Вишневый сад

Время и место сюжета

В усадьбе Раневских

Действие комедии происходит между 19 и 20 веками. Сюжет начинает развиваться весной и заканчивается осенью, то есть временной охват составляет в среднем 5 месяцев.

Место, где происходят главные события, — усадьба Раневских. Первое действие происходит прямо в комнатах, второе на улице возле дома. В игре есть несколько указаний на то, что усадьба находится в одной из южных провинций Малороссии (современная территория Украины).

Коротко об истории создания пьесы

А.П. Чехов начал писать пьесу в 1901 году. Это была его последняя работа. За основу была взята реальная история, ведь в то время было много случаев продажи и аренды земли. Кроме того, повлиял личный опыт писателя. Однажды ее семье пришлось столкнуться с тем, что они были вынуждены продать свой дом из-за долгов. Писатель передал в пьесе то, что чувствовал сам.

Работа над текстом продолжалась очень много. Антон Павлович был уже тяжело болен и долго не мог писать.

В его планы входило написать забавную комедию, но тревога за судьбу России изменила это.

Чехов при жизни успел увидеть премьеру своей пьесы и был вознагражден бурными аплодисментами.

Основная информация о второстепенных действующих лицах

  1. Дуняша — горничная, чувственная и ранимая девушка.
  2. Яша — дерзкий молодой лакей, он стремится к роскоши и комфортной и интеллигентной жизни.
  3. Шарлотта Ивановна — домработница.
  4. Фирс, 87-летний официант, верный слуга, с радостью остался бы крепостным.
  5. Симеонов-Пищик Борис Борисович — помещик, всю жизнь прожил в долгах .
  6. Епиходов Семен Пантелеевич — сотрудник, с которым всегда что-то происходит.

Первое действие

В усадьбе Раневских все ждут приезда хозяйки и ее дочери Ани из Парижа: Лопахин, Дуняша, Фирс, Симеонов-Пищик. На вокзале их встречают брат Любови Андреевны и приемная дочь.

Лопахин рассказывает Дуняше, как, несмотря на плохое происхождение родителей и их подчинение Раневскому, он стал богатым и независимым купцом. Хотя он сразу признает, что оставался в неведении, он даже не может понять прочитанную книгу. И пока он читает, он засыпает.

В разговор вступает Епиходов, жалуется на еще одну беду, случившуюся с ним — скрип сапог — его жалобы всем наскучили. Из-за постоянных проблем этого героя называют «22 беды». После ухода Дуняша признается Лопахину, что сотрудник сделал ей предложение. Но Ермолай Алексеевич, как и другие господа, не заботится о внутреннем мире и проблемах слуг.

Прибытие экипажа с хозяевами. Дуняша и Фирс тепло приветствуют Раневских, заботу и заботу о доме. С Любовью Андреевной и Аней приехали официант Яша и экономка Шарлотта.

Варя рада приезду своей семьи. Общаясь с сестрой, Аня признается в плачевной ситуации: все средства семьи потрачены зря, земля под Ментоном продана, вишня собирается выставить на продажу, аукцион назначен на 22 августа. Но мать его не видит, он продолжает безрассудно тратить деньги. Варя признается, что Лопахин не спешит их делать, хотя все уже считают ее женой купца.

Аня жалуется на истощение и ложится спать, не обращая внимания на комплименты дяди и вопросы матери. Любовь Андреевна находит ей оправдание: она очень устала.

Гаев рассказывает сестре о произошедших изменениях (кто умер, кто переехал в другое поместье), сося леденец. Лопахин находит удобное время, чтобы предложить Раневской разделить имение на участки и сдать его дачникам. Таким образом вы сможете покрыть свои долги. Хозяева принимают предложение в штыки: они против рубить любимую вишню.

Однако вместо того, чтобы искать другие способы решения проблемы, все плавно переходят к обсуждению обычных мелочей: мебели, медицины, природы. По приезду Любовь Андреевна постоянно восхищается всем и вся, что видит в доме. Эмоции переполняют хозяйку. Похоже, он не замечает угрозы, нависшей над поместьем.

Лопахин уходит, давая Раневской 3 недели подумать. Приходит Петр Трофимов, бывший учитель сына Любови Андреевны. Хозяйка вспоминает Гришу со слезами на глазах, но быстро переходит к другой теме. Пищик занимает двести сорок рублей. Отсутствие лишних денег не мешает хозяйке отдать арендодателю запрашиваемую сумму.

Чтобы спасти вишневый сад, Гаев предлагает обратиться за помощью к тете, графине Ярославской. Отметим, что дальняя родственница не любит их из-за неблагородного происхождения мужа Любови Андреевны и его несправедливого образа жизни. Но это все равно должно помочь. Кроме того, Леонид Андреевич считает необходимым взять ссуду у Лопахина и взять ссуду под векселя.

Несмотря на наивность и отчаяние предложения Гаева, Раневскому оно нравится, и все быстро успокаиваются. Пришедшая Аня только ругает дядю за то, что она сказала в отношении матери. Внучки обвиняют Леонида Андреевича в частой болтовне, призывают его замолчать. Герои засыпают.

Второе действие

Действие происходит в поле возле заброшенной часовни. Яша, Дуняша, Шарлотта и Епиходов разговаривают на скамейке. Шарлотта рассказывает о своем прошлом: ее родители устраивали спектакли на ярмарках, потом они умерли — девочку воспитывала немецкая любовница. Домработница возмущена, что ей не с кем поговорить.

Клерк играет на гитаре, признается Дуняше в любви. Однако девушка влюблена в Яшу, который флиртует с ней без серьезных намерений. Лакею стыдно за отношения с Дуняшей.

Уходят все, кроме Яши. Слышны голоса владельцев: Гаева, Раневской и Лопахина. Лопахин уговаривает Любовь Андреевну согласиться на аренду сада. Но разговор снова ни к чему не приводит: все продолжают общаться на несвязанные темы.

Раневская признает, что ничего не может поделать со своей расточительностью, и дает золотую награду проезжающему мимо алкоголику. Любовник рассказывает о неудавшихся отношениях с мужчиной, который уехал с ней за границу и погубил ее. Письма из Парижа от него — Раневская просит простить и вернуть.

Лопахина Любовь Андреевна ухаживает за Варей, купец соглашается выйти замуж. Гаева снова ругают за бесполезные и пустые разговоры. Абети плохо слышит: все смеются над ним, но не понимают, что сами разговаривают друг с другом, как глухие лакеи: каждый говорит о своем, не слушая других.

К мастерам присоединяются Трофимов и сестры Раневские. Лопачин называет Трофимова «вечным учеником». Петя говорит много хороших слов, но никаких действий от него не добьешься.

Аня и Петя счастливы остаться одни. Бывший педагог рассказывает о сложившихся реалиях, призывает себя, Аню и ее близких смотреть правде в глаза. 17-летняя Раневская готова покинуть семейное имущество и начать новую жизнь.

Третье действие

22 августа — день аукциона. В салоне Раневского идет танец. Все ждут Леонида Гаева. Пищик снова просит у всех денег на погашение долгов.

Петя издевается над Варей Лопахиной. В ответ он называет обидчика «вечным учеником» и «неряшливым джентльменом». На самом деле Варя огорчена, что Лопахин до сих пор не сделал ей предложения.

Никто не понимает, зачем организован танец, кто заплатит музыкантам. Но все, как всегда, плывет по течению. Шарлотта демонстрирует свое мастерство, выполняя магические трюки: все аплодируют, особенно Пищик.

Еще одно письмо пришло из Парижа. Любовь Андреевна решает поехать в Париж, потому что ее возлюбленный заболел и нуждается в помощи. Трофимов осуждает такой порыв, называя свою возлюбленную «мерзавцем».

В ответ Раневская ругает Петю за пустые разговоры о высокой любви, неумении по-настоящему любить и прощать. Петя обижается, уходит и падает с лестницы, хозяйка извиняется за сказанное.

Фирсу не очень хорошо. Но отдыхать он не пойдет: без старого лакея некому будет служить господам. Епиходов продолжает жаловаться на жизнь, но о себе говорит, что всегда улыбается и смеется. Варя палкой выталкивает его из дома и бьет Лопахина.

Ермолай Алексеевич сообщает, что купил сад. Теперь он может делать все, что захочет, с имением, в котором его отец и дед были крепостными. Любовь Андреевна в отчаянии. Аня ее успокаивает, обещает вырастить новый огород.

Очень краткий пересказ пьесы

Игра начинается с того, что в свое имение возвращается хозяйка Раевская Любовь Андреевна, с ней идет ее дочь Аня. Они не были в России 5 лет. Но здесь их ждут денежные проблемы. Их никак нельзя решить.

Тогда предприимчивый бизнесмен Лопахин предлагает выкупить имение, чтобы в будущем срубить вишню, разделить территорию на участки и сдать дачникам. Хозяин долго не соглашался, но в результате ему ничего не оставалось, как заключить сделку. Она очень злится на это событие, потому что здесь выросла, вышла замуж, похоронила сына.

Прощаясь с домом, Раневская устраивает танец. На нем читатель знакомится со всеми персонажами, узнает их взгляды на жизнь.

В итоге недвижимость продана, Лопахин торжествует. И вдалеке слышны удары топора.

Действие первое

Майский рассвет, цветут вишни. Разговор Лопахина с Дуняшей, из которого читатель узнает, что скоро приедет владелица имения Любовь Андреевна Раневская, которая уже пять лет находится за границей. Лопахина раздражает, что он спал, скоро приедет его команда. Он нежно отзывается о ней, погружается в детские воспоминания: когда в пятнадцать лет отец ударил его по лицу, Раневская помогла ему умыться, утешила. Сейчас Лопахин купец, носит белый жилет и желтые туфли, но на самом деле остается «крестьянином». Еще она советует избалованной Дуняше не забывать, что она официантка: вздохи и обмороки ей не идут, «ты должна помнить себя».

Входит Епичодов, писарь, очень несчастный человек. Он всегда всем недоволен, а теперь вздыхает, что недоволен местным климатом: мерзнет, ​​а сакура цветет. Сделал предложение Дуняше. Вдруг все слышат скрип колес и объявляют о приезде Раневской с дочерью.

Входит хозяйка с дочкой-домработницей и Яшей-слугой. Хозяйка невероятно тронута: раньше в этой комнате была детская. Ее окружают родные и близкие: 24-летняя приемная дочь Варя, брат Гаев, старая служанка Фирс, горничная — все без исключения рады ее видеть. Шарлотта постоянно всех удивляет каким-то макияжем. Теперь он объявляет, что его собака пристрастилась к орехам. Дуня говорит, что в имение приехал студент Петр Сергеич. Ночует в бане, так как стесняется беспокоить хозяев.

Аня жалуется на чужой климат: холод и снег. Мама продала дачу, деньги растратил. Постоянно заказывайте самые дорогие вещи, давайте всем чаевые. Варя утверждает, что проценты за заложенное имущество не выплатил и продаст с молотка в конце лета. Аня спрашивает сестру, делал ли ей Лопахин. Варя отрицает.

Аня вспоминает своего утонувшего брата Гришу: именно из-за ее потери мать решила уехать в Париж. Когда-то его учителем был ученик Пети.

Раневская взволнована и ведет себя как ребенок: целует шкаф, восторженно заглядывает в свои комнаты. По поводу смерти няни в ее отсутствие она отмечает, что они «написали мне», и искренне рада, что старый Фирс все еще жив.

по поведению собственника видно, что это ребячество, его имущество уйдет с молотка, но реальных проблем это не решит. Лопахин предлагает ей свой проект: нужно снести старый участок с вишнями и разделить территорию на участки. Эти участки будут использоваться как дачи для города, на которых можно будет сэкономить более двадцати тысяч. Раневская и его брат категорически отрицают возможность реализации этого проекта и возмущены кощунством такого предложения. Сад священен и не подлежит сносу! В ответ на это Лопахин отмечает, что с большей долей вероятности какой-нибудь дачник снова посадит вишню и вскоре новая вишня снова будет пахнуть на том же месте. Но и сестра, и брат непреклонны. Вскоре они забываются и продолжают заниматься ерундой: Гаев с пафосной болтовней обращается в уборную, Шарлотта всем показывает фокусы, Фирс бормочет, Раневскую увлекают воспоминания о «детстве и чистоте». Появляется студент Петр, влюбленный в Аню.

Действие второе

Природа, поле, пейзаж на фоне старой часовни. Домработница вспоминает, что у нее нет паспорта, поэтому она считает себя молодой. Однажды девочкой она выступала с отцом: они разыгрывали фарсы. Потом родители умерли, знатная немка взяла ее, научила читать и писать. Итак, Шарлотта стала домработницей.

Епиходов поет гнусаво, Дуняша обдирается. Епиходов отмечает, что он прочитал много книг, но так и не нашел себя и свои цели в жизни. Он часто думает о том, чтобы застрелиться.

Тем временем к хозяевам приходит Лопахин: ему нужен однозначный ответ. Раневскую раздражает, что деньги быстро заканчиваются, она не научилась экономить, администратор Вареньки как-то пытается отработать деньги на обед. Раневская ругает брата за то, что в ресторане так много еды и напитков. Лопахин снова вмешивается в разговор и замечает, что по некоторым слухам в городе некий Дериган рассматривает возможность приобретения их имения. Гаев лениво отвечает, что тётя Ярославля обещала помочь деньгами, десятью или пятнадцатью тысячами, но что-то не присылает. Лопахин начинает свой проект заново, но его никто не слушает. «Дачи с дачниками — это уж слишком пошло!»

Тем временем Лопахина пытаются увезти в Вареньку. Гаев что-то говорит о предложении поработать в банковской конторе, но Раневская его осаждает, ей это не нравится.

Появляется старый слуга и начинает рассказывать о прошлой жизни, о том, как это было чудесно в былые времена, и сразу понимаешь, кто такой слуга и где хозяин.

Разговор Ани со студентом. Судент много говорит об интеллигенции, что интеллектуалы — ограниченные общества, несмотря на их интеллект и образование. Между тем Аня признается Пете, что готова принять новую реальность и что она не против предложения Лопахина.

Действие третье

В большом зале ярко сияют люстры, играет живая музыка. Все исполняют вальс. Сегодня знаменательная дата: 22 августа, торговый день. Любовь Андреевна не находит себе места: Гаев и Лопахин должны вернуться и доложить о положении дел в имении. Тетя прислала пятнадцать тысяч, наверное, этих денег не хватит даже на выплату процентов. Домработница всех развлекает, слуга Яша умоляет увезти из России, так как он обременен местными обычаями. Раневская всем действует на нервы. Он мечтает уехать во Францию ​​к любимой, и ему выгодно поскорее найти место для дочерей. Варя мечтает отдать Лопахина и опасается за Аню: «вечный ученик» слишком ненадежен».

Между тем присутствующие находят новую тему для обсуждения: можно отказаться от всего ради чувств. Раневская недовольна позицией Пети, который считает себя «выше чувств». Петя понимает, что она безрассудна, так как снова идет к мужчине, который не раз предавал ее. Пока нет новостей о том, что сад был продан, но герои решают, что они будут делать, когда сад будет продан.

Дуняша теряет интерес к Епиходову. Он пытается поговорить с ней. Варя его отталкивает, ей не нравится поведение простой служанки. Фирс продолжает исполнять свои обязанности силой. Он тяжело болен, пожилой, но привозит сладости присутствующим на балу.

Вскоре входит ликующий ЛОПАХИН. Гаев плачет. Лопахин купил их участок. Покупкой доволен: теперь он хозяин сада, где его дед и отец были рабами. Его вдохновляет его новая должность и тот факт, что он может платить, сколько хочет. Он готов приступить к рубке деревьев как можно скорее. Скоро появятся дачи и новые арендаторы. Это новая жизнь, как он ее представляет.

Варя бросает ключи, Раневская не сдерживает рыданий. Аня утешает ее, считая, что жизнь продолжается.

Действие четвертое

Пустая детская. Собранные вещи одиноко лежат в углу. Слышен звук вырубаемых вишневых деревьев. Лопахин разложил шампанское, но пить никто не хочет. Все герои ведут себя по-разному. Петя и Аня чувствуют себя на пороге чего-то нового, это их вдохновляет. Лопахин вдохновлен новой покупкой и идеей осуществить свою мечту. Слуга Яша счастлив покинуть беспокойную родину. Раневская проливает слезы, но как-то соглашается с дочерью, что старая жизнь закончилась и нужно двигаться дальше. Сначала все идут вместе, потом все идут поодиночке. Раневская поедет со служанкой в ​​Париж, Аня поедет учиться, а Петр поедет в столицу. Гаев принимает предложение сотрудника банка, Варя находит работу горничной в соседнем имении. Шарлотта ничего не нашла, но Лопахин ей поможет. Он нанял Епиходова на работу. Все забыли о Фирсе. Он болен, и его обещали отвезти в больницу, но из-за суматохи с налогами не взяли.

Раневская в последний раз пытается организовать сватовство между Лопахиным и Варенькой, но безуспешно. Лопахин не думает о замужестве, Варя в замешательстве.

Приехали фургоны, все в смятении ушли. Раневская и Гаев остаются, плачут и прощаются с домом своего детства. Они понимают, что молодость ушла, а вместе с ней и жизнь, к которой они привыкли. Настала новая эра. В которые они не помещаются. Им сложно понять новые веяния, они стоят на развалинах прошлой жизни.

Дом уничтожен. Оказывается, там останавливался старый слуга, его никто не вспомнил. Слуга понимает, что он заперт, и не сердится. Он ложится и молча умирает. В мертвой тишине кажется, что нить оборвана. Топор работает, деревья вырубают. Палатка.

Список и характеристика героев пьесы

Главные герои

Раевская Любовь Андреевна. Помещик средних лет, аристократ. Впечатляющая и романтичная натура. Он живет сегодняшним днем, не думает о том, что будет завтра, не умеет экономить. Он находится в каком-то воображаемом мире, он не воспринимает реальность.

Анна Раневская. 17-летняя дочь Любови Раевской. Понимающая и умная девушка. Любит Петю Трофимова, мечтает работать, чтобы помогать матери. Он понимает, что реальность другая, и он должен уметь жить в новых условиях. Он не жалеет о том, что разрушил сад.

Варя, приемная дочь Любови Раевской. Девушка трудолюбивая, но не очень счастливая. Он управлял имением, пока Раевская была за границей. Он не тратит зря деньги хозяина, поэтому слуги вынуждены есть только горох. Она мечтает выйти замуж за Лопахина, но он совершенно не интересуется ею.

Гаев Леонид Андреевич. Брат Раневской. Также он впечатлительный и сентиментальный человек. С детства живет в своем доме, жены и детей у него нет. Он может красиво говорить, ничего не делая. Он строит нереальные планы, которым не суждено сбыться.

Лопачин Ермолай Алексеевич. Состоятельный купец, родом из крестьян. Герой говорит о своем отце: «… много денег, но если подумать, мой отец действительно был мужчиной…» Предприимчивый, жадный, но совершенно невежественный. Его цель — обрести имя Раневская. Приобретая его, вы получаете эмоциональное удовлетворение. Он смущен внутренне, так как до сих пор считает себя ниже Раевской, поэтому стесняется делать предложение Ане.

Трофимов Петр Сергеевич. Учитель покойного сына Раевской, «вечный ученик». Умный молодой человек, любящий размышлять о судьбе России. У него прогрессивный взгляд на жизнь, но он не проявляет активности. Это полная противоположность Лопахину.

Другие персонажи

Абети, преданный слуга, 87 лет. Всю свою жизнь он верно служил своим хозяевам. Собственной семьи у него нет, так как он бросил ее ради хозяев. Несмотря на это, господа забывают об этом дома, как о чем-то старом и бесполезном.

Сименов-Пищик Борис Борисович, сосед по усадьбе. У него нет денег, поэтому я очень рад арендовать свой участок.

Епиходов Семен Пантелеевич, его все называют «двадцатью двумя бедами». Ему постоянно не везет. Из-за постоянных невезений, смущения он попадает в неприятные ситуации. Считает себя достаточно умным, но его утверждения расплывчаты.

Шарлотта Ивановна, одинокая домработница. Она выросла в семье артистов цирка, поэтому умеет мастерски выполнять трюки. Он не понимает смысла своей жизни.

Дуняша — молодая официантка, которая старается вести себя как настоящая молодая женщина, подражая Любови Андреевне. Ждать любовь.

Яша — молодой официант, который считает себя важной птицей с тех пор, как был за границей. Мятежный и высокомерный.

Экранизации

Вишневый сад (Японская империя, 1936); «Вишневый сад» (Великобритания, 1959, постановка BBC); «Вишневый сад» (Великобритания, 1981, Джуди Денч в роли Раневской); Вишневый сад (Россия, 1993); «Вишневый сад» (Греция, Франция, 1999, Шарлотта Рэмплинг в роли Раневской, Алан Бейтс в роли Гаева); «Сад» (Россия, 2008 г).

Основные персонажи

Основные темы, затронутые в «Вишневом саду» Чехова, — это неспособность адаптироваться к изменениям, новое потерянное поколение и размышления о будущем России. Родители автора были вынуждены продать свою собственность, поэтому это событие побудило писателя создать произведение.

Главные герои романа Антона Чехова «Вишневый сад:

  1. Любовь Раневская — помещица средних лет, уехавшая из имения после смерти сына. Он склонен к абсурдным действиям, живет в воображаемом мире и не хочет принимать реальность, потому что способен ее навредить.
  2. Аня — 17-летняя дочь помещика, красивой и умной молодой женщины. Он полностью понимает, что реальный мир меняется и что вам нужно приспосабливаться к жестокой жизни, но вы не можете начать ее, не разорвав связь с прошлым.
  3. Леонид Гаев — брат Раневской, который любит говорить о разных вещах и говорить не к месту, поэтому часто выглядит как шут. У человека такие же взгляды на жизнь, как и у помещика.
  4. Ермолай Лопахин — зажиточный купец и типичный представитель буржуазии того периода. Он сын обычного лавочника с деловым чутьем, который помог ему заработать состояние, но у него нет научной подготовки.
  5. Варя — приемная дочь помещика, мечтающего отправиться в путешествие по святым местам. Когда ее мать путешествовала, она была владелицей имения.
  6. Петр Трофимов — талантливый ученик, в прошлом обучавший сына Раневской. Любит думать о судьбе России. У него довольно прогрессивные мысли, но нет никаких шагов по их реализации.
  7. Павел Симеонов — бедный помещик, героиновый сосед, в долгах.
  8. Шарлотта Ивановна — замечательная домработница, работавшая в цирке. Он не знает, для чего живет, и часто жалуется на недостаток внимания.
  9. Семен Епиходов — неповоротливый сотрудник, давно влюбленный в Дуняшу.
  10. Дуняша — молодая горничная, жаждущая взаимной любви. Девушка старается вести себя как дама и требует галантного отношения к себе.
  11. Фирс — 87-летний лакей, долгое время работавший на Раневскую, отказавшийся от свободы и семейного счастья.
  12. Яша — привлекательный лакей, считающий себя важным человеком после поездки с помещиком. Он очень высокомерный и распутный мальчик.

В этой игре автор показывает, что главным для того времени были деньги и огромная выгода. Тогда было время прагматизма. Произведение учит читателя уважать прошлое.

Действие 3. Раневская устраивает бал, а Лопахин покупает вишнёвый сад

22 августа остаемся в имении. Раневская устроила танец, собрала соседей и знакомых. Аукционы должны были состояться в тот же день, и Раневская ждала Гаева с новостями. Тетя графиня дала деньги, и Раневская надеялась, что их хватит на покупку недвижимости.

Рекламная пауза:

Трофимов стал подшучивать над Варей «Мадам Лопахина». Раневская считала, что девушке следует выйти замуж за купца, ей тоже было наплевать, но Лопахин отложил предложение на два года.

Раневская волновалась, Трофимов утешал ее, говоря, что вишня в прошлом, но она считала, что не успела «мучиться» и не понимала, сколько для нее значило старинное имение:

… Без вишневого сада я не понимаю своей жизни, а если действительно нужно продать, то продайте мне вместе с садом.

Раневская сказала, что не против выдать Аню замуж за Трофимова, но для этого ей нужно закончить учебу. Затем она показала студентке телеграмму: ее возлюбленный болен и звонит ей в Париж. Раневская все еще любила его.

Трофимов назвал свою возлюбленную мерзавцем, вором и никем. Раневская рассердилась и сказала, что Трофимов «чистый, забавный чудак, чудовище», не умеющий любить, но потом попросил прощения и танцевал с ним.

Лопахин и Гаев вернулись с аукциона. Денег Гаева не хватило, некий господин снизил ставку, но Лопахин поставил еще больше и купил недвижимость, не желая, чтобы ее забрал посторонний.

Я купил имение, где мои дед и отец были рабами, где они не могли даже войти на кухню. Я сплю, мне только кажется, только кажется…

Варя сняла с пояса ключи от усадьбы, бросила их на землю и ушла. Изумленная Раневская расплакалась. Аня стала утешать маму, позвала ее с собой, обещая «посадить новый сад, более роскошный, чем этот».

Анализ произведения

Основная идея произведения

Основная идея работы в том, что каждый человек мечтает о каких-то важных изменениях. И это чувство надвигающихся перемен охватывает всех персонажей игры. Их жизнь, как и жизнь старой России, была разрушена. Но новых изменений пока нет, а какими они будут, неизвестно. Эта неуверенность порождает страх и желание цепляться за прошлое.

Темы комедии разные:

  • нарушение старого образа жизни;
  • уничтожение дворянства;
  • рост революционных настроений;
  • реорганизация жизни.

Самая главная тема — смерть красоты окружающей природы. Люди не замечают аромата, цветением которого пышно вишневое дерево.

Композиция

У пьесы Чехова неопределенная структура. Произведение состоит из 4-х действий и различных явлений.

Композиция состоит из основных частей:

  • Первое действие. Выставка начинается. Все ждут приезда хозяйки, рассуждают.
  • Галстук. Раневская разорена, его имущество должно быть продано с аукциона. Но владельцы не согласны. Здесь начинается конфликт между старым и новым миром, между прошлым и будущим.
  • Второе действие. Эскалация конфликта. Они решают, что делать с имением.
  • Третье действие. Наступает кульминация. За кулисами продают вишневый сад, и все на переднем плане веселятся на выпускном.
  • Четвертый акт. Наступает эпилог. Все было решено. Конфликт окончен. Все уходят, слышен только звук топора.

Жанр и направление

«Вишневый сад» однозначно отнесен к литературному направлению «реализм», так как автор пытался воссоздать действительность. Его образы типичны и натуралистичны. Сюжет прост.

Однако есть некоторые особенности, которые позволяют отнести спектакль к новому феномену «Teatro dell’Assurdo». Об этом говорят резкие комментарии героев, которые словно брошены на ветер, между героями нет четких диалогов.

Чехов назвал свое творение комедией. Критики, однако, не согласны с этим определением и называют пьесу трагикомедией, поскольку здесь показаны как комические, так и трагические ситуации.

Читательский дневник по пьесе «Вишневый сад» Чехова

Сюжет

Весной хозяйка Любовь Андреевна Раневская возвращается из Парижа в имение, выставленное на аукционе за долги, с цветущей вишней. Вместе со своим братом Гаевым он надеется защитить дом и сад. Купец Лопахин, отец которого был слугой этого рода, предлагает выход: разрушить дом с садом и построить на их месте землю, которую дачники с радостью сдадут в аренду. Но Раневская его, похоже, не слушает. Усадьба — его связь с прошлым, символ счастливой жизни.

Ее дочь Аня намерена учиться и строить новую жизнь со студентом Петей Трофимовым. Приемная дочь Раневской Варя надеется выйти замуж за Лопахина, но он никогда не делает ей предложения. После продажи дома ему придется пойти к домработнице. Лопахин покупает имущество на аукционе. Раневская спешит в Париж от больного неверного любовника. Потом он вернется к дочери. Гаев идет служить в банк. Лопахин торопится реализовать свой дачный проект, и как только усадьба покинута бывшими хозяевами, в саду доносится топор. В закрытом доме остается забытый всеми старый верный лакей Абети.

Действие третье

Вот вечер, а дома танцы. Танцуют не только Трофимов и Пищик, который жалуется на безденежье. Проходит Варя и жалуется, что музыкантам нечем расплатиться. Петя дразнит ее Лопахиной, она огрызается. Шарлотта показывает фокусы. Все ждут Гаева: тетя из Ярославля прислала доверенность на то, чтобы Гаев купил имение с передачей ей долга. Это ее подарок Ане. Но 15 тысяч — это мало, и Раневская не верит в успех аукциона. Он снова рассказывает Варе о Лопахине и жалуется, что ждал предложения уже 2 года.

Раневская нервничает по поводу имения, а Трофимов говорит, что ей все равно: она не может вернуться к прежней жизни. Он отвечает, что вся смелость и высота убеждений Пети проистекают из ее молодости и неопытности. Ей нужно сострадание, ведь она уже многое пережила, и сегодня она снова получила телеграмму и простила своего возлюбленного, она хочет пойти к нему, несмотря на его воровство и измену. Любовь Андреевна обнимает Петю и просит не осуждать ее. Она бы отдала за него Аню, но она видит, что они ничего не делают, и это ее беспокоит. Петя прямо сказал ей, что ее избранник — ничто, но она закрыла уши руками и оскорбила молодого человека, назвав его «дураком». «В твоем возрасте не заводи любовницы!» Она воскликнула в ответ на свое оправдание, что она «выше любви». Петя возмущается, обижается, уходит. Потом она просит прощения, и он возвращается.

Появились первые слухи о продаже поместья, но покупатель неизвестен. Воспользовавшись перерывом, Яша просит Раневскую отвезти его в Париж. Между Дуняшей и Епиходовым идет диалог: девушка его игнорирует, но он страдает. Варя пинает Епиходова за сломанный кий и случайно попадает в входящего Лопахина палкой. Еще он привел Гаева, который нагружен дорогой едой. Лопахин выиграл аукцион. Раневская была ошеломлена, Варя бросила ключи на пол и ушла. Лопахин счастлив, что купил дом, в котором его предки «были рабами». Он сказал о Варьинском поступке:

Он бросил ключи, он хочет доказать, что он больше не любовник здесь… (Держитесь за ключи.) Ну, это не имеет значения.

Лопахин был в ярости и кричал, что за все можно заплатить, поэтому музыка должна была звучать громче и лучше, чем обычно. Все уходят, остается только Раневская и горько плачет. Входят Петя и Аня, и дочь утешает мать:

Вишня продана, ее нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя еще впереди жизнь, осталась твоя добрая и чистая душа…

Главные действующие лица пьесы «Вишнёвый сад»

  1. Раневская Любовь Андреевна — помещица, вдова, оплакивает своего утонувшего сына Гришу. Она особенно эмоциональна, мечтательница, не желающая признавать правду жизни и привыкшая жить за счет всего, что готово.
  2. Гаев Леонид Андреевич — его брат, полностью поддерживающий взгляды сестры.
  3. Аня — 17-летняя дочь Раневской. Героиня свыклась с мыслью о потере сада, она готова изменить свою жизнь.
  4. Приемная дочь Варя осталась в имении к возлюбленному в отсутствие матери.
  5. Лопахин Ермолай Алексеевич — купец, зажиточный, практичный, безграмотный. Его родители были слугами в имении Раневских. Постарайтесь доказать всем и самому себе, что он чего-то стоит.
  6. Петя Трофимов — «вечный ученик», бывший учитель утонувшего сына Раневской. Любит философствовать и всех учить, но ничего полезного в жизни не добился.

Исторический контекст пьесы

Спектакль «Вишневый сад» — последний.

это интересно! Чехов написал «Вишневый сад» в 1903 году в Ялте, где, на последней стадии болезни, он прожил свои дни. И впервые «Вишневый сад» был поставлен на сцене Московского Художественного академического театра (МХАТ) в следующем году, в год смерти Антона Павловича.

Сам автор отнес произведение к жанру комедии, хотя на самом деле ничего смешного в этом нет. Сюжет «Вишневого сада» довольно драматичен. Кроме того, в содержании произведения можно найти трагические нотки, так как это развалины старинного дворянского рода.
Момент действия в спектакле «Вишневый сад» — конец XIX — начало XX века, когда в России менялись общественно-экономические формации. Феодализм, закончившийся отменой крепостного права, был заменен капиталистической системой, и в описываемый период капитализм уже полностью вступил в свои права.

Богатые буржуа — купцы и крестьяне — по всем направлениям давили на дворянство, многие из которых оказались совершенно непригодными для новых условий, не понимали смысла и причин своего возникновения. Серьезность ситуации, описанной в драме, когда дворянский правящий класс постепенно терял свое экономическое и политическое влияние, достигла своего пика в первом десятилетии нового века.

Персонажи «Вишневого сада» являются членами знатной семьи, когда-то очень богатой, но теперь погрязшей в долгах и вынужденной продать свою собственность, а также своих слуг. Есть еще представитель противоположной стороны: буржуазия.

Действие I. Возвращение Раневской.

Может, еще прохладно, но вишня уже цветет. Комната, которую еще называют «детской». Лопахин и Дуняша ждут приезда Раневской и ее дочери Анны, которые уже пять лет находятся за границей.

Лопахин привязан к воспоминаниям и рассказывает о себе. Его родители были простыми слугами, а он купец и очень богат. Правда, при всем своем богатстве образования он так и не получил.

Дуняша, простая официантка, переодетая девушкой, с нетерпением ждет встречи с хозяйкой. Появляется Епиходов с букетом цветов.

Наконец появляются Раневские и встречающиеся с ними персонажи: брат Раневской Гаев, приемная дочь Варя, Фирс и Симеонов-Пищик. Все довольны возвращением Раневских, а последние — возвращением. Женщинам кажется, что все вокруг них, как было до их отъезда. Усадьба оживает.

Дуняша пытается сообщить Анне все новости сразу, но ее интересует только одна — о приезде к ним Пети Трофимова. Из разговоров выясняется, что Раневская находится на грани разорения: недвижимость за рубежом уже прошла испытания, и теперь очередь за усадьбой с вишневым садом.

Это очень беспокоит Варю и Аню, а сама Любовь Андреевна, понятия не имеющая, что такое хозяйство, просто тяжело вздыхает на этом и привязана к воспоминаниям о прошлой жизни в имении.

Практичный Лопахин предлагает нарезать черешню и арендовать расчищенную землю. Такой доход мог быстро улучшить тяжелое денежное положение Раневских. Однако владельцы сада категорически против его стрижки.

В конце действия Петя Трофимов оказывается влюбленным в Анну.

Действие II. Прогулка возле церкви.

Автор: Антон Павлович Чехов

Рядом старая церковь. На горизонте вишневый сад и город. Незадолго до аукциона. На прогулке: Яша, Дуняша, Епиходов и Шарлотта Ивановна. Последний жалуется на одиночество и отсутствие родственной души, Дуняша влюблена в Яшу, для которого девочка — всего лишь хобби. Епиходов недоволен тем, что выбор горничной не пал на него.

Появляются Раневская, его брат и Лопахин. Они говорят. Лопахин спрашивает, решил ли помещик сдавать землю в аренду. Но он только жалуется на отсутствие денег и до сих пор не дает ответа. Раневская и Гаев ждут денежного перевода от богатой тети, но этих средств не хватит, чтобы согласиться сдать кому-либо ненужный сад.

За это Раневская обвиняет его в безграмотности и коренастом мышлении. Гаев делится новостью: его пригласили служить в банк. Но Любовь Андреевна считает, что брату тут нечего делать. Старый слуга Фирс размышляет о том, какими прекрасными были старые времена, когда мир четко разделялся на господ и слуг.

Позже к пешеходам присоединяются Анна, Петя и Варя. Они говорят о гордости и интеллектуалах, которые, несмотря на то, что они образованные люди, пусты внутри, неинтересны. Оставшись наедине с Петей, Аня признается, что готова к новой жизни: старый фундамент и вишневое дерево для нее уже не важны.

Оцените статью
Блог про краткое содержание книг