«Фаталист» краткое содержание повести Лермонтова – читать пересказ онлайн

Другие персонажи

Вулич — чиновник, серб, заядлый игрок, решивший испытать свою судьбу.

Пьяный казак — очаровательный воин, который, напившись, совершил убийство Вулича.

У нас также есть:

  • для самых нетерпеливых — очень краткое содержание «Фаталист»
  • для любопытных — «Фаталистический» анализ Лермонтова

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Глава 1. Тамань

Глава посвящена опасному приключению Печорина на Тамани. Однажды она провела ночь со слепым мальчиком. Мальчик выглядел странно. Было ясно, что он что-то скрывает. Грегорио решил последовать за ним. Выяснилось, что хозяин дома тайно встречался с девушкой. Встречи происходили на берегу. Ждали третьего участника событий. Янко появился с мешками.

Печорин не знал, что в мешках. Мальчик не отвечал на вопросы, делая вид, что не понимает, в чем дело. Тогда Григорий решил узнать правду через девушку. Она была проницательной и быстро поняла, что хозяин знал, что они занимаются контрабандой. Чтобы избавиться от свидетеля, он назначил встречу.

Пока они были в лодке, девушка пыталась выбросить его за борт, но вместо этого сама оказалась под водой. Ей удалось сбежать. Она умела плавать, и волны ее не пугали. Янко ждал ее на берегу. Они решили оставить слепого и вместе покинуть город. Когда Пекорин вернулся домой, он увидел, что потерял свои вещи. Были украдены.

Разочарованный случившимся, чуть не убитый контрабандистами Григорий поспешно покинул Тамань.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Майор — пожилой мужчина («старый майор»), в доме которого молодые офицеры собираются за картами.
  • Вулич — серб по национальности, лейтенант, с жизненным опытом (о чем свидетельствует «грустная улыбка»), высокий, мужественный в бою. Он был холодным человеком, и только любовь к игре в карты пробуждала в нем бурлящие страсти.
  • Пьяный казак — разъяренный казак, еще молодой, потерявший контроль над собой, готовый убить всех и умереть сам. Не глядя, он разорвал Вулича до смерти, сыграв роль меча судьбы.
  • Пожилой казак — мать пьяного казака, скорбящая женщина.
  • Максим Максимыч — пожилой добродушный штабс-капитан, служит в крепости.

Значение фрагмента в романе

Анализ главы «Фаталист» не может раскрыть всей сути романа, поэтому для полного понимания произведения лучше всего прочитать анализ «Героя нашего времени». Автор заставляет своего героя и читателей задуматься о силе влияния человека на собственную жизнь.

Несмотря на то, что ответ на вопрос: «Есть ли предопределение?» не дано, писатель считает, что каждый должен действовать независимо, независимо от убеждений и убеждений, а не полагаться на сверхъестественные силы. Поэтому он закладывает в голову Печорина мысль о том, что современные люди из-за страха смерти, который может овладеть где угодно и когда угодно, не способны к действиям ни для обычного человечества, ни для себя.

Автор: Инна Колокольникова

Вулич испытывает судьбу

Он бесшумно вошел в спальню майора, снял со стены первый найденный им пистолет, нажал на спусковой крючок и высыпал порох на полку. Его начали отговаривать, но он никого не слушал. Усевшись за стол, лейтенант попросил всех занять свои места. Присутствующие послушались. Вдруг Печорину показалось, что печать смерти на холодном лице Вулича. Григорий Александрович сказал лейтенанту, что тот день умрет. Отвечая, что все возможно, серб спросил майора, заряжено ли ружье. Майор не вспомнил. Офицеры стали делать новые ставки. Пекорину все это надоело, и он сказал, что Вулич должен застрелиться или повесить пистолет. Затем лейтенант приставил ствол ко лбу и нажал на спусковой крючок. Хита не было. Вулич снова поднял собаку и прицелился в висящую на стене шапку. Раздался выстрел. Когда дым рассеялся, было обнаружено, что пуля пробила капюшон посередине и глубоко вошла в стену. Серб спокойно взял со стола выигрыш и ушел.

Герой нашего времени. Глава: фаталист

Спустя некоторое время Печорину пришлось прожить две недели в казачьей станице. Пехотный батальон и офицеры каждую ночь собирались в домах друг к другу и играли в карты. Однажды вечером они сели в Major C и поговорили о том, что предопределяет судьбу человека. Среди прочих был лейтенант Вулич сербской национальности. Он был отважным, мало говорил, не доверял чьим-либо духовным секретам, а его самой большой страстью были игры в карты.

Объяснение сюжета повести «Фаталист»

Основная тема «Фаталиста» — предопределение. Раскрывая смысл главы «Фаталист», автор использует литературные приемы, характерные для психологических романов:

  • Внутренний монолог
  • Ирония
  • Афоризмы
  • Намёки

Через внутренние монологи главного героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов призывает читателей задуматься о судьбе и власти человека над жизнью.

На заметку! Смысл названия повести «Фаталист» отсылает читателей к сюжету Вулича, который страстно рискнул сыграть с судьбой, приняв пари с Печориным. Фаталист — это тот, кто верит в предопределение. По сюжету фаталист — лейтенант Вулич, потому что верил в силу судьбы.

Глава названа так не только из-за образа Вулича. Автор проецирует смысл главы «Фаталист» на самого рассказчика. В этой главе автор насмехается над Печориным. Главный герой, бывший романтический мечтатель, разочаровывается в жизни, обществе и себе, играет с людьми, их чувствами. Печорин ни к чему не относится всерьез, он хочет играть со смертью, даже если считает, что смерти нельзя избежать. Эта глава еще раз демонстрирует, насколько Печорин является дисгармоничной натурой, полной противоречий. Благодаря развернутому и детальному внутреннему характеру главного героя читатели осознают несостоятельность фигуры Печорина. В этом художественное значение фаталистической главы».

Убийство Вулича

Пекорин зашел в свою комнату и лег спать. В четыре часа утра его разбудили агенты, узнав, что Вулич убит. Григорий Александрович был ошеломлен. Выяснилось, что когда поручик возвращался домой, на него наехал пьяный казак. Возможно, последнее пройдет, но Вулич спросил его, кого он ищет. «Ты!» — ответил казак, ударил его саблей и рассек ему от плеча почти до самого сердца. Свидетели говорят, что при последнем издыхании серб сказал: «Он прав!» Печорин понимал значение этих слов: он сам по незнанию предсказал свою судьбу в Вуличе.

Лермонтов 1 Повесть «Фаталист»…

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение в романе М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова».

Размышления Печорина на философские вопросы встречаются во всех частях романа, но прежде всего философские проблемы характерны для его последней части — «Фаталиста». Это попытка философски осмыслить характер Печорина, найти причины глубокого духовного кризиса всего поколения, представленного в его личности, поставить проблему индивидуальной свободы и возможности его действий.

Основная проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени» четко обозначена автором в предисловии: он рисует «современного человека таким, каким он его понимает». Его герой — «портрет пороков всего нашего поколения».

Внутренний мир персонажа раскрывается в его непосредственном развитии, во всей последовательности событий, разворачивающихся в жизни героя. «История человеческой души…» — способ раскрыть внутренний мир героя.

Почему автор завершает работу романом «Фаталиста»?

Название определяет основную идею финальной части: речь пойдет о вере в судьбу. Фатализм (в словаре Даля) 3, 438 — судьба, судьба в смысле предопределения, неизбежность, предвещаемая будущим. Фаталисты отрицают свободную волю человека и его ответственность за действия.

История в этой главе ведется с точки зрения главного героя. Печорин, размышляя о предназначении, вспоминая юношеские мечты или принимая решение в минуту опасности, раскрывает перед читателем свою душу, раскрывает свой сложный и противоречивый внутренний мир. Кто может наиболее точно описать сокровенные мысли человека, кроме него самого? Находясь наедине с собой, нет необходимости лгать, маскировать чувства, играть роль.

Роман условно можно разделить на две основные части. Первый посвящен игре в русскую рулетку. «Может ли человек распорядиться своей жизнью произвольно или каждому из нас заранее назначен роковой момент?» — это главный вопрос спора. 1, 273 Основное внимание здесь уделяется лейтенанту Вуличу.

В действиях и высказываниях Печорина, как и в предыдущих главах, есть что-то жестокое и эгоистичное. Затем он предлагает пари, на кону которого стоит жизнь лейтенанта Вулича. Чувствуя отпечаток смерти на лице Вулича, Печорин с холодной уверенностью делится своей мыслью: «Не умрешь вообще!»

Во второй части главный герой — Печорин. С таким же хладнокровием и отвагой, присущими его характеру, он решает сам бросить вызов судьбе и, рискуя жизнью, нейтрализует разъяренного казака. Смерть Вулича обречена. То есть рок нельзя отрицать. Но, как бы сильна ни была вера в судьбу, всегда нужно стараться действовать. Человек может вмешиваться в то, что запланировано сверху. Иначе развития не будет. То же верно и для всего общества.

именно в этой главе мы отчетливо слышим голос автора, отраженный в мыслях героя. Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «Мы уже не способны на великие жертвы ни во благо человечества, ни во имя собственного счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходя от сомнения к сомнению »… Печорин, как никто другой, предстает здесь глубоко мыслящим человеком, ищущим в своей душе ответы на вопросы.

Глава «Фаталист» является последней главой работы по нескольким причинам.

Во-первых, это своего рода «композиционное кольцо». Действие романа заканчивается в той же крепости на Кавказе, где происходит действие повести «Бэла».

Во-вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, для какой цели оно существует в этом мире. В «Фаталисте» агент Вулич заявляет, что все в жизни подчиняется закону предопределения, и в тот же день это подтверждается его смертью. Это произошло не из-за умышленной попытки застрелиться, а из руки пьяного казака, случайно встретившего его по дороге домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, есть предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать этому закону или нет. По словам Печорина, «вся его жизнь была цепью постоянных противоречий для ума и сердца», поэтому в этой ситуации он автономно ставит себе печальную судьбу: разрушать судьбу и счастье других людей.

Поэтому Лермонтов заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставить их в таком состоянии. Повесть «Фаталист» резюмирует личность и поведение героя, раскрывая в нем такие черты мужества и активности, которые имеют не только интимное, но и социальное значение. Такая композиционная позиция и преимущественно философские проблемы ставят главу в особое положение, что служит основанием для ее обособления и обособления.

Лермонтов — Фаталист. Анализ главы

Структурная основа произведения построена таким образом, что квинтэссенция главного героя и идея раскрываются постепенно. Каждая последующая часть включает в себя впечатления от предыдущих, помогая найти ответы на вопросы читателя, тем самым контролируя движение мыслительного процесса. Поэтому можно с уверенностью предположить, что ответы на вопросы, оставленные читателем после рассказа «Княжна Марья», следует искать — в «Фаталисте».

В повести «Фаталист» раскрываются истинные мотивы поведения Печорина, и вместе с тем становится очевидной вся художественная идея произведения.

В основе главы «Фаталист» — быстрое изменение событий в течение ночи. Сначала игра в карты, спор героев о судьбе судьбы, затем «трагически случайная» смерть Вулича, мужественный поступок Печорина. Все это способно привлечь внимание читателя.

В этой главе Лермонтов сравнивает две совершенно разные мировоззренческие позиции. Печорин утверждает, что человек с помощью воли и разума способен решать свою судьбу. Что нет высшей силы, которая контролирует жизни других. Эта позиция героя приводит к возвышению самого себя, который становится для него единственным Богом.Фаталист — Вулич, который имеет радикально иную точку зрения. Он убежден, что все вокруг подвластно судьбе.

Почему автор романа спорит об этих взглядах?

Такие противоречивые моменты помогают понять глубинную сущность человека, особенно Печорина, его убеждений, его характера, способствуют раскрытию его индивидуальной позиции.

Такое мнение у Печорина сложилось из-за того, что он сам во многие вещи перестал верить. На страницах романа он признается, что любит во всем сомневаться, абсолютное незнание исхода события придает ему смелости.

Главным критерием моральной основы Печорина должно быть личное похищение людей, поощрение истерик, возбуждение гордости, достижение поставленных целей.

Герой воспитывает в себе работоспособность и напор характера. Добивается результатов любыми способами. Иногда такими средствами оказываются любящие его люди.

После прочтения романа у читателя появляется возможность пофилософствовать над эгоистичным индивидуализмом героя, который затрагивает и современных людей. Подобные размышления и исследования по-прежнему остаются болезненными проблемами, вызывающими споры.

Фаталист

В оригинале повествование ведется от имени Печорина в виде записей в его дневнике.

Однажды батальон Печорина стоял в одной из казачьих станиц.

Григорий Печорин — молодой офицер, сослан на Кавказ, интеллигентный, культурный, с противоречивым характером, разочарованный в жизни, ищущий острых ощущений

Вечером офицеры с удовольствием играли в карты. Во время одного из них разговор превратился в судьбу: написано на небесах или нет, предопределены человеческая жизнь и смерть? Разговор перерос в ссору, агенты разделились на за и против.

Один из офицеров, Вулич, страстный игрок и фаталист, предположил, что «может ли человек произвольно распорядиться своей жизнью, или каждому из нас назначен роковой момент».

Вулич — офицер, соратник Печорина, высокая брюнетка, смуглая, замкнутая, безрассудная, хладнокровная, смелая

Печорин сделал ставку, и Вулич принял: если ему суждено умереть сегодня, он умрет, если нет, он останется в живых.

Вулич наугад взял ружье, все замерли — теперь может случиться непоправимое. Пекорину показалось, что он увидел в глазах Вулича знак смерти. Он сказал ему об этом: «Сегодня ты умрешь». Вулич застрелился в висок: осечка! Все вздохнули с облегчением, радуясь, что ружье не было заряжено и никто не погиб. Но Вулич выстрелил сбоку: пуля пробила ему фуражку о стену, ружье было заряжено. Ошеломленные офицеры вскоре разошлись, и Печорин не понимал, почему он все еще думал, что Вулич должен умереть сегодня.

Часто на лице человека, который умрет через несколько часов, остается какой-то странный отпечаток неминуемой судьбы, поэтому обычным глазам сложно ошибиться.

Утром Печорина разбудила новость о том, что они нашли офицера, застреленного саблей. Это был Вулич. Смерть в образе пьяного казака с мечом застала его по дороге домой. Тогда Печорин по незнанию предсказал судьбу несчастного офицера.

Казака-убийцу быстро нашли, заперся в избе и не сдавался, угрожая расстрелять. Никто не посмел выломать дверь и наткнуться на его пулю. Тогда у Печорина мелькнула странная мысль: он, как и Вулич, решил попытать счастья. Вошел в дом через окно, казак выстрелил, но Печорина только задел подплечник. Пришедшие на помощь сельчане повернули и увели казака. Печорина чествовали как настоящего героя.

После этого случая Печорин долго не мог определиться, быть ли фаталистом, ведь не все так просто, как может показаться.

Кто знает наверняка, убежден он в чем или нет? .. А сколько раз мы принимаем за убеждение обман чувств или ошибку разума!..

Вернувшись в крепость, Печорин рассказал Максиму Максимычу о случившемся и спросил его, верит ли он в предопределение.

Максим Максимыч — армейский офицер лет пятидесяти, холостяк, добрый, простой, честный

Капитан штаба, многозначительно покачав головой, предположил, что оружие часто заклинивает и, конечно, бедному офицеру это стыдно, но, видите ли, написано так. На этом разговор закончился.

Пари

Лейтенант предложил посмотреть, сможет ли человек распорядиться своей жизнью, или заранее был назначен роковой момент. Печорин согласился сделать ставку и поставил двести рублей на то, что предопределения нет. Вулич отстаивал противоположное мнение.

Очень краткий пересказ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени».

Печорин приезжает на две недели по приказу начальства в казачье село, где одновременно находится пехотный батальон. Вечером агенты проводят время за картами, время от времени беседуя.

Однажды, играя в карты с майором, они заговорили о фатализме или о предопределении. То, что человеку уготована судьба, обязательно случится — так считали некоторые, в том числе сербский офицер Вулич. Другие считали, что предопределения не было и все, что происходит с человеком, — это цепь случайностей и следствие его собственных действий.

Печорин и Вулич поспорили. Вулич взял одно из ружей хозяина (выбор был совершенно случайным) и выстрелил себе в голову. Произошла осечка. Затем Вулич выстрелил еще раз: пуля пробила его фуражку. Спор выиграл Вулич: судьба не посчитала его мертвым, хотя ружье было заряжено и все возможности были не на его стороне.

Однако Печорину казалось, что Вуличу суждено скоро умереть. Так и случилось: в тот же вечер его без всякой причины застрелил пьяный казак. Печорин начинает менять свою точку зрения, он начинает верить в предопределение. Искушая судьбу, он добровольно соглашается взять в одиночестве пьяного и обезумевшего казака, запертого в шалаше. И это удается. При этом сам он остается невредимым.

Повествование заканчивается рассказом Печорина Максиму Максимычу об этих странных событиях. Максим Максимыч говорит о Вуличе: «.. видимо, в его семье так писали…». На этом история заканчивается.

Образы главных героев

Помимо главного героя всего романа — офицера Григория Печорина (вот его подробное описание), ироничного и скучающего молодого человека, мнения которого внезапно подвергаются испытанию, — в главе есть еще два не менее ярких образа.

  1. Лейтенант Вулич, национальность которого автор определяет как серб, отмечая характерные черты портрета, был довольно закрытым в общении человеком. Он не доверял ни одному из своих чувств и секретов, но отличался смелостью и азартом. Даже на поле боя он сначала предпочитал отдать долг, а уж потом драться напрямую.
  2. Казак Ефимыч — убийца Вулича, не полностью признавший свою вину и не желавший быть наказанным за преступление. Здесь он выступает своеобразной «рукой судьбы», являясь причиной аварии.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(Конец дневника Печорина)

Глава 2. Княжна Мэри

В этой главе Печорин расскажет о своем пребывании в Кисловодске, где ему пришлось провести некоторое время.

Встреча со старым другом, кадетом Грушницким, осветила скучные будни. Они ненавидели друг друга, но тщательно скрывали свою неприязнь. Пекорин знал, что княгиня Марья Лиговская разбила сердце наркомана. Он часто высмеивал чувства возлюбленной, сравнивая свою музу с английской лошадью. Печорин не сразу понравился Марии, но Грушницкий показался ей интересным молодым человеком, с которым приятно разговаривать и веселиться.

В городе Грегори знакомится с доктором Вернером. Пекорину он нравился. У мужчины был острый язык. Читать. С ним не было скучно. Когда Вернер навестил Печорина, Григорий поделился с ним мыслью, как он хочет подшутить над Грушницким, привлекая внимание княгини.

Вернер объявляет новость о том, что скоро в дом принцессы прибудет гость. Какой-то дальний родственник. Женщина оказалась первой любовью Печорина. Когда-то у них был потрясающий роман, но им пришлось расстаться, и теперь, спустя столько лет, они понимают, что их чувства не остыли. Вера рассказала, где остановилась, и пригласила Печорина в гости к Лисовским. Этот расклад был в руках Грегори.

В гостях у Лисовских было прекрасно. Он присматривал за дамами, шутил, приглашал их на танцы. Он не оставил Мэри, находясь там в тот момент, когда девушке потребовалась помощь. Ближе к концу вечера принцесса посмотрела на него другими глазами. Он стал часто их навещать. Ему нравилась Мэри, но он не мог забыть и Веру. Вера, видя ее душевные муки, признается, что смертельно больна.

Ухаживания за Мэри не прошли даром. Девушка влюбилась. Пекорин был счастлив. План удался. Грушницкий, узнав от Печорина, что его возлюбленная сошла с ума, пришел в ярость. В городе царила суматоха, так как свадьба была не за горами. Грегори не спешил признаваться в любви, ожидая, что Мэри первая разделит его чувства. Когда это произошло на одной из прогулок, он решил сказать правду, что не испытывает к ней никаких чувств.

Для Марии это откровение стало тяжелым ударом. Мое сердце было разбито. Душа растоптана. Сам Григорий не знал, почему так жестоко обошелся с ней. Он ценил свободу и боялся привязаться к кому-то, искренне считая, что не сможет сделать кого-то счастливым в этой жизни.

Обиженный и обиженный, Грушницкий не нашел ничего лучше, чем вызвать Печорина на дуэль. Доктор Вернер пытался помирить соперников, но Грушницкий не хотел идти с миром. Местом поединка была небольшая площадка над пропастью. Один шаг в сторону — и шансов на выживание нет. Грушницкий выстрелил первым. Печорин получил легкое ранение в ногу. Следующее попадание — контроль. Пекорин не подвел. Грушницкий, пораженный пулей, летит в пропасть.

Возвращаясь домой, Печорин видит майское послание. Он прощается, предвкушая неминуемую смерть. Лети к ней, чтобы увидеть ее в последний раз, загоняющую лошадь до смерти. Дуэль становится публичной. Это грозило переездом Печорина в другое место. Перед отъездом он решает навестить принцессу. Принцесса предлагает ему руку и сердце дочери, но Пекорин отказывается. Оставшись наедине с Мэри, он сумел убить любовь в своем сердце парой предложений, заставив ее ненависть в его глазах.

Пересказ очень кратко

Во время карточных встреч разговор заходит о судьбе и предопределении. Вулич делает ставку: он говорит, что наши судьбы предопределены заранее. Печорин делает ставку на червонцев, аргументируя это тем, что судьбы нет. Вулич снимает со стены ружье, заряжает его и стреляет себе в висок. Оружие заклинивает. Чтобы доказать, что он заряжен, Вулич стреляет в кепку.

Но Печорин замечает посмертную маску на лице серба и рассказывает ему об этом. В ту же ночь Вулич был зарезан пьяным казаком. Испуганный мужчина заперся в своей хижине и крикнул, что расстреляет любого, кто приблизится. Пекорин решил попытать счастья и ворвался в избу через окно. Пуля попала ему в ухо, но офицеру удалось связать казака.

Завершим краткий обзор главы «Фаталист» Печорин доложит о происшествии Максиму Максимычу. Он реагирует двумя способами:

«Прости беднягу! Черт потащил его поговорить с пьяницами! Но, видимо, так писали в его семье…»

Отрывок 1. Вечер в компании офицеров. Печорин не верит в фатум

Уже в начале главы автор рисует тревожную атмосферу, которая создается вокруг офицеров, играющих в карты. Ни к чему не обязывающий спор неожиданно превращается в смертельную угрозу для одного из выступающих. Наступает непреодолимая тишина, а затем крики протеста, когда Вулич сказал:

«Какой смысл в пустых спорах? Приглашаю всех попробовать на себе, если судьбоносный момент нам назначен заранее, или мы можем свободно распоряжаться своей жизнью».

И только Печорин решил стать противником серба. Он снял одно из ружей, свисающих со стены, и зарядил его. Стоп! Что вы собираетесь делать? »- кричали зал. Печорин сказал, что Вуличу суждено умереть сегодня. Он холодно нажал на спусковой крючок, но выстрела не последовало. Начались споры о том, заряжено ли ружье. Вулич произвел второй выстрел. : фуражка, свисающая с окна, пуля пронзила ее.

Реферат М.Ю. Лермонтов
Вулич застрелился в висок

Отрывок 2. Гибель Вулича. Печорин становится фаталистом

Все разошлись. По дороге домой Печорин думал о том, что случилось, когда он наткнулся на труп рубленой свиньи. Подошли два казака, сказали, что ищут своего пьяного товарища, решившего беднягу.

Печорин не мог выспаться. Еще до рассвета ему сообщили, что Вулич был зарезан казаком, который ночью бродил по деревне. При этом свидетели заявили, что пьяный не заметил бы серба, если бы он сам не подошел к нему с вопросом: «Ты кого-то ищешь, брат?» «Ты!» — закричал казак и ударил его мечом.

По словам очевидцев, Вулич умер не сразу. Перед смертью он сказал:

«Он был прав!»

Печорин понял, что эти слова относятся к нему — ведь в споре он разглядел маску смерти на лице оппонента.

Узнав, что спящий казак держит оборону в запертой избе, офицер решил сам испытать свою судьбу. Договорившись с эсаулами взломать двери и тем самым отвлечь внимание убийцы на себя, он вошел через окно. Пуля задела его плечо и оторвала подплечник. Но Печорин не дал казаку забрать саблю, а Есаулы, выломившие дверь, помогли связать убийцу.

Отрывок 3. Разговор с Максимом Максимовичем

Завершить краткое содержание «Фаталиста» можно разговором между главным героем и капитаном штаба крепости. Но настоящий разговор не спрашивает. Печорин описывает произошедшее с философской точки зрения, задаваясь вопросом, предрешена наша судьба или нет. Наивный же воин воспринимает все как простую трагическую случайность. Однако он предполагает, что азиатские пистолеты (например, покойный Вулич играл с одним из них в «русскую рулетку») часто заклинивают, если они не использовались долгое время или если спусковой крючок нажимается недостаточно сильно.

Темы и проблемы

Темы и проблемы в этой главе можно описать более подробно, если они понадобятся читателю. Многократное эссе Lytrecon с радостью завершит анализ главы «Фаталист», если вы напишете в комментариях, чего не хватает.

  1. Основная тема главы «Фаталист» — размышления на тему человеческой судьбы, существования судьбы, избежать которой никому не удастся. Люди уже задумывались над этими вопросами, считая, что боги предписывают каждому свой жизненный путь. И невозможно угадать, когда должно было произойти то или иное знаменательное событие.
  2. Это также поднимает проблему столкновения внутреннего скептицизма с почти мистической реальностью. Печорин не знает, почему все пошло именно так, поэтому и говорит себе: «. после всего этого вроде бы не стать фаталистом?» Однако он заключает, что лично для него проблемы судьбы не представляют особого интереса. Ведь «ничего хуже смерти не случится — а смерти не избежать!».

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1. Бэла

Встреча рассказчика и капитана штаба Максима Максимыча произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время подошли новые знакомства. Буран вызвал вынужденную ночевку в сакле. Быстрее было проводить время за рассказами. Первый рассказ, который я услышал от Максима Максимыча, посвящен воспоминаниям четырехлетней давности, когда капитан был командиром стражи крепости. Ему подчинялся молодой офицер по имени Пекорин.

Григорий Печорин молод и красив. Разумный. Проводя много времени вместе, они подружились. Гришка был хорошим мальчиком, но сумасшедшим. Его персонаж был непонятен Максиму Максимычу. Ему было грустно от непонятной меланхолии, потом он ушел самое большее, не щадя себя. Однажды они получили приглашение на местную свадьбу в горной деревне. Старшая дочь князя собиралась выйти замуж.

Веселье было в самом разгаре. Печорину понравилась младшая дочь хозяина. Его звали Бела. Григорий — не единственный, кто обратил внимание на красивое создание. Присутствовавший на свадьбе вор Казбич не сводил глаз с девушки. У него была лучшая лошадь во всей Кабарде, что вызывало зависть у соседей.

Брат Белы Азамат мечтал увидеть в конюшне великолепную лошадь. Мальчик предложил немного денег, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бел, предлагает украсть для него младшую сестру, но вместо благодарности видит улыбку и слышит очередной отказ. Азамат был в ярости. Между молодыми людьми разгорелась ссора. Максим Максимыч стал свидетелем неприятной сцены. Он рассказал Пекорину о разговоре, который услышал, когда вернулся в крепость.

Пекорин сделал из вышеизложенного свои выводы. Вскоре по двору распространилась молва о пропаже лошади Казбича. После стали известны подробности. Григорий повернулся к Азамату и попросил привести к нему Белу. Взамен он пообещал, что лошадь будет его.

Азамат был готов на все ради лошади. После похищения сестры он отвел ее к Грегори. Казбич, повел барана в крепости, промазал в бухте. Печорину удалось отвлечь внимание на себя, чем Азамат воспользовался. Казбич был в ярости, поклявшись отомстить тому, кто осмелился отобрать лошадь. Первой жертвой стал князь. Вор убивает отца Белы и Азамата, будучи уверенным, что кража лошади — это его дело.

Бела был застенчивым и диким. Печорину пришлось потратить много времени и сил на его укрощение. Он нанял для нее слугу, подарил ей подарки. Добившись своей любви, Григорий был счастлив, получив желаемое, но ненадолго. Девушка его накормила. Он стал реже появляться в доме, стараясь не встречаться с ней.

Однажды Григорий и Максим Максимыч отправились на охоту. По пути домой они услышали звук выстрела. Почувствовав, что что-то не так, бегуны прибавили темп. Вдали показалась лошадь Казбича. Вор был не один в седле. Он держал Белу перед собой. Кинжал застрял ей в спине. Казбичу удалось скрыться от правосудия. Бела умирал в агонии. Два дня Пекорин не вставал с постели. Умирая, она призналась ему в любви. После похорон они старались не вспоминать о Бэлу. Максим Максимыч считал, что лучший выход для нее — смерть. Грегори уйдет от нее, и девушка вряд ли сможет пережить измену. Печорина вскоре перевели в Грузию. Подключение было потеряно.

Глава 2. Максим Максимыч

Попутчики разошлись, не ожидая скорой встречи. Максим Максимыч познакомился с Печориным, когда тот был уже на пенсии и собирался уехать в Персию. Главный капитан не видел своего друга почти пять лет и был невероятно доволен неожиданной встречей. Однако Печорин казался равнодушным, что сильно обидело старика. Максим Максимыч давно его ждал, но Григорий никуда не торопился. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он так много слышал.

Величественный и привлекательный мужчина. В нем было чувство расы. Женщины, несомненно, любили его. Хорошо одет. Элегантно, со вкусом. Улыбаясь, его глаза оставались холодными. Безразличный и равнодушный ко всему.

Когда карета с Пекорином уехала, капитан вспомнил, что не успел отдать другу бумаги, которые тот хранил. Бумаги оказались личными записями Печорина.

Основные персонажи

В этой главе — собственно заключении романа «Герой нашего времени» — ни княжна Марья, ни черкесская женщина Бэла, ни кадет Грушницы не фигурируют. В офисе, где офицеры проводят вечера, много людей, но из толпы выделяются лишь несколько персонажей:

  • Григорий Печорин — главный герой всего романа. Уже в юности он устал от жизни, циничный, эгоистичный, но в то же время мужественный.
  • Максим Максимыч — штабс-капитан крепости, к которой был прикомандирован Печорин. Старый воин, добрый и простой человек.
  • Вулич — офицер сербского происхождения. Странный человек, о жизни которого мало кто знает. Смелая и страстная, но в то же время хладнокровно.

Есть и второстепенный персонаж: пьяный казак, который, однако, сыграл решающую, если не судьбоносную, роль в сюжете этой главы.

внутренняя борьба, героизм, гордость и смирение, жизнь и смерть, отвага и трусость

«Фаталист» — это глава «Героя нашего времени».

Однажды в казачьей станице поселился печоринский батальон. Вечером офицеры с удовольствием играли в карты. Однажды во время такой игры заговорили о судьбе. Назначают это человеку или нет. И были ли жизнь и смерть предопределены? Беседа переросла в дискуссию. Спикеры разделились на два лагеря: за и против.

Пари с судьбой

Вулих, который был страстным и фаталистическим игроком, сделал предложение проверить способность человека контролировать свою жизнь. Печорин сделал ставку. Вулич согласился: если ему суждено умереть сегодня, то он умрёт. А если нет, то будет жить.

Вулич схватил наугад пистолет. Все вокруг замерли. Может случиться непоправимое. Пекорин мечтал увидеть в глазах Вулича печать смерти. Он сообщил ему об этом, сказав, что сегодня он умрет. Вулич произвел выстрел в висок. Произошла осечка. Люди вокруг него вздохнули с облегчением. Все были счастливы, что ружье было разряжено и все остались живы. Однако Вулич промахнулся. Пуля пробила капюшон, который висел на стене. Пистолет был заряжен. Это ошеломило офицеров. Вскоре все они разошлись. Печорин не мог понять, почему он все еще считал, что Вулич должен умереть сегодня.

Часто на лице человека, которому суждено покинуть этот мир в течение нескольких часов, остается необычный след неизбежности судьбы. Это видно невооруженным глазом.

ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ

  • Древнерусская литература • Кирилл и Мефодий. Славянская Библия • Жанры духовной литературы • Хроники • Слово о полку Игореве • Военные рассказы • Литература эпохи Ивана Грозного • Литература бунтарских времен • Протопоп Аввакум • Симеон Полоцкий • Сказки 17 века • Первые русские комедии
  • Литература 18 века • Эпоха Просвещения • Реформа русской поэзии • Ломоносов Михаил Васильевич • Театр классицизма • Сатирическая публицистика • Фонвизин Денис Иванович • Державин Гавриил Романович • Радищев Александр Николаевич • Карамзин Николай Михайлович
  • Первая половина XIX века • Грибоедов Александр Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич
  • Вторая половина XIX века • Островский Александр Николаевич
  • Афористический

Пьяный казак

Печорин пошел в свой дом, думая о человеческой жизни и предназначении, и вдруг наткнулся на что-то толстое и мягкое. Он наклонился и увидел, что перед ним лежит свинья, разрезанная саблей пополам. Тогда к нему подошли двое солдат и спросили, не видел ли он пьяного казака, гнавшегося за свиньей. Григорий Александрович показал им зарезанную свинью, и они продолжили, сказав, что пьяного надо связать, прежде чем это вызовет проблемы.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг