- История создания произведения
- Глава 1: Обнаружение беглеца
- Очень краткое содержание для читательского дневника
- Основные персонажи
- Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Разбор и анализ
- Главный герой повести
- Раскрытие проблем
- Композиция повести
- Другие персонажи
- Литературная экскурсия
- Короткий пересказ «Носа» Гоголя
- Идеи повести
- Социальная значимость
- Чему учит?
- Главные герои и их характеристика
- Гоголь «Нос» очень краткое содержание
- Художественное своеобразие
История создания произведения
«Нос» — произведение из цикла «Рассказы Петербурга». Он был написан в 1832-1833 годах. По одной из версий, сюжет повести основан на популярном французском анекдоте того времени. Но есть и другое мнение: прототипом героя стал один из современников писателя.
Гоголь несколько раз переписывал свое произведение, чтобы улучшить его и избежать цензурных комментариев. Так, в одном из вариантов фантасмагорические события, произошедшие с героем книги, объясняются его снами.
В 1835 году автор попытался опубликовать рассказ в журнале «Московский наблюдатель», но получил отказ. Издатели сочли это приземленным и обыденным. Однако Александр Сергеевич Пушкин был другого мнения. Он посоветовал Гоголю не отступать и отправить рассказ в другое издательство. В 1836 году «Нос» был опубликован в журнале «Современник».
Тема мистицизма часто появляется в творчестве Гоголя. В то время он уже публиковал рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых описываются сверхъестественные события, основанные на народных легендах. А в рассказе «Нос» автор умело переплетает мистику с действительностью, создавая новое направление — фантастический реализм. Этот прием позволил ему наиболее драматично охарактеризовать общество того времени.
Глава 1: Обнаружение беглеца
Петербургский цирюльник Иван Яковлевич проснулся утром от запаха свежего хлеба. Он отказался от кофе и сразу же набросился на еду. Разрезав кусок, мужчина наткнулся на что-то постороннее, довольно плотное; он положил инструменты и попытался взять предмет. К изумлению его и его жены, он обнаружил, что это был нос и хорошо известный нос коллежского советника Ковалева. Жена упрекала парикмахера в небрежности, ведь нос принадлежал ее клиентке.
Иван Яковлевич испугался: откуда нос — неизвестно, куда девать — непонятно. Не придумав ничего лучшего, цирюльник, завернув нос в тряпку, подошел к Исаакиевскому мосту и бросил его в Неву. За этим его поймал полицейский.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Однажды цирюльник обнаружил в хлебе, что его жена испекла нос Ковалёву, коллежскому советнику, брившемуся по воскресеньям и средам. Озадаченный цирюльник бросил артефакт в реку с моста.
Ковалев проснулся без носа, пошел заявить о пропаже начальнику милиции и встретил нос в форме, сабле и шляпе статского советника на улице.
Этот господин на карете доехал до Казанского собора и стал там молиться. Ковалев робко попросил его вернуться на свое место, но в основном заявил, что не понимает, чего хочет, и ушел.
Ковалев хотел прорекламировать в газете пропавший нос, но ему отказали, чтобы газета не потеряла репутацию.
В отчаянии Ковалев попросил помощи у частного судебного пристава, но сказал, что порядочному человеку не вырвать нос.
К Ковалеву подошел милиционер, взял его за нос и сказал, что его перехватили по фальшивому паспорту по дороге в Ригу.
Ни Ковалеву, ни доктору не удалось положить нос обратно. Но вот однажды он появился на лице своего хозяина, и он вернулся к жизни, как прежде, и был очень доволен собой.
Основные персонажи
Прежде чем приступить к пересказу повести Гоголя «Нос», следует ознакомиться с главными героями:
- Платон Кузьмич Ковалев — майор, служивший на Кавказе. Он заботился только о ее внешности, считая себя безупречным. В аннотации «Насо» видно, что за внешней красотой скрывался очень глупый и эгоистичный человек.
- Иван Яковлевич — местный парикмахер. В отличие от главного героя он не отличался привлекательной внешностью. Великий циник и пьяница.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
25 марта в Санкт-Петербурге произошел чрезвычайный инцидент. Проснувшись рано, цирюльник Иван Яковлевич увидел, что его жена испекла хлеб. Он решил съесть хлеб с луком, но, разрезав его пополам, вырвал нос и у чьего-то знакомого.
Его жена сердито кричала на застывшего от ужаса цирюльника, что он вор, тянет носы во время бритья и режет кому-то нос.
Иван Яковлевич узнал нос: он принадлежал Ковалеву, коллежскому советнику, которого цирюльник брил каждое воскресенье и среду.
Прасковья Осиповна решительно потребовала убрать страшную находку из комнаты. Ее растерянный муж не знал, как он попал в хлеб, и ужаснулся, подумав, что полиция найдет этот нос.
Иван Яковлевич завернул находку в тряпку и вышел с ней на улицу. Хотел куда-нибудь тихонько подбросить или уронить, как будто случайно, но тут знакомый остановил его, и охранник указал, что он что-то уронил.
На Исаакиевском мосту цирюльник молча бросил носом в воду тряпку.
Вдруг он заметил штаб. Он позвонил Ивану Яковлевичу и стал расспрашивать, что он делает на мосту. Он ответил, что просто смотрит на реку, но страж приказал не лгать. Тогда парикмахер пообещал бесплатно брить его 3 раза в неделю, но упорно пытался заставить его сказать, что он делает на палубе. Что было дальше с Иваном Яковлевичем, неизвестно.
Глава 2
Советник училища Ковалев проснулся и захотел посмотреть на прыщик, который вчера появился у него на носу. В зеркале отражалось лицо, но посередине вместо носа было гладкое пятно. Убедившись, что это не сон, ошеломленный Ковалев бросился к начальнику милиции.
Кроме того, автор знакомит читателя с этим официальным лицом. Ковалев 2 года занимал звание коллежского советника Кавказа. Чтобы придать себе большее значение, он называл себя все больше и больше.
Майор Ковалев гулял по Невскому проспекту каждый день. Одет он был очень прилично, аккуратные бакенбарды доходили до носа.
Майор приехал в Петербург в надежде найти достойную работу. Он был не прочь жениться, но в приданое ему дали 200 тысяч рублей. Потеряв важную часть лица, он также потерял надежду.
Закрыв лицо платком и показывая, что истекает кровью, Ковалев пошел по улице. Вдруг он увидел, как джентльмен в форме выскочил из кареты и вбежал в дом. В нем майор с ужасом узнал свой нос! Через 2 минуты он ушел. Он носил саблю на бедре, в красивой форме и, судя по шляпе, имел чин статского советника. Нос сел в карету и уехал.
Ковалев чуть не потерял голову и бросился за карету. Остановился у Казанского собора. Ковалев вошел в собор и увидел молящийся нос. По его шляпе и форме было ясно, что он имеет чин статского советника.
Набравшись смелости, майор стал внушать этому господину, что он должен знать свое место. Он не понимал предложений или делал вид, что не понимает.
Тогда Ковалев достойно объяснил ему, что это нос Ковалёва. Но он ответил, что он один и к тому же он служил в другом отделе.
Нос продолжал молиться. Ковалев обратил внимание на девушку, которая вошла в собор, и когда она повернулась к носу, ее не было.
Майор пошел к начальнику полиции, но не нашел его. Тогда он решил дать рекламу, в ней он хотел описать свой нос и попросить любого, кто его видел, доставить ему беглеца или хотя бы сказать, где его видели.
Но диспетчер газеты такое объявление не принял, так как это могло привести к потере репутации газеты.
Тогда майор пошел к частному приставу, но тот, желая вздремнуть после обеда, не захотел проводить расследование.
Дома Ковалев задумался и решил, что причина исчезновения носа с лица — месть и «магия» начальника штаба Подточина, который хотел выдать его замуж за свою дочь, а Ковалев не хотел выйти замуж.
В квартиру майора вошли апартаменты надзирателя, который в начале рассказа подозвал к себе цирюльника, взял его за нос и сказал, что его задержали, когда он сел в дилижанс, чтобы ехать в Ригу.
Ежеквартальный издатель поднял нос и сообщил, что парикмахер арестован за воровство.
Ковалев поблагодарил опекуна, вручив ему немного денег, и, когда он ушел, стал прикладывать нос к лицу. Но не прижилось!
Майор послал своего камердинера Ивана вызвать врача, который жил в этом же доме. Он не мог обойтись без, но посоветовал положить этот орган в банку с алкоголем и продать. Ковалев не согласился.
На следующий день майор написал письмо офицеру штаба, прося ее убедиться, что ее нос сегодня в порядке, иначе он пожалуется властям.
Из ответного письма было видно, что офицер ничего не понял, и Ковалев решил, что он не виноват.
Слухи о носу распространились по Санкт-Петербургу. Говорят, каждый день в 3 часа ночи он гуляет по Невскому проспекту, и туда стекаются толпы зевак. Потом раздался голос, гуляющий по Таврическому саду.
Светские ведьмы рассмешили женщин рассказом о нем, но респектабельные и благонамеренные люди были очень недовольны, так как считали распространение подобных изобретений вредным.
Глава 3
7 апреля утром Ковалев проснулся и, глядя в зеркало, увидел, что с носом все в порядке. Майор был в восторге.
Цирюльник Иван Яковлевич пришел побрить его, и он был удивлен, что его нос благополучно сидит на его лице. Когда ему захотелось очень осторожно взять кончик носа, чтобы облегчить бритье, Ковалев крикнул: «Ну-ну-ну, смотри!» Цирюльнику пришлось побрить его «без поддержки нюхания».
Ковалев пошел в кондитерскую, а потом на работу. Все относились к нему как обычно, и он наконец убедился, что его нос на месте. С тех пор майор всегда был в хорошем настроении и очень доволен своей жизнью.
В конце рассказа автор уверяет, что такие инциденты случаются редко, но все же случаются.
Разбор и анализ
Гоголевский «нос» развивается последовательно, хотя логику событий иногда трудно уловить. Композиция рассказа построена по классической схеме и состоит из трех глав:
- Сюжет, где дана характеристика персонажей, кратко описывает их быт и условия проживания. Он также логично разделен на три части: нахождение носа, попытка его выбросить и безуспешное устранение улик.
- Кульминация. Знакомство с майором Ковалевым и дальнейшие действия: обнаружение утечки, попытки вернуть и восстановить прежний вид.
- Блестящее лаконичное завершение, как всегда возвращение к жизни.
В сюжете повествования переплетаются реальные и фантастические события. Автор дает описание привычной для того времени жизни цирюльника и коллежского советника. Укажите достоверные даты и места Санкт-Петербурга, где происходили события. Единственная интересная деталь — это неконтролируемый нос. Но это естественно вплетено в ткань событий и не удивляет читателя, поскольку величайший абсурд имеет отношение к происходящему и мнению общества, поклоняющегося струнам.
Главные герои «Носа Гоголя» — не только люди, но и сам город. Они обладают следующими характеристиками:
- Петербург — это место, куда люди приезжают ради карьеры. Здесь нет ничего невозможного, и даже нос может обрести независимость.
- Образ маленького человека, встречающийся во многих произведениях Гоголя, здесь олицетворяет майор Ковалев. Для него главное — как он выглядит и какое впечатление производит, а отсутствие носа приводит его в отчаяние. Ковалев мечтает о более высоком чине и, находясь на своем уровне, точно знает, с кем говорить уважительно, а с кем — грубо. Встреча с собственным носом, который на три ступени выше его в рейтинге, полностью его расстраивает. Она понимает, что это только часть ее тела, но не знает, как с ней разговаривать, если ее социальный статус намного выше, чем у него.
- В рассказе ярко очерчен портрет носа. Это важно и достойно. В церкви он усердно молится, а Ковалев наблюдает за женщинами.
Главный герой повести
- Ковалев Платон Кузьмич — коллежский советник, считает себя майором высшей степени. Он ничего не видит, кроме своего носа, все его мысли о себе. Основная цель его жизни — успешная карьера.
Раскрытие проблем
Проблема повести «Нос» заключается в раскрытии пороков общества и отдельных героев. Следующие:
- Мещанство. Для Ковалева важно его звание. Мечтайте о блестящей невозможной карьере без носа. Для него главное — общественное мнение.
- Безнравственность. В рассказе нет ни одного положительного персонажа, аморальны буквально все. Цирюльник старается скрыть свою возможную вину и не хочет возвращать нос хозяину. Ковалев ведет себя аморально, а полиция занимается коррупцией.
- Лицемерие. Носик высокомерно ведет себя по отношению к низшему званию и не желает с ним общаться. Точно так же ведет себя и его владелец.
В своем творчестве Гоголь широко использует такой художественный прием, как гротеск. Нос принадлежит к высшему классу, по своему положению он намного значительнее своего владельца.
Комическое преувеличение можно найти и в отношениях между персонажами. Ковалев боится приближаться к своей части тела, а после аварии парикмахер начинает относиться к своему клиенту с невероятным трепетом.
Композиция повести
Гоголь классическим образом делит «Нос» на 3 части: 1 — экспозиция и постановка, 2 — кульминация, 3 — эпилог, счастливый конец главного героя. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя не всегда объясняется логика тех или иных событий.
- Первая часть включает в себя описание персонажей, описание их жизни, а также отправную точку всей истории. По своему строению он также состоит из трех завалов: обнаружение носа — намерение избавиться от него — освобождение от груза, которое оказалось ложным.
- Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалевым. Также есть врезка (обнаружение течи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как следствие, возврат носа.
- Третья часть однородна, это лаконичный светлый аккорд, завершающий произведение.
Другие персонажи
- Нос — часть лица Ковалева, ускользнувшая от хозяина и начавшая жить самостоятельно.
- Иван Яковлевич — цирюльник, пьяница, всегда с длинной бородой.
- Прасковья Осиповна — его жена, авторитарная женщина, которой наплевать на своего мужа.
- Ежеквартальный надзиратель — внимательно следит за порядком в своем районе.
- Офицер отгрузки газет.
- Частный судебный исполнитель.
- Иван — лакей главного героя.
- Доктор.
Литературная экскурсия
- Цирюльник, который обнаруживает свой нос в испеченном хлебе, живет на Вознесенском проспекте и избавляется от него на Исаакиевском мосту.
- Квартира майора Ковалева находится на Садовой улице.
- Разговор майора с носом происходит в Казанском соборе.
- Женский цветочный каскад стекает по Невскому тротуару от милиции к Аничкинскому мосту.
- Танцевальные стулья танцевали на Конюшенной улице.
- По информации Ковалева, именно на Воскресенском мосту торговцы продают очищенные апельсины.
- Студенты Академии хирургии побежали смотреть на нос в Таврический сад.
- Майор покупает в Гостином дворе заказную ленту.
- «Двойной нос» петербургской версии находится на Андреевском спуске в Киеве.
Короткий пересказ «Носа» Гоголя
Суть повести Гоголя коротка:
Описанный инцидент, по словам рассказчика, произошел в Санкт-Петербурге 25 марта. Цирюльник Иван Яковлевич, поедая утром свежий хлеб, испеченный его женой Прасковьей Осиповной, находит в нем нос. Озадаченный этим недостижимым происшествием, узнав нос коллежского советника Ковалева, он тщетно ищет способ избавиться от своей находки. В конце концов, он сбивает его с Исакиевского моста, и, несмотря ни на что, его удерживает четвертый надзиратель с большими бакенбардами.
Советник колледжа Ковалев (которого больше всего любили называть майором), проснувшись в то утро с намерением осмотреть прыщик, только что появившийся у него на носу, не находит даже самого носа. Майору Ковалеву, нуждающемуся в приличной внешности, для приезда в столицу необходимо найти место в каком-нибудь известном ведомстве и, возможно, жениться (по поводу чего он знаком с дамами во многих домах: Чехтырева, статский советник, Пелагея Григорьевна Подточина, офицер штаба) — идет к начальнику милиции, но по дороге встречает собственный нос (одетый, правда, в вышитую золотом форму и шляпу с плюмажем), осуждая его статским советником). Насо садится в карету и идет к Казанскому собору, где молится с видом огромной жалости.
Майор Ковалев, сначала застенчивый, а затем саркастичный с подходящим ему именем, терпит неудачу в своих намерениях и, отвлеченный дамой в легкой, как торт, шляпе, теряет своего непримиримого собеседника. Не найдя дома начальника полиции, Ковалев отправляется в журналистскую экспедицию, желая предать гласности исчезновение, но седовласый чиновник отказывается от него («Газета может потерять репутацию») и, полные сострадания, предлагает понюхать табак, что полностью огорчает майора Ковалева. Он идет к частному судебному приставу, но находит его готовым поспать днем и слышит раздраженные комментарии о том, что «всех майоров» таскают, неизвестно куда, и что у порядочного человека не украдут нос.
Придя домой, опечаленный Ковалев размышляет о причинах странной утраты и решает, что вина лежит на начальнике штаба Подточиной, дочь которой не торопилась выходить замуж, а она, вероятно, в отместку наняла каких-то ведьм. Внезапное появление сотрудника полиции, который носил завернутый в лист бумаги и объявил, что его перехватили по дороге в Ригу с фальшивым паспортом, повергает Ковалёва в радостное бессознательное состояние.
Однако его радость преждевременна: нос не прилипает к прежнему месту. Вызванный врач не берется совать нос, уверяя, что будет еще хуже, и предлагает Ковалеву сунуть нос в банку спирта и продать за приличные деньги. Несчастный Ковалев пишет штабному офицеру Подточиной, ругает, угрожает и просит немедленно положить нос на место. В ответе начальника штаба осуждается его полная невиновность, поскольку это свидетельствует о такой степени непонимания, что это невозможно вообразить нарочно.
Между тем по столице ходят слухи, пронизанные множеством подробностей: мол, ровно в три часа коллежский советник Ковалев идет по Невскому, потом — в лавке Юнкера, потом — в Таврический сад; Многие люди стекаются во все эти места, а предприимчивые спекулянты строят скамейки для удобного наблюдения. Так или иначе, но 7 апреля нос вернулся на место.
Цирюльник Иван Яковлевич подходит к счастливому Ковалеву и бреет его с особой осторожностью и смущением. Однажды майор Ковалев успевает везде: и в кондитерской, и в отделе, где он искал работу, и его друг, тоже советник или майор, встречает на улице начальника штаба Подточиной с дочерью, в г разговор с тем, кто осторожно нюхает табак.
Описание его счастливого настроения прерывается внезапным признанием автора, что в этой истории много невероятного и, что особенно удивительно, есть авторы, которые обращаются к этим вопросам. Поразмыслив, писатель все же заявляет, что такие случаи редки, но все же случаются.
Это интересно: повесть Гоголя «Сорочинская ярмарка» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором все произведения объединяет общая тема: противостояние добра и зла. Рекомендуем прочитать аннотацию Сорочинской ярмарки по главам. Рецензия на книгу полезна для читательского журнала и подготовки к уроку литературы.
Идеи повести
Нос в истории символизирует пустую внешнюю порядочность, образ, который, кажется, вполне мог существовать в петербургском обществе без какой-либо внутренней личности. Более того, оказывается, что обычный коллежский советник имеет этот образ на три ступени выше, чем сама личность, и носит форму статского советника и даже с мечом. Напротив, несчастный обладатель носа, потеряв столь важную деталь своего внешнего вида, совершенно теряется, потому что без носа «. ты не явишься в официальное учреждение, в светское общество, не прогуляешься. Невский проспект».
Для Ковалева, который в первую очередь борется за успешную карьеру в жизни, это трагедия. В «Носе» Гоголь пытается показать другой Петербург, скрытый за красивыми улицами и бульварами. Петербург, где живут пустые и помпезные люди, любящие внешнюю эффектность, стремящиеся к высокому статусу и милосердию высших чиновников. Город, в котором статус и социальное положение ценятся намного больше, чем человек, которому они принадлежат. Любой гражданин более высокого ранга, чем коллежский советник, который был главным героем «Носа», вызывал уважение в петербургском обществе, а все остальные просто оставались незамеченными. Эти темы Гоголь разовьет в своих следующих произведениях.
Социальная значимость
Основная идея рассказа — показать на парадоксальном примере разврат и трусость петербургского общества. Гоголь не считает потерю носа средством наказания за свои грехи. В истории нет морализма, цель автора — не указать пути исправления общества. Возникает только вопрос о пороках его современного общества. Художественная правда Гоголя ослепляла читателя. Многие пришли в ужас, узнав в персонажах себя или своих знакомых.
В рассказе также прослеживается тема порядочности, которая оценивается только по внешнему виду человека, без малейшей связи с внутренним миром. Нос без Ковалева получает больше, чем его владелец. Станьте статским советником, то есть поднимитесь на три ступени выше героя.
Роль безносого Ковалева становится совсем незначительной. Он потерял важную часть своего внешнего вида и полностью разрушен. Совершенно очевидно, что люди без носа не могут появляться в светском обществе и в официальном учреждении.
Для этого пустого и напыщенного человека главное — внешние эффекты, высокий статус и положение высших рангов. Для него важен только профессиональный рост, развлечения и женщины. Это человек в духовном кризисе. Но собственная развратность Ковалёва не смущает. Он считает, что его можно назвать человеком со всеми этими стремлениями, но без носа — нет.
Майор Ковалев — собирательный образ, отражающий личности многих современников писателя. Определение следует из истории: положение в обществе диктует правила поведения. Маленький человек не посмеет их нарушить, а высокопоставленный чиновник не проявит к нему щедрости.
Социальное значение и смысл гоголевского «Носа» в том, что он заставил современное общество взглянуть в лицо действительности. Тема униженного человечка, полностью зависящего от милосердия начальства, — важнейший мотив, отраженный в большинстве его работ.
Чему учит?
В рассказе «Нос» Гоголь описывает духовный кризис человека, одержимого суетными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины — это все, что привлекает главную героиню. И эта разврат не смущает Ковалёва, он имеет право при всех этих стремлениях называться мужчиной, а без носа — нет. Но образ майора Ковалева собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не смеет нарушать: ни маленький человек не проявит стойкости, ни высокий чиновник не проявит щедрости. По мере приближения такой катастрофы, которая затронет общество в целом и каждого человека в отдельности, предупреждает своих читателей Н.В. Гоголь.
Главные герои и их характеристика
- Петербург в носу Гоголя — это гораздо больше, чем просто город. Это отдельное место со своими законами и реалиями. Люди приезжают сюда, чтобы сделать карьеру, а те, кто уже добился определенных успехов, стараются не исчезнуть в глазах окружающих. Здесь возможно все, даже носу удается на время стать независимым.
- Традиционный для Гоголя образ человечка представлен главным героем Ковалевым. Для него важна внешность, потеря носа приводит в отчаяние. Он считает, что можно обойтись без руки или ноги, но без носа — ты не человек, «просто возьми и выбрось в окно». Герой больше не занимает низшего ранга: 8 из 14 согласно «Таблице рангов», но мечтает о более высоком ранге. Однако, несмотря на то, что он находится на этом уровне, он уже знает, с кем он может быть высокомерным, а с кем — скромным. Ковалев груб с кучером, не церемонится с цирюльником, но ругается на солидных чиновников и старается не пропускать праздники. Но ему категорически не рекомендуется встречаться с Носом, который на 3 градуса выше своего владельца. А как насчет той части вас, которая не знает вашего места в физическом смысле, но прекрасно понимает ваше положение в обществе?
- Образ Носа в рассказе довольно яркий. Он превосходит своего хозяина: его форма дороже, его чин значительнее. Важное различие между ними — поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалев смотрит на красивую женщину, думает о чем угодно, но не о ее душе.
Гоголь «Нос» очень краткое содержание
Нос Гоголь Резюме для Reader’s Journal:
25 марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает свой нос в свежеиспеченном хлебе. Он с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому советнику Ковалеву. Парикмахер пытается избавиться от носа: выбрасывает его, но ему постоянно указывают, что он что-то уронил. С большим трудом Ивану Яковлевичу удается выбросить нос с моста в Неву.
Тем временем советник колледжа просыпается и не может найти свой нос. Он в шоке. Закрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Вдруг встречает собственный нос, одетый в форму и штаны, нос сидит в карете. Ковалев спешит гоняться за носом, попадает в собор. Нос горячо молится. Ковалев подходит к нему, объясняет сложившуюся ситуацию, просит нос «вернуть на место». Однако нос делает вид, что не понимает Ковалева.
Разочарованный, Ковалев возвращается домой. Он размышляет, кто мог сыграть с ним такую злую шутку. Он подозревает офицера штаба Подточины, знакомую даму, которая хочет выдать его замуж за свою дочь. Рассерженный Ковалев отправляет Подточиной письмо, в котором обвиняет ее в потере носа. В ответном письме Подточина искренне удивлена столь странными выводами советника.
Слухи о том, что Ковалев ходит по улицам, распространяются по Санкт-Петербургу. Вечером того же дня милиционер берет Ковалева за нос, пытается его исправить. К ужасу Ковалева, нос не держится и падает на стол. Ковалев вызывает врача, но тоже не знает, как помочь Ковалеву. Ковалев считает, что его жизнь теперь бессмысленна: он ничто без носа.
… Утром 7 апреля Ковалев просыпается и с удивлением обнаруживает, что его нос находится там, где он должен быть, между щеками. Через некоторое время приходит брить Ковалёва цирюльник Иван Яковлевич. Но теперь, брея Ковалева, он не держит его за «нюхающую часть тела». Хотя это и сложно, с этого дня цирюльник, выполняя свою обычную работу, кладет руку Ковалева на щеку и нижнюю десну.
Художественное своеобразие
В рассказе «Нос» использован очень богатый набор письменных принадлежностей. Гоголь шире использует такую выразительную среду, как гротеск. Во-первых, это автономность носа, который находится в более высоком положении, чем его владелец. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения отношений между людьми разного социального уровня. Ковалев боится подойти к носу, а Иван Яковлевич с невероятным трепетом и азартом начинает относиться к своей подзащитной после аварии.
Гоголь очеловечивает нос, но техника персонификации используется и в более широком масштабе. Нос становится практически полноценным членом общества, независимым от хозяина, он даже планирует бежать за границу.
Синтаксически Гоголь обращается к Зевгме: «У доктора были чудесные смолистые бакенбарды, доктор свежий и здоровый». Эти особенности помогают писателю изобразить юмор и иронию в произведении.