Реквием Ахматова — анализ, история создания, идея, трагизм, сюжет

История написания

Это произведение создается давно. Первые строчки появились в 1934 году. Сначала Ахматова не писала стихотворений. Он разработал цикл стихотворений, поднимающих тему реакционного периода, когда репрессии затронули многие семьи. Столкнувшись с безжалостностью сталинского режима, когда она теряет мужа и практически теряет сына, ни в чем не повинная, Анна меняет свои планы и пишет длинное стихотворение. Большая часть произведений написана в 1928–1940 годах.

Важно! Поэма «Реквием» была закончена, но опубликовать ее не удалось. Кроме того, автор долгое время не писал строчки и хранил их в памяти, читая только своим ближайшим друзьям. Еще около 11 человек знали это произведение наизусть, но никто не предал поэта. На бумаге Ахматова написала его только в 1950 году.

Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет З.Е. Серебряковой. 1922 год
Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет З.Е. Серебряковой. 1922 год. В 1960-е годы, когда началась «оттепель», некоторые части печатались в самиздате.

Важно! Полная версия была опубликована только в 1987 году, в начале периода перестройки”.

Суть: о чем произведение?

Хотя произведение автобиографично, личную драму Анны Ахматовой невозможно отделить от несчастных судеб многих других людей. Поэма «Реквием» — это полифоническое признание миллионов людей, вложенное в уста несчастной матери осужденного сына.

Основные события поэмы «Реквием» вращаются вокруг тюремных стен. В стихотворении мы узнаем, как арестовывают сына, как его мать стучится в дверь, опасаясь смерти сына, как мучительно тянутся дни его семнадцати месяцев пыток. Она вспоминает свою беззаботную юность как «веселую грешницу в Царском Селе», которая еще не подозревала, что ей предстояло защищать длинные тюремные очереди.

Отчаявшаяся мать предсказывает смерть сына, но «светлый день» приносит известие об изгнании. И хотя неотвратимость приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

Героиня просит смерть: «Ты все равно придешь — почему не сейчас?» В последний раз он видит «страшные глаза своего сына», позволяя ему уйти в неизвестность.

Через боль потери собственного ребенка в стихотворении рождается образ скорбящей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Его священный образ — образ времени.

Лирическая героиня связывает свою судьбу с судьбами миллионов людей, прося поставить ей памятник на том месте, где героиня и тысячи ей подобных пробыли «триста часов.

Идея

Сама Анна Ахматова установила памятник, о котором говорила в эпилоге. Смысл поэмы «Реквием» — воздвигнуть бессмертный памятник в память о погибших жизнях. Безмолвные страдания невинных людей должны были вылиться в крик, который будет слышен веками. Поэт обращает внимание читателя на то, что ее творчество основано на боли всех людей, а не на ее личной драме: «А если мой измученный рот сжимается от того, о чем кричат ​​сто миллионов человек…». Об идее говорит и название произведения: это поминальный обряд, музыка смерти, которая сопровождает похороны. Причина смерти пронизывает всю историю, то есть эти стихи являются эпитафией для тех, кто несправедливо канул в забвение, кто тихо и незаметно убит, замучен, истреблен в стране победоносного беззакония.

Смысл названия

Реквием — это служба по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что Ахматова выбрала название стихотворения не как символ, а как прямое, искреннее, почти конфессиональное отражение его душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть во всем содержании Реквиема Ахматова. Смысл титула означает его скорбь по жертвам репрессий и их родственникам.

Традиционно название «Реквием» тоже означает некое разочарование, имеет негативный оттенок. Всем известны Реквием Моцарта и Реквием по мечте Юбера Селби. Итак, у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только для желания, но и для обиды, гнева и опустошения.

Проблемы

Среди основных проблем, затронутых в Реквиеме, можно выделить прежде всего проблему исторической памяти всех жертв репрессий, в том числе Анну Ахматову, а также проблему несправедливости (с которой вся страна столкнулась в лице героин) и человеческая беспомощность — чувства, которые так мучили героиню, что она не могла помочь сыну отстоять свободу и невиновность.

  • Проблема исторической памяти в том, что так хрупко и подвержено внешним воздействиям. Ахматова хотела уберечь ее от дальнейших спекуляций и искажений. Его страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и состоятельная женщина, отказалась от эмиграции, хотя и предчувствовала преследования в СССР. Почему? Он верил в будущее России и надеялся на ее процветание. За это он ее не упрекает, а только ведет хронику страданий людей, чтобы они не повторились.
  • Проблема несправедливости и беззакония стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди невинно пали, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность преследования не устояла перед критикой, но тотальный страх, охвативший страну, не позволял людям открыть глаза и посмотреть правде в глаза.

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквием — это религиозный обряд, проводимый за умерших, и его музыкальное сопровождение в трауре. В рукописях название стихотворения пишется латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Итак, «Реквием» Вольфганга Моцарта, чьим творчеством Ахматова интересовалась в 30-40-е годы, состоит из 12 частей. В стихотворении Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Автор использует прямое значение определения «Реквием», описывая причины смерти.

Название и композиция

Название «Реквием» несет глубокий и мощный посыл. Так называется церковная служба, которая совершается для отдыха души. Ахматова посвятила свое стихотворение всем, кто стал жертвой жестокого режима: заключенным, матерям, отцам, женам и дочерям, убившим своих близких. Поскольку произведение написано по частям, его композиция на первый взгляд кажется несвязанной и хаотичной. Он состоит из следующих частей:

  • «Преданность”
  • «Вступление”
  • 10 глав — некоторые с названием (7 — «Приговор», 8 — «A morte», 10 — «Распятие”)
  • Эпилог

Повествование происходит от имени лирического героя, который является выразителем поэта. Помогает ярко и выразительно описать переживания и выразить конкретные мысли автора.

Рис. 2. Анна Ахматова. Портрет художника Ю. П. Анненков. 1921 год
Рис. 2. Анна Ахматова. Портрет художника Ю. П. Анненков. 1921 год

Тема

В Реквиеме поэтесса затронула множество тем:

  • Страдания людей показаны через призму их собственной драмы. При этом поэт противостоит матерям любого возраста, которые были вынуждены отправить своих детей на смерть, даже если они ни в чем не были виноваты. Это показывает, что их боль сводит их с ума, она существует вне времени, никуда не исчезая. Ахматова также чувствует боль всех своих людей, которых она любит всей душой и которые сейчас вынуждены пережить такой ужасный момент.
  • Безграничная любовь: женщины не могут помочь своим близким, но их любовь не имеет границ, стараются согреть и защитить близких, попавших в беду.
  • Память — Ахматова говорит, что мы должны всегда помнить этих людей, павших жертвой возраста, боли всего народа и каждой женщины. Наша задача — не забыть эти ужасы и предотвратить их повторение.
  • Время: в произведении сочетаются несколько совершенно разных эпох. Время в произведении будто стерто, оно построено как наплыв воспоминаний. Время меняется в разных частях, для героини оно превратилось в серое и бесцветное ожидание, оно измеряет его только важными событиями, а промежутки заполняются желанием.

Композиция и конфликт

Особенности композиции Реквиема Ахматовой определяются историей создания произведения: оно было сварено из нескольких оригинальных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент — это отдельная опера со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свое поэтическое измерение.

  1. Прологом стихотворения можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Введение», в которых читателю представлен образ времени, его настроение и атмосфера, царящая в Советской России.
  2. Главы с первой по шестую повествуют о личной трагедии лирической героини: страданиях матери, чей сын арестован. В пятой и шестой главах героиня, терзаемая горем, предсказывает смерть сына.
  3. Далее следует «Вердикт», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылка) и пытается принять известие, что становится приговором и для нее.
  4. Глава «Навстречу смерти» — это обращение к смерти несчастной матери, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
  5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини с сыном. Он отказывается от отчаянной борьбы и сдается безумию горькой потери.
  6. Распятие вводит в повествование параллель между потерей лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей сына Иисуса Христа.
  7. В эпилоге лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих и что каждая жертва целого «ста миллионов человек» достойна национальной памяти».

Главный конфликт произведения «Реквием» — человек и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой по сравнению с государственной машиной и не может защитить себя и своего ребенка.

Жанр, размер, направление

В начале 20 века мир был захвачен новым культурным феноменом: модернизмом, более масштабным и амбициозным, чем любое литературное движение, раздробленным на множество новаторских течений. Анна Ахматова принадлежала к акмеизму, тенденции, основанной на ясности слога и объективности образов. Акмеисты стремились к поэтическому преобразованию повседневных и даже неприятных явлений, преследовали цель через искусство облагородить человеческую природу. Поэма «Реквием» стала прекрасным образцом нового направления, поскольку полностью соответствовала ее эстетическим и нравственным принципам: содержательные и ясные образы, классическая строгость и простота стиля, стремление автора передать зверства языком поэзии для предупреждать потомков об ошибках предков.

Не менее интересен жанр оперы «Реквием» — стихотворение. По некоторым композиционным характеристикам оно классифицируется как эпический жанр, поскольку произведение состоит из пролога, основной части и эпилога, охватывает более чем одну историческую эпоху и раскрывает взаимосвязь между ними. Ахматова выявляет определенную тенденциозность материнской боли в истории России и предлагает будущим поколениям не забывать ее, чтобы трагедия не повторилась.

Поэтический метр в поэзии динамичен, один ритм перетекает в другой, и количество футов в строках тоже разное. Это связано с тем, что произведение создавалось по частям со временем, и стиль поэта изменился, как и его восприятие того, что произошло.

Главные герои и их характеристика

  • Героиня оперы. Его прототипом стала сама Ахматова. Это женщина с достоинством и силой воли, которая, однако, «бросилась к ногам палача», потому что безумно любила своего сына. Она истекает кровью от горя, уже потеряв мужа из-за того же жестокого государственного аппарата. Она эмоциональна и открыта для читателя, не скрывает своего ужаса. Однако все его существо болит, и он страдает за сына. О себе она говорит отстраненно: «Эта женщина больна, эта женщина одна». Чувство отстраненности усиливается, когда героиня говорит, что не может так волноваться, и кто-то другой делает это за нее. Раньше она была «смешной и любимицей всех друзей», а теперь само воплощение мучений, влекущих за собой смерть. На свидании с сыном безумие достигает апогея, и женщина сдается ему, но вскоре ее самообладание возвращается, потому что ее сын все еще жив, а это означает, что есть надежда как стимул жить и бороться.
  • Сын. Его характер раскрывается менее полно, но сравнение с Христом дает нам достаточное представление о нем. Он также невиновен и свят в своих смиренных мучениях. Она изо всех сил пытается утешить мать на одном свидании, даже если ее пугающий вид не скрывает этого. Он кратко сообщает о своей горькой судьбе сына: «И когда обезумевшие от мучений маршировали осужденные полки». То есть молодой человек с завидным мужеством и достоинством терпит даже в такой ситуации, поскольку пытается сохранить самообладание близких.
  • Женские персонажи поэмы «Реквием» полны сил, терпения, целеустремленности, но в то же время непередаваемых мучений и тревог за судьбу близких. Это беспокойство опустошает их лица, как осенние листья. Ожидание и неуверенность разрушают их жизнеспособность. Но их измученные горем лица полны решимости: они остаются на морозе, на жаре только для того, чтобы завоевать право видеться и поддерживать своих родственников. Героиня нежно называет их друзьями и пророчит им сибирскую ссылку, потому что она не сомневается, что все, кто сможет последовать за своими близкими, уйдут в изгнание. Автор сравнивает их изображения с ликом Богородицы, которая молча и кротко переживает мученическую смерть своего сына.

Проблематика

Это стихотворение поднимает ряд серьезных животрепещущих вопросов того времени:

  • несправедливость — большинство заключенных были обвинены без разбора, ни за что;
  • историческая память — автор боится, что грядущие поколения забудут эти ужасы и людей, испытавших столько боли;
  • беспомощность и беспомощность: матери не могут изменить судьбу своих детей, им остается только ждать.

Жанр, художественные приемы, направление

«Реквием», безусловно, относится к литературному жанру «поэзия», но в нем есть и некоторые особенности эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении, которое называется акмеизмом. Это одно из ответвлений модернизма. Для него характерны такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямое изложение, которые мы видим в стихах стихотворения.

Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет Н. Альтмана. 1914 год
Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет Н. Альтмана. 1914 г. Ахматова использует практически все размеры, меняет темп, количество ног. Эти приемы позволяют придать эффектности и разнообразить изложение, четко подчеркнув значение слов. Ахматова использует всевозможные пути:

  • эпитеты (тоска смерти, смертельный пот);
  • метафоры (лица падают);
  • антитезис (на мою еще живую грудь упало каменное сердце);
  • сравнения (старуха выла, как раненое животное).

В нем также используется символика: Ленинград — как наблюдатель, Иисус и Магдалина — как воплощение страданий всех матерей, памятник — как вечное напоминание.

Основная идея

Реквием стал настоящим памятником, о котором Анна Ахматова написала в своем стихотворении. Поэт напомнил людям страшные годы репрессий, чтобы никогда не повторились дни «смертной тоски». Писательница, открывая читателям свою страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не будет забыта. В этом смысл «Реквиема»: оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предать его забвению. Для тебя и меня.

Основная идея поэмы «Реквием» — потребность в сочувствии и сострадании ко всем людям, независимо от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР превратилось в невиданную неприязнь людей друг к другу. Этого нельзя допустить снова. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Я закон жизни.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг