«Очарованный странник» — краткое содержание повести Н

Краткие сведения о произведении

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» написана в 1872–1873 годах. В центре этого произведения — жизнь Ивана Флягина, человека, внешне похожего на героя Илью Муромца. Биография героя приведена им. Он рассказывает свою жизнь в манере народной сказки. Первая из двадцати глав — это изложение и пролог, следующие главы — описание странствий героя, его жизненных испытаний.

Глава пятая: Семейные драмы

Офицер предложил Ивану тысячу рублей. Парень не взял, плюнул на деньги, бросил на землю. Ремонтник рассердился, бросился на Ивана с саблей, но оттолкнул его и ногой согнул саблю. Но офицер не хотел сдаваться и полез на него драться. Потом вдруг схватил девушку за руку и не хотел отпускать. Иван тоже держал младенца на руках. Офицер понял, что молодой человек не отдаст им ребенка и стал уводить женщину, а она заплакала, протягивая руки к сыну. Хозяин уже бежал к лиману, стреляя в воздух и пытаясь остановить влюбленных. Иван сжалился над мамой, отдал ребенка и попросил забрать его у хозяина.

По прибытии в Пензу техник сказал Ивану, что не может держать его дома. Он дал путешественнику двести рублей. Мальчик почувствовал себя виноватым перед офицером за то, что ударил его в устье реки, и попросил слесаря ​​дать ему пощечину. Офицер просто засмеялся и отпустил Ивана.

Главный герой решил сдаться властям, но сначала хотел выпить чаю с кренделями, зная, что полиция заберет его деньги. Сидя на берегу Суры, он наблюдал, как два богатых татара дерутся за белого коня, хозяина которого звали хан Джангар. У татарина было красное лицо, плоский живот, его звали Бакша Отучев. Второй был худощавым, худощавым, его звали Чепкун Эмгурчеев. Сначала спорили, кто больше заплатит и что даст, кроме лошади, а потом, чтобы не разориться, стали бить друг друга кнутом: кто кого хлестал. Чепкун победил.

Главный герой повести

  • Иван Северянич Флягин — послушник в монастыре, похожий на русского богатыря, проживший бурную жизнь перед отъездом в монастырь, переживший множество приключений и бедствий. Он любит свою страну, он хочет защитить ее от врагов.

Глава шестнадцатая: Судьба Груши

Князь во время разговора с Евгенией Семеновной попросил у нее денег, двадцать тысяч рублей, которые ей понадобились для покупки тканевой фабрики. Поскольку у женщины не было этой суммы, она предложила заложить ее дом и пообещала вернуть ей деньги с процентами в десять тысяч. Он надеялся заработать миллионы на продаже красочных, но некачественных тканей азиатам в Нижнем. Князь хотел послать Ивана, зная его честность, на Макарью ярмарку с образцами сукна для сбора заказов и задатков с азиатов. Евгения Семеновна понимала, что цель князя — распространить в обществе слухи о том, что его дела улучшились, что он разбогател и поэтому может жениться на дочери начальника, взяв большое приданое. Это закроет все ваши долги. Евгения Семеновна согласилась подписать ипотеку на дом и надеялась, что вернет деньги и разбогатеет. Дама спросила князя, что он будет делать с цыганкой, которая его очень любила. Князь ответил, что собирается оставить Грушу и устроить свою жизнь: купить дом и отдать его Ивану замуж, сделав его купцом. Евгения Семеновна отметила:

Князю предстояло встретиться с Иваном. Евгения Семеновна сообщила ему, что бродяга в городе, и пообещала отправить его хозяину.

Документы на завод оформлены в срочном порядке. Князь отправил Ивана на ярмарку, где он собрал у азиатов заказы, деньги и образцы, а все деньги отправил хозяину. При княжеском дворе возводились новые постройки. Крыло, где жила Груша, снесли. Иван ничего не знал о своей дальнейшей судьбе, потому что княжескому народу было приказано молчать и он не мог ничему научиться у новых слуг. Ему было очень жаль Грушу. С трудом он узнал от старого слуги, что князь увез девушку в карете в неизвестном направлении.

Иван понимал, что Груша помешал хозяину жениться на другой девушке, потому что очень любил его «страстной цыганской любовью». Странник знал, что Груша не сможет смиренно смириться с изменой принца и будет бороться, чтобы помешать его женитьбе.

В день венчания князя с вождем дочери Иван ушел до вечера в лес, надеясь найти там Перу. Не найдя ее, он вернулся и, сидя возле дома, где проходила свадьба, стал звать ее, звать ее сестру.

Другие персонажи

  • Хозяин, с которым Флягин кормил дочку, — игрок, от которого ушла жена.
  • Жена хозяина ушла от него к офицеру, он страдал без дочери.
  • Князь нанял Флигина конным перевозчиком. Купила молодого цыгана Грушу из цыганского лагеря. Когда он потерял к ней интерес, он женился на богатой невесте.
  • Груша — красивая молодая цыганка, которая прекрасно пела и танцевала. Она очень любила князя, а Флягин любил ее как сестру.

Главы вторая — пятая

Иван Северянич Флягин родился крепостным в имении богатого графа Орловской губернии. Граф разводил лошадей, и отец Ивана работал с ним кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина выпросила ребенка у Бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому гад назвал его Головань.

Раннее детство Иван провел в конюшне и полюбил лошадей. В возрасте одиннадцати лет его поставили на шестерку почтальоном, которым правил его отец. Ивану пришлось кричать, отталкивая людей. Он бил хлыстом тех, кто зиял.

Однажды Иван с отцом везли графа в гости перед монастырем. Мальчик хлестал кнутом заснувшего в повозке монаха. Он испугался, упал с колесницы, коней пронесли и монаха раздавили колеса. Ночью к Ивану явился убитый им инок, сказал, что мать Ивана не только молилась ему, но и пообещала Богу, и велела ему идти в монастырь.

Ты умрешь много раз и никогда не погибнешь, пока не наступит твоя истинная гибель, а затем ты вспомнишь о зрелости обещанного для тебя и отправишься в Черницу.

Иван не придал значения словам умершего инока, но вскоре наступила его «первая смерть». По дороге в Воронеж команда графа вместе с экипажем чуть не рухнула в глубокую пропасть. Ивану удалось остановить лошадей, и он сам упал под обрыв, но чудом остался жив.

За спасение жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того, чтобы проситься в монастырь, мальчик хотел аккордеон, на котором так и не научился играть.

Вскоре Иван обзавелся парочкой голубей, от которых улетели птенцы, которых кошка привыкла волочить. Иван взял кота, отхлестал, отрезал ему хвост и приколол к окну. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка побежала к Ивану ругаться, ударила ее «метлой по пояс», за что его хлестали в конюшне и сослали дробить камень для садовых дорожек.

Иван так долго давил на камень, что «у него на коленях начали расти наросты». Устал терпеть насмешки — мол, уличили в кошачьем хвосте — и Иван решил повеситься на ближайшей тополевой линии. Как только его повесили на петле, пришедший из ниоткуда цыган перерезал веревку и пригласил Ивана пойти с ним, как вора. Он согласился.

Чтобы Иван не отцепил крюк, цыганка заставила его украсть лошадей из конюшни графа. Лошадей продали по высокой цене, но Иван получил только серебряный рубль, поссорился с цыганкой и решил сдаться властям. Он догнал проницательного сотрудника. За рубль и серебряный наперсный крест он почтил Ивана пропуском и посоветовал ему поехать в Николаев, где было много работы.

В Николаеве к мастеру-поляку приехал Иван. Его жена бежала с военными, оставив кормящую дочь, которую Иван должен был кормить грудью и кормить козьим молоком. На год Иван полюбил ребенка. Однажды он заметил, что ноги девушки «бегут как колесо». Врач сказал, что это «английская болезнь», и посоветовал закопать ребенка в горячий песок.

Иван стал водить ученика к берегу лимана. Там ему снова приснился монах, позвал его куда-то, показал ему большой белый монастырь, степи, «диких людей» и ласково сказал: «Еще многое придется пережить, и тогда вы доберетесь». Проснувшись, Иван увидел, как незнакомая женщина целует своего ученика. Дама оказалась мамой девушки. Иван не позволил им забрать ребенка, но разрешил тайно от хозяина встретиться у лимана.

Дама сказала, что мачеха насильно изменила ей. Первого мужа она не любила, но любит нынешнего, потому что он очень ласковый с ней. Когда дама пришла пора уходить, она предложила Ивану за девушку много денег, но он отказался, потому что был «официальным и лояльным» человеком».

Затем появился сосед женщины по комнате, копейщик. Иван сразу захотел с ним подраться и плюнул на отданные им деньги. «Копьеносец не получил ничего, кроме физической боли», но денег он не собирал, и Иван очень любил это дворянство. Пытался взять сына улана, Иван сначала не давал, потом увидел, как к нему подходит мама, и сжалился. В этот момент появился польский хозяин с пистолетом, и Ивану пришлось уйти с дамой и копьеносцем, оставив поляку с его «беззаконным» паспортом.

В Пензе улан сказал, что он, солдат, не может содержать беглого слугу, дал Ивану деньги и отпустил его. Иван решил сдаться полиции, но сначала он зашел в трактир, выпил чаю с кренделями, в поле которого бродил по берегу Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал чудесных лошадей. За кобылу решили сразиться два богатых татара.

Они смотрят друг другу в глаза, ступни ногами упираются в ступни, а левая рука сильно давит, а правая хлестает хлыстом…

Знакомый, с которым Иван пил чай, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцатитрехлетний герой захотел принять участие.

Главы шестая — девятая

Улан вмешался в спор о следующей лошади. Вместо него Иван пошел в бой с татарином и забил его насмерть плетью. После этого русские хотели посадить Ивана в темницу, но татары сжалились над ним и увели в степь.

Иван десять лет жил в степи, был у татар врачом — лечил лошадей и людей. Потеряв родину, он хотел уехать, но татары схватили его и «ударили»: они резали кожу на его ногах, набивали в них рубленый конский волос и зашивали. Когда все зажило, Иван не мог нормально ходить — вот так болела борода, пришлось учиться ходить на щиколотках и оставаться в степи.

Несколько лет Иван жил в одной орде, где у него была своя юрта, две жены и дети. Тогда соседский хан попросил вылечить жену и оставил с собой врача. Там у Ивана есть еще две жены. К своим многодетным детям Иван не питал отцовских чувств, так как они были «некрещеными и не запятнанными миром». За десять лет он не привык к степям и очень тосковал по дому.

Знойный, жестокий взгляд; пробел — без границы; ‘… ›И солнышко палит, горит, и степь, как будто жизнь была мучительна, нигде не предвидится, а здесь нет глубины до глубины меланхолии…

Иван часто вспоминал дом, праздничные застолья без ненавистной конины, отца Ильи. Ночью он тихо ушел в степь и долго молился.

Со временем Иван отчаялся вернуться на родину и даже перестал молиться: «зачем .. молиться, когда ничего не выходит». Однажды в степи появились два священника: они пришли обратить татар в христианство. Священники Ивана потребовали его отпустить, но они отказались вмешиваться в дела татар. Спустя некоторое время Иван нашел мертвого священника и похоронил его по-христиански, а второй бесследно исчез.

Через год в орде появились двое в чалмах и ярких одеждах. Они приехали из Хивы, чтобы купить лошадей и настроить татар против русских. Чтобы татары не грабили их и не убивали, они стали пугать людей огненным богом Талафой, который дал им свой огонь.

Однажды ночью незнакомцы устраивают зажигательное световое шоу. Лошади испугались и разбежались, а взрослые татары бросились за ними. В лагере остались женщины, старики и дети. Потом Иван вылез из юрты и понял, что незнакомцы пугают людей обычным салютом. Иван нашел большой запас салютов, стал их бросать и так напугал диких татар, что они согласились креститься.

Там же Иван обнаружил «едкую землю», которая «обожгла тело». Он встал на пятки и притворился больным. Несколько дней ноги были разъедены, и вшитая в них щетина выходила вместе с гноем. Когда ноги зажили, Иван «для еще большего острашства заткнул еще больший фейерверк и ушел».

Через три дня Иван отправился на Каспийское море, а оттуда приехал в Астрахань, заработал рубль и много пил. Проснулся в тюрьме, откуда был отправлен в собственное имение. Отец Илья отказался исповедоваться и причащаться с Иваном, так как он жил с татарами во грехе. Набожный граф после смерти жены не захотел выносить отлученного причастием человека, дважды ударил Ивана, отдал ему паспорт и отпустил.

Лесков «Очарованный странник» краткое содержание

Н.С. Лесков Очарованный странник Краткое содержание для читательского журнала:

Действие происходит во второй половине 19 века. Главный герой рассказа — фермер Иван Северьянович Флягин. У него особый дар ко всему, что связано с лошадьми. С детства Флягин служил в своей хозяйской конюшне в Орловской губернии.

Однажды 11-летний Флягин становится виновником гибели монаха. Монах является мальчику во сне. Он предсказывает Флагину, что он будет умирать всю свою жизнь, но он не умрет, и в конце концов он отправится в монастырь. Пророчество монаха начинает сбываться: вскоре молодой Флягин падает со скалы, но чудом остается жив. Когда жизнь его хозяина становится невыносимой, Флягин в отчаянии решает покончить жизнь самоубийством.

Цыганка замечает его в лесу. Разрежьте веревку, на которой он собирается повеситься. Так что Флягин снова остался жив. Впоследствии Иван убегает от хозяина и начинает скитаться. Флягина оказывается в Николаеве, где год служит няней в хозяйской семье. Затем 23-летний Флягин оказывается в Пензе.

Здесь, на конной ярмарке, он видит чудесного жеребца. Она решает сразиться за него с татарином. Флягин побеждает в этом бою, но его противник немедленно умирает. Чтобы избежать тюрьмы, Флягин бежит с татарами в степь. Татары берут в плен Флягина, где он проводит 10 лет. Татары дают Флягину жен, у него есть дети. Но Флягин не считает этих детей своими, потому что они не крещеные.

Флягин мечтает о побеге из плена. Ночью он молится и плачет о ностальгии по России. Наконец, 33-летний Флягин сбегает из плена. Он приезжает в Астрахань, а потом оказывается в родной Орловской области. Здесь он служит 3 года у князя (ремонтника). Помогите принцу купить лошадей для армии. Ветреный принц влюбляется в цыганку Грушу. Он берет ее к себе, но вскоре начинает скучать по ней. Принц решает жениться на богатой невесте. Он избавляется от беременной Груши: уводит ее в лес.

Добрый Флягин ищет Грушу, которую любит как сестру. Пир признается, что из ревности может убить принца и его жену. Чтобы этого не произошло, она просит Флягина убить ее. Флягин сбрасывает Грушу со скалы. Затем в армию идет 36-летний Флягин. На Кавказе он служит 15 лет. Однажды он участвует в опасной миссии, где идет на верную смерть. Однако каким-то чудом он остался жив.

Получив офицерское звание, Флягин выходит в отставку и приезжает в Санкт-Петербург. Здесь, не найдя другой работы, он работал художником в театре. Наконец, Флягин уезжает в монастырь, где получает название церкви: Отец Измаил. В монастыре его одолевают демоны, у него есть дар пророчества. Монахи всеми силами стараются изгнать из него этот «нечистый дух», но ничего не помогает. Затем его выпускают из монастыря. 52-летний Флягин бродит по святым местам.

Повесть Лескова «Зверь» написана в 1861 году. Кто имел в виду автора, давая название произведению — человека или животное, вы узнаете, прочитав аннотацию «Зверь» для дневника читателя.

Основная идея вкратце

Сказка Лескова — оригинальное описание сильного и самобытного человеческого характера. Это гимн стремительной, свободолюбивой и красивой человеческой душе, стремлению человека жить в гармонии с этим чудесным миром. Ознакомившись с кратким пересказом повести «Очарованный странник», вам обязательно захочется прочитать полный текст произведения.

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» написана в 1872–1873 годах. Произведение вошло в авторский цикл легенд, посвященных праведникам России. «Очарованный странник» отличается формой сказочного повествования: Лесков имитирует устную речь героев, насыщая ее диалектизмами, просторечиями и т.д.

Композиция рассказа состоит из 20 глав, первая из которых — это экспозиция и пролог, следующая — рассказ о жизни главного героя, написанный в стиле прижизненной, включающий в себя пересказ детства герой и судьба, его борьба с искушениями.

На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание онлайн-главы «Очарованный странник». Он позволит вам познакомиться с основными сюжетами работы и будет удобен школьникам и студентам.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мама Флягин не знал, так как она умерла при родах из-за того, что мальчик родился с большой головой. Поэтому и назвали его Головань. Его отец был крепостным, кучером графа К., поэтому Иван провел детство среди лошадей. С одиннадцати лет он стал служить почтальоном (он ехал на лошади перед упряжкой лошадей, которую вел отец).

Однажды он стал непреднамеренным виновником смерти монаха. Спал в повозке, мальчик назло ударил его плетью. Монахиня упала с колесницы, запуталась в поводьях, и лошади повалили ее на землю. Этот монах однажды приснился Иван и сказал, что он не только «молился» (то есть мать молилась, чтобы Бог дал ребенка), но и «обещал» (мать обещала, что ребенок будет служить Богу). Монах сказал, что Флигин умрет много раз, а когда царская смерть будет угрожать, он станет монахом. С тех пор в жизни Ивана начались приключения и испытания:

  • По наущению цыганки он украл двух лошадей и убежал из дома.
  • Он на честном поединке погубил татарина и, спасаясь от ареста, скрылся в степи. Он прожил там в плену с азиатами 10 лет, имел несколько жен, много детей, но всегда мечтал о своей родине. Когда ему удалось вылечить парализованные в неволе ноги, он сбежал в Россию.
  • Дома граф приказал выпороть его за побег и отпустить в аренду.
  • Он прослужил 3 года у хозяина коневозом (т. Е. Собирал и водил лошадей).
  • Он был очарован цыганкой Грушей и бросил ей все деньги учительницы за ее песни и танцы. Князь простил ему это, так как его самого забрали из Перы, заложили имущество и выкупили в цыганском таборе.
  • Флягин убил Грушу, несмотря на то, что любил ее как сестру. Пера не захотела жить после того, как хозяин женился на другой, и попросила Ивана ударить ее ножом в сердце. Он сжалился над ней и столкнул ее со скалы в реку.
  • Прослужил в действующей армии на Кавказе 15 лет. Совершил подвиг, переправившись через реку под пулями, получил орден и звание офицера.
  • Служил в актерской труппе, представляя демона.
  • Он уехал в монастырь, где был ямщиком. Ночью он убил корову, приняв ее за демона. Для этого его поместили в подвал на несколько месяцев. Там он начал пророчествовать о войне. По совету врача игумен отпустил Флягина и отправился в паломничество на Соловки.

Главы десятая — четырнадцатая

Иван покинул родное имение и отправился на ярмарку, где увидел цыганку, пытающегося продать плохую лошадь крестьянину. Обиженный на цыган, Иван помог крестьянину. С этого дня он стал ходить на ярмарки, «вести за собой бедняков» и постепенно стал угрозой для всех цыган и торговцев.

Армейский князь попросил Ивана раскрыть секрет, по которому он выбирает лошадей. Иван стал учить князя отличать хорошего коня, но он не смог овладеть наукой и пригласил его служить коневозом.

Три года Иван прожил с князем «как друг и помощник», выбирая лошадей в войско. Иногда князь проигрывал и просил Ивана вернуть казенные деньги, но он не давал. Князь сначала рассердился, поэтому поблагодарил Ивана за верность. Обратившись за себя, Иван отдал князю деньги на консервацию.

Однажды князь поехал на ярмарку и вскоре приказал прислать туда кобылу, которая очень понравилась Ивану. От разочарования захотелось его выпить, но оставлять государственные деньги было не на кого. Несколько дней Иван «мучился» бесом, пока не помолился во время ранней мессы. После этого ему стало лучше, и Иван пошел в трактир попить чаю, где встретил «дворянского» нищего. Он выпросил у публики водку и в шутку съел ее из стакана.

Иван сжалился над ним, дал ему кувшин водки и посоветовал бросить пить. Нищий ответил, что его христианские чувства не позволяют ему бросить пить.

Что вы думаете, если я откажусь от этой привычки пить, а кто-то возьмет ее и заберет: они будут довольны этим или нет?

Нищий показал Ивану свой дар немедленно протрезветь, который он объяснил природным магнетизмом, и пообещал избавить его от «пьяной страсти». Нищий заставлял Ивана пить стакан за стаканом, проводя по каждому руками.

Так что Иван «лечился» до вечера, все время оставаясь в здравом уме и проверяя, целы ли государственные деньги у него за пазухой. В конце концов собутыльники поссорились: нищий считал любовь священным чувством, а Иван настаивал, что все это — ничто. Их выгнали из корчмы, а нищий отвел Ивана в «гостиную», полную цыган.

В этом доме Иван был очарован певицей, красивой цыганкой Грушей и бросил ей к ногам все государственные деньги.

Главы девятнадцатая — двадцатая

Иван долго бежал и скитался, пока Пера, явившись в образе девушки с крыльями, не указала ему дорогу. По пути Иван встретил двух стариков, у которых забрали единственного сына в солдаты, и тот согласился служить вместо него. Старики отпраздновали для Ивана новые документы, и он стал Петром Сердюковым.

Иван, попав в армию, попросил поехать на Кавказ «поскорее умереть за веру» и прослужил там более пятнадцати лет. Однажды отряд Ивана преследовал перешедших за реку Койсу кавказцев. Несколько солдат погибли, пытаясь построить мост через реку, а затем Иван вызвался, решив, что это лучшая возможность «покончить с собой». Переплывая реку, Груша охраняла его в образе «молодой женщины лет шестнадцати», он отгородился крыльями от смерти, а Иван сошел на берег невредимым. Рассказав полковнику о своей жизни, он отправил документ, чтобы узнать, действительно ли цыганка Груша была убита. Ему сказали, что убийства не было, и Иван Северянич Флягин умер в крестьянском доме Сердюкова.

Полковник решил, что Иван сошел с ума от опасности и ледяной воды, произвел его в офицеры, отпустил и доставил письмо «великому человеку в Петербурге». В Санкт-Петербурге Ивана наняли «клерком» в адресной стойке, но карьера его не пошла, потому что он получил «подходящее» письмо, имен которого было очень мало, а дохода от такого почти не было работа.

Ямщик Иван, знатный офицер, не был пойман, и как художник пошел в уличный ларек изобразить демона. Там Иван защищал молодую актрису и был отчислен. Ему некуда было идти, он ушел в монастырь и вскоре влюбился в тамошний образ жизни, похожий на армейский. Иван стал отцом Измаила, и его приставили к лошадям.

Путешественники стали спрашивать, не страдает ли Иван «бесом», и он сказал, что его соблазнил демон, притворившийся красивой Грушей. Старец учил Ивана на коленях изгонять дьявола молитвой.

Человеческие колени ‹…› первый инструмент: когда вы падаете на них, душа теперь будет порхать вверх…

Молитвой и постом Иван встретился с дьяволом, но вскоре бесы стали его беспокоить. Из-за них Иван случайно убил корову из монастыря, приняв ее ночью за черта. За этот и другие грехи отец Абате запер Ивана на все лето в погребе и велел перемолоть соль.

В подвале Иван прочитал много газет, стал пророчествовать и пророчить грядущую войну. Игумен переселил его в пустую избу, где Иван прожил всю зиму. Призванный к нему целитель не мог понять, пророк Иван или сумасшедший, и посоветовал дать ему «бежать».

Иван оказался на пароходе, отправляясь в паломничество. Он твердо верил в грядущую войну и собирался пойти в армию, чтобы «умереть за народ». Сказав все это, очарованный путник поспешно упал, и пассажиры больше не осмеливались расспрашивать его, потому что он рассказал о своем прошлом, а будущее остается «в руках того, кто скрывает свою судьбу от умных и разумных и единственных иногда раскрывает их детям».

Глава семнадцатая: Ревнивая любовь

Вдруг из леса появилась груша. Она была худой и плохо одетой. Иван пытался уговорить цыганку жить с ним, но она отказалась, но поблагодарила его за доброту. Пера решил отомстить принцу.

«.. дорогой друг, примите от меня, сироты, на это ваше слово вечный поклон, но я, злая цыганка, больше жить не могу, потому что могу погубить свою невинную душу <…> порыв моего юного жена жена, потому что она молодая душа, ни в чем не виновата, но мое ревнивое сердце все еще не выносит ее, и я погублю ее и себя».

Пера сказала незнакомцу, что ей противен принц. В последнее время он был недоволен ее внешностью, тем, как она одевается. Цыганка давно чувствовала, что она не стала к нему добра, но надеялась, что он хотя бы пожалеет ее.

Глава седьмая

В новой орде Флягину приставили еще двух жен. Они обе родили от него детей. Но Флягин не считал детей своими, так как они не принадлежали к его вере.

Иван все больше скучал по Родине, ему надоело однообразие степи. Твердая татарская конина мне тоже не пришлась по душе. Он все чаще вспоминал родное село. Там гусей и уток готовят на отдыхе, а добрый пьяный священник отец Илья ходит по домам. В каждой хижине он выпивает по рюмке и собирает разные деликатесы.

С татарами жизнь совсем другая. Ивану было очень тяжело без христианской веры. Он жил со своими женами без брака, и, если он умрет здесь, он знал, что их похоронят без панихиды. Сильно эта мысль терзала душу Флягина. Он часто выползал из татарской юрты и возносил молитвы Богу.

Глава девятнадцатая: Служба на фронте

Путник бежал, не вспоминая себя, не зная, куда он бежит и зачем. Ему показалось, что за ним гонится кто-то страшный и в ужасе он позвал на помощь ангела-хранителя. Опомнился Иван по неизвестной дороге, под деревом, в незнакомом месте. Он не понимал, что делать дальше. Незнакомец знал только одно: нужно молиться за душу Груши. Ему казалось, что его душа в образе ангела, маленькой девочки лет семи, с маленькими крыльями за спиной, зовет его следовать за ним, указывая ему путь. Иван долго шел, пока старик и старуха не увезли его в телегу. Они жаловались, что забирают сына в солдаты, но у них нет денег, чтобы их купить. Иван пожалел их и предложил перейти в ряды вместо сына, но документов у него нет. Старики обрадовались, сказали, что все сделают сами, и попросили называть их сыном Петром Сердюковым. В итоге Иван попал в другой город.

Старики передали Ивану двадцать пять рублей, которые он отнес в бедный монастырь помолиться за душу Грушина. Незнакомец просил выслать начальство на Кавказ, где прослужил более пятнадцати лет.

В последний год службы, во время охоты на татар, произошел несчастный случай, который в очередной раз изменил его жизнь. Татары ускользнули от преследования реки Койсу и спрятались за камнями на другом берегу, открыв прицельный огонь по солдатам. Полковник предложил одному из солдат переплыть на другую сторону, взяв с собой веревку, чтобы построить мост. Татары стреляли в солдат из-за камней, не давая им переплыть на другую сторону. Несколько человек погибли. Иван решил смыть свой грех, зная, что может погибнуть. Прочитав молитву, он переплыл реку. Когда путешественник поплыл, ему показалось, что над ним летит груша, по-видимому, лет шестнадцати, которая своими большими крыльями прикрывала его от пуль. Ивану удалось натянуть веревку, добраться до другой стороны и построить мост. Полковник стал хвалить его за такой смелый поступок и обнимать, называя хорошим парнем.

Во время ночевки незнакомец рассказал полковнику о своей жизни, поразив его пережитыми трудностями. За отвагу полковник решил сделать его офицером. По этому поводу направлено ходатайство. Иван одновременно спросил полковника, правда ли, что он убил цыганку. Получен ответ:

«Объясняется, что никогда <…> у нас не было такого происшествия ни с одной цыганкой, а Иван де Северьянов хоть и был с князем, только его отпустили выкупом за отлучку и потом умер в крестьянстве» Дом государства Сердюкова».

После этого Иван начал сомневаться, что это он столкнул Грушу в воду и что, возможно, он все это выдумал из-за ностальгии по цыганке.

Когда Иван получил звание офицера, он стал требовать его отставки. Полковник отправил бродягу в Петербург с рекомендательным письмом к некоему высокопоставленному чиновнику с просьбой помочь ему найти работу. Меценат, пытаясь помочь Ивану, устроил его клерком на ресепшене, но эта работа ему не понравилась. Кучером его не взяли, потому что теперь он стал знатным офицером, имел Георгиевский орден. Чтобы не умереть с голоду, Иван отправился к художникам, к стенду на площади Пьяцца дель Аммиральято. Эта работа ему тоже не подходила, потому что он играл роль демона, а репетиции проходили во время праздников в церкви. Для роли демона он был одет в мантию, отороченную взъерошенной козьей шкурой с длинным хвостом. Надо было танцевать и делать сальто, рога на голове затрудняли движение. На протяжении всего спектакля актерам приходилось избивать его тканевыми палками. Это раздражало Ивана, так как его иногда мучительно избивали в угоду публике.

Мне также пришлось покинуть театр, потому что путник избил актера, игравшего роль принца, за его злые шутки и насмешки. Владелец компании выгнал Ивана.

Путешественник остался без крова и еды, он решил уйти в монастырь. Жизнь в монастыре его очень любила. Иван мог посещать религиозные службы, когда хотел. Он привык следовать местному порядку, жить в послушании тому, что было готово, спокойно выполнять свою работу кучером. Там он получил монашеское имя Измаил.

«В монастыре не боятся моего офицерского звания, потому что я еще немного постригся, а монаха сравнивают со всеми».

Он не хотел принимать старца, потому что считал его недостойным своих грехов.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Когда один из пассажиров парохода, плывущего по Ладожскому озеру на Валаам, упомянул в разговоре, что никто не может молиться о самоубийцах, другой пассажир в одежде послушника, похожий на русского богатыря, рассказал историю о священнике, который молился за них. В разговоре с пассажирами он сказал, что всю жизнь «умирал и никак не мог умереть». Его попросили рассказать о своей жизни, и он согласился.

Глава 2

Иван Флягин родился в Орловской губернии в семье слуг дворовых графа К. Его отец был кучером Северян Иванович, а мать умерла при родах, так как Иван родился с очень большой головой. За это мальчика прозвали Головань. У него с матерью было «дитя молитвы». У нее давно не было детей, и она все клянчила у Бога для ребенка.

В детстве Иван все время проводил в конюшне, поэтому разбирался в лошадях. У графа была конюшня, оттуда лошади приходили в конюшню, и «конюхи» их тренировали. С одиннадцати лет Иван стал почтальоном, то есть ездил на почтовой лошади впереди лошадей, которыми правил его отец. Однажды мальчик из злобы ударил кнутом старую монахиню, спавшую в телеге. Он заснул с колесницы, обвив поводья ногами. Лошади поскакали, и монахини были убиты. Этот монах явился мальчику во сне и сказал ему, что он не только «молитвенник», но и «обещанный сын», то есть его мать пообещала, что он будет служить Богу. Монах предсказал, что Иван умрет много раз и не умер бы. Когда наступит настоящая смерть, он вспомнит обещание своей матери и пойдет к монаху. С тех пор Ивану пришлось пережить много испытаний, совершить много грехов.

Главы 3–5

Иван убежал из дома, похитив по наущению цыгана пару лошадей из барской конюшни. В городе Николаеве его нанял хозяин кормить грудью маленькую дочку. Иван помог своей сбежавшей жене украсть этого ребенка.

Главы 6–9

Потом попал в плен к азиату и прожил в степи 10 лет, от 23 до 33 лет. Чтобы не убежать, татары дали ему щетину, то есть воткнули щетину ему в пятки. После этого Иван мог ходить только с «железом». Азиаты подарили ему двух жен, а когда другой хан украл его, они дали ему и двух жен. У Ивана было много детей, но «он не почитал их для своих детей», так как они не были крещеными.

Каждые 10 лет Иван хотел Россию. Когда ему удалось вернуться домой, граф приказал, чтобы его пороли и отпустили на оброк.

Главы 10–12

Он начал зарабатывать на жизнь тем, что советовал людям выбирать на ярмарках хороших лошадей. Так что 3 года он служил конером у мастера.

В то время Иван иногда выходил из дома и начинал пить вино. Перед такими выпусками все государственные деньги отдал мастеру. Но однажды хозяина не стало, а деньги Флягин забрал с собой. В таверне он выпил с человеком, который называл себя «магнетизером» и обещал избавить его от пьянства, но сначала он напоил его, выполнив несколько действий, положив руки на каждый стакан.

Глава 13

«Магнетайзер» отвел пьяного Флагина в цыганский дом, где было много богатых людей, и перед ними пел молодой цыган. После каждой песни он предлагал гостям шампанское, и они бросали ему на поднос золото и деньги. Иван был поражен красотой цыганки и подарил ей лебедей (купюры по сто рублей), а когда она начала танцевать, бросил все деньги к ее ногам.

Глава 14

С этого момента Флягин перестал пить вино, он считал, что этот «магнетизер» отговорил от него пьяного демона. И князь не наказал Ивана за то, что он оставил казенные деньги цыганке, так как сам пришел без денег. За этого цыгана Грушу он отдал лагерю 50 тысяч рублей, заложив имение. Сначала груша в княжеском доме грустила и плакала. Князь так хотел его, что она сжалилась над ним и полюбила его.

Глава 15

Князь очень любил Грушу, но вскоре наскучил ему и уже пожалел, что стал беднее из-за цыганки. Князь и Флягин стали обменивать лошадей, но в торговле не повезло. Бросив это дело, князь начал строить мельницу, основал шорную мастерскую, но только погряз в долгах. Он редко бывал дома. Пера уже была беременна. Он заподозрил, что любит другого, и попросил Ивана Северянича съездить в город и узнать, кто такой князь. Флягин приехал в город к даме, у которой была дочь от князя.

Глава 16

Там Иван Северянич узнал, что князь хочет, чтобы эта дама заложила дом, который князь подарил своей дочери, за 20 тысяч, чтобы он мог на эти деньги купить фабрику тканей. Дама согласилась. Князь послал Ивана из города набирать заказы на ткани. Когда Флягин вернулся, он узнал, что князь хочет жениться на дочери богача, и куда-то увез Грушу.

В день свадьбы Иван пошел в лес, сел на крутом берегу и посмотрел на княжеский дом, который находился на другой стороне.

Главы 17–18

Пера подбежала к нему. Она сказала, что ее держали на пасеке в лесу, и она убежала сюда умирать. Она стала уговаривать Флягина ударить ее ножом в сердце, сказав, что за это она потом помолится и своей душе, и своей. Иван бросил ее в реку, и она утонула.

Глава 19

Флягин сбежал и весь день шел по улице. Старик и старуха пригласили его к своей колеснице и пожаловались, что их сына берут в солдаты. Иван пошел к солдатам за их сыном по имени Петр Сердюков и попросил поехать на Кавказ умереть за веру. Он прослужил там 15 лет. Однажды Флягин поплыл под пулями в холодной реке с веревкой, чтобы натянуть ее и построить мост. За этот подвиг ему было присвоено офицерское звание, орден Георгия и уволили.

В Петербурге он стал служить в адресной службе, но эта услуга ему не понравилась. Никто не брал его кучером с тех пор, как он стал офицером, и его нельзя ни ругать, ни бить. Затем Флягина наняли художником, но владелец выгнал его из компании за то, что он избил художника, преследовавшего молодого художника. Потом послушником Иван Северянич отправился в монастырь и там стал ямщиком. В монастыре его звали отец Исмаил.

Глава первая: Знакомство с Флягиным

Прогуливаясь на теплоходе по Ладожскому озеру с острова Коневец на Валаам, путешественники посетили село Корела. Продолжая свой путь, они стали обсуждать это злополучное и древнерусское поселение.

Один из путешественников, любящий пофилософствовать, сказал, что ссыльных из Петербурга можно отправлять в Корелу, а не в дальние места, потому что это намного дешевле для государства. Другой путешественник ответил, что сторож, живший в Кореле в ссылке, не выносит меланхолии этого места, поэтому и повесился. Философ считал, что пономарь поступил правильно, а его религиозный собеседник считал, что самоубийства мучили столетие в ином мире, потому что о них нельзя было молиться.

Вдруг, защищая пьяного, в разговор вступил другой мужчина, несколько разговорчивый, дородный, с седыми волосами. Он выглядел на пятьдесят лет. Он был одет в костюм новичка. Он рассказал о московском священнике, который молился за самоубийц, исправляя их положение в загробной жизни. Патриарх Филарет от пьянства хотел лишить священника духовного титула, но это защищал сам преподобный Сергий Радонежский, дважды приходивший к Филарету во сне.

Пассажиры заинтересовались путешественником и стали интересоваться его жизнью. Герой заговорил о том, как он служил в армии дрессировщиком, дрессировщиком лошадей. Он по-особому относился к жеребцам, поливая им головы пастой, чтобы успокоить их характер. Путешественники спросили путешественника, почему он стал монахом, на что он ответил, что много сделал в своей жизни по обещанию родителей. Черноризец прошел необычный жизненный путь, поэтому путешественники просили его рассказать о своем прошлом. Мужчину звали Иван Северянич Флягин.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг