История написания
Это произведение создается давно. Первые строчки появились в 1934 году. Сначала Ахматова не писала стихотворений. Он разработал цикл стихотворений, поднимающих тему реакционного периода, когда репрессии затронули многие семьи. Столкнувшись с безжалостностью сталинского режима, когда она теряет мужа и практически теряет сына, ни в чем не повинная, Анна меняет свои планы и пишет длинное стихотворение. Большая часть произведений написана в 1928–1940 годах.
Важно! Поэма «Реквием» была закончена, но опубликовать ее не удалось. Кроме того, автор долгое время не писал строчки и хранил их в памяти, читая только своим ближайшим друзьям. Еще около 11 человек знали это произведение наизусть, но никто не предал поэта. На бумаге Ахматова написала его только в 1950 году.
Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет З.Е. Серебряковой. 1922 год. В 1960-е годы, когда началась «оттепель», некоторые части печатались в самиздате.
Важно! Полная версия была опубликована только в 1987 году, в начале периода перестройки”.
Суть: о чем произведение?
Хотя произведение автобиографично, личную драму Анны Ахматовой невозможно отделить от несчастных судеб многих других людей. Поэма «Реквием» — это полифоническое признание миллионов людей, вложенное в уста несчастной матери осужденного сына.
Основные события поэмы «Реквием» вращаются вокруг тюремных стен. В стихотворении мы узнаем, как арестовывают сына, как его мать стучится в дверь, опасаясь смерти сына, как мучительно тянутся дни его семнадцати месяцев пыток. Она вспоминает свою беззаботную юность как «веселую грешницу в Царском Селе», которая еще не подозревала, что ей предстояло защищать длинные тюремные очереди.
Отчаявшаяся мать предсказывает смерть сына, но «светлый день» приносит известие об изгнании. И хотя неотвратимость приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.
Героиня просит смерть: «Ты все равно придешь — почему не сейчас?» В последний раз он видит «страшные глаза своего сына», позволяя ему уйти в неизвестность.
Через боль потери собственного ребенка в стихотворении рождается образ скорбящей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Его священный образ — образ времени.
Лирическая героиня связывает свою судьбу с судьбами миллионов людей, прося поставить ей памятник на том месте, где героиня и тысячи ей подобных пробыли «триста часов.
Идея
Сама Анна Ахматова установила памятник, о котором говорила в эпилоге. Смысл поэмы «Реквием» — воздвигнуть бессмертный памятник в память о погибших жизнях. Безмолвные страдания невинных людей должны были вылиться в крик, который будет слышен веками. Поэт обращает внимание читателя на то, что ее творчество основано на боли всех людей, а не на ее личной драме: «А если мой измученный рот сжимается от того, о чем кричат сто миллионов человек…». Об идее говорит и название произведения: это поминальный обряд, музыка смерти, которая сопровождает похороны. Причина смерти пронизывает всю историю, то есть эти стихи являются эпитафией для тех, кто несправедливо канул в забвение, кто тихо и незаметно убит, замучен, истреблен в стране победоносного беззакония.
Смысл названия
Реквием — это служба по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что Ахматова выбрала название стихотворения не как символ, а как прямое, искреннее, почти конфессиональное отражение его душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть во всем содержании Реквиема Ахматова. Смысл титула означает его скорбь по жертвам репрессий и их родственникам.
Традиционно название «Реквием» тоже означает некое разочарование, имеет негативный оттенок. Всем известны Реквием Моцарта и Реквием по мечте Юбера Селби. Итак, у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только для желания, но и для обиды, гнева и опустошения.
Проблемы
Среди основных проблем, затронутых в Реквиеме, можно выделить прежде всего проблему исторической памяти всех жертв репрессий, в том числе Анну Ахматову, а также проблему несправедливости (с которой вся страна столкнулась в лице героин) и человеческая беспомощность — чувства, которые так мучили героиню, что она не могла помочь сыну отстоять свободу и невиновность.
- Проблема исторической памяти в том, что так хрупко и подвержено внешним воздействиям. Ахматова хотела уберечь ее от дальнейших спекуляций и искажений. Его страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и состоятельная женщина, отказалась от эмиграции, хотя и предчувствовала преследования в СССР. Почему? Он верил в будущее России и надеялся на ее процветание. За это он ее не упрекает, а только ведет хронику страданий людей, чтобы они не повторились.
- Проблема несправедливости и беззакония стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди невинно пали, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность преследования не устояла перед критикой, но тотальный страх, охвативший страну, не позволял людям открыть глаза и посмотреть правде в глаза.
Почему поэма называется «Реквием»
В католицизме реквием — это религиозный обряд, проводимый за умерших, и его музыкальное сопровождение в трауре. В рукописях название стихотворения пишется латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.
Итак, «Реквием» Вольфганга Моцарта, чьим творчеством Ахматова интересовалась в 30-40-е годы, состоит из 12 частей. В стихотворении Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.
Автор использует прямое значение определения «Реквием», описывая причины смерти.
Название и композиция
Название «Реквием» несет глубокий и мощный посыл. Так называется церковная служба, которая совершается для отдыха души. Ахматова посвятила свое стихотворение всем, кто стал жертвой жестокого режима: заключенным, матерям, отцам, женам и дочерям, убившим своих близких. Поскольку произведение написано по частям, его композиция на первый взгляд кажется несвязанной и хаотичной. Он состоит из следующих частей:
- «Преданность”
- «Вступление”
- 10 глав — некоторые с названием (7 — «Приговор», 8 — «A morte», 10 — «Распятие”)
- Эпилог
Повествование происходит от имени лирического героя, который является выразителем поэта. Помогает ярко и выразительно описать переживания и выразить конкретные мысли автора.
Рис. 2. Анна Ахматова. Портрет художника Ю. П. Анненков. 1921 год
Тема
В Реквиеме поэтесса затронула множество тем:
- Страдания людей показаны через призму их собственной драмы. При этом поэт противостоит матерям любого возраста, которые были вынуждены отправить своих детей на смерть, даже если они ни в чем не были виноваты. Это показывает, что их боль сводит их с ума, она существует вне времени, никуда не исчезая. Ахматова также чувствует боль всех своих людей, которых она любит всей душой и которые сейчас вынуждены пережить такой ужасный момент.
- Безграничная любовь: женщины не могут помочь своим близким, но их любовь не имеет границ, стараются согреть и защитить близких, попавших в беду.
- Память — Ахматова говорит, что мы должны всегда помнить этих людей, павших жертвой возраста, боли всего народа и каждой женщины. Наша задача — не забыть эти ужасы и предотвратить их повторение.
- Время: в произведении сочетаются несколько совершенно разных эпох. Время в произведении будто стерто, оно построено как наплыв воспоминаний. Время меняется в разных частях, для героини оно превратилось в серое и бесцветное ожидание, оно измеряет его только важными событиями, а промежутки заполняются желанием.
Композиция и конфликт
Особенности композиции Реквиема Ахматовой определяются историей создания произведения: оно было сварено из нескольких оригинальных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент — это отдельная опера со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свое поэтическое измерение.
- Прологом стихотворения можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Введение», в которых читателю представлен образ времени, его настроение и атмосфера, царящая в Советской России.
- Главы с первой по шестую повествуют о личной трагедии лирической героини: страданиях матери, чей сын арестован. В пятой и шестой главах героиня, терзаемая горем, предсказывает смерть сына.
- Далее следует «Вердикт», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылка) и пытается принять известие, что становится приговором и для нее.
- Глава «Навстречу смерти» — это обращение к смерти несчастной матери, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
- В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини с сыном. Он отказывается от отчаянной борьбы и сдается безумию горькой потери.
- Распятие вводит в повествование параллель между потерей лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей сына Иисуса Христа.
- В эпилоге лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих и что каждая жертва целого «ста миллионов человек» достойна национальной памяти».
Главный конфликт произведения «Реквием» — человек и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой по сравнению с государственной машиной и не может защитить себя и своего ребенка.
Жанр, размер, направление
В начале 20 века мир был захвачен новым культурным феноменом: модернизмом, более масштабным и амбициозным, чем любое литературное движение, раздробленным на множество новаторских течений. Анна Ахматова принадлежала к акмеизму, тенденции, основанной на ясности слога и объективности образов. Акмеисты стремились к поэтическому преобразованию повседневных и даже неприятных явлений, преследовали цель через искусство облагородить человеческую природу. Поэма «Реквием» стала прекрасным образцом нового направления, поскольку полностью соответствовала ее эстетическим и нравственным принципам: содержательные и ясные образы, классическая строгость и простота стиля, стремление автора передать зверства языком поэзии для предупреждать потомков об ошибках предков.
Не менее интересен жанр оперы «Реквием» — стихотворение. По некоторым композиционным характеристикам оно классифицируется как эпический жанр, поскольку произведение состоит из пролога, основной части и эпилога, охватывает более чем одну историческую эпоху и раскрывает взаимосвязь между ними. Ахматова выявляет определенную тенденциозность материнской боли в истории России и предлагает будущим поколениям не забывать ее, чтобы трагедия не повторилась.
Поэтический метр в поэзии динамичен, один ритм перетекает в другой, и количество футов в строках тоже разное. Это связано с тем, что произведение создавалось по частям со временем, и стиль поэта изменился, как и его восприятие того, что произошло.
Главные герои и их характеристика
- Героиня оперы. Его прототипом стала сама Ахматова. Это женщина с достоинством и силой воли, которая, однако, «бросилась к ногам палача», потому что безумно любила своего сына. Она истекает кровью от горя, уже потеряв мужа из-за того же жестокого государственного аппарата. Она эмоциональна и открыта для читателя, не скрывает своего ужаса. Однако все его существо болит, и он страдает за сына. О себе она говорит отстраненно: «Эта женщина больна, эта женщина одна». Чувство отстраненности усиливается, когда героиня говорит, что не может так волноваться, и кто-то другой делает это за нее. Раньше она была «смешной и любимицей всех друзей», а теперь само воплощение мучений, влекущих за собой смерть. На свидании с сыном безумие достигает апогея, и женщина сдается ему, но вскоре ее самообладание возвращается, потому что ее сын все еще жив, а это означает, что есть надежда как стимул жить и бороться.
- Сын. Его характер раскрывается менее полно, но сравнение с Христом дает нам достаточное представление о нем. Он также невиновен и свят в своих смиренных мучениях. Она изо всех сил пытается утешить мать на одном свидании, даже если ее пугающий вид не скрывает этого. Он кратко сообщает о своей горькой судьбе сына: «И когда обезумевшие от мучений маршировали осужденные полки». То есть молодой человек с завидным мужеством и достоинством терпит даже в такой ситуации, поскольку пытается сохранить самообладание близких.
- Женские персонажи поэмы «Реквием» полны сил, терпения, целеустремленности, но в то же время непередаваемых мучений и тревог за судьбу близких. Это беспокойство опустошает их лица, как осенние листья. Ожидание и неуверенность разрушают их жизнеспособность. Но их измученные горем лица полны решимости: они остаются на морозе, на жаре только для того, чтобы завоевать право видеться и поддерживать своих родственников. Героиня нежно называет их друзьями и пророчит им сибирскую ссылку, потому что она не сомневается, что все, кто сможет последовать за своими близкими, уйдут в изгнание. Автор сравнивает их изображения с ликом Богородицы, которая молча и кротко переживает мученическую смерть своего сына.
Проблематика
Это стихотворение поднимает ряд серьезных животрепещущих вопросов того времени:
- несправедливость — большинство заключенных были обвинены без разбора, ни за что;
- историческая память — автор боится, что грядущие поколения забудут эти ужасы и людей, испытавших столько боли;
- беспомощность и беспомощность: матери не могут изменить судьбу своих детей, им остается только ждать.
Жанр, художественные приемы, направление
«Реквием», безусловно, относится к литературному жанру «поэзия», но в нем есть и некоторые особенности эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении, которое называется акмеизмом. Это одно из ответвлений модернизма. Для него характерны такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямое изложение, которые мы видим в стихах стихотворения.
Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет Н. Альтмана. 1914 г. Ахматова использует практически все размеры, меняет темп, количество ног. Эти приемы позволяют придать эффектности и разнообразить изложение, четко подчеркнув значение слов. Ахматова использует всевозможные пути:
- эпитеты (тоска смерти, смертельный пот);
- метафоры (лица падают);
- антитезис (на мою еще живую грудь упало каменное сердце);
- сравнения (старуха выла, как раненое животное).
В нем также используется символика: Ленинград — как наблюдатель, Иисус и Магдалина — как воплощение страданий всех матерей, памятник — как вечное напоминание.
Основная идея
Реквием стал настоящим памятником, о котором Анна Ахматова написала в своем стихотворении. Поэт напомнил людям страшные годы репрессий, чтобы никогда не повторились дни «смертной тоски». Писательница, открывая читателям свою страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не будет забыта. В этом смысл «Реквиема»: оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предать его забвению. Для тебя и меня.
Основная идея поэмы «Реквием» — потребность в сочувствии и сострадании ко всем людям, независимо от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР превратилось в невиданную неприязнь людей друг к другу. Этого нельзя допустить снова. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Я закон жизни.