаться и принимать в свои круги обычную буржуазию, у которой были дополнительные средства. Они легко приобрели дворянские титулы и семейные активы.
Читая произведение, сразу понимаешь, насколько абсурдной была сама идея. Главный герой «Буржуа в дворянстве» Журден — богатый буржуа, вынужденный стать заложником собственных амбиций и желаний. Мечтая стать дворянином, он начинает брать уроки, чтобы получить образование, как и остальная знать, но не желает тратить на это много времени. Это приводит к тому, что он становится всеобщим посмешищем, поскольку суть его не меняется от приобретенных знаний, а остается прежней. Он по-прежнему груб, сварлив и агрессивен.
Таким образом, автор подводит к основной мысли читателя о том, что нельзя стать тем, кем не являешься изначально. Пожилой мужчина, разбогатевший на своем труде, позволил учителям вывести из своего кошелька значительную сумму и втянуть себя в аферу, инициированную окружающими его людьми во главе со слугой Ковиэлем, в результате чего вместо вожделенного титул дворянства он получает только ложное достоинство турецкой аристократии.
Писатель пытается показать, что излишнее тщеславие и высокомерие могут стать большим препятствием и в конечном итоге помешать вам достичь желаемой цели. А незнание и зависть обязательно выставят персонажа в комическом свете. Об этом рассказывает комедия «Буржуа в дворянстве».
Действие V
Мадам Журден обнаруживает, что ее муж уже посвящен в новое «достоинство». Она уверена, что он сошел с ума. Доран предлагает маркизу полюбоваться происходящим и хвалит предстоящий балет. Заменив гнев жалостью, она упрекает его в непомерных затратах и первая говорит о браке. Оба поздравляют Журдена с притворной серьезностью с его новым титулом.
Журден звонит дочери, чтобы познакомить ее с турецким женихом. Сначала девушка решительно отказывается выходить за него замуж, поэтому она узнает свою возлюбленную Клеонту по-турецки. Вы даете свое согласие. Мадам Журден нарушает идиллию. Он не позволит, чтобы Люсиль выдавали за «какого-то шута». Только шепот Ковиэля открывает глаза на правду. Кстати, он тоже организовал свою судьбу: Журден пообещал ему в жены служанку Николь.
Мадам Журден соглашается подыграть и немедленно вызывает нотариуса. Доран объявляет, что в этом случае он одновременно заключит брачный контракт с маркизом. Журден уверен, что граф делает это, чтобы отвести взгляд мадам Журден. Пока не приедет нотариус, все идут на балет.
Действие IV
Праздник и веселье прерывает появление разъяренной мадам Журден. После устроенного ею скандала маркиз вместе с графом уволен. Затем появляется замаскированный Ковиль. Он начинает с бессовестной лести, которую готов подтвердить перед всем благородным происхождением Журдена. Похоже, он познакомился с отцом Журдена и был явным дворянином. Ковиль принес еще одну новость: наследник турецкого султана с нетерпением ждет встречи с Люсиль. И этого Журдена не смущает то, что он похож на печально известной Клеонту. А чтобы свести Люсиль по знати с турком, муфтий проведет обряд посвящения Журдена мамамуши (паладинам), то есть турецкому аристократу.
Случайный свидетель появления Клеонты и экзотических гостей в доме, поющих и танцующих по-восточному, Доран принимает участие в «забавной истории».
Главные персонажи
При анализе «Буржуа в дворянстве» необходимо учитывать особенности главных героев. Все они имеют свой характер, достоинства и недостатки:
- Главный герой спектакля мистер Журден — человек, страстно мечтающий получить дворянский титул. Он по-своему наивен, непосредственен, великодушен, но в то же время глуп и безрассуден. Желая пополнить ряды аристократов, он совершает совершенно безрассудные поступки. Он уверен, что миром правят деньги, поэтому в стремлении стать идеалом прибегает к услугам дорогих портных и известных учителей. Его используют в своих целях как родственники, так и совершенно посторонние люди. Его грубость и невоспитанность создают серьезный контраст с претензиями на благородство и изящество.
- Жена Журдена описывается как полная противоположность ее мужу. Она хорошо образована, образованна и умна. Женщина, трезво смотрящая на ситуацию и оценивающая собственные возможности. Выйдя замуж за дочь, она ищет прежде всего мужчину, равного ей по духу и положению в обществе.
- В семье Доранта есть аристократы, но он дружит с главным героем исключительно в торговых целях. Он тщеславен, лукав, поэтому часто использует свой наивный характер и регулярно занимает у него деньги. Кроме того, он без колебаний раздавал подарки Журдена, которые он преподносит маркизе, как свои собственные.
- Вдова маркиз Доримен — член известной дворянской семьи. Именно из-за него Журден совершает свои глупые и безрассудные поступки. Женщина известна своим коварным и самоуверенным характером. Принимайте ее знаки внимания только подарками.
- Влюбленная пара — дочь Журдена, Люсиль и Клеонта. Их считают людьми нового поколения с хорошим образованием, они отличаются умом и находчивостью. Девушка отвечает молодому человеку взаимностью, не гонится за высоким статусом, открыто говорит о чувствах и желаниях.
Идея этого материала — показать аудитории, насколько глупо гнаться за заголовками. Автор открыто критикует аристократический юмор в своей пьесе, указывает на унижения, которым подвергаются простые люди из правящей знати.
Многие учителя настоятельно рекомендуют прочитать текст и попытаться понять суть. Желательно записать свои мысли в дневник, а затем тщательно их проанализировать. До сих пор многие цитаты из произведения «Буржуа в дворянстве» можно применить ко многим современным людям.
Главные герои
Мсье Журден — обыватель, мечтающий стать дворянином. Это звучит глупо и смешно, но окружающие поддерживают его игру в своих корыстных целях.
Мадам Журден — жена главного героя, которая пытается урезонить мужа.
Люсиль — дочь Журдена.
Клеонт — жених Люсиль, простолюдинка.
Ковиль — слуга Клеонтеса, находчивого и проницательного мальчика.
Доран — граф, часто занимающий деньги у наивного Журдена.
Доримена — маркиз, ради которой влюбленный в нее Дорант тратит все свои деньги.
Действие первое
Учителя приглашены научить Журдена тонкостям музыки и танцев, разговаривая друг с другом. Из их разговора читатель понимает, что они проводят занятия, чтобы отвести взгляд. Все они соглашаются со старшеклассником, считая, что большой кошелек компенсирует отсутствие каких-либо навыков. Учителя хвалят новый наряд Журдена, в котором он откровенно выглядит нелепо.
Действие второе
«Обучение» благородного младенца продолжается во всех необходимых науках. Учитель музыки должен подготовить для особенного гостя балет к вечеру. Он ждет хорошего вознаграждения и убеждает домовладельца устраивать музыкальные вечера два раза в неделю, как это делают все знатные джентльмены.
Журден занимается танцами и фехтованием. Каждый из наставников старается показать ему, что его предмет является самым нужным для обывателя. Бушует ссора. Мастер пытается их примирить, — спрашивает учитель философии. Он успокаивает коллег, цитируя Сенеку, но сам присоединяется к дискуссии, которая переросла в настоящую драку.
Урок философии еще начинается, но ученику не суждено ухватить нить рассуждений учителя. Журден не интересуется логикой, он также остается равнодушным к этике и физике. «Благородный» просит научить его читать и писать. Философ сдается и начинает учить его письму. Журден хочет писать любовные письма маркизу Доримену, он считает, что это соответствует традициям высшего общества. Он набросал текст заметки, попросил философа исправить его, но после долгих размышлений оставил свою версию. Следовательно, из любовного письма маркиза он должен был узнать, что бедному Журдену грозила смерть из-за ее прекрасных глаз.
Заказанный Журденом костюм готов. Привезли тут же. Совершенно лишенный вкуса господин все же заметил, что узор на ткани был неправильно расположен, а сама ткань подозрительно похожа на собственный костюм портного. Умные ученики убедили Журдена, что джентльмены теперь так одеваются и что это модно. В конце концов его развратило обращение к нему портных со словами «Ваша светлость», «ваше превосходительство». За это он щедро награждает их из собственного кармана.
Действие третье
Джентльмен решает прогуляться в новом костюме в сопровождении слуги. Официантка Николь смеется при виде своего хозяина и не может успокоиться. Жена Журдена возмущена своей внешностью и тем, что портные открыто издеваются над невежественным мужем. Она не теряет надежды, что муж еще сможет ее урезонить и что он перестанет быть общим дураком. Журден хочет удивить результатами обучения. Он занимается фехтованием с Николь, но девушка легко его побеждает.
Появляется граф Дорант. Он хвалит вкус Журдена и говорит ему, что его имя упоминается в королевских покоях. Буржуазия тает от этой похвалы. Произведя верное впечатление, Доран рассказывает об истинном предназначении прихода. Ему нужно еще двести ружей, чтобы погасить и без того довольно большую сумму предыдущего долга. Мадам Журден возмущена тем, что всякие мошенники используют ее мужа как дойную корову. Полагаю, граф не выплатит долг.
Доран радует Журдена этой новостью: он подарил маркизе бриллиантовое кольцо, подарок Журдена, и пригласил ее на балет. Николь невольно прислушивается к разговору. Он узнает, что хозяйка дома отправляется к сестре на весь вечер, чтобы ничто не мешало приятной встрече с маркизой.
Официантка посвящает хозяйку секрету Журдена. Между тем дама уже подозревает, что ее муж влюбился в женщину. Но теперь он думает о будущем дочери. Мать соглашается выйти замуж за Люсиль за Клеонту и предлагает молодому человеку не откладывать предложение. Николь в восторге от такого поворота, ей понравился слуга Клеонтеса.
Клеонт следует совету мадам Журден и приходит в суд. Главу семьи интересует происхождение супруга. Клеонт честно отвечает, что это не имеет ничего общего с дворянством, и сразу же отвергается. Дочь мсье Журдена должна быть маркизой — ее отец не примет ничего меньшего. Слуга Клеонта, Ковиль, успокаивает его и предлагает хитрый план свадьбы.
Доримена приходит в дом Журдена. Он принял этот визит, потому что было бы неосмотрительно встречаться с графом в его доме. Бедный Журден понятия не имеет, что Дорант делает все свои предложения в одиночку. Он учит буржуа, что нельзя упоминать драгоценности, подаренные в присутствии маркизы, так как это не принято в высшем обществе. Журден встречает даму глупым реверансом, отчего она смеется.
Действие четвёртое
Маркиза удивил великолепный прием. Увидев знакомое кольцо на руке, Журден называет его безделушкой. Думайте, что женщина знает, от кого пришел подарок. Хозяйка, вернувшаяся из гостей, расстраивает прекрасный вечер. Она недовольна тем, что ее муж в свое отсутствие устраивает обеды и принимает друг друга женщин. Граф берет на себя вину, но не помогает. Оскорбленная, Доремена немедленно покидает дом Журденов, Доран тоже уходит.
Ковиль идет к Журдену и представляется ему старым другом своего отца. Он говорит купцу, что он не из купца, а из знатной семьи. Журден поражен тем, что слышит. Он привык к другой родословной. Но это еще не все. Главная новость заключается в том, что сын давно влюбленного в нее турецкого правителя ухаживает за дочерью Журдена. Появляется Клеонт, одетый как турецкий принц. Он сообщает ему о своем намерении жениться через переводчика, которым является Ковиль. По их просьбе граф Дорант играет с ними. Он кланяется воображаемому принцу, выражая свое уважение. Гостей из Турции сопровождает танцующая и поющая свита.
Вместе они устраивают настоящий цирк: церемонию посвящения Журдена в турецкий язык. Буржуа бьют палками, чтобы убедиться, что это правильный путь. Ковиль убедил буржуа, что наследник турецкого престола не может ухаживать за дочерью обычного человека, поэтому Журден должен получить титул «мамамуши» — турецкого дворянина. Теперь они в равных условиях и могут стать родственниками. Журден с радостью верит в любую сказку, которая немного сближает его с любимым высшим светом.
Действующие лица
Прежде чем приступить к переосмыслению, необходимо вывести на сцену героев комедии. Они здесь:
- Месье Журден — мелкий буржуа по чину и положению, происходивший из купеческой семьи, представители которой сумели разбогатеть на продаже тканей.
- Мадам Журден — жена главного героя, трезвая и практичная женщина.
- Люсиль — молодая девушка, дочь Журдена, влюбленная в некую Клеонту.
- Клеонт — возлюбленный Люсиль, отвечает он взаимностью, молодой человек общего происхождения.
- Николь — горничная и доверенное лицо Люсиль.
- Ковиль — слуга Клеонта, питает нежные чувства к Николь, которая ему небезразлична.
- Доран — граф, частый гость в доме Журденов, и занимает деньги у главы дома.
- Доримена — маркиза, именно к ней пытается влюбленный Доран, он тратит на нее все средства, взятые в долг у мсье Журдена.
Помимо главных героев, есть еще второстепенные. Это учителя, которые приходят в дом Журдана, чтобы обучать главу семьи дисциплинам, которые он выбирает: философии, танцам, музыке и фехтованию.
Кроме них в шоу представлены портной с подмастерьем, певцы и певцы, камердинеры.
Действие III
Журден почти вышел на прогулку в новом платье, но приход жены и горничной Николь охладил его пыл. Они оба высмеивали костюм и другие подвиги вместе с учителями. Он называет их «сумасшедшими» и доказывает свое мастерство. Однако Николь начинает на лету повторять гласные и тоже умело, хотя и не по правилам, колет мастера рапирой.
Граф Доран навещает Журданов. У него есть настоящий титул, но его карманы пусты. Он был должен своему «другу» Журдену более пятнадцати тысяч лир и пришел просить еще две. Граф — поверенный в делах сердца Журдена, потому что он знает ту самую маркизу и дарит ей подарки от Журдена.
Мадам Журден воображает, что ее муж кого-то «бьет», но теперь ей предстоит решить более важный вопрос: организовать счастье дочери. Подходящий жених уже в голове: молодой Клеонт. Его чувства к Люсиль взаимны. Служанка одобряет хозяйку: ведь она сама отмечает невесту Ковеля, слугу Клеонты. Было решено, что в тот день Клеонт попросит у Журдена руки Люсиль.
Однако Журден отвергает молодого человека неблагородного происхождения. Предприимчивый Ковиль обещает разрешить дело шикарной шуткой о высокомерном «простаке». И его друзья-актеры помогут в этом.
Журден благоразумно отправляет жену обратно к сестре. На ужин приходит дорогой гость. Вдову маркиза сопровождает граф Доран. Фактически, он также является поклонником Доримена, счастливого соперника Журдена. Буржуазный подарок, бриллиант, он им сам преподнес. Встречи у нее дома или с графом могли запятнать репутацию маркизы. Поэтому ужин с возлюбленным в доме Журдена был очень кстати. Журден горит: он старательно, но неуклюже кланяется, произносит приветственную речь.
Действие I
В доме господина Журдена, богатого парижского буржуа, идут приготовления к праздничному обеду в честь некоего дворянина. Журден уверен, что из него был бы отличный дворянин. Поэтому в доме постоянно теснятся певцы, актеры, учителя музыки и танцев. Все видят грубость вкуса мсье Журдена, но он щедро расплачивается за свои причуды.
Журден присутствует на репетициях в новом роскошном халате, который сейчас в моде у всех аристократов. Все дружно хвалят его изысканный вкус. Журден считает, что «комфортнее слушать в халате». Первая песня кажется ему скучной. Напевайте песню про барашка. И снова хвала ему. Далее следует сцена с пастушками и пастушками, после чего все действие заканчивается балетом. В припадке юмора Журден даже танцует небольшой менуэт. Тогда впервые прозвучало имя человека, которого ожидали за столом: маркиз Доримен.
Мольер. Все произведения
- Дон Жуан
- Буржуа в дворянстве
- Мизантроп
- Воображаемый больной
- Негодяи Скапены
- Скупой
- Смешно застенчивый
- Трюфель или обманщик
- Школа жен